Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы геометрической акустики



 

Хорошая слышимость в залах возникает при поступлении прямой звуковой энергии и отраженных звуков в зону зрительских мест.

Прямая передача звука обеспечивается достаточным уклоном пола зала и отсутствием преград на пути распространения звуков от источника к слушателям (например, колонн). Радиус действия прямого звука rпр составляет для речи 8 – 9 м, для музыки – 10 – 12 м. На зрительских местах в пределах rпр усиление прямого звука с помощью отражений не требуется. По мере удаления от источника звука, начиная с rпр, энергии прямого звука не хватает для создания хорошей слышимости, поэтому интенсивные первые отражения должны перекрывать всю зону зрительских мест.

Оценка формы и размеров залов, а также отдельных поверхностей с акустической точки зрения состоит в анализе звукового поля на основе принципов геометрической акустики, то есть в рассмотрении распространения прямых и отраженных звуковых лучей и построении так называемого «лучевого эскиза».

 

1.1. Построение звуковых отражений от плоских и криволинейных поверхностей.

 

Построение отражений от плоских поверхностей производится с помощью метода мнимого источника звука (рис. 1а). Мнимый источник F′ симметричен с действительным точечным источником F по отношению к отражающей плоскости и находится по другую ее сторону.

Звуковой луч, исходящий от источника F, падает на отражающую поверхность под некоторым углом, отражается от нее под тем же углом и представляется наблюдателю исходящим из точки F′, которая является зеркальным изображением точки F.

Для построения мнимого источника надо опустить из точки F перпендикуляр на отражающую поверхность и на продолжении его отложить отрезок F′ O, равный FO. Продолжение АМ прямой F′ M, проведенной из мнимого источника звука, является отраженным лучом. Итак, луч FА является лучом, падающим на поверхность, луч АМ – отраженным от поверхности и луч FМ является прямым звуком.

 

При отражении от вогнутых поверхностей звуковые лучи сходятся в точке, которая называется фокус (рис.1б). Фокусировка или концентрация звуков в зале является крупным акустическим недостатком. При этом в районе фокуса возникает зона повышенной громкости, а другие участки лишены усиливающих отражений («звуковые ямы»).

Устранение этого недостатка при проектировании залов обеспечивается выбором надлежащего радиуса кривизны R, при котором фокус не образуется в районе расположения мест зрителей. Если же оставить форму поверхности без изменений, то для избежания фокусирования звука следует применить членение поверхности для рассеивания отраженных звуков или облицевать ее звукопоглощающими материалами.

Место нахождения фокуса, образованного отраженными звуковыми лучами, определяется по формуле:

 

, (1)

где X – расстояние от фокуса до поверхности, м;

d - расстояние от источника звука до поверхности, м;

R – радиус кривизны поверхности, м.

Луч АМ, проходящий через фокус f и точку М (зритель в зале), является отраженным звуковым лучом.

 

Звукорассеивающий эффект вогнутой криволинейной поверхности наблюдается при условии R > 2d. В этом случае Х < 0 и фокус располагается по другую сторону поверхности (рис. 1в).

Построение отраженных звуковых лучей от выпуклых криволинейных поверхностей (рис.1г) свидетельствует о звукорассеивающих свойствах этих поверхностей. Поэтому на практике этот вид пластической отделки интерьера широко используется для создания диффузного звукового поля.

 

1.2. Допустимость применения геометрической акустики

 

Применение методов геометрической акустики можно считать допустимым, если наименьший размер отражающей поверхности не менее чем в 1, 5 раза превышает длину звуковой волны λ или наименьший радиус кривизны отражателя не менее чем в 2 раза превышает длину волны λ. В этом случае отражение звука будет направленным.

Длина волны λ связана с частотой ν соотношением

λ = c / ν ,

где c – скорость звука, равная 340 м/с.

Поверхности, дающие направленные отражения, следует проектировать таким образом, чтобы приведенное условие применимости геометрических отражений выполнялось, по крайней мере, для частот не менее 300-400 Гц (т.е. для звуковых волн 1м и менее), т.к. эти частоты важны для разборчивости речи. Построение геометрических отражений допустимо от точек поверхности, удаленных от ее краев не менее чем на половину длины волны λ, то есть при λ ≤ 1 м точки поверхности, отражающие звук, должны браться не ближе 0, 5 м от ее краев.

 

1.3. Время запаздывания первых отражений. Эхо.

 

Первые звуковые отражения дополняют прямой звук источника, улучшая слышимость и разборчивость речи, ясность звучания музыки.

Время запаздывания Δ t отраженного звука по сравнению с прямым не должно превышать 0, 025 секунды для речи и 0, 035с – для музыки. Более поздние отражения могут способствовать возникновению эха – отчетливому повторению прямого звука, т.е. крупному акустическому недостатку.

 

Время запаздывания определяется по формуле:

 

, с (2)

 

где Rпр, Rпад, Rотр - расстояния, пройденные прямым, падающим на поверхность и отраженным звуковыми лучами, м. Они определяются по методике, изложенной в разделе 1.1.

c – скорость звука, равная 340 м/с.

 

2. Акустические требования к воздушному объему, форме зала, очертаниям внутренних поверхностей.

 

В каждом зале должны быть выдержаны основные требования к его объемно-планировочному решению, дифференцированные в зависимости от конкретного назначения зала.

2.1. Воздушный объем зала.

При назначении воздушного объема зала рекомендуется исходить из объема на одно зрительское место. При наличии у зала сценической коробки общий объем его назначается без учета сцены. Удельный воздушный объем на одно зрительское место определяется по формуле:

Vуд = V / N, м3/чел, (3)

где V – объем зала, м3;

N – вместимость зала, чел.

 

Рекомендуемый удельный воздушный объем на одно зрительское место составляет, м3/чел:

- в залах драматических театров, аудиториях и в конференц-залах 4 – 5;

-в многоцелевых залах 4 – 6;

- в концертных залах современной эстрадной музыки (киноконцертных залах) 4 – 6;

- в залах музыкально-драматических театров (оперетта) 5 – 7;

-в залах театров оперы и балета 6 – 8;

-в концертных залах камерной музыки 6 – 8;

-в концертных залах симфонической музыки 8 – 10;

-в залах для хоровых и органных концертов 10 – 12.

 

2.2. Общие пропорции зала. Длина зала.

 

При выборе основных размеров зала рекомендуется применять следующие правила:

а) отношение длины зала L к его средней ширине B следует принимать более 1 и не более 2.

1 < L/B < 2

Если это отношение превышает 2, то диффузность звукового поля значительно ухудшается. При отношении, меньшем 1 (широкие залы малой длины), получается нежелательное запаздывание отражений от боковых стен и ухудшение слышимости на боковых местах;

б) в тех же пределах (т. е. более 1 и не более 2) следует принимать и отношение средней ширины зала B и его средней высоты Н;

1 < В/Н < 2

в) длина зала должна выбираться исходя из следующего условия:

L ≤ Lдоп,

где L – длина зала по его центральной оси, м;

Lдоп – предельно допустимая длина зала, м.

Максимальная длина зала Lдоп , м, должна составлять:

- в залах драматических театров, аудиториях и в конференц-залах 24 –25;

-в театрах оперетты 28 –29;

-в театрах оперы и балета 30 –32;

-в концертных залах камерной музыки 20 –22;

- в концертных залах симфонической музыки, хоровых и

органных концертов 42 –46;

- в многоцелевых залах вместимостью более 1000 мест

30 –34;

- в концертных залах современной эстрадной музыки

48 –50.

 

2.3. Решение профиля поверхности пола

 

Пол партера и балкона должен иметь профиль, обеспечивающий хорошую видимость эстрады или сцены (объекта наблюдения). Это важно и для акустики зала, так как при соблюдении указанного требования уменьшается поглощение прямого звука при его распространении над сидящими слушателями и экранирование слушателями друг друга.

Препятствием для видимости объекта наблюдения являются находящиеся впереди наблюдателя люди, т. е. другие зрители.

Беспрепятственная видимость предполагает пространственное размещение зрителей относительно объекта наблюдения, при котором в поле зрения каждого зрителя находится полностью весь объект наблюдения. При ограниченной видимости видна только часть объекта наблюдения, а остальная невидима, так как заслонена впереди сидящими людьми.

Минимально ограниченная видимость предполагает такие условия, при которых невидимая часть объекта наблюдения доведена до минимума.

Для обеспечения беспрепятственной видимости всего объекта наблюдения выбирается обычно наиболее неблагоприятная для беспрепятственной видимости нижняя точка S (рис.2), лучи зрения к которой от каждого зрителя должны беспрепятственно проходить над головой впереди сидящего человека. Эта точка называется расчетной точкой видимости.

 

Положение расчетной точки S устанавливается в зависимости от особенностей объекта наблюдения:

- на сценах театров и эстрадах расчетная точка должна быть на уровне планшета сцены по ее центральной оси, на удалении 1-2 м от переднего края или на линии портальной арки (рис.2а);

- в кинотеатрах расчетная точка принимается в центре нижней границы экрана (рис.2б);

- в аудиториях – в центре нижней грани меловой или интерактивной доски (рис 2в).

В зрительных залах большой вместимости обеспечение условий беспрепятственной или минимально ограниченной видимости объектов наблюдения, как правило, достигается последовательным подъемом рядов мест (рис.3, 4).

Уровень глаз сидящего зрителя над полом принимается 1, 15 м(средняя величина, установленная на основе множества замеров в натуре).

Расстояние между уровнем глаз зрителя и верхней точкой его головы, непосредственно над которой проходит луч зрения сидящего сзади зрителя С, равно 0, 12 м.

В театрах, концертных залах и кинотеатрах для уменьшения высоты подъема рядов мест, а следовательно, сокращения общей высоты помещения и его объема допускается принимать минимально ограниченную видимость с превышением луча зрения С от 0, 06 до 0, 08 м.

Для обеспечения беспрепятственной видимости при наименьшем подъеме рядов необходимо, чтобы нормативное превышение С для всех рядов было одинаковое. Но можно в партере принимать, например, С = 0, 08 м, а в амфитеатре и на балконе С = 0, 12 м.

Построение профиля пола с таким подъемом рядов может быть осуществлено графическим или аналитическим способом.

При графическом построении профиля расчерчивают в достаточно крупном масштабе (1: 50 и более) схему продольного разреза зала по его центральной оси (рис.3) с указанием расчетной точки объекта наблюдения S, а также положения глаз первого ряда зрителей А. Затем вертикальными линиями наносят границы всех рядов мест.

От уровня глаз зрителя первого ряда вверх по вертикали откладывают отрезок С, равный нормативному для данного зала, и из точки S через вершину этого отрезка проводят прямую линию (луч) до пересечения с задней границей второго ряда. Это пересечение определяет уровень глаз зрителя второго ряда. Для следующих рядов это построение последовательно продолжают. В результате получается профиль так называемой кривой наименьшего подъема рядов мест при обеспечении для всех рядов нормативного превышения луча зрения С, т. е. условий беспрепятственной видимости.

Более точным способом построения профилей подъемов рядов по кривой наименьшего подъема рядов является аналитический способ (рис.3).

Обозначим: через С – превышение луча зрения (в партере 8 см, в амфитеатре и на балконе – 12 см);

m – расстояние от точки наблюдения S до передней границы 1-го ряда. За единицу берется глубина ряда, равная 0, 8 – 0, 9 см сокруглением до целого числа;

n – расстояние от точки наблюдения до последнего ряда мест (общее количество рядов);

h1, h2, h3, hnвысота ряда от уровня пола;

Н – общий подъем мест над уровнем пола.

 

Уровни рядов находятся из соотношений:

Уровень 1-го ряда - h1 = 0 см;

Уровень 2-го ряда - h2 / (m + 2) = С / (m + 1);

h2 = С (m+2) / (m + 1);

Уровень 3-го ряда - h3 / (m+3) = (С + h2 ) / (m + 2);

h3 = (С + h2) · (m + 3) / (m + 2);

Уровень 4-го ряда - h4 / (m + 4) = (С + h3) / (m + 3);

h4 = (С + h3) · (m + 4) / (m + 3);

Уровень n-го ряда - hn / n = (С + hn - 1) / (n - 1);

hn = n (С + hn - 1) / (n - 1).

Общий подъем мест определяется по формуле:

Н = С · n (1/(m +1) + 1/(m +2) + 1/(m +3) +…..+1/( n – 1))

 

Применение профиля кривой наименьшего подъема обеспечивает условия беспрепятственной видимости или нормативно-ограниченной видимости при минимальной величине подъема рядов мест, но при этом кривизна профиля непрерывно от ряда к ряду изменяется, и все ступени подъема получаются разной величины. Поэтому в практике проектирования применяют профиль подъема рядов мест в виде ломаной линии. Профиль состоит из отрезков наклонных прямых, вписанных в кривую наименьшего подъема, в виде хорд отдельных участков этой кривой (рис.4). Каждый участок имеет свой наклон. На нем размещают группу рядов с одинаковым уклоном.

По сравнению с кривой наименьшего подъема ломаный профиль дает увеличение подъема на 15-25%, но упрощает строительство. Чем ближе ломаная линия к кривой, тем меньше дополнительное увеличение подъема рядов. Размер каждого отрезка ломаной линии должен быть кратен ширине ряда. Также намечают точки перелома Р, которые находятся на границе последнего ряда каждой группы рядов.

Для приближения ломаного профиля к профилю кривой следует применять разбивку ломаного профиля на небольшие отрезки, постепенно увеличивая количество рядов и длины отрезков по мере удаления от объекта наблюдения. Такая разбивка отвечает характеру кривой.

 

 

2.4. Форма поверхности потолка.

 

Очертание потолка должно способствовать равномерному распределению отраженного от него звука, направляя большую долю его на удаленные от источника звука места.

При проектировании зала следует при помощи геометрических построений контролировать распределение и запаздывание первых звуковых отражений от потолка.

Плоское горизонтальное очертание потолка не является оптимальным. Часть звука, отраженного передней частью потолка, попадает в первые ряды зрителей, для которых достаточная слышимость обеспечивается уже одним прямым звуком. А при значительной высоте зала запаздывание отраженного потолком звука превышает допустимое (рис.5а).

Распределение отраженного передней частью потолка звука можно улучшить устройством над сценой отражателя, направляющего звук к более удаленным зрителям. В виде такого отражателя выполняется передняя часть потолка или устраивается отражатель, подвешиваемый под потолком (рис.5б).

Примыкание потолка к задней стене под прямым углом может дать сильно запаздывающее обратное отражение звука в направлении к источнику (так называемое, театральное эхо). При устройстве наклонного участка потолка (рис.5в) эти отражения направляются на балкон или задние места партера с малым запаздыванием.

Часто применяемое в практике проектирования залов расчленение потолка секциями дает при правильном их

очертании хорошее распределение отраженного звука (рис.5д, е).

 

2.5. Форма поверхностей стен

 

При выборе очертаний стен в плане имеют силу те же соображения, что и для потолка.

При плоских параллельных боковых стенах отражения от их участков, прилегающих к сцене, попадают в передние ряды слушателей. Причем, если ширина зала велика, время запаздывания этих отражений превышает допустимое (рис.6а). Положение улучшается при устройстве в передней части боковых стен в виде отражателей (рис.6б).

Кроме того, в результате многократного отражения звука между плоскими параллельными поверхностями возникает нежелательный эффект «порхающего эха». Расчленение таких стен ослабляет этот эффект и увеличивает диффузность.

В залах с секторной формой плана распределение первых отражений зависит от угла раскрытия боковых стен. При угле 22, 5 градусов (половина максимально допустимого угла видимости) первые отражения вообще не поступают в среднюю треть по длине зала (рис.6в). При угле раскрытия до 10 градусов каждая боковая стена обеспечивает первыми отражениями половину зала (рис.6г).

Криволинейные формы плана (круглые, полукруглые, овальные) нежелательны в зрительных залах, т. к. они не обеспечивают диффузное распределение звуковой энергии. Отражения от боковых поверхностей распределяются узкой

полосой по периметру зала. В задней части зала наблюдается концентрация отраженной звуковой энергии (рис.6д).

Во избежание концентрации (фокусировки) звуков радиус кривизны отражающей поверхности должен, по крайней мере, в 2 раза превышать расстояние от стены до источника звука. Для создания диффузного звукового поля и исключения фокуса в зале следует применить членение поверхности (рис.6е). Другие возможные меры по устранению фокусирования звуковой энергии в зале изложены в п. 1.1.

 

2.6. Устройство балконов

 

В залах вместимостью более 600 слушателей целесообразно устройство одного или нескольких балконов. Этим достигается снижение объема зала, уменьшение его длины и расчленение стен, что способствует достижению хорошей акустики зала, повышает диффузность поля на низких частотах.

Отношение выноса а1 балкона к средней высоте подбалконной пазухи h1 (рис.7) должно составлять не более 1, 5:

а1/ h1≤ 1, 5.

Такое же отношение должно соблюдаться и при проектировании лож. Для пазухи под балконом (если над ним нет вышележащего балкона) отношение а1 / h1 может быть увеличено до 2. При соблюдении этого условия достигается хорошая слышимость и разборчивость речи в глубине этих пазух. Наклон потолка пазух над и под балконом также улучшает слышимость в пазухах.

2.7. Обеспечение достаточной диффузности звукового поля

 

После завершения графического анализа чертежей и создания в зале оптимальной структуры ранних отражений поверхности, не дающие первых мало запаздывающих отражений, должны быть использованы для формирования диффузного звукового поля. Это осуществляется путем их эффективного расчленения различной формы звукорассеивающими элементами. Причем хорошо рассеиваются звуковые волны, длина которых близка к размерам отражающего элемента.

Балконы, ложи и скошенные стены повышают диффузность поля на низких частотах, пилястры и колонны – в области средних частот, мелкие детали, рельефы – на высоких частотах.

Для выбора формы и размеров периодических членений, обеспечивающих рассеяние отражений, рекомендуется использовать график Гануса (рис.8).

Элементы членения глубиной менее 50 см не оказывают никакого влияния на рассеивание звуков средней и низкой частот. Наилучший эффект достигается при элементах глубиной 0, 5 – 1 м и шириной более 2 м. Если такие элементы подвергнуть дальнейшему членению или придать им выпуклую форму, то практически будут рассеиваться звуки всех средних и высоких частот.

 

 

II. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

(графическая часть)

 

Цель данного раздела – обеспечить хорошую слышимость в зоне зрительских мест, выявить акустические недостатки и предложить мероприятия по их устранению.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: запроектировать профиль потолка, построить лучевой эскиз плана и провести его анализ, рассчитать время запаздывания в нескольких точках зала.

Исходные данные включают план и разрез зала, назначение помещения.

На основе проведенного графического анализа чертежей следует сделать выводы. При выполнении курсовой работы студенты должны дать рекомендации по улучшению формы и пропорций зала. В разделе дипломного проекта требуется провести необходимую коррекцию проекта зала в части формы и очертаний его ограждений.

 

Построение профиля потолка

Метод построения звукоотражающих экранов рассмотрен на примере проектирования профиля потолка.

Корректировка формы потолка осуществляется на основе метода мнимого источника звука. Поставим задачу: так запроектировать припортальный участок потолка, чтобы обеспечить отражениями звука вторую половину зала, включая последний ряд партера. Для построения наклонной части потолка вблизи сцены выполняем следующие действия.

1. На предварительно обозначенном наклонном участке потолка (рис.9) выбираем точку Р1, отступив от края участка, удаленного от портала сцены, не менее 0, 5 м. Через эту точку, а также через точки F (источник звука) и К1 (зритель последнего ряда партера) проводим падающий и отраженный лучи FP1 и К1Р1.

Высота источника F над полом эстрады или сцены принимается равной 1, 5 м, а высота точки приема К1 над полом принимается равной 1, 2 м.

2. На продолжении прямой К1Р1 откладываем отрезок P1F΄, равный FP1. Полученную точку F΄ (мнимый источник звука) соединяем с источником звука F.

3. На прямую FF΄ из точки Р1 опускаем перпендикуляр. Направление этого перпендикуляра – линия С1С1΄ - определяет новый наклон припортальной части потолка. Отступив по этой линии от линии портала 0, 5 м, получим точку Q. Участок Р1Q - это рабочая область построенного звукоотражающего экрана. Линии Р1К1 и QQ΄ ограничивают ту часть мест партера, куда поступают первые направленные отражения от экрана.

В точке Q΄ проверим возможность образования эха. Для этого рассчитаем время запаздывания отраженного звука по формуле (2) в п.1.3. Если время запаздывания превышает указанные выше значения, следует изменить построенный участок потолка; например, опустить его ниже.

Аналогично корректируем участок потолка над балконом (рис.9).

2. Построение лучевого эскиза плана

Лучевой эскиз представляет собой набор звуковых отражений от различных поверхностей зала.

Для построения лучевого эскиза плана используем:

1) метод мнимого источника звука – для плоских поверхностей;

2) формулу (1) в п. 1.1 для определения местоположения фокуса - в случае вогнутой задней стены.

Рекомендуется разбить план продольной осью на две части. В одной из них строится лучевой эскиз, на основании которого проводится анализ формы зала и дается его оценка. В другой части выбираются расчетные точки (не менее трех - в разных частях зала) и для них определяют время запаздывания при отражении звуков от разных поверхностей по формуле (2). Тем самым проверяют возможность возникновения эха в этих точках. Расчеты времени запаздывания и рекомендации по устранению эха следует привести в тексте пояснительной записки.

Источник звука F выбираем на пересечении продольной оси зала и линии портала. На рис. 10 и 11 показаны примеры лучевых эскизов планов. Основными поверхностями (на плане), дающими первые мало запаздывающие отражения звука, являются припортальные скосы и боковые стены. Следует показать зону зрительских мест в зале, в которую эти отражения приходят. Для этого проведем по 2 крайних луча от этих поверхностей (отступив от краев не менее 0, 5 м), а зону между ними отметим штриховкой или закрасим.

Заднюю стену, как правило, облицовывают звукопоглощающими материалами, и отраженная от нее звуковая энергия будет ослаблена. Покажем это короткими отраженными лучами.

 

Вопросы для самопроверки

1.Построить отражения звука от потолка, имеющего горизонтальную плоскую поверхность.

2.Как избавиться от фокусировки звука в зале с криволинейными поверхностями?

3.Каковы условия отсутствия эха в зале?

4.Как правильно выбрать объем зала?

5.Какие условия нужно выполнить, чтобы построить профиль пола в виде ломаной линии из условия беспрепятственной видимости?

6.С какой целью в больших залах корректируют форму потолка, скашивая его переднюю и заднюю части?

7.Построить отражения звука от задней вогнутой стены балкона?

8. При каких условиях поверхность будет отражать звуки направленно?

9.Что такое рабочая область экрана и как определить минимальный размер экрана, направленно отражающий звуки?

10.Каков должен быть размер элементов членения, чтобы эффективно рассеивались звуки разной частоты?

 

 

Часть 2


Поделиться:



Популярное:

  1. Cодержательные и организационные особенности построения курса «Основы технологии интеллектуальной адаптации коренных народов северных регионов»
  2. I. Экономическая сущность налогов, основы налогообложения
  3. III.Основы теории спроса и предложения
  4. III/27. Организационно-правовые формы с/х предприятий и их организационно-экономические основы.
  5. V1: Теоретические основы формирования и управления ассортиментом товаров
  6. V1: Теоретические основы формирования качества товаров
  7. Б3.В.3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
  8. Б3.В.6 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
  9. Биомеханические основы движений боксера
  10. Биржевые сделки. Понятие, виды и основы правового регулирования.
  11. Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, какую только мог себе представить. Его интересовали ритмические повторения.
  12. В технике любого упражнения выделяют три элемента: основы техники, основное звено, детали.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1628; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь