Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Амбивалентность средневековой культуры
Амби – двойственность. Валентность - сила Церковь vs Феодализм Церковь как попытка выйти за пределы античной цивилизации. Феодализм – напротив – продолжение военной демократии. Феодализм заимствует звериный стиль, анархию, договорное начало и т.д. Амбивалентность проявляется в отношении к миру, зло/добро, ангельское/демоническое, грешные/праведники. По отношению к женщинам: богоматерь/колдунья. По отношению к детям: безгрешные/отсутствие детского мира. По отношению к богатству: накопительство/невозможность потратить эти деньги. Благодаря этой амбивалентности мы говорим о 3-х субкультурах средневековья: церковная, феодальная, городская (12-14 века). Церковная культура Она создана в монастырях, охраняется представителя от поколения к поколению. Главная форма средневековья – храм – синтез музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, литературы. Время и вся жизнь были связаны с храмом. Рождение, венчание, смерть – в храме. Поэтому храме реализовалась церковная, культовая культура. В зависимости от конфессии были сои художественные особенности. Католический храм: по форме – вытянутый крест (базилика); существуют строгие каноны перед входом, витражное стекло в виде розы; внутри храма с 11 века обязательный инструмент орган. Храм посвящается какому-либо библейскому персонажу. Монашество было только чёрным, служба шла на латинском. Индульгенция, чистилище. Всё подчинялось Ватикану. Главной формой и средством воспитания была книга как произведения искусства. В православных храмах – крестово-купольная форма с равным крестом. Начиная с эпохи Грозного вводится шатровый стиль и происходит смешение этих стилей. Особенность ранних православных храмах – они создавались без чертежей. Православном храме звучит только голос. Собственное изобретение – иконостас. На восточной стене – рай, на западной стене – ад. Протестантизм начинался с 16 века, упростил архитектуру храма – очень лаконичное здание, где отсутствует любое изображение или мелкая пластика. Феодальная культура Это светская культура. Основные темы: война, любовь, сила. Грамотность была не обязательная. В литературе: господство героического эпоса. Главная тема: благородный рыцарь. В реальности всё было не так: грабительные набеги, кровавые междоусобицы; положение женщин крайне низкое. Городская культура Стала появляться в 11-12 веках. В них скапливалось население, работающих на себя – беглые крестьяне, которые становились ремесленниками и продавали свой товар. Дух города заключался в полном неприятии церковной и феодальной культур. Отсюда архитектурный стиль готика. Карнавалы (праздник дураков), бродячие театры, студенческая поэзия (ваганты – бывшие студенты, писавшие на латинском). Таким образом, средневековая культура отличается строгой корпоративностью. Никого не интересовала личность. Главное – к какой культуре, субкультуре, сословию эта личность принадлежит. Периодизация средневековья 1. Тёмные века – 5-8 вв – время войн. Норманнские и арабские нашествия, в результате исчезнули многие виды искусства и приходит в упадок духовная культура. Единственная сохранившаяся культура осталась в монастырях. 2. 9-11 века – формируется стиль раннего средневековья (Романский) 3. 12-13 вв – время крестовых походов. Средневековье достигает классики. Появляются города, университеты. 4. 14-15 вв – осень средневековья – период связан с эпохой Возрождения. Музыка средневековья Западной Европы Музыка никогда не рассматривалась самостоятельно. Она полностью подчинялась божьему слову. В противном случае музыка представляла собой опасность. Именно эта позиция породила народную музыку, поэтому что в деревнях развивался народный фольклор наперекор церкви и её запретам. Чтобы перебить народный фольклор пытались сформировать церковную музыку: псалмы, гимн, антифон – напоминали речитатив. Музыка подчинялась математической науке. В образовании существовало 7 видов искусств: Тривиум: 1) грамматика 2) риторика 3) диалектика Квадривиум: 4) математика 5) геометрия 6) астрономия 7) музыка Три рода музыки: как гармоничное начало вселенной, начало в человеке, как гармония в инструменте. С 12 века постепенно формируется светская музыка и появляются композиторы. На это церковь отвечает использованием органа. Орган – декоративный инструмент, создавался в Византии. Техническим изобретением становится нотный стан – Гвидо де Ареццо. Получать наслаждение от музыки является грехом. Формирование предпосылок новой европейской культуры К 12-13 векам Ватикан и католическая церковь становятся очень богатым институтом, способным вкладывать деньги в различные проекты (архитектуру, живопись, путешествия). Самый образованный этой эпохи знает лишь 1/3 часть суши. Поэтому благодаря кругосветным путешествиям было открыто новое пространство. Но изменились представления о земном шаре. Что не соответствовало Библии. В 14 веке изобретён порох. В 15 веке возникает артиллерия. Возникает книгопечатание. Все изображения как правило анонимны, т.к. люди боялись инквизиции и скрывали своё авторство. Таким образом, несмотря на аскетичный характер культуры средневековье накопило в себе энергию и выплеснуло её в эпоху Возрождения. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Значение и определение эпохи Возрождения. Хронологические рамки: 1) Итальянское Возрождение – 13-14 вв 2) Северное Возрождение – 15-16 вв Это исключительно европейский феномен, который разделил культура на Запад и Восток. Запад развивался по новаторскому пути, а Восток по традиционному. Влияние Возрождения на Русскую культуру было не значительно. «Возрождение» - возвращение к античности. После взятия Константинополя Византийская элита переехала в Италию и привезла с собой античные труды, которые вызвали огромный интерес в Италии. Переводили всё, включая кабалистику. Пытались соединить античность и христианство; Платона, Иисуса, Мухаммеда в единое целое. Тема любви в Платоновском и христианском аспектах. Родина эпохи Возрождения – город-государство Флоренция. Предвестниками гуманизма были Петрарка, Данте, Боккаччо. Они пытались рассмотреть человека не по происхождению, не по принадлежности к сословию, а как гармоничную, интеллигентную, нравственную личность. Северное Возрождение в отличии от Италии носило трагический характер. Это было связано с реформацией. В Германии, а затем в Швейцарии возникло Протестантское движение против католичества; церковь раскололась и Ватикан стал использовать крайние меры ради сохранения веры. Более того, в этот период Испания вела продолжение войны в Нидерландах. Поэтому излюбленные темы: война, смертные грехи, ужасы ада и апокалипсис. Вывод: благодаря Возрождению и реформации возникла новоевропейская современная культура. Мировоззрения гуманизма В эпоху средневековья 2 типа образования: Божественное и гуманитарное. В Италии, во Флоренции стали создаваться популярные студии, которые собирали талантливых людей разных профессий. Эта атмосфера образованности, диспута и конкуренции породила титанов эпохи возрождения. В результате возникло мировоззрение гуманизма, а в последствии антропоцентризм, согласно которому человек является мерой всех вещей, т.к. он, как и Бог, творец. Поэтому главный смысл жизни – полная реализация своих творческих возможностей. Благодаря гуманизму человек почувствовал себя центром вселенной и творцом. Человек перестал боятся создавать совершенство не смотря на то, что вера осталась. Литература Петрарка знаменит своими любовными сонетами любимой. Данте автор божественной комедии посвятил возлюбленной. Герой этой комедии пытался найти её. Три части: ад, чистилище, рай. Боккаччо автор Декамерона: 10 новелл. За пределами Италии были: В.Шекспир (его творчество делится на периоды: комедии, трагедии), Испания – Сервантес автор «Дон Кихот» (о закате эпохи Возрождения, о том, что мечта осталась не реализованной), Франция – Ф.Рабле автор «Гаргонюа и Пантагрюэль» (смеховой городской культуре). Вывод: в литературе появляются новые жанры – новелла, роман. Особе место принадлежит стилю трагедия – высокий стиль, повседневность – низкий стиль. Главная идея – соединение слова и вещи. Считали, что весь мир наполнен знаками и их необходимо расшифровать. Живопись – искусство №1 У истоков стоят Джотто, который вводит 3-х мерное пространство изображения; Мозаччо, который благодаря цвету и светотени писал объёмные тела; Сандр Боттичелли; Монтенья (г. Падуя). Леонардо Да Винчи, Рафаэль и Микеланджело – три титана. Венецианская школа: Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Караваджо вводит натюрморт и использует ярко выраженный контраст светотени. Испания – Эль Греко. Нидерланды – Брейгель, Босх Скульптура и архитектура Донателло – круглая скульптура. Брунеллеск. Микеланджело. Натурфилософия Коперник, Брунно, Г.Галилей, Н.Кузанский. Оборотная сторона гуманизма 1) В эпоху Возрождения популярным мировоззрением был макиавиализм – «цель оправдывает средства». 2) Гуманизм порождает экологических кризис. Природа – объект для экспериментов. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА 17-18 ВЕКОВ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы