Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные стили ХVII-ХVIII веков



Основными художественными стилями Европы XVII—XVIII веков являются барокко, рококо и классицизм. В конце XVIII—начале XIX века к ним добавляются также романтизм и сентиментализм,

Стиль барокко господствует в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века. Слово «барокко» в переводе с итальянского языка означает «странный, причудливый». В этом слове выражены главные внешние признаки стиля — причудливые архитектурные формы, вычурные украшения в виде разнообразных завитков, отсутствие прямых и простых линий. Стиль барокко хорошо соответствовал мироощущению людей эпохи войн, церковной реакции и совпавших с ними крупных эпидемий, которые опустошали Европу. Крушение идеалов Возрождения делает восприятие жизни более пессимистичным, трагичным, порождает сомнения в силе человека и в осмысленности его существования. Искусство демонстративно отказывается от осмысления мировоззренческих проблем (отношение человека и бога, место человека в мире и т. п.). Теперь оно используется просто для украшения окружающей человека искусственной среды. Новая архитектура, живопись, литература подчеркивают неустойчивость мира, в котором живет человек, некоторую бессмысленность и театральность всего происходящего вокруг. Барокко — такое же широкое, всеохватывающее явление культуры, как готика и Ренессанс. Решающее влияние на развитие архитектуры барокко оказал процесс укрепления абсолютных монархий, создания мощных централизованных государств, Правители этих стран и высшее католическое духовенство были главными заказчиками архитектурных сооружений и ждали от искусства прославления своего могущества. Сооружения этой эпохи поражают грандиозностью и пышностью, подчеркнутой парадностью. Внешний вид дворцов и их внутреннее убранство (интерьеры) формируются с использованием обильной лепки, резьбы по камню и дереву, позолоты. Ощущение некоторой иллюзорности мира сочетается с применением в интерьерах оптических иллюзий — например, многочисленные зеркала создают иллюзию расширения пространства (Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине и т. д.). В одном из залов дворца Строгановых на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (архитектор Б. Растрепли) создан еще более оригинальный эффект. Дверная рама со всех сторон окружена зеркалами и возникает иллюзия, что дверь стоит посередине зала, поэтому входить в нее не обязательно — ее можно обойти, пройдя сквозь зеркальную стену.

В эпоху барокко создано много скульптур и построек, удивляющих своей несколько вычурной красотой. Это, например, ряд памятников римским папам, балдахин и трон апостола Петра в соборе Святого Петра в Риме (скульптор Джованни Бернини, 1598—1680), фонтан Треви в Риме (архитектор Никколо Сальви, 1697—1751), церковь Санта Мария делла Салюте и дворец Пезаро в Венеции (архитектор Балдассаре Лонгена, 1598—1682), Иезуитская коллегия в Саламанке (Испания, архитектор Хосе де Мора), дворец Бельведер в Вене. В Петербурге работали крупные мастера архитектуры барокко. Бартоломео Растрелли (1700—1771) построил собор Смольного монастыря, Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Строгановский дворец на Невском проспекте. Архитектору С. И. Чевакинскому (1713—1780) принадлежат проекты Никольского собора и Шереметьевского дворца («Фонтанный дом»).

В живописи барокко делается акцент на передаче сложности и глубины внутреннего мира человека. На портретах этой эпохи люди изображаются не как героические фигуры эпохи Возрождения, а как многоплановые личности, вовлеченные в круговорот окружающего мира и многочисленные жизненные конфликты. Живопись органично вписывает человека и созданные им вещи в природный пейзаж. Крупнейшими художниками барокко были Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), Питер Пауль Рубенс (1577—1640), Антони ван Дейк (1599—1641). Близки к стилю барокко Микеланджело да Караваджо (1573—1610), Веласкес (1599—1660) и Рембрандт ван Рейн (1606—1669).

Барокко наложило отпечаток на литературу; в ней появляется сложность и запутанность сюжета, используются причудливые метафоры и сравнения, нереальные фантастические персонажи. Такие тенденции заметны в поздних пьесах великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616) — «Буря» и «Зимняя сказка». К барокко обычно относят также творчество испанского писателя Лопе да Веги (1562— 1635), испанского поэта Кальдерона (1600-1681), итальянского поэта Торквато Тассо (1544—1595). В России в манере, близкой к барокко, писал основатель русского старообрядчества протопоп Аввакум (1620 или 1631—1682).

В музыке выразителем идей барокко становится великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель (1684—1759) и в некоторой степени — Иоганн Себастьян Бах (1655—1750).

Стиль барокко проявился также в декоративном и ювелирном искусстве, в садово-парковой архитектуре.

Главными чертами всей культуры барокко являются стремление к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения, броские внешние эффекты, сильное эмоциональное воздействие на человека. Мировоззрение эпохи барокко видоизменяется в эпоху стиля рококо, а затем вытесняется новым видением мира, которое формируется в эпоху Просвещения и приводит к господству в европейском искусстве классицизма.

Рококо (или рокайль, стиль Людовика XV) — оригинальный художественный стиль, сложившийся во Франции в первой половине XVIII века. Его название происходит от французского слова «вычурный», «причудливый». Рококо внешне похож на барокко и иногда рассматривается как его прямое продолжение и завершение. В действительности при всем внешнем сходстве эти стили возникли на основе разных предшествующих традиций: барокко опирается на традиции итальянского Возрождения, рококо — на национальные художественные традиции Франции (в частности, на французскую готику). Пышность барокко напряжена и динамична, а рококо, наоборот, нежен и расслаблен.

Процесс формирования рококо принципиально отличается от пути становления любого стиля предыдущей эпохи. Обычно художественные стили складывались сначала в архитектуре, а затем распространялись на скульптуру, живопись, мебель, одежду, литературу и т. д. Рококо, наоборот, сразу возникает как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, стиль оформления интерьера (то есть внутреннего убранства зданий), декоративного и прикладного искусства. В оформлении внешнего вида зданий рококо мало использовалось.

Главная идея нового стиля — отказ от размышлений над любыми философскими и мировоззренческими проблемами, стремление жить «одним днем», любоваться нынешним мгновением, не думая о прошлом и будущем. После строгого и жесткого политического режима Людовика XIV французское высшее общество при Людовике XV предается забавам и развлечениям, легкомысленному времяпрепровождению. В преддверии буржуазной революции аристократия живет, следуя изречению, которое приписывает Людовику XV; «После нас — хоть потоп». Заказчики ждут от живописцев изображения идиллических сцен сельской жизни, эротики, открытой демонстрации обнаженного тепа в пикантных позах. Широко распространяются изображения Венеры, нимф, амуров, всевозможных «купаний», " утренних туалетов», «летних удовольствий». Одна из любимых аллегорий рококо — изображение мифического острова Киферы — рая для влюбленных с храмом Венеры, где царит безделье, всеобщий флирт, вечные праздники и забавы. Один из создателей этого стиля в живописи— Жан-Антуан Ватто (1684—1721), наиболее известная картина которого называется «Отплытие на остров Киферу». Другой классик рококо — Николя Ланкре (]690—1743). Одна из его картин — «Леди и джентльмен, пьющие кофе в саду с детьми» (Национальная галерея, Лондон). Придворный художник Людовика XV — Франкос Буше (1703—1770), из картин которого широко известно «Купание Дианы» (Лувр, Париж). В Эрмитаже (Санкт-Петербург) находятся полотна Буше «Пасторальная сцена», «Триумф Венеры» и «Туалет Венеры». Жану-Оноре Фрагонару (1732— 1806) принадлежит работа с подчеркнуто фантастическим, далеким от реальности названием — «Психея, демонстрирующая своим сестрам дары Купидона» (Национальная галерея, Лондон). Там же выставлено его шутливо эротическое полотно «Прекрасные возможности качелей».

Живописность внутреннего убранства зданий достигает в стиле рококо наивысшего развития, многочисленные завитки лепных украшений, в ос­нову которые положены причудливые изгибы форм морских раковин, плавно переходят в роспись золотом по белому фону. Комнаты заполня­ются предметами прикладного искусства — подсвечниками, канделябрами, люстрами, вазами, ширмами витиеватых и причудливых форм.

К наиболее известным постройкам, выполненным в стиле рококо, относятся дворец Сан-Суси в Потсдаме и Китайский дворец в Ораниенбауме (Ломоносове) под Санкт-Петербургом. Элементы рококо присутствуют в оформлении небольшого дворца Петра III в Ораниенбауме, Екатерининского дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Пушкине.

Классицизм. Слово «классицизм» происходит от латинского «classicus» — «образцовый». Представители этого направления придерживались точки зрения, что задача искусства — создавать красоту, совершенные произведения. Красота же является объективным свойством, присуща реальным предметам, а не каким-либо мыслям или переживаниям человека. Существуют высшие эталоны красоты — это античное искусство. Поэтому классицизм, подобно искусству эпохи Возрождения, снова возвращается к художественному стилю, выработанному в Древней Греции и Риме, пытается подражать искусству далекой эпохи. В живописи часто изображаются сцены из античной мифологии, современники также являются в облике античных героев или похожими на них.

Классицизм как специфическое направление в культуре имеет четыре главные особенности:

1. Прошлая (или чуждая) фаза развития культуры признается наиболее полной и совершенной реализацией человеческих возможностей.

2. Эта реализация понимается в классицизме как законное наследие или достояние.

3. Допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого (например — возвращение к культуре античности в XVII— XIX веках).

4. Стремления и идеалы, характерные для прошлой или чужой культуры, принимаются как образцовые для настоящего.

Подобно барокко, классицизм выражает разлад между цивилизацией и природой, общественным и личным, чувствами и разумом. Однако стиль барокко, так сказать, подчеркивает этот разлад и выставляет его на показ, а классицизм его скрывает и маскирует.

Классицизм возникает в XVII веке, а в середине XVIII века вытесняет барокко и рококо, становясь господствующим в Европе художественным стилем. В начале XIX века классицизм постепенно уступает место новым течениям (в литературе и живописи — романтизму и реализму, в архитектуре — эклектике).

Идеология классицизма во Франции опиралась на рационалистическую философию Р. Декарта, считавшего «внутренний свет» разума главной опорой человеческого познания. Основной принцип эстетики классицизма — подражать природе, следуя разуму. Уже в XVII веке искусство и литература этого направления как бы вступает в полемику с субъективным своеволием, стихийной эмоциональностью, вычурностью и манерностью маньеризма, барокко и рококо. В качестве достойного содержания искусства классицизм выдвигает глубокие общественные, нравственные проблемы. В трагедиях П. Корнеля (1606—1684) — например, «Сид» — анализируется столкновение между личностью и государством. В трагедиях Ж. Расина (1639—1699) совершается переход к проблемам частной жизни, коллизиям страсти и долга. В комедиях Мольера (Жан Батист Поклен, 1622—1673), в баснях Ж. Лафонтена (1621—1695), в труде Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) «Размышления, или моральные изречения и максимы» высмеиваются человеческие нравы, пороки, обсуждается их сословная обусловленность. В России хорошо известны, например, комедии Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой». В литературе классицизма господствуют простые, резкие и однозначные характеристики персонажей, утрачивается многоплановость и разносторонность в изображении личности героя. Так, у Шекспира Гамлет, король Лир, Ромео и Джульетта — многоплановые личности с богатым и быстро развивающимся внутренним миром, в котором борются противоположные страсти. О героях же литературы классицизма А.С. Пушкин выразился так: «У Мольера скупец скуп, и только».

Крупнейшим представителем литературы классицизма во Франции был Вольтер (настоящее имя—Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В рамках этого направления работали крупнейшие русские поэты и драматурги XVII века: А. Кантемир (1708—1744), В. К. Тредиаковский (1703—1769). Д. И. Фонвизин (1744—1792). Я. Б. Княжнин (1742—1791), А.П.Сумароков (1718—1777) и великий русский просветитель М. В. Ломоносов (1711—1765).

Особым направлением в классицизме становится творчество немецких поэтов И. В. Гете (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805).

В искусстве классицизма происходит разделение жанров на «высокие» и " низкие». К «высоким» относятся трагедия, ода, живопись, архитектура. К «низким» — комедия, басня и сатира.

Крупнейший представитель живописи классицизма — французский художник Николас Пуссен (1594—1665). С 1623 года он работал Италии, много рисуя античные статуи, рельефы римских саркофагов, алтарей, триумфальных арок. На его картинах заимствуются отдельные фигуры, позы и движения с этих скульптурных изображений. Пуссен научился подражать античным рельефам в построении композиции на плоскости в границах определенного формата, Изучение работ Рафаэля позволило художнику выработать особое «классическое» чувство меры, уравновешенности, пластики линий. Основой его индивидуального стиля стала игра контуров, зрительная взаимосвязанность силуэтов фигур, своеобразная «музыка линий». Творческий метод Пуссена называют «пластическим созерцанием». Его картины производят впечатление живописных пантомим: с помощью жестов, движений, поворотов фигур, заимствованных с античных рельефов, на них создан оригинальный мир «пластических сущностей». Художнику был интересен также итальянский пейзаж, он проводил много дней в долинах Кампаньи (низменность, на которой стоит Неаполь). Известные картины Пуссена — «Нахождение Моисея» (Лувр, Париж), «Нарцисс и Эхо» (там же), «Вакханалия», «Танкред и Эрминия», «Пейэаж с Полифемом», «Моисей, высекающий воду из скалы» (все — Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Вместе с Пуссеном в Риме и Неаполе работал другой художник французского классицизма — Клод Лоррен (1600—1682). Позже его полотна становятся знаменитыми образцами для подражания. В Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве находится его «Похищение Европы», в Эрмитаже в Санкт-Петербурге — серия «Четыре времени дня» (Утро, Полдень, Вечер и Ночь). В конце XVIII — начале XIX века традиции классицизма развивают французские художники Жан Огюст Энгр (1780—1867) и Жан Луи Давид (1748—1825). Одна из наиболее известных работ Давида — «Смерть Марата» (Музей г. Брюсселя).

Крупнейшие представители классицизма в России — художники Д.Г.Левицкий (1735—1822), В. Л. Боровиковский (1757—1825), скульптор Ф. И. Шубин (1740—1805). Левицкому принадлежит серия парадных портретов, в том числе Екатерины II, и серия портретов «смолянок» — воспитанниц Смольного института. Из работ Боровиковского наиболее известен портрет М. И. Лопухиной (Москва, Третьяковская галерея). Шубин создает скульптурные портреты — бюсты А. М.Голицына, М.Р.Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Скульптор И. П. Мартос (1754—1835) отливает памятник Минину и Пожарскому (Москва, Красная площадь) и изготовляет многочисленные надгробные памятники (например, в Некрополе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге). В XIX веке одним из наиболее ярких представителей классицизма в русской скульптуре был барон П.К.Клодт (1805—1867). В молодости он выполнял модели для мастеров чугунного литья из села Касли Екатеринбургской губернии. Ему принадлежит несколько знаменитых, памятников Санкт-Петербурга: кони у Нарвских Триумфальных ворот, 4 фигуры «Укротители коней» на Аничковом мосту через Фонтанку, памятник баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади работы Клодта является единственной в мире конной статуей на двух точках опоры (обычно точек опоры три или более).

Архитектура классицизма повторяет и модифицирует античные ордены — дорический, ионический и коринфский (см.: гл. V). Архитектор А. Н. Воронихин (1759—1814) возводит Казанский собор и Горный институт. Тома де Томон (1759—1813) создает ансамбль стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (ныне — Военно-морской музей) и ростральными колоннами. А. Д. Захаров (1761—1811) проектирует здание Адмиралтейства. Ч.Камерону (1743—1812) принадлежит ряд построек в Павловске (дворец Павла I, Павильон Трех граций, Храм дружбы), в Пушкине (Камеронова галерея) и в Кронштадте. К.И.Росси (1775 или 1777—1849) разработал проект Михайловского дворца (ныне — Государственный Русский музей), Дворцовой площади, Александрийского театра, от которого начиналась также созданная им Театральная улица (сейчас — улица Зодчего Росси). Архитектор И. Е.Старов (1745—1808) строит Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры, Д.А.Кваренги (1744—1817)—Смольный институт, Эрмитажный театр, здание Академии Наук, Конногвардейский манеж.

В эпоху классицизма в Санкт-Петербурге получил завершение один из наиболее грандиозных ансамблей в мировой архитектуре, образованный сооружениями на набережных Невы — Петропавловской крепостью, стрелкой Васильевского острова. Адмиралтейством и Зимним дворцом.

В начале XIX века классицизм во Франции вытесняется ампиром, или «стилем империи» (иногда его рассматривают как разновидность классицизма). Это более жесткий и холодный стиль, специально насаждавшийся Наполеоном I. Он ориентировался не на демократические традиции Древней Греции, а на пышность и великолепие искусства императорского Рима. В это же время в литературе и изобразительном искусстве получает широкое распространение сентиментализм, на почве которого в начале XIX века распространяется романтизм, а затем — эклектика и модерн (они были ярко выражены в архитектуре). Переход капиталистического общества от периода процветания в эпоху Просвещения к кризисным явлениям начала XIX века вызывает к жизни новые направления в науке, искусстве и во всей европейской культуре в целом.

Литература к главе IХ

Алпатов М. В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3. М.: Просвещение, 1969.

Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М.: Просвещение, 1980.

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. 4-е изд. М.: Молодая гвардия, 1991.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995—1997. Т. 1—3.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

История русской архитектуры. Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Стройиздат, 1994.

Реале Дм., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Новое время. ТОО ТК «Петрополис», 1996. Т. 3.

Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995, с. 208—245.

 

Тест

1. Какой ученый завершил научную революцию XVI-XVII веков?

a) Рене Декарт.

b) Торичелли.

c) И.Ньютон.

d) Н.Коперник.

e) Ж.Б.Ламарк.

2. Кто из перечисленных ученых были идеологами эпохи Просвещения?

a) Сократ.

b) Д.Дидро.

c) Вольтер.

d) Поль Гоген.

e) Сальвадор Дали.

f) Леонардо да Винчи.

g) Жан Жак Руссо.

3. В чем состоит главная идея стиля классицизм?

a) Стремление показать вещи объективно, без всяких субъективных искажений.

b) Стремление передать первое впечатление от восприятия вещи, использование ярких, спектрально чистых красок, пленэр.

c) Создание впечатления легкости архитектурных сооружений, их устремленность вверх.

d) Стремление подражать неким идеальным образцам, созданным в искусстве прошлого.

4. Какие из перечисленных произведений архитектуры выполнены в стиле барокко?

a) Смольный собор в Санкт-Петербурге.

b) Зимний дворец.

c) Таврический дворец.

d) Фонтан Треви в Риме.

e) Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.

f) Никольский собор в Санкт-Петербурге.

5. Кто из перечисленных художников работал в стиле рококо?

a) С.Боттичелли.

b) Ж.А.Ватто.

c) Н.Ланкре.

d) Ф.Буше.

e) К.Лоррен.

f) Ж.О.Фрагонар.


 

Глава X. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

 

В XIX веке буржуазная цивилизация достигает зрелости и постепенно входит в эпоху кризиса. Мировоззренческая основа человеческого мышления остается такой же, какой она сложилась в XVII—XVIII веках. Прежде всего, в европейской культуре преобладает рационализм — вера в безграничные возможности разума, науки, в способность человека тем или иным путем разрешить все возникающие в обществе проблемы. Эта культура антропоцентрична и носит преимущественно светский характер — то есть ставит в центр проблемы человека и его повседневной жизни. Проявления религиозного фанатизма в Европе сходят на нет (хотя на Востоке они до сих пор играют большую роль) и заменяются рациональной политикой и экономикой. Культура западного мира остается европоцентричной, то есть замкнутой в себе, резко отличающейся от культуры народов, живущих за пределами Европы и заселенной европейцами Северной Америки.

Тип культуры, существовавший на Западе в XIX веке, по своим хронологическим границам не совсем совпадает с временным интервалом с 1800 по 1900 год. Начало этой эпохи — культурный переворот конца XVIII века, вызванный Великой французской буржуазном революцией 1789—1793 гг., завоеванием государственной независимости североамери­канскими колониями (основание США в 1776 г.) и промышленной рево­люцией в Англии. Разрушение этого типа культуры происходит в 1914 году в результате начала Первой мировой войны.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

Особенности культуры XIX века коренятся в резком ускорении экономического развития человечества и его влиянии на всю систему отношений между людьми. По подсчетам выдающегося русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889—1968) в XIX веке было сделано больше открытий и изобретений, чем за все предыдущие тысячелетия мировой истории. В этом столетии совершенствуется паровая машина Дж.Уатта (создана в 1784 г.), изобретаются пароход Фултона (1807), паровоз Стеффенсона (1814), строится первая подземная железная дорога (лондонское метро, 1863 г.), создаются двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, радио, телефон, кинематограф. Замена ручного труда машинным создает не просто систему эффективного и прибыльного производства, а новый мир с новыми достижениями и проблемами. Беспрецедентный рывок в росте производительности труда не сделал общество справедливее, а всех людей — счастливее. В развитых странах образуется огромный класс наемных рабочих — пролетариат. Условия жизни и развития личности пролетария находятся в разительном несоответствии с гуманистическими идеалами гармоничной, всесторонне развитой личности эпохи Возрождения и рационально мыслящего, образованного человека эпохи Просвещения. Нищета рабочего класса еще больше усиливается во время кризисов перепроизводства, которые повторяются каждые 10 лет, начиная с 1826 года. Отношения между пролетариатом и буржуазией обостряются и доходят в 30-х — 40-х годах XIX века до вооруженных восстаний. Всем становится ясно, что проекты создания совершенного и справедливого общества, разработанные идеологами эпохи Просвещения, оказались полностью несостоятельными. Дегуманизация, разрушение человеческой личности формирующимися в обществе конфликтными отношениями становятся все более угрожающими. Они вызываются не какими-то мимолетными, случайными причинами, а изменениями, происходящими в наиболее глубоких пластах общественной жизни — в процессе труда, в материальном производстве. Промышленное производство, основанное на принципах полезности и максимизации прибыли, направлено только на увеличение капитала. В сфере труда не остается места никаким гуманистическим ценностям. Возвышенные идеалы и ценности, выработанные в предыдущие эпохи, вытеснены из сферы материального производства и теперь могут существовать только в области духа — в науке, искусстве, общении состоятельных людей из высших слоев общества и т. п.

В работах Г.В.Ф.Гегеля (1770—1831), К.Маркса (1818—1883), Л. Фейербаха (1804—1873), Э. Дюркгейма (1856—1917), М.Вебера (1864—1920) и других мыслителей разрабатывается понятие отчуждения, позволяющее осознать многие социальные процессы XIX—XX веков. Отчуждение, прежде всего отчуждение труда, — это превращение продуктов человеческой деятельности в силу, неподвластную и враждебную их создателю, господствующую над ним. Так, рабочий создает материальные ценности, однако не владеет ими, не контролирует их дальнейшее использование — то есть созданное им богатство общества используют другие в своих интересах. Пролетариат оказывается отчужден от принятия экономических и политических решений, от пользования богатствами материальной и духовной культуры. Это приводит к углублению пропасти между богатыми и бедными, делает общество разорванным и нестабильным, а время от времени вызывает крупные социальные потрясения.

В течение всего XIX века делаются попытки объяснить причины кризисного состояния европейской цивилизации и найти пути выхода из него. Так, среди английских рабочих возникает движение чартистов (от слова «сhаrtеr» — грамота). В 1838, 1842 и 1848 годах чартисты подавали в парламент Великобритании грамоты, подписанные несколькими миллионами человек и содержащие просьбы об улучшении условий существования пролетариата. Просьбы рабочих удовлетворены не были, и мирный путь реформирования буржуазного общества на этом этапе оказался бесплоден. В 1811 году в Англии возникает также движение «разрушителей станков», или луддитов (название образовано от фамилии его предводителя, вероятно, вымышленной личности — Джона Лудда). Луддиты считали, что причина безработицы и нищеты пролетариев — внедрение в произ­водство новой техники. Представители движения просто ломали установленные фабрикантами новые станки. Это не могло привести к решению каких-либо социальных проблем, но вызвало крайне резкую реакцию государственной власти: палата лордов постановила применять к участникам беспорядков смертную казнь в административном порядке, без судебного разбирательства. (Протест против этого решения выразил великий английский поэт лорд Байрон в известном стихотворении «0да авторам билля против разрушителей станков»).

Сложившаяся в 30-х — 40-х годах XIX века новая социальная и философская концепция — позитивизм — считает, что совершенствование европейской цивилизации может происходить в рамках существующего общественного строя с помощью новой религии — «позитивной религии человечества». Основатель позитивизма и современной научной социологии Огюст Конт(1796—1857) предлагал поклоняться не христианскому богу, а великим людям прошлого; каждый месяц, неделя, день отводятся поклонению тем или иным ученым, художникам, политикам, писателям и т. п. Идея новой религии — религии любви — используется также немецким философом Л. Фейербахом (1804—1872): с его точки зрения, в религии любви поклонение богу должно смениться поклонением человеку, и эта религия создаст новое, гуманное и справедливое общество.

Попытки мирным путем усовершенствовать современную цивилизацию предпринимают классики утопического социализма — Шарль Фурье (1772— 1837), Роберт Оуэн (1771—1858) и Клод Анри Сен-Симон (1760—1825). Идея преобразования общества путем создания коммунистических колоний-предприятий — фаланстеров — заимствуется у Р.Оуэна Н.Г.Чернышевским (1826—1889) и пропагандируется в его романе «Что делать? ». Свой путь борьбы с пороками буржуазного общества предлагают анархисты, враждебно относящиеся к любой государственной власти. Анархизм провозглашает своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Это течение оформилось а Западной Европе в 40-х — 70-х годах XIX века. Его теоретические основы разработали М.Штирнер (1806—1856), П. Ж. Прудон (1809—1865), М. А. Бакунин (1814—1876) и князь П. А. Кропоткин (1842—1931).

Наконец, принципиально новая концепция преобразования общества была предложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом (1820—1895). С точки зрения марксизма, состояние цивилизации зависит в конечном счете от глубинных законов развития материального производства. Действие этих законов неизбежно приведет к ликвидации частной собственности на средства производства, к возникновению нового общественного строя—коммунизма. Именно он обеспечит всестороннее развитие человеческой личности, наивысшую эффективность производства и позволит найти решения всех стоящих перед цивилизацией проблем. Переход к коммунизму произойдет через социалистическую революцию, взятие государственной власти рабочим классом (диктатура пролетариата) и строительство социализма — особой фазы общественного развития, переходной между капитализмом и коммунизмом. Марксистская теория социальной революции широко используется в практике революционной деятельности XIX—XX веков. Наиболее крупной попыткой реализации марксистской теории построения социализма (правда, со значительной модификацией и искажением первоначальных идей этого направлений) было, как известно, строительство социализма в СССР.

Таким образом, XIX век становится эпохой расцвета, а затем кризиса западного общества, эпохой напряженного поиска пути практической реализации идеалов добра и справедливости, противостоящих стихии рынка. Поиск новых путей развития культуры во всей своей сложности отразился в искусстве. В нем возникают новые направления, отражающие разные концепции мире, разные представления о дальнейшей эволюции европейской цивилизации.

ИСКУССТВО XIX ВЕКА

Основными направлениями в литературе и искусстве XIX веке являются классицизм, романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм и постимпрессионизм. Охарактеризуем эти стили подробнее.

Развитие классицизма в XVII—XIX веках было описано в предыдущей главе.

Романтизм — тенденция, присутствующая в человеческом мышлении и искусстве различных эпох. На ее основе в конце XVIII — начале XIX века в европейском искусстве формируется особый художественный метод. В 20-х — 30-х годах прошлого века он в основном вытесняет классицизм и начинает господствовать в живописи, скульптуре, литературе и музыке. Главная черта романтизма — яркое и эмоциональное выражение отношения художника к происходящим событиям, особая приподнятость и эмоциональная насыщенности произведения. В главе III отмечалось, что любое произведение искусства содержит в себе информацию об отношении художника к тому, что он изображает, о том, что считается важным и ценным для человека данной эпохи. Но такая оценка неодинаково выражается в различных художественных стилях. В романтизме отношение автора к изображаемой действительности доминирует над реалистичностью образа объекта. Субъективное становится важнее объективного. Произведения в духе романтизма возвы­шенны, проникнуты чувствами и глубокими переживаниями. Так, в широко известной романтической поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой прожил короткую, но необычную жизнь, полную эмоционального напряжения. Основное стремление автора — донести до читателя мысли, настроения, переживания героя, а сюжет (то есть цепь происходящих событий) отступает на второй план — он менее важен для романтического произведения. Описание каких-либо событий — не самоцель, а только способ раскрытия характера персонажей. Противоположную ситуацию можно найти в литературе и кинофильмах детективного жанра: главное в детективе — неожиданные для читателя (зрителя) события, острые и захватывающие повороты сюжета, а эмоции и переживания героя пере­даются бегло и схематично. Так, описание внутреннего мира персонажей современных боевиков сводится преимущественно к тому, что они испытывают чувство справедливого гнева, или обиды, зависти, злобы — анализировать их чувства более подробно не принято.

