Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Россия во второй половине ХV-ХVII вв.



3.1. Судебник 1497 г. [12]

Извлечение

57. О христианском отказе. А христианом[13] отказыватися из волост, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего[14] и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина.[15] А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживеть да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит…

 

3.2. Судебник 1550 [16]

Извлечение

Лето 7000 осьмаго июня … царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своею братьею и з бояры се сь Судебник уложил; как судите бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городам наместникам, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя и судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстите никому, и посулу в суде не имати; такоже и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А который боярин или дворецкий, или казначей, или дьяк просудится, а обвинит кого по суду бесхитростно, или список подпишет и правовую грамоту даст, а обыщется то в правду, боярину, и дворецкому, и околничему, казначею, и диаку в том тени нет; а истцом суд головы, а взятое отдати.

3. А который боярин или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул[17] возьмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеем, или на дьяке взяти исцоа иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, правда и пересуд, и хоженое, и правовой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене, что государь укажет.

4. А который дьяк список наладит или дело запишет не по суду, не так, как на суде було, без боярского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что от того посул взял, и на том дьяке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрьму.

5. Подьачей, который запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем…

30. А случится суд сместной, ищея или ответчик судимы будут не одному
судье, и хто по кого возведет пристова в какове деле ни буди, и тот ищея возмет у своего судьи за собою сторожа да идет к тому судье просити пристова, у кого в присуде тот, на ком ему искати, да перед тем судьею ищет, а будет тот ответчик, не сходя с суда, против на нем взыщет, и ему перед тем судьею и отвечати. Да и во всяких делах судити сместной суд тому судье, у кого ответчик в присуде. А пошлины обоим судьям имати по указу, а делитись судьям пошлинами по половинам, а пошлины обема судьям имати одны.

61. А государскому убийце. И градскому здравцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику ведомому лихому человеку, живота не дати, казнити его смертною казнью. А будет истец которому лихому человеку, и исцово заплатити из ево статка; а что ев остатка за исцовым останеца, и то дати в прогоны. А не будет у которого лихово человека столко остатка, чем исцово заплатити, ино его мсцу в его гибели не выдавати, казнити его смертною казнью…

76. А о холопстве суд. По ключу по сельскому з докладною холоп з женою и з детьми, которые у одного государя с ними в одной крепости и которые его дети родились до холопства, а учнут житии у иново государя, или себе учнут житии то не холопи…

80. А холопа рать полонит, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю и того холопа явити бояром, а дьяку подписати на старой крепости, а пошлины имати с головы по алтыну. А который холоп побежит з государем своим или один бежит без государя своего, а не рать полонит, и выйдет тот холоп ис которые земли опять у Москве, и он старому государю холоп по старому холопству, опричь того, нечто кому государь пожалует, даст волную грамоту…

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьеве дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех … за двор полтина и два алтына… А пожилое имати с ворот…

 

3.3. Об учреждении опричнины

Извлечения из Продолжения Летописца начала царства [18]

 

< …> Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки[19] имати, а учнити ему на своем государстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход[20] учинити особной, а бояр и окольничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно, и на дворцех на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учнити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на свой обиход, да и стрелцов приговорил учнити себе особно…

А учнити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов; и поместья им подовал в тех городех с одново, которые городы поимал в опришнинеу, а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подовати земли велел в то место в иных городах, понеже опришнину повеле учнити мебе особно. На двор же свой царице великой княгине двор повеле место чистити, где были хоромы царицы и великие княгини, позади Рождества Пречистые и Лазаря Святого, и погребы и ледники и поварни все и по Курятные ворота; токоже и княже Володимерова двора Ондреевича место принял и митрополича места. Повеле же и на посаде улицы взятии в опришнину от Москвы – реки: Чертолскую улицу из Семчиньским сельцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе строны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполья, да идо Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполья. Опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря слобод и опричь Дорогомиловские слободы, и до Нового Девича монастыря и Алексеевского монастыря слободы; а слободам быти в опришнине: Ильинской, под Сесенками, Воронцовской, Лыщиковской.

И которые улицы и слободы поимал государь в опришнину, и в тех улицах велел быти бояром и дворяном и всяким приказным людям, которых государь поимал, а которым в опришнине бытии не велел, и тех ис всех улиц велел перевести в ыные улицы на посад. Государство же свое Московское, воинство и суд, и управу, и всякие дела земские, приказывал ведати и делати бояром своим, которым велел бытии в земствах: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичу Мстиславскому и всем бояром. А конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел бытии по своим приказами управу чинити по старине, а об общих делах приходте к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делах приходити к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взятии из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взятии государю на себя. Архиепископы же епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да и бояре и приказные люди то все положили на госурьской воле.

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Дмитрия княже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Куракина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал на себе; а иных сослал в вотчину свою в Казань на житье з женами и з детьми.

 

3.4. Из доклада Луки Паули [21] австрийскому императору [22]

1604 г.

Итак, господин Великий Князь Борис Федорович имеет намерение и твердо решил заключить и восстановить дружбу и согласие с Вашим Императорским Величием и со всем высокочтимым Австрийским домом, чтобы в будущем, в случае враждебного нападения на одну из сторон, другая должна была помогать советом и делом и выручать; и когда это … с обеих сторон будет поставлено и подтверждено, тогда хочет он не только открыть доступ в свою обширную и замкнутую страну, но и разрешить всем своим подданным и торговым людям совершать сюда свои поездки для покупки и продажи, а также и подданным Вашего Императорского Величества будет разрешен свободный, беспрепятственный проход в его землю, чтобы благодаря этому не только возобновились, усилились и поднялись мореплавание и морская торговля сравнительно с прежним, но и чтобы принести пользу и помощь пропитанию в приморских городах Римской империи Немецкого народа и Русским и московским землям и народам…

Кроме того он хотел бы, как он уже часто выражал сильное желание, после открытия доступа в свою страну, основать Латинские школы (как он уговорился об этом с покойным братом Датского короля, Герцогом Иоанном Гольштинским, и хотел уже привести в исполнение), чтобы юноши городов изучали и упражнялись в Латинском и других языках, чтобы они со временем отвыкли от прирожденной грубости и могли бы с другими христианскими народами, в особенности благодаря Латинскому языку, не только разговаривать, но и сходиться с ними в благопристойных обычаях и добродетелях и обращаться вежливо друг с другом.

Кроме того он хотел бы, после заключения того союза, привести свою обширную страну (которая во многих местах опустела) в лучшее состояние, освободить своих подданных и людей по Немецким и другим обычаям от большой тяготи, ига и вялости, ввести и даровать старым и богатым городам свободу, полицию и порядок, а для поддержания суда и справедливости ввести гражданское управление, и построить и укрепить в особенности на Оке и на Бону, в десяти милях один от другого, свободные города, для удерживания вторжений Крымских Перекопских Татар, снабдить их землей и людьми, посадить там знатных людей, которые бы своей силой могли не только удержать Татар, но и способствовать их уничтожению.

3.5. Соборное уложение 1649 г. [23]

Извлечение

... Глава 11. Суд о крестьянех, а в ней 34 статьи.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государственных дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после Московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такьже будет кто вотчиннику и помещику учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылых и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут государевых и дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в иных в каких нибудь в служилых людех в замосковных и в украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или монастыри, или за бояря, и за окольничим и за думным и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам, которые книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, бедет те их беглыя крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людей без урочных лет…


3.6. Павел Алепский [24]


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь