Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На начальном этапе войны русские войска легко подавляли сопротивление отдельных отрядов горцев. Но затем пришлось воевать с отрядами имама Шамиля.
В 20-е годы XIX века среди мусульманских народов Северного Кавказа, особенно в Чечне и Дагестане, широкое распространение получил мюридизм (или послушничество). Во главе мюридизма стояло мусульманское духовенство и местные феодалы. Это течение отличалось религиозным фанатизмом и провозгласило священную войну (газават или джихад) против неверных. В конце 1820–начале 1830-х гг. в Чечне и горном Дагестане образовалось военно-теократическое государство – имамат. Вся власть в нем сосредотачивалась в руках имама – политического и духовного руководителя. Единственным законом был шариат. Государственным языком признавался арабский. В 30-е годы имамом Дагестана стал Шамиль. Ему удалось подчинить своему влиянию Чечню. 25 лет властвовал Шамиль над горцами Дагестана и Чечни. Была создана дисциплинированная, обученная армия. В борьбе против России Шамиль пытался опираться на Турцию и Англию, хотел получить от них финансовую поддержку. Поначалу Англия активно откликнулась на это предложение. Но когда у Черноморского побережья русскими была перехвачена английская шхуна с оружием на борту, англичане поспешили погасить политический скандал обещанием не вмешиваться в кавказский конфликт. В начале 50-х годов русские войска окончательно вытеснили отряды Шамиля в горный Дагестан, где они фактически были обречены на полуголодное существование. В 1859 году Шамиль сдался главнокомандующему русской армией на Кавказе А.И. Барятинскому. Шамиля не казнили, не бросили в тюрьму, не сослали в Сибирь, закованного в кандалы. В нем видели выдающегося полководца и политика, проигравшего достойно и мужественно. Шамиля отправили в Петербург, где его чествовали как героя, к его полному изумлению. Постоянным местом жительства Шамилю назначили Калугу. Там ему и его многочисленной семье отвели великолепный двухэтажный особняк, обитатели которого не испытывали нужды ни в чем. Через десять лет спокойной жизни в этом городе Шамилю позволили осуществить его давнюю мечту – совершить паломничество в Мекку и Медину, где он и умер в 1871 году. Через 5 лет после пленения Шамиля сопротивление горцев было сломлено. Россия начала освоение новых земель. В ходе войны самостоятельно боролись против России народы Северо-Западного Кавказа – черкесы. (Под этим общим названием существовало множество различных племенных и общинных объединений). Черкесы совершали набеги на Кубань. Кавказская война принесла России значительные людские и материальные потери. В течение всего времени погибло, было взято в плен, пропало без вести 77 тысяч солдат и офицеров Кавказского корпуса. Материальные и финансовые затраты были огромными, но они не поддаются точному учету. Война ухудшила финансовое положение России. Народы Северного Кавказа потеряли свою независимость и вошли в состав России. Если бы Кавказ не присоединила Россия, то другие государства – Турция, Иран, Англия все равно бы не дали самостоятельно существовать народам Кавказа.
Восточный вопрос» во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война
ущность восточного вопроса. « Восточный вопрос» – это название группы противоречий и проблем в истории международных отношений последней трети XVIII века – начала ХХ века. Возникновение «восточного вопроса» связано с упадком Османской империи (Турции). Начиная уже с конца XVIII в. и в XIX в. Османская империя была уже слабым государством. В состав Османской империи входили: Балканский полуостров, Ближний Восток и Северная Африка. В решении «восточного вопроса» каждая сторона преследовала собственные планы: 1. Крупные европейские державы хотели разделить территорию Османской империи между собой. 2. Россия хотела: · обеспечить свободное плавание русских торговых кораблей, военных судов через проливы Босфор и Дарданеллы; · приобрести территории за счет Турции. 3. Народы, находившиеся под турецким игом, хотели создать собственные государства и развернули национально-освободительное движение за независимость. Западные страны всегда стремились натравить Турцию на Россию. Руками Турции они стремились ослабить Россию, не позволить ей вести активную торговлю по Черному морю. Решая «восточный вопрос», царское правительство всегда прикрывалось лозунгами помощи и покровительства балканским народам, братьям славянам. Отношения между Россией и Турцией складывались очень неровно. Периоды мирных отношений неожиданно сменялись напряженной ситуацией, переходившей в отдельные военные столкновения, а затем и в войны. Крымская война (1853-1856 гг.) Причины войны: желание России решить «восточный вопрос» в свою пользу. Западные страны знали, что Россия стремится к войне с Турцией, и пока Россия не успела подготовиться к этой войне, спровоцировали ее начало. Повод к войне. Поводом к войне послужил спор о «святых местах» в Палестине (она была в составе Турции). В Палестине, на месте рождения Иисуса Христа, стоит Вифлеемский храм. Этот христианский храм могут посещать все христиане мира. Европейские страны попросили турецкого султана передать ключи от Вифлеемского храма католической общине в Турции. Турецкий султан выполнил просьбу. В свою очередь Николай I потребовал, чтобы султан отдал ключи православной общине в Турции, но это предложение было отклонено султаном. Религиозный спор перерос в дипломатический конфликт. В 1853 году дипломатические отношения с Турцией были разорваны. Требуя ключи от храма, Николай I решил попугать Турцию и в июне 1853 года ввел русскую армию на территорию Молдавии и Валахии. Султан в ультимативной форме потребовал вывода русских войск, но безрезультатно. Тогда через три месяца, в октябре 1853 г. Турция начала боевые действия. Англия и Франция объявили Россию агрессором. Николай I ошибочно оценил обстановку, полагая, что Европа не будет препятствовать войне с Турцией. Он не ожидал, что против России на стороне Турции выступят Англия и Франция. Он также неверно оценил возможности российской армии. Крымская война делится на два этапа: 1. октябрь 1853 г. – апрель 1854 г. воевали Россия и Турция. 2. апрель 1854 г. – февраль 1856 г. против России на стороне Турции выступили Англия и Франция. На первом этапе Россия и Турция воевали один на один. Несмотря на численное превосходство турок, русские войска выиграли ряд сражений и морской бой в Синопской бухте у берегов Турции. Русской эскадрой командовал вице-адмирал П.С. Нахимов – талантливый офицер Черноморского флота. На втором этапе после поражения турецкого флота в Синопской бухтек войне подключились Англия и Франция. Они понимали, что своими силами Турция не победит Россию. Англия и Франция ввели свой военно-морской флот в Черное море и осадили г. Севастополь в Крыму (это была главная военно-морская база и крепость России на Черном море). 11 месяцев длилась осада Севастополя. Кроме осады Севастополя начались военные действия на Дунае, в Закавказье, в Балтийском и Белом морях и в районе Камчатки. Но главные военные действия развернулись в Крыму. Для захвата Севастополя англичане и французы использовали 360 различных судов. У противника был новейший паровой флот, а у России – парусный. Большая часть российских матросов сошла на сушу. Парусные суда были затоплены, чтобы преградить вражескому флоту подходы к Севастополю. Война затянулась. На Кавказском фронте война шла более успешно для России. Военные действия перешли на территорию Турции. Так как ее армия терпела поражение, Англия и Франция стали подумывать об окончании войны и склоняться к мирным переговорам, тем более что главной своей цели – ослабления позиций России на Черном море – они добились. В мире нуждались обе воюющие стороны. Николай I умер в самый разгар осады Севастополя. Парижский мирный конгресс открылся в феврале 1856 г. В нем приняли участие представители России, Англии, Франции, Турции, Сардинии, Австрии и Пруссии. Новый царь, уже Александр II, подписал очень тяжелый для России Парижский мирный договор (март 1856 г.). · Черное море было объявлено нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех стран. · России и Турции запретили иметь военный флот и крепости на Черном море. · Приобретенные территории в Закавказье пришлось обменять на Севастополь и другие города в Крыму. · Россия лишалась права «говорить в пользу» княжеств Молдавии и Валахии. Итог. Война выявила экономическую отсталость России. Крепостная система тормозила развитие страны. Не хватало железных дорог для быстрой переброски войск. Армия формировалась по-старому, за счет рекрутских наборов. Служили 25 лет. Вооружение армии отставало от вооружения европейских стран. Русская артиллерия, которая так прославилась в войне 1812 г. заметно уступала английской и французской. Русский флот продолжал оставаться преимущественно парусным, в то время как англо-французский флот почти целиком состоял из паровых судов с винтовыми двигателями. Крымская война до предела обострила все внутренние противоречия в стране и привела ее к революционной ситуации. Ее итог доказал всем, даже самым консервативным кругам российского общества, необходимость проведения реформ.
7. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры
первой половине XIX века Россия отставала от передовых стран в социально-экономическом и политическом развитии, но в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым веком» русской культуры. На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказали: · Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. · Восстание декабристов. · Европейские буржуазные революции. Подъем, и расцвет переживает художественная культура, которая стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм. Главная роль принадлежала литературе. · Литература. Для сентиментализма характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческому чувству, внимание к внутреннему миру человека. Чувство, а не долг становится побудительным источником его поступков. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек. В первые десятилетия XIX века в России утвердилось новое литературное направление – романтизм. Важный фактор, способствовавший его возникновению – Отечественная война 1812 г. Суть романтизма: противопоставление реальной действительности обобщенного идеального образа. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А. Жуковского. Его баллады несли в себе идеалы гуманизма, высокого человеческого достоинства. В 30-40-е гг. XIX в. в русской литературе утверждается реализм. В развитии этого направления большую роль сыграло творчество И.А. Крылова и А.С. Грибоедова. Крылов поражает своей способностью обобщать черты характера людей и человеческие отношения в образах животных. Басни Крылова привлекают живостью, народностью, колоритностью языка. Комедия Грибоедова «Горе от ума» – наиболее раннее в русской литературе обращение к проблеме конфликта поколений. В ней дана яркая критика высшего общества времени Александра I. В развитии русской литературы особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С. Пушкину. С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. «Евгений Онегин» (опубликован 1833 г.) явился первым реалистическим романом в русской литературе. Выдающимися произведениями Пушкина стали историческая драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина». Его творчество принадлежит не только XIX веку и не только России. В ХХ веке он пришел к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств. Традиции Пушкина продолжил М.Ю. Лермонтов. Его творчество отразило состояние русского общества в 30-е гг., мучительные поиски молодым поколением своего предназначения. Роман «Герой нашего времени» (1841 г.) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности. Творчество Н.В. Гоголя отразило идейные споры русского общества в 30-40-е гг. Что такое Россия? В чем историческое предназначение русского народа? Гоголь пытался поставить эти вопросы и найти на них ответы в своей великой «поэме» «Мертвые души». Он задумал это произведение для того, чтобы критически отразить современную российскую действительность, духовное омертвление поместного дворянства и чиновников губернского города. Но Гоголь также попытался заглянуть в завтрашний день России, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению. В 40-50-е гг. развивается вид русского критического реализма – так называемая «натуральная школа». К «натуральной школе» относились ранние произведения И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского и др. Пристальное внимание уделялось жизни народа. В своих произведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нравы. Например, цикл рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева. В целом, художественная литература оказала большое влияние на духовную жизнь русского общества. · Театр. Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Большой театр с 1825 г. предназначался для оперных и балетных спектаклей. Театры существовали и во многих провинциальных городах. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» – Грибоедова и «Ревизора» – Гоголя, на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин. Он разработал свою манеру игры, создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. Лучшими ролями Щепкина стали Фамусов в «Горе от ума» и городничий в «Ревизоре». Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции. В Казани в начале века литературная жизнь была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано Казанское общество любителей словесности. · Музыка. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты. Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов: А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка. В первые десятилетия XIX в. большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Особенной любовью слушателей пользовались романсы Алябьева («Соловей»), Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет…» и др.). Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Лучшим представителем этого направления был Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила», а также нескольких музыкальных баллад и романсов. Начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И. Глинки. Глинка принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления получил от крепостного оркестра своего дяди. Русские народные песни, услышанные в детстве, оказали большое влияние на характер музыкальных произведений Глинки. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, среди которых романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская» и др. Глинка считается основоположником русской классической музыки и русского симфонизма. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе. Учеником Глинки был замечательный композитор А.С. Даргомыжский. Он брал сюжеты из обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность. В опере «Русалка» изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем. Даргомыжский выступил новатором в музыке. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Именно в опере «Каменный гость» появился выразительный мелодичный речитатив. Главным итогом развития музыки первой половины XIX в. является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке. · Живопись. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы