Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть вторая. Вторая половина XIX века.



 

Содержание курса

1. Особенности русской культуры второй половины XIX века.

Влияние реформ 1860-х гг. на культурный процесс. Наступление эпохи позитивизма. Новая эстетика реализма. Искусство и действительность. Понятие «истинности». Дидактичность искусства. Понятие о «типе». Влияние литературной критики на русскую культуру пореформенного периода. Новый этап сакрализации писателя в России. «Пророки» 60-х. Доктрина Чернышевского об искусстве и действительности, сформулированная в работе «Эстетическое отношение искусства к действительности». Новый герой и новые люди (А.И.Герцен «Ещё раз Базаров», Д.И.Писарев «Нерешённый вопрос», Н.Г.Чернышевский «Что делать? »). Нигилист в повседневной жизни. Интеллигент-парвеню. Идея долга народу. Необходимость жертвы. Влияние «Отечественных записок» на культурную жизнь России. М.Е.Щедрин и миссия разрушения старого мира.

Правительственный курс и преобразования в области культуры в царствования Александра II и Александра III. Расцвет благотворительности и меценатства в пореформенной России. Международные культурные связи России. 1860-е годы в культурной мифологии.

 

2. Наука и образование во второй половине XIX века.

Основные научные центры России. Академия наук, университеты, научные общества. Деятельность русского географического общества. Всероссийские съезды учёных-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов. Международные научные съезды. Естественнонаучное знание. Д.И.Менделеев. А.Г.Столетов. П.П.Семёнов-Тян-Шанский. Н.М.Пржевальский. Ч.Ч.Валиханов. Н.Н.Миклухо-Маклай. И.М.Сеченов. К.А, Тимирязев. И.П.Павлов. А.Н.Бекетов. И.И.Мечников. А.О.Ковалевский. П.Н.Яблочков. А.С.Попов. А.Ф.Можайский. Н.Е.Жуковский. К.Э.Циолковский. Гуманитарное знание. С.М.Соловьёв. В.О.Ключевский. Петербургская школа славистов. В.И.Даль. Русская школа этнографов и фольклористов. Система образования в России во второй половине XIX века. «Положение о начальных народных училищах» 1864 года. Начальная школа. Земские школы. Министерские школы. Церковно-приходские школы. Средняя школа. Гимназии реальные и классические. Пансионы. Высшая школа. Университеты. Открытие университетов в Одессе и Томске. Высшее специальное образование. Женское образование. Всесословные женские гимназии. Высшие женские курсы. Воскресные школы.

 

3. Культурно-просветительские учреждения, книгоиздательская деятельность и книжная торговля.

Развитие системы культурно-просветительских учреждений во второй половине XIX века. Публичные библиотеки, бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. Открытие первой Публичной библиотеки в Москве в 1862 году. Частное коллекционирование и меценатство. Создание национальных музеев. Создание Третьяковской галереи в Москве. Организация Литературно-театрального музея. Собрание русского прикладного искусства П.И.Щукина и передача его в дар Историческому музею в 1905 году. Участие общественности в организации музеев. Открытие Политехнического музея в Москве. Открытие Исторического музея в 1883 году. Художественные выставки. Книгоиздательская деятельность. Цензура. Распространение книги в народной среде. Лубочная литература. Офени. Периодическая печать.

 

3. Культура пореформенного города

Благоустройство городов и развитие инфраструктуры городского хозяйства. Общественно-культурная городская среда. Повседневность городских обывателей. Городская семья и нормы сексуального поведения. Городской фольклор. Культурно-информационная система. Пути сообщения. Транспорт. Почта. Телеграф. Увеселительные заведения. Городская мода. Фотография и её роль в жизни горожан.

 

4. Эволюция усадьбы во второй половине XIX века

Усложнение стилеобразующих архитектурных форм в усадебном строительстве. Музейный принцип. Открытие некоторых усадеб для публичного пользования. Предметное наполнение усадебного дома и его символическое значение. Социальные функции усадеб и просветительская деятельность. Усадьбы-дачи. Снижение усадебного строительства к 60-70-м гг. XIX века. Изменение социальной природы поместного владельчества. Увлечение готикой в 80-е года XIX в. Обращение к древнерусским формам, т.н. «русский стиль». Художественная атмосфера пореформенного усадебного быта. А.Фет и его «лирическое хозяйство» (Жизнь в Степановке). Прямухино и род Бакуниных. Старые усадьбы в описаниях барона Н.Врангеля. Качановка, Диканька, Поречье (Подмосковная усадьба Уваровых), Мошенские горы Воронцовых, имение Любша, отражённое в картине В.Н.Максимова «Всё в прошлом». Усадьбы - Спасское-Лутовиново, Ахтырка, Мураново, Абрамцево, Карабиха, Качановка, Шахматово, Ясная поляна – как центры культуры.

 

Развитие русской литературы во второй половине XIX века

Этические ценности эпохи реализма: «человек страдает, несёт потери, но выстоит». Критический реализм XIX в. Концепция личности и мира, разработанная русским критическим реализмом. Литературно-общественная работа в России на рубеже 50-60-х годов XIX века. Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев. Литература 60-70-х годов. Расцвет критического реализма. Писатели – шестидесятники. «Что делать? » Чернышевского. Последние романы И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского. Поэзия 1860-1870-х годов. Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина. Драматургия 1860-1870-х годов. Л.Н.Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина». Повести и пьесы 1880-х годов. «Воскресенье». Творчество 1990-х годов. Литературная жизнь 80-начала 90-х годов. Общественный перелом. Писатели-народники. Н.С.Лесков. В.М.Гаршин. В.Г.Короленко. Поэзия 1880-1890-х годов.

 

5. Театральное и музыкальное искусство во второй половине XIX века.

Власть и театр. Отмена монополии казённых театров в 1882 году. Появление частных театров под видом «домашних спектаклей». Артистический кружок в Москве. Первый народный театр на Политехнической выставке 1872 года. Театр М.В.Лентовского «Скоморох». Малый и Александринский театры. Провинциальные театры. Театр и драматургия А.Н.Островского. Русские актёры: П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стрепетова и др.. Ремесленные пьесы конца XIX века. Организация по инициативе А.Г.Рубинштейна в 1859 году Русского музыкального общества. Открытие по инициативе Рубинштейна в Петербурге в 1862 году и в Москве в 1866 году консерваторий. Открытие в Петербурге в 1860-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным бесплатной музыкальной школы. Творческое объединение композиторов «могучая кучка» (название дано В.В.Стасовым). Утверждение на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М.П.Мусоргского). П.И.Чайковский. А.П.Бородин. М.П.Мусоргский. Н.А.Римский-Корсаков. М.А.Балакирев. Утверждение русской оперной исполнительской школы. Оперные певцы: Е.А.Лавровская. Ю.Ф.Платонова. Ф.П.Комиссаржевский. И.А.Мельников. Мариинский и Большой театры. Балеты М.И.Петипа. Романс и песня.

 

6. Архитектура середины и второй половины XIX века

Обоснование новой архитектуры. Пореформенный город и его архитектурное решение. Стихийная застройка. Появление доходных многоквартирных домов как основного элемента застройки города. Возрастание стоимости городских участков и как следствие - уплотнение застройки и увеличение этажности. Появление «дворов – колодцев», «дворов – щелей». Увеличение количества гостиниц, постоялых дворов, ночлежных домов. Строительство в городах промышленных предприятий. Рабочие окраины с трущобной застройкой. Новые типы зданий: торговые, банковские, административно-конторские, учебные, научные, выставочные, зрелищные, музейные, больничные, казарменные, культовые здания, транспортные и инженерные. Конструктивно – технические особенности архитектуры второй половины XIX века. Распад классицизма. Проявление упадка классицизма в творчестве архитекторов: В.П.Стасова, К.И.Росси, О.Монферрана, Е.Д.Тюрина, А.П.Брюллова (хотя многие из них стремились сохранять верность классицизму). Русско-византийский стиль. Идеолог – архитектор К.А.Тон. Храм Христа Спасителя в Москве. Большой Кремлёвский дворец. Стилизаторство, ретроспективизм и эклектика. М.Д.Быковский. Первый в России пассаж – Голицынская галерея и Купеческая биржа, стилизованные под эпоху Возрождения. Ансамбль подмосковной усадьбы Марфино в стиле «неоготики ». А.П.Брюллов. Лютеранская церковь св. Петра в Петербурге в псевдороманском стиле. К.Ф.Шинкель. Готическая капелла в Петергофе. Н.Е.Ефимов. А.И.Штакеншнейдер. В.А.Шретер. М.Е.Месмахер. И.А.Монигетти. А.И.Резанов. Н.Л.Бенуа – архитекторы, представляющие ретроспективное стилизаторство западноевропейской архитектуры. Вокзалы двух столиц архитектора К.А.Тона. Создание архитектором Н.Е.Ефимовым в Петербурге двух трёхэтажных зданий Министерства государственных имуществ, фланкирующих Исаакиевскую площадь. Петергофский вокзал архитектора Н.Л.Бенуа в стиле английской готики. А.И.Штакеншнейдер. Интерпретация стилей Возрождение и барокко. 1848 г. назначен архитектором императорского двора. Мариинский, Николаевский, Ново – Михайловский, Белосельских – Белозёрских дворцы. Усадебные ансамбли: Михайловка, Знаменка, Сергиевка – в Подмосковье. Павильоны в Петергофе. Неоримский стиль – Царицын павильон. Неогреческий стиль – Розовый павильон. Павильон – дворец Бельведер на Бабигонской высоте в неогреческом стиле. Новый Эрмитаж в неогреческом стиле архитектора Лео Кленце. Дом-дворец Вонлярлярских в ложноренессансном духе архитектора М.Д.Быковского. Дворцовое здание великого князя Владимира Александровича архитектора А.И.Резанова в стиле флорентийского палаццо раннего Возрождения. Эклектическая стилизация фасадов доходных домов и общественных зданий. К.М.Быковский. Здания Государственного банка, Зоологического музея. В.А.Шретер – архитектор зданий театров в Рыбинске, Иркутске, Киеве, Тифлисе, здание Одесского вокзала. Открытие в 1882 году института гражданских инженеров. Псевдорусский стиль. Строительство в 1872 году деревянных павильонов на Политехнической выставке архитектором В.А.Гартманом. Русские павильоны на выставке в Париже архитектора И.П.Ропета. («ропетовщина» - псевдорусский стиль) Архитектурный манифест – «Теремок» в Абрамцеве. Деревянный особняк Пороховщикова в Москве. Доходный дом Басина на Театральной площади в Петербурге. Исторический музей архитектора В.О.Шервуда в Москве. Период допетровского ретроспективизма, последовавшего за пожеланием императора Александра III построить храм Воскресения Христова («на крови») в Петербурге на месте убийства императора Александра II в стиле архитектуры XVII века. Здание Городской думы в Москве архитектора Д.Н.Чичагова. Верхние торговые ряды (ГУМ) архитектора А.Н.Померанцева. Г.Э.Боссе и «стиль Людовика XVI». А.И.Кракау и стиль итальянского Ренессанса. Особняк Штиглица. Здание Балтийского вокзала в Петербурге. А.М.Горностаев. Д.И.Гримм. Храм в Херсонесе Таврическом. А.Л.Гун.

8.Живопись середины и второй половины XIX века

Реализм в живописи. Бытовой жанр. Творчество П.А.Федотова. «Свежий кавалер». «Сватовство майора». «Вдовушка». «Игроки». А.Ф.Чернышев. «Шарманщик». «Рынок в Петербурге». «Уличные музыканты». «Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно». Н.Г.Шильдер. «Насильный брак». «Искушение». М.П.Клодт. «Рыбаки-финны». «Больной музыкант». «Последняя весна». В.Г.Перов. «Проповедь на селе». «Сельский крёстный ход на Пасхе». «Чаепитие в Мытищах». «Проводы покойника». «Приезд гувернантки в купеческий дом». «Тройка». «Утопленница». «Последний кабак у заставы». «Гитарист – бобыль». Портрет Ф.М.Достоевского. Портрет А.Н.Островского. Портрет В.И.Даля. «Суд Пугачёва». «Никита Пустосвят. Спор о вере». «Охотники на привале». В.В.Пукирев. «Неравный брак». Л.И.Соломаткин. «Славильщики». «Свадьба». Академическое направление. К.Д.Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». «Княжна Тараканова ». Г.И.Семирадский. «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». «Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевзине». «Тризна воинов Святослава». «Сожжение русса». Ф.А.Бронников. «Император Август, играющий со своими детьми». «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». «Освящение гермы». В.Г.Шварц. «Иван Грозный у тела убитого им сына». «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче».

Художественная жизнь середины XIX века и отражение в ней социальных проблем. «Бунт четырнадцати» во главе с Крамским. (1863 г.) Петербургская артель художников. Организация товарищества передвижных художественных выставок. (1870 г.) И.Н.Крамской. «Христос в пустыне». Портреты Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, художника Александра Дмитриевича Литовченко. «Полесовщик». «Крестьянин с уздечкой». «Лунная ночь». «Неутешное горе». «Неизвестная». «Радуйся, царю иудейский» (Хохот). Автопортрет. Исторический, религиозно-философский, батальный, бытовой жанры. Н.Н.Ге. «Тайная вечеря». «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». «Голгофа». «Что есть истина? Христос и Пилат». В.В.Верещагин. Картины туркестанской серии. «Нападают врасплох». «После удачи» («Победители»). «После неудачи» («Побеждённые»). «Смертельно раненый». «Апофеоз войны». «У дверей мечети». Балканская серия. «На Шипке всё спокойно». «Перед атакой. Под Плевной». «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В.М.Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». «Больной муж». К.А.Савицкий. «Отдых землекопов». «Встреча иконы». «На войну». И.М.Прянишников. «Жестокие романсы». «Спасов день на севере». «Шутники. Гостиный двор в Москве». Ф.С.Журавлёв. «Купеческие поминки». «Перед венцом». А.И.Корзухин. «В монастырской гостинице». Г.Г.Мясоедов. «Земство обедает». «Страдная пора (Косцы)». Н.Ярошенко. «Всюду жизнь». «Студент». «Курсистка». «Заключённый». «На качелях». И.Е.Репин. «Бурлаки на Волге». «Крёстный ход в Курской губернии». «Протодиакон». «Горбун». Обращение Репина к историческим темам. «Царевна Софья». «Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.» «Запорожцы». «Арест пропагандиста». «Отказ от исповеди». «Не ждали». Портреты В.Стасова, Л.Толстого, М.Мусоргского, А.Глазунова, П.Третьякова, А.П.Бородина, А.Г.Рубинштейна. В.И.Суриков. « Утро стрелецкой казни». «Меншиков в Берёзове». «Боярыня Морозова». «Покорение Сибири Ермаком». «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». «Степан Разин». «Сибирская красавица». «Взятие снежного городка». В.М.Васнецов. «Витязь на распутье». « Битва русских со скифами». «После побоища Игоря Святославовича с половцами». «Алёнушка». Монументальная композиция «Каменный век» в Историческом музее. «Иван – царевич на сером волке». «Богатыри». «Три царевны подземного царства».

Пейзажная живопись. И.К.Айвазовский ( моренист). «Девятый вал». «Наваринский бой». «Чёрное море». «Среди волн». «Утро». «Вид Одессы в лунную ночь». А.К.Саврасов. «Грачи прилетели». «Разлив Волги под Ярославлем». И.И.Шишкин. «Рожь». «Полдень. В окрестностях Москвы». «Корабельная роща». «Среди долины ровныя…». «Дубовая роща». «Утро в сосновом бору». М.К.Клодт. «Большая дорога осенью». «На пашне». Ф.А.Васильев. «Вид на Волге. Барки» «Мокрый луг». «Болото в лесу. Осень». «После дождя». «Оттепель». «Заброшенная мельница». «В крымских горах». «Сосновая роща». А.И.Куинджи. «На острове Валааме». «Заброшенная деревня». «Берёзовая роща». «Вечер на Украине». «Ночь на Днепре». «Радуга». «После грозы». В.Д.Поленов. «Московский дворик». «Бабушкин сад». «Заросший пруд». «Парит. Болотце». «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». И.И.Левитан. «После дождя. Плёс». «Вечерний звон». «Тихая обитель». «Над вечным покоем». «Озеро». «Золотая осень. Слободка». «Сумерки. Стога». «У омута». «Март». «Тишина». «Сумерки. Луна».

 

7. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века

Скульптура. Ф.Ф.Каменский. «Мальчик – скульптор». «Вдова с ребёнком». «Первый шаг». «Девочка – грибница». М.М.Антокольский. «Иван Грозный». «Пётр I». «Христос перед судом народа». «Мефистофель». «Умирающий Сократ». «Спиноза». «Нестор – летописец». М.О.Микешин. «Тысячелетие России». Памятник Екатерине II. А.М.Опекушин. «Пётр I». Памятник А.С.Пушкину. Памятник М.Ю.Лермонтову. Жанрист М.А.Чижов, анималисты А.Л.Обер и Е.А.Лансере. В.А.Биклемишев, Р.Р.Бах, И.Я.Гинцбург.

Декоративно-прикладное искусство. Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны: О.Курдюкаева, К.Э.Болина, П.А.Овчинникова, Д.Орлова, И.С.Губкина, Ф.Фульда, Грачёвых, Сазиковых, И.П.Хлебникова, К.Ф.Верфеля и др. Ювелирная фирма Фаберже. Парфюмерная промышленность. Парфюмерные фирмы, фабрики, товарищества: Броккара, Ралле, Остроумова, Сиу, Голлендера, Чепелевицкого, Бодло, Каля, Ауриха, Феррейна, Крестовниковых и др. Мебель. Фарфор. Стекло. Стекольные заводы братьев Грибковых, И.Ритинга и др. Промыслы. Мастерские одежды и индустрия готового платья. Надежда Ламанова.

 

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь