Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нормы публицистического стиля речи
Лексика Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной. Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д. Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением. Широкое использование неологизмов, окказионализмов. Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики. Использование крылатых слов, пословиц и поговорок. Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущественно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной). Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии. Широкое использование собственных наименований, аббревиатур. Общий именной характер газетной лексики. Синтаксис Допустимость простых и сложных предложений только с четкой структурой. Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных предложений и простых, осложненных обособленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.). Недопустимость использования однообразных синтаксических структур. Широкое применение побудительных и вопросительных предложений. Активность пассивных синтаксических конструкций. Использование прямой речи, диалога. Употребление простого глагольного сказуемого, выраженного устойчивыми глагольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия. Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, градация. Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков. Распространенность номинативных предложений (использование цепочек номинативных предложений в начале и в середине текста). Предпочтительное использование сложноподчиненного предложения среди других видов сложного предложения. Малоупотребительность сложного предложения с разными видами связи. Использование образных средств Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональной оценочностью. Использование средств словесной образности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифоры и т. д.). Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности. Способ изложения Сочетание обобщенности и авторской индивидуальности в изложении: - использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении; - автор-повествователь выступает как обобщенное лицо; - обобщенность и понятийность изложения; - обобщенность и открытая оценочность изложения. Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения. Аргументированность изложения. Фактологичность изложения.
Пример текста публицистического стиля: Единята – дружные ребята Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают, Кто такой Шойгу В саратовском областном центре «Единство» – большой праздник. В Петровском районе ряды «медведей» пополнились сразу тремя тысячами школьников. Делу партии Шойгу присягнули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнадцати лет. Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием большой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную организацию, самую крупную в районе. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколение почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первоначально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели. – В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и решили все школьные организации объединить. Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Единством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дальновидно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию. В организацию вступили почти все подростки до 14 лет, а в целом половина школьников района. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что чада хоть как-то пристроены < …> (Н.Андреева Единята – дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001)
Художественный стиль Сфера общения – эстетическая (художественная литература). Функция речи – эстетическая (создание художественного образа). Специфические черты – образность, эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность. Типичные жанры – роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.
Нормы художественного стиля Лексика Неоднородность лексического состава (сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектизмами, жаргонизмами и т. д.). Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Минимальное использование родовых понятий. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов. Общий глагольный характер художественной речи и в связи с этим широкое использование личных глаголов и личных местоимений. Синтаксис Возможность использования всех типов простого и сложного предложения. Уместность синтаксических конструкций с избыточными языковыми средствами, инверсией; разговорных конструкций. Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной. Активность парцеллированных структур. Немотивированное использование клишированных синтаксических конструкций. Недопустимость синтаксически монотонной речи. Использование средств поэтического синтаксиса. Использование образных средств Самое широкое, по сравнению с другими функциональными стилями, употребление средств словесной образности: тропов и фигур. Достижение образности за счет намеренного столкновения разностильных языковых средств. Использование всех средств языка, в том числе и нейтральных, для создания системы образов. Способ изложения Полисубъектность художественной речи: сочетание речи автора (автора-повествователя, автора-создателя) с речью персонажей. Ярко выраженный индивидуально-авторский способ изложения.
Пример текста художественного стиля: Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скрипя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, проходишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные сени... (И. Бунин. Жизнь Арсеньева)
Разговорный стиль Сфера общения – межличностные отношения (бытовая сфера). Функция речи – установление межличностных отношений. Специфические черты – непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации. Жанры – диалог при покупке, разговор по телефону и т.п.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2132; Нарушение авторского права страницы