Романтики ставят человека в центр мироздания, сближаясь в этом отношении с мыслителями эпохи Возрождения. Романтики проявляют особый интерес к личности, индивидуальному своеобразию людских характеров и судеб. Больше всего их привлекают исключительные люди, гении, герои, борцы за справедливость. Образы романтических героев часто были условными и фантастическими.

Появление, а затем господство романтического направления в искусстве первой половины XIX века объясняется внутренней логикой развития культуры и ее проявлением в той социально-политической ситуации, которая складывается в это время в Европе. Обычно выделяют два главных идейных источника романтизма. Во-первых, это освободительное движение ряда народов Европы, направленное против феодализма и национального угнетения. Оно закономерно порождало усиление патриотических настроений, острые межличностные конфликты, переживания и Эмоциональный подъем. Во-вторых, широкие спои общества разочарованы в идеалах Просвещения и результатах буржуазных революций XVIII века.

В романтизме проявились противоречивые тенденции развития буржуазной культуры. Утилитаризму, рационализму и стремлению к нивелированию личности противопоставляется устремленность к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Родиной романтизма становится Германия. Романтическую эстетику создают Ф.Шлегель (1772—829), Ф.Новалис (1772—1801) и классик немецкой философии Ф.Шеллинг (1775—1854). Они выступили против «бездушной рассудочности» рационалистического восприятия мира, свойственного эпохе Просвещения. Этой рассудочности противопоставляется культ чувства и творческого экстаза. С точки зрения немецких романтиков, творческий экстаз раскрывает тайны природы и познает ее глубже, чем может сделать ученый путем своей кропотливой исследовательской работы. Наиболее совершенными средствами познания, приобщения к тайнам бесконечного мира являются не научные исследования, а любовь, мистический культ природы, художественное творчество и религиозные переживания. Крупнейшими представителями романтизма в немецкой литературе были писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822), ф. Шиллер (1759—1805) и молодой И. В. Гете (1749—1832). Гофман — автор романа «Эликсир дьявола», повести «Золотой горшок», повести-сказки «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», а также первой в Германии романтической оперы «Ундина». Наиболее известное романтическое произведение Гете — «Страдания молодого Вертера».

В Англии крупнейшими романтиками были поэты Джордж Гордон Ноэл Байрон (1788—182-1), Дж.Китс (1795—1821) и Перси Биши Шелли (1792—1622). Байрон — автор первого в мировой литературе романа в стихах «Паломничество Чайльд Гарольда», стихотворного романа «Дон Жуан», стихотворений и поэм ярко выраженной романтической направленности. Герои Байрона — необычные, фантастические личности, противостоящие окружающему миру: могущественный чародей («Манфред»}, пираты («Корсар»), гетман Украины И.С.Мазепа («Мазепа»).

В России распространение романтизма также было связано с недовольством социальной действительностью. Создателем русского романтизма является Василий Андреевич Жуковский (1783—1852), автор многочисленных стихов и поэм, например — «Людмила» и «Светлана». Его творчество обычно относят к так называемому консервативному романтизму, стремящемуся создать отвлеченные от жизни прекрасные образы и зовущему вернуться к прекрасной жизни, существовавшей когда-то в прошлом. Другое направление — революционный романтизм— призывает к активному вмешательству в реальную жизнь, ее совершенствованию и очищению. Яркий представитель революционного романтизма — идеолог движения декабристов поэт Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826). В романтическом стиле написаны некоторые ранние произведения А.С.Пушкина (1799—1837) — например, «Руслан и Людмила» и М.Ю.Лермонтова (1815—1841) — например, «Демон» и «Мцыри». Их более поздние работы относятся к другому направлению — реализму. Наиболее яркий представитель


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь