Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Расцвет наблюдался и в живописи.
В начале XIX в. в живописи господствовал классицизм, характерной чертой которого была многоплановая и многофигурная композиция. Художники этого направления обращались к мифологическим сюжетам. Оплотом классицизма была императорская Академия художеств. В 20-30-е гг. в живописи, так же как и в других видах искусства, наблюдается отход от эстетических установок классицизма, что было связано с растущим интересом к человеческой личности, к внутреннему миру человека. Замечательными портретистами первой половины XIX в. были О.А. Кипренский, В.А. Тропинин. Тропинин – сын крепостного крестьянина, освободился от крепостной зависимости лишь к 45 годам. Тропинину нравилось изображать человека за его любимым занятием. («Кружевница»). Его портреты всегда простые, «домашние». Его образы тяготеют к бытовому жанру. В эти годы жил выдающийся русский художник К.П. Брюллов. Он впервые в русской живописи намечает тему великих потрясений. На картине «Последний день Помпеи» художник передал достоинство и величие людей в условиях надвигающейся катастрофы. В 30-е годы его высшие достижения связаны с парадными портретами («Всадница»). В 40-е годы парадный портрет отступает на второй план. Брюллов стремится к психологической выразительности. Крупнейшим художником был А.А. Иванов. В его творчестве было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Основное дело всей его жизни – работа над картиной «Явление Христа народу», которой художник посвятил 20 лет. Картина заключает в себе трактовку важного вопроса человеческой жизни – вопроса обретения веры в справедливость и счастье на земле. А.Г. Венецианов создал свою школу в русской живописи и способствовал развитию бытового жанра. Его картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др. явились новацией в русской живописи, поскольку их сюжетами стали обыденные явления крестьянской жизни. Большим событием в художественной жизни Москвы стало открытие в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества. Училище стало центром, идейно противостоящим академизму Академии художеств. В 30-40-е годы в русском изобразительном искусстве появляется и развивается новое художественное направление – реализм. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А. Федотов. Художник постоянно стремится к обличению всей существующей системы в целом, что делает его творчество близким к творчеству Н.В. Гоголя. Это проявляется в картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще Анкор! ». В 1820 г. начало свою деятельность Общество поощрения художников. Его цель – поддержать и пропагандировать отечественное искусство путем выставок, лотерей, заказов художникам, продажи художественных произведений. Был создан «Русский музей». · Архитектура. Первая половина XIX века ознаменовалась блестящим развитием архитектуры. В начале века прочные позиции в ней занимал классицизм. Затем большое признание получил стиль «ампир» (стиль империи). Ампир опирался на художественное наследие императорского Рима. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Этому стилю присущ синтез архитектуры и скульптуры. Основная особенность ампира – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики – мечами, венками, щитами, копьями. Стиль «ампир» возник во Франции в период империи Наполеона. Искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Происходило увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Наиболее яркими представителями стиля «ампир» в русской архитектуре были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, Д.И. Жилярди. В стиле «ампир» созданы в Петербурге: Театральная улица, стрелка Васильевского острова, здание Адмиралтейства. В 1801-1811 гг. Воронихиным строился Казанский собор на Невском проспекте в С.-Петербурге. В нем погребен М.И. Кутузов. Перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. После победы в Отечественной войне 1812 года стиль «ампир» стал использоваться для выражения идеи независимости, величия российского государства. Александр I и Николай I, продолжая традиции, заложенные Петром Великим, уделяли большое внимание градостроительству. В этот период оно приняло большой размах. Формируются площади – Дворцовая и Сенатская. По проекту России сооружаются новые здания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади. По проектам Росси был возведен Михайловский дворец с площадью Искусств, Александринский театр, здание публичной библиотеки. Для архитектурных сооружений Росси характерны классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью. В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность. Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г. О.И. Бове отстраивает здания большого и Малого театров, Триумфальную арку в честь победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади, оформляет архитектурный фасад торговых рядов. Д. Жилярди перестраивает пострадавшее от пожара здание Московского университета. Возводится здание Манежа. В 30-е годы модными становятся псевдорусский стиль и псевдоготика, возрастает интерес к барокко. Эклектические формы (смешение стилей) классицизма и барокко нашли свое отражение в архитектуре О.А. Монферана. В 1818-1858 гг. Огюстом Монфераном в Петербурге строился Исаакиевский собор. Им же на Дворцовой площади была возведена Александровская колонна в Петербурге. По указу Николая I был создан «русско-византийский стиль», ставший воплощением в архитектуре идеи «православия, самодержавия, народности». Его создателем стал К.А. Тон, по проекту которого были возведены храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здания вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге. Началось строительство доходных домов, которые начали вытеснять дворянские особняки. Подавляющее большинство провинциального населения проживало в одноэтажных деревянных домах. В первой половине XIX в. в Казани продолжается строительство жилых и общественных зданий. Замечательным архитектурным ансамблем города стал комплекс Казанского университета. В стиле классицизма было построено главное здание университета (архитектор П.Г. Пятницкий). Университетский городок был выстроен с участием архитектора М.П. Коринфского. Был построен Гостиный двор, по проекту Ф.Е. Емельянова. Фасад его был выполнен в формах русского классицизма, а колоннада, завершенная фронтоном, – в ионическом стиле. Каменное строительство было характерно для центральной части города, в других районах преобладали деревянные здания. Особый колорит придавали городу каменные и деревянные мечети, в своей архитектуре сохранившие древние местные традиции. · Скульптура. Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия и др. Крупнейшим скульптором России конца XVIII-первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является И.П. Мартос. Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема. На здании Адмиралтейства в Петербурге можно увидеть портретное изображение Петра I, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Это произведение скульптора И.И. Теребенева. Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства подготовил скульптор Ф.Ф. Щедрин. В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы. Выдающаяся роль в скульптуре принадлежит П.К. Клодту. Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге. В этих копиях выражена идея покорения человеком природы. П.К. Клодт является создателем памятника И.А. Крылову. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы П.К. Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской. Достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.
8. Развитие образования, просвещения и Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы