Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. 12. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
Аксиология (от греч. «axia» — «ценность» и «logos» — «знание», «учение, слово») — раздел научных знаний о природе ценностей, обобщенные представления о предпочитаемых благах, ценностях, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремлений, интересов. Культура раскрывает свое содержание через систему общепринятых норм, ценностей, идей, знаний, отраженных в морали, праве, религии, науке, искусстве и др. Нормы и ценности культуры — это разделяемые массами убеждения относительно смысла жизненных целей, к которым они стремятся, вносят в осмысление мира человеком духовные опоры. Это может быть и религия, или другие мировоззренческие идеи. Культурные ценности. Научные идеи и знания являются ценностями, которые сегодня стали ведущим элементом культуры. Новые идеи, открытия и знания признают в качестве ценностей, которые изменяют мировоззрение и картину мира, а устаревшие представления о мире отбрасывают. В тоталитарном обществе идеи, нормы и ценности культуры диктуются свыше, в демократическом обществе человек может их выбирать. Один из основателей аксиологии, Г. Риккерт, назвал культурой «совокупность объектов, связанных с общезначимыми для человека ценностями». Он считал, что во всех проявлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность (добро, истина, красота, святость). Г. Риккерт разделял ценности на шесть классов: логические (в науке), эстетические (в искусстве), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные. Г. Риккерт в труде «Науки о природе и науки о культуре» писал, что природа не имеет отношения к культурным ценностям. «Продукты природы — это то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе является культура — то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности». Ценности культуры выражают ее особое измерение, выражая собой отношение к человеческому бытию. Понятие «ценности» часто отождествляют с материальными благами. Но понятие «ценности культуры» не следует уподоблять экономическому понятию «стоимость», которое является денежным выражением цены товара. Культурные ценности — это признаваемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и др. Для какого-то человека ценностью может быть памятный сувенир, фотография, художественно-творческие занятия, воспоминания, чувства и пр. Поэтому для культурного человека немыслим вопрос: сколько стоит симфония № 6 П.И. Чайковского или «Аппассионата» Л. ван Бетховена? Или надо судить по А.С. Пушкину: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Ценностные ориентации характеризуют идеалы, личностно окрашенное отношение человека к миру, возникающее не только на основе знаний и получаемой информации, но и собственного жизненного опыта. Они принадлежат индивиду, выступая побуждающими стимулами в достижении поставленных целей, регулирования поведения и т. п. Для одних людей ценностные ориентации в жизни — заработать много денег, другие ценят моральную безупречность, третьим — важнее всего профессиональная карьера. ***Иерархия ценностных ориентаций по материалам опроса петербургских студентов (2001 г.): 1) семейное счастье; 2) дружба; 3) материальное благополучие; 4) любовь; 5) успешная карьера; 6) порядочность, чистая совесть; 7) процветание и безопасность России; 8) рождение и воспитание детей. Для молодежной «субкультуры» характерен особый мир художественных ценностей. В нем главное значение играет мода: фанатичное обожание популярных артистов, исполняющих шлягеры, хит-парады, песни — хиты сезона, не сопоставимые с признанными в мировой культуре ценностями «классического» (оперного, симфонического и т. д.) искусства. Это говорит о невысоком художественном вкусе значительной части молодежи. Культурные нормы — социокультурные установки, без которых не обходится ни одно общество. Принятые нормы культуры необходимо соблюдать, так как они определяют деятельность и поступки людей, круг допустимых ими действий (законы, мораль и др.). Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи (folk-ways); нравы (mores); законы (laws). Они составляют основу нормативной системы культуры. В современной литературе на них постоянно ссылаются, считая его типологию классическим фундаментом науки о культуре. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др. Все изменения, происходящие в обществе, отражаются и в культурных нормах, к которым относят: — установленные обществом законы, мораль; — распространенные традиции, обычаи, обряды, ритуалы; — образцы повседневного поведения людей - этикет, манеры, нравы и пр. Законы — нормы и правила поведения в обществе, закрепленные авторитетом государственной власти и требующие от граждан их обязательного исполнения. Законами общество защищает государственную тайну, право собственности, жизнь, права и достоинство человека. Нарушение законов влечет уголовные наказания и даже смертную казнь. Преступник не может ссылаться на незнание закона, и это не освобождает его от ответственности. Созданное в античности «римское право» и сегодня лежит в основе правовой системы европейских государств. «Закон суров, но это закон» — гласит латинская поговорка. Главное отличие закона от морали отражено в афоризме: «Все, что не подлежит закону, поддается морали». Мораль (от лат. " moralis" — нравственный) — принятые обществомнравственные нормы и ценностные ориентации для всех слоев населения и индивидов. Патриотизм, как необходимое качество гражданина, выступает как верность человека общественному долгу. Нарушители норм морали вызывают неодобрение окружающих, порицание общественным мнением, отторжение этих индивидов от общества. В средневековой Европе, например, господствовала христианская мораль. Заповеди «чти отца и мать», «поклоняйся Богу единому», «трудись в поте лица своего» и др. становились теми позитивными ценностями, соблюдение которых определяло общественный престиж человека. Нарушение заповедей обрекало человека на осознание «греха», вызывало муки совести, раскаяние. Христианство имеет моральные заповеди, имеющие и сегодня высокую гуманистическую ценность: «не убий», «не укради», «не лги» и др. II. 13. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В повседневной культуре нормы и ценности выступают как распространенные культурные традиции, обычаи, обряды, ритуалы; формы повседневного поведения людей — этикет, манеры, нравы, которые отличаются в культуре различных народов. Культурные традиции конкретизирует социальный опыт и уровень развития культуры, достигнутым обществом во взаимоотношениях с природой. Можно говорить о стабильности культуры общества благодаря сохранению традиций. Для облика одной культуры традиционны религия, духовные идеи, народные обычаи, повседневный образ жизни, для другой — возможна модернизация традиций, или включение в нее совершенно новых, изменяющих ее облик. Культурные традиции —этосимволические действия, возникшие в той или иной культуре в давние времена (народные традиции); но бывают и установленные в обществе недавно (новые традиции). Традиции окружены уважением, служат объединяющим людей началом. Наиболее устойчивы народные традиции, передающиеся от поколения к поколению, сохраняющиеся на протяжении многих поколений и существующие как форма сохранения той или иной этнической культуры. Народные традиции — образцы поведения, общественные установления, вкусы, взгляды, то, что унаследовано от одного поколения к другому. Народные традиции представляют массовые действия и относятся ко всем слоям населения. Традициилюди усваивают независимо от своего желания, они поступают так, как это принято в обществе. Многие известные нам традиции пришли из разных эпох. Празднование весной Масленицы — сохраненная языческая традиция древних славян. Традиция русского гостевого этикета — пить чай — не могла возникнуть до конца XVII в., когда чай начали привозить из Китая, изобретения для этого предмета быта — самовара тульскими мастерами. Празднование в России 1 января Нового года ввел Петр I в 1700 г.; праздник Международного женского дня стал традицией в советское время. Культурные традиции часто несут несозвучное времени мировоззрение, становятся консервативными, потому что возникли в другую историческую эпоху. Их консервация приводит к застою, регрессу культуры. Резкий разрыв с традициями грозит кризисом культуры, поэтому следует соблюдать преемственность. Распространенные в обществе традиции, обычаи, обряды и пр., в большинстве имеют символическое значение, они характерны для представителей той или иной культуры, выступая как нормы и стереотипы бытового поведения. Обряды —распространенная у всех народовсовокупностьритуальныхдействий в главные моменты жизни человека — это рождение, свадьба, смерть. Для христианина обязательно соблюдение обрядов крещения, наречения именем, при заключении брака — венчания, в случае смерти — отпевания, поминок. Обряды в первобытной культуре – обязательные для всех членов племени сакральные действия, направленные на успех охоты, плодородие земли и пр. Обряды совершаются и с достижением членами племени определенного возраста (инициация) и др. Обычаи — одобряемые и соблюдаемые у всех народов привычные (и различные) нормы поведения и уклада жизни, гостеприимства, трапезы. Непонятные иноземцам обычаи часто не объясняют, а на вопрос «почему вы так поступаете? » отвечают: «у нас так принято». Обычаи часто связаны со старыми верованиями и привычками. Православные, входя в дом, снимали головной убор, крестились на «красный угол», где помещались иконы. Мужчины-христиане, при входе в церковь снимают шапки, а женщины должны находиться там с покрытой головой. Евреи в синагоге, наоборот, не должны снимать головного убора. ***По русскому обычаю, в знак уважения к хозяйке, гость не должен ничего не оставлять на тарелке. Китайцы к чашке сухого риса, поданной в конце обеда, не притрагиваются (показывают, что сыты). Если европейца на трапезе у папуасов угостят косточкой жареной дичи, он должен наполовину ее обглодав, в знак уважения передать вождю, чем покажет, что он его друг. Индусы — вегетарианцы. А их соседи, мусульмане, употребляют в пищу баранину и говядину, но не свинину (по Корану, это нечистое животное). Традиционная пища монголов - конина и кумыс. Древние китайцы, считая себя культурнее своих соседей, не употребляли кумыс и молочную пищу. Для французов устрицы и особого вида лягушки — деликатес. В Африке едят змей, крокодилов. Корейцы употребляют в пищу собак. Полинезийцы едят собак, свиней, каннибализм был почти нормой еще в XIX в. У русских не принято есть змей, собак, лягушек, крокодилов и т. д. Этикет — принятые в той или иной культуре составляющие единое целое нормы поведения людей. Формы этикета изменчивы в историческом времени. Особые формы этикета были в рыцарской культуре, французской придворной культуре, у русских дворян, японских самураев, которые отличались от обычаев «простого» народа. Конфуцианская этика выработала сложные «китайские церемонии» выражения «сыновьей» почтительности к культу императора, мандаринам (чиновникам), старшим в семье. ***В повседневном этикете принято при встрече приветствовать друг друга. Но приветствия у разных народов имеют несколько различный смысл. Древние греки приветствовали друг друга «Хайре! », что означало «Радуйся! ». У русских есть универсальное приветствие «Здравствуйте! ». А немцы приветствуют по времени суток: «guten Morgen! » (доброе утро), «guten Tag! » (добрый день), «guten Abend! » (добрый вечер). В молодежной субкультуре сегодня приветствуют коротко «Привет! ». В Европе мужчины приветствуя, обмениваются рукопожатиями, но у женщин рукопожатие не принято. Первым подает руку старший, а не младший. У китайцев, японцев, индийцев рукопожатие не распространено. Церемонии и ритуалы — это символические последовательные действия, связанные со значительным событием, датой, совершаемые особыми лицами по определенному плану, в определенном порядке слов и жестов. Это подчеркивает у собравшихся особую важность момента и вызывают у них повышенные эмоции. Таковы современные военные ритуалы и церемонии — принятие присяги, вынос полкового знамени и др.; гражданские — вступление в брак, посвящение в студенты, встречи выпускников вуза, однополчан, проводы на пенсию и др. Манеры —повседневные формы этикета, соблюдение которых имеет положительную или отрицательную оценку окружающих. Не утратили еще значения и распространенные прежде светские манеры: здороваться, приподнимая шляпу, целовать руку даме, говорить ей комплименты. Но если житель Варшавы при знакомстве с дамой действительно целует ей руку, то житель Вены только говорит: «Фрау, целую Вашу ручку». Стереотипы поведения, которые человек усваивает с детства и в повседневной культуре соблюдает автоматически, неосознанно, называют культурными привычками. Они усваиваются в процессе «социализации» личности и закрепляются при многократном повторении. «Европейский» человек, входя в дом, снимает сначала головной убор, а у многих народов Востока, входя в дом, сначала снимают обувь. Нравы —распространенные массовые формы поведения, отражающие представления о нормах морали в данном обществе. Для культурного человека характерно почтительное отношение к старикам, он не позволит насмешки над инвалидами, церковью, верующими и др. В дворянской среде XIX века на слова знакомого о том, что он женится, вполне обычным был вопрос: «И какое за невестой берете приданое? ». Такой вопрос, заданный сегодня, ваш знакомый может расценить как оскорбление. Одежда ( как и обувь), отражает принятые в данном обществе нормы и ценности культуры. Одеждаобозначает социальный статус человека, хотя меняется под влиянием моды. Символическим знаком принадлежности к определенной социальной группе являетсяформенная одежда военных, моряков, летчиков. Демонстрационная функция социального статуса запрещает мужчинам быть в дорогих ресторанах без галстука. Сегодня индивидуальный стиль одежды показывает, насколько человек отошел от принятых обществом норм и массовых стандартов. В ношении одежды нормы исторически изменчивы. Французский король Филипп Красивый в 1298 году издал указ, по которому «простым» горожанкам запрещалось носить дорогие меха, золотые и серебряные диадемы, а одежда и украшения дворян должны были соответствовать «рангу» герцога, графа, барона. В ХIV веке английский парламент даже принимал нормативные законы об одежде, которая определялась сословной принадлежностью человека. Если человек, завышая свой статус, надевал не «свой» костюм, его штрафовали. Степень обнаженности тела, особенно женского, санкционируется или осуждается общественным мнением. В средневековой христианской Европе женщины носили закрывающую все тело одежду и закрывали волосы головным убором. В арабо-мусульманском мире еще тщательнее прятали женское тело. До ХХ в. женщины-мусульманки носили паранджу, скрывавшую все очертания их тела; они оставляли открытыми только глаза. ***В парижских салонах в 30-х гг. XIX века появилась Аврора Дюдеван — особа, приехавшая из провинции, публиковавшая свои произведения под мужским псевдонимом Жорж Санд. Она стала носить мужской костюм, курить, чем вызывала эпатаж в литературных кругах. Но в 20-е гг. ХХ века, в Европе и Америке ношение брючного костюма женщинами начинает входить в повседневную моду. ***Русские крестьянки традиционно носили платья с длинными рукавами и подолом до земли, сарафаны, не показывались «на людях» без платка на голове. Случайно спавший платок означал «бесчестие» (отсюда выражение — «опростоволоситься»). Девицы носили одну косу, замужние — две. В 20-е гг. ХХ века многие женщины начали коротко стричь волосы, постепенно упразднилось ношение головного платка (косынки), что символизировало равноправие женщин. ***Американские первопоселенцы-пуритане ХVII века были против всякой роскоши в одежде. Но с конца ХVIII века стиль одежды богатых американцев изменился под влиянием парижской моды. В XX веке «элита» предпочитала для покупок дорогие магазины, куда «масса» не заходит. В последнее время у богатых американцев немодно подчеркивать свою социальную принадлежность. Клубный пиджак и смокинг заменили джинсы и тип одежды «низов», чтобы показать, что у них бьются сердца «простых американских парней». II. 14. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ Динамика культуры — это процессы, связанные с изменениями, модернизацией феноменов культуры, средств, механизмов, вызывающих трансформацию культуры. Изменения часто связаны с культурными контактами, заимствованиями и бывают добровольными (торговля), вынужденными (миграция) и насильственными (завоевание страны). Нормы и ценности культуры в своей динамике являются подвижной и зависимой от общества сферой, вовлекающей в процесс трансформации даже то, что раньше признавали бесспорным, вечным и священным. Во время революций и других социальных кризисов прежние нормы и ценности культуры часто подвергают критике и уничтожают. Свидетельством тому являются разрушенные в России после Октябрьской революции храмы, памятники, совсем недавно низвергнутые культы, коммунистические символы и др. Культура не остается статичной: она развивается, распространяется от одного этноса к другому, передается от старших поколений к младшим, а при консервации — деградирует. Открытость влияниям, взаимодействие, диалог — важные условия для развития любой культуры. Д.С. Лихачев писал, что воздействие византийской культуры на развитие русской культуры было оплодотворяющим. Далеко не каждое общество хочет как можно быстрее заимствовать новые, чужие элементы культуры, а часто, сохраняя свои традиции, хочет защититься от проникновения тех, которые могут оказаться нежелательными. Выделяют несколько причин неприятия ценностей другой культуры: — данная культура не созрела для заимствования; — новые элементы грозят разрушить сложившуюся собственную культуру; — религия или господствующая идеология запрещает заимствование «чужого», «враждебного», «плохого; — члены общества считают, что новые элементы культуры им не нужны. Синтез в культуре — механизм культурной динамики. Это взаимодействие и соединение разнородных элементов, когда возникает новое явление, направление, модель социокультурного механизма, отличающаяся от составляющих прежде компонентов и имеющих собственное содержание или новую форму. Культурная аккумуляция — процесс, когда к культурному наследию добавляется больше новых элементов, чем отбрасывается старых. Когда в течение некоторого исторического времени исчезает больше культурных элементов, чем прибавляется новых, говорят о культурном истощении. Аномия культуры — это нарушение культурного единства общества, при котором ослаблено действие культурных ценностей и норм, как регуляторов массового поведения. Это ведет к росту социальной напряженности, дезорганизации общества, нарушению деятельности культурных институтов. Понятие «аномия» культуры ввел в социологию Э. Дюркгейм, обозначив им распад устоявшейся в обществе прежней системы духовно-нравственных ценностей. Рост разводов, преступности, увеличение числа самоубийств, он считал не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая составляет религиозные и семейные нормы и ценности. Культурная трансмиссия — процесс, в котором артефакты культуры передаются от поколения к поколению, обеспечивая преемственность традиций и непрерывность развития культуры. Смена этапов, характера и темпа развития той или иной национальной культуры должна происходить так, чтобы передавались ее базисные элементы, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность в культуре — историческая связь времен: традиций прошлого и настоящего. Преемственность должна обеспечиваться контактами носителей культуры, выступающих в своеобразной роли «отцов» и «детей». Когда в революциях, войнах, религиозных конфликтах погибают или покидают страну большие группы населения — хранители традиций, происходит кризис культуры, и прежние ценности гибнут. Когда патриарх Никон провел церковную реформу, это вызвало глубокий «раскол» в русском обществе. Старообрядцы преследовались, но твердо стояли за «старую веру», бежали на российские окраины и другие страны. Символом «старообрядчества» стало двоеперстие [см.: картину В. Сурикова «Боярыня Морозова»]. «Старообрядцы» сохранились до сих пор, как живое наследие культуры допетровской Руси. Иногда ломка старых традиций и обновление культуры осуществлялось государственным указом. Таковы реформаторские действия Петра I по «европеизации» культуры России. Не считаясь с вековыми традициями, Петр I резал бороды боярам, под страхом наказания велел носить «немецкое» платье, «раскрепостил» их замкнутый образ жизни, приказывая ходить с дочерьми и женами на «Ассамблеи» с западными танцами. Он заставил дворян учиться светскому этикету («политесу»), иностранным языкам, перевернув все «домостроевские» представления знати. Новшества вызывали у части дворян, духовенства и сына-наследника Алексея, плохо скрываемое сопротивление. Когда Петр I серьезно заболел, царевич Алексей мечтал о возврате к тому, что рушил отец: «В Москве буду жить. Тихо, мирно, с колокольным перезвоном. Солдат распущу, корабли сожгу. Петербург пускай шведы берут...». Сознавая необходимость реформ, Петр I судил своего сына, как изменника. [А.Н. Толстой. «Петр Первый»]. Регресс культуры (от лат. regressus — «обратное движение») имеет моменты застоя. Это тип развития с характерным переходом от высших форм культуры к низшим, процессами деградации, понижения уровня организации общества, возврата к отжившим культурным структурам и формам. Кризис культуры неразрывно связан с представлением о внутреннем богатстве культуры и ее былым величием. Как свидетельствует мировая история, рождению новой культуры зачастую предшествуют кризисные явления. Кризис может вызвать «болезненные» процессы в культуре, или привести к невозможности ее восстановления в прежнем виде. Сущность культурного кризиса — переоценка духовно-смыслового ядра той или иной культуры. Кризис нередко связан с самоопределением культуры, поиском потенциала ее внутреннего развития. Кризис — диалектически закономерный этап развития культуры, когда она не может приобрести своей полноты без преодоления внутренних противоречий. Кризисом культурных ценностей российского общества была вызвана революция 1917 года. Революция и последовавшая затем в России гражданская война были попыткой направить культурное и социально-политическое развитие страны по особому пути. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы