Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра педагогики и психологии



Министерство культуры Российской Федерации

Московский государственный университет культуры и искусств

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра педагогики и психологии

Специализация: педагог-психолог

Допущена к защите

«___»___________2014г.

Зав. Кафедрой

Т.В. Христидис

_________________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

На тему: АРТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДАЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: студентка 5 курса

Группы 03523

Бобкова Ирина Олеговна

Научный руководитель:

канд. пед. наук, профессор

Спинжар Н.Ф.

Диплом защищен.

Протокол ГАК № _______ от 07 июня 2011 г.

с оценкой _____________________________

Москва 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы арт- терапии в преодолении страхов детей младшего дошкольного возраста………………………………….13

1.1 Сущность и содержание арт-терапии в научной литературе ……..13

1.2 Возможности арт-терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………28

Глава 2. Методика преодоления страхов дошкольников. Арт-терапевтическое воздейстивтвие в работе с детьми дошкольного возраста ……..…………………………………………………………….…61

2.1 Выявление страхов детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения ……………………………………...61

2.2 Программа преодоления страхов детей дошкольного возраста в процессе арт-терапевтических занятий в детском дошкольном учреждении д/c№ 311 «Лукоморье» …………...……......................85

2.3 Диагностика и сравнительный анализ деятельности по преодолению страхов у младших дошкольного возраста…………………………90

Заключение…………………………………………………………………99

Список литературы………………………………………………………..101

Приложение № 1 (тесты)

Приложение № 2 (тесты)

Введение( не переделанное с НФ)

Актуальность темы исследования. Сейчас, как никогда перед обществом стоит основная задача – «подготовить молодое поколение к будущему». Совсем недавно будущее в представлении человечества было предсказуемо, так как жизнь имела константный характер. Современность характеризует то, что мы живем в век информации и перемены происходят молниеносно, ритм жизни увеличивается.

Успевать за меняющейся жизнью становиться труднее для большинства людей. Из-за возрастания требований социума владение некой совокупностью знаний, умений, навыков, становится недостаточным для того, чтобы изменяться вместе с изменяющимся миром. Это ведет к возрастанию чувства безысходности, формированию страхов, увеличению тревожности за свое будущее, сомнению в своей уникальности. Развитие ребенка сегодня протекает более быстрыми темпами, чем раньше. Стимулирования детской фантазии – компьютерными играми, мультфильмами, кино, новостями, приводит к эмоциональной перегрузке ребенка. Таким образом, он получает намного больше знаний о внешнем мире, чем он может переработать в виду не зрелости нервной системы. Все это не содействует гармоничному развитию личности. Возрастает число более тревожных и обладающих фобиями детей.

Страх, как раз и является одной из реакций, вызванных нарастанием темпа развития общества. Он позволяет с одной стороны человеку реагировать в непредвиденных обстоятельствах, а с другой стороны не дает заявить о себе как о творческой и продуктивной личности, а значит спокойно подходить к любым изменениям. Таким образом, раскрытие и проработка страхов средствами арт-терапии помогает человеку выразить себя, внося гармонию во все сферы жизни.

Арт-терапия - это симбиоз различных методов и техник искусства, направленных на преодоление трудностей личности, преимущество арт-терапии в возможности прорабатывая проблему вселять в человека уверенность в том, что он может дать отпор миру, выражая собственную индивидуальность, открывать свои дарования, а значит – познавая самого себя.

Актуальной проблемой современной педагогической психологии психологии личности, становится формирование способности детей к стрессоустойчивости методами и средствами понятными и интересными ребенку. Развитие этой способности, имеет огромное значение для общего онтогенеза ребенка. Ведь тревога и страх, носящие затяжной характер являются, механизмом блокирующим, прежде всего онтогенез ребенка в какой либо области. Занятия средствами искусства, в свою очередь создают оптимальную среду для реализации и проявления творческой энергии. Что положительно влияет на развитие личности в целом.

«Часто руки знают, как решить загадку, » писал К.Г.Юнг[1] «с которой интеллект боролся напрасно». Именно поэтому первый шаг, это воздействие на трудности ребенка вызванные страхом методологическим аппаратом арт-терапевтических методик. На этой стадии развития воображение предоставляет младшему дошкольнику волшебные образы, зачастую являющиеся для ребенка реальностью. Заперев их и закрыв в реальном мире, ребенок получает опыт преодоления страха и повышения самооценки.

Актуальность данной работы заключается в изучении страха детей младшего дошкольного возраста и преодолении его средствами арт-терапии, подобранными индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его преобладающей репрезентативной системы. Подобрав для визуала, кинестетика, и аудиала наиболее действенные упражнения для работы со страхами.

Общественная и индивидуальная важность умения, противостоять страху, развивая уверенность в себе и творческий потенциал неоспорима. В младшем дошкольном возрасте средства арт-терапии имеют огромный потенциал воздействия на рост и развитие ребенка, что создает необходимые предпосылки развития личности средствами искусствотерапии. Начинать работу над диагностикой страха нужно руководствуясь возрастными особенностями детей этого возраста. И прежде всего, обращая внимание на страхи, имеющие устойчивый и долгий во времени характер.

Эта проблема становится наиболее актуальной для младшего дошкольного возраста. Этот период является важным этапом в развитии ребенка он характеризуется: сменой ведущей деятельности, реорганизацией системы взаимосвязей с реальностью, формированием норм и ценностей, развитием воображения, нарастанием большего контакта с социумом через игру и взаимодействие со сверстниками, формированием представления о внешней оценке и о себе. Ее решение имеет огромное значение как для здоровья ребенка, его жизни и общества в целом.

Теоретико-Методологическую основу исследования составили

- Теоретические представления о развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы, разработанные в отечественной и общей возрастной психологии.( JI.C. Выготского, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леоньтьев, Г.Е. Сухарева С.Л. Рубинштейн)

- психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются понятия страх (З.Фрейд, К.Изард, К. Ясперс)

- психологические представления о специфике видах и проявлениях детского страха (М.А. Панфилова, И.А Захаров, Л.Д.Лебедева)

- концепции о психолого - педагогических аспектах искусства (А. Адлер, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, , 3. Фрейд, К.Г. Юнг, и др.);

- методологические и теоретические разработки в области арт-терапии и игровой терапии ( И.А. Копытин, М.В. Кисилева, А.И. Захаров, И.В. Вачков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко)

Методы исследования. Теоретические методы: изучение научной литературы, фактических материалов. Теоретический анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный).

Эмпирические методы: беседа, анкетирование, диагностические (тестирование), обсервационные (наблюдение), анализ продуктов художественной деятельности детей.

Инструкция к тесту

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? ».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? »

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе. Тестовый материал см. ПРИЛОЖЕНИЕ1. На основании данных вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100% В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). [70]

Ответы ребенка анализируются. Делается вывод о характере эмоционального опыта ребенка в данной ситуации. Дети, делающие отрицательный выбор рисунках, №4, №6, №14, вероятнее всего будут обладать высоким индексом тревожности. Средний уровень тревожности отмечаеться у детей в отрицательном выборе: №2, №7, №9, №11. Зачастую тревожность дети проявляют в ситуациях «ребенок - ребенок». Более комфортно дети чувствуют себя в отношениях «ребенок - взрослый»

  Формула вычесления. Итог Уровень тревожности
Кирилл 6/14*100 42, 8% Средний
Даша М. 9/14*100 64, 2% Высокий
Поля О. 7/14*100 50% Средний
Давид 6/14*100 42, 8% Средний
Юлианна 3/14*100 21, 4% Низкий
Маша Ш. 6/14*100 42, 8% Средний
Ева Г. 5/14*100 35, 7% Средний
Мапша А. 4/14*100 28, 5% Средний
Гоша 1/14*100 7, 14% Низкий
Поля Р. 5/14*100 35, 7 Средний

 

Таким образом, при подсчете данных выяснилось следующее процентное соотношение уровня тревожности по опрашиваемой группе см. Рисунок 3. Где 1- Высокий уровень тревожности, (10%) 2- Низкий уровень тревожности(20%), 3- Средний уровень тревожности(60%)

Рисунок 3. Распределение Уровня тревожности.

Нужно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Захарова, Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками. Так, сравнивая оббьем страхов выделенных детьми и уровень тревожности можно сделать вывод о том, что в данной группе детей арт-терапевтические занятия будут носить профилактический характер.

По поводу половых различий в формировании страха мнения часто расходятся.

 

 

2.2 Программа преодоления страхов детей дошкольного возраста в процессе арт-терапевтических занятий в детском дошкольном учреждении д/c№ 311 «Лукоморье».

В дошкольном учреждении Лукоморье ведется работа по программам: «От рождения до Школы» Н.Е.Веракса, «Я, ты, мы» программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников - О.Р. Князева, Р.Б. Стеркина, «Двигательная активность ребенка в детском саду» - М.А. Рунова, «Театр – творчество – дети». Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. - Н.Ф. Сорокина, «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике детей. - Л.И. Буренина. Проводимая нами работа осуществлялась в рамках этих программ. Для составления программы « Мой Мир» же мы использовали программу « Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова, эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Методические разработки и упражнения А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская «Арт-терапия детей и подростков»

Занятия по программе осуществлялись в рамках тренинга. В рамках составленной нами программы занятия с детьми проводились в форме тренинга. Из предложенных определений этой формы работы для парадигмы программы «Мой мир» больше всего подходит предложенный И.В. Вачковым, в котором тренинг выступает, прежде всего, как форма активного обучения, целью которого являются прежде всего, передача психологических знаний и развитие навыков и умений.

Программа «Мой мир» разработанная нами в ходе изучения страхов младших дошкольников впервые синтезирует разные виды художественной деятельности — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения.

Одной из главных целей является содействие укреплению психического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы. Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи:

· Повышение уверенности в себе и чувство сопереживания.

· Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.

· Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний.

· Снизить тревожность.

· Снизить количество страхов.

· Развитие навыков коллективного общения и сплоченность группы.

· Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора;

Принципы:

· Личностно-ориентированного подхода;

· Систематичности и последовательности;

· Развивающего обучения;

· Наглядности;

· Доступности;

· Игровой подачи материала.

Условия:

· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей творческую деятельность детей;

· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы;

· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования;

· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта

· Общение с искусством.

Материально-техническое обеспечение:

· Специализированный кабинет психого-педагогической направленности;

· Магнитная доска, столы, мольберты, парты;

· Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;

· Фонд учебных презентаций по изоискусству, интерактивных обучающих упражнений, электронных иллюстраций;

· Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры;

· Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.

Методы:

· Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, )

· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение);

· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).

Одна из основных идей программы «Мой мир» в группе Золотая Рыбка такова, что комбинируя различные арт-терапевтические, виды взаимодействия, мы приобщаем обогащаем мир ребенка, а значит, делимся с ними накопленным оптом, который они в дальнейшем может использовать в борьбе со своими переживаниями отрабатывая их на занятиях. С помощью Интегрированного подхода мы можем прийти к индивидуальному взаимодействию к ребенку в условиях группы.

Программа построена на интегрировании различных видов арт-терапии: иглотерапии, сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии детей к миру За щет использования всех видов искусств мы можем прийти к воздействию на три вида перцептивных систем восприятия: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Использование различных видов арт-терапевтической работы мы можем воздействовать на ребенка как в группе так и индивидуально. В программе мы сделали упор на таких страхах как, страхи животных, темноты, сказочных персонажей, пространственные страхи. В каждом занятии мы используем упражнение на преодоление тревожности. Обогащая и беседуя с детьми на тему страха мы обогащаем их эмоционально-волевой опыт, который в дальнейшем поможет им при встрече со страхом в реальной жизни. Зачастую окружающие взрослые не обсуждают с детьми волнующих их вопросов в силу не хватки времени или стереотипности ситуаций. Выполняя упражнения ребенок может раскрыть себя. Задать интересные для него вопросы. Пообщаться на тревожащие темы.

Содержание занятий.

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: Знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров в общении, развитие воображения, снижение чувства страха,

Оборудование: Игрушка, зеркальный шар, аудиозаписи «Звуки природы», резиновый мяч, повязка для глаз.

Игры: « Найди игрушку» (модификация игры Р.Калинина), «Ау» (О.Хухлаева, О. Хухлаев).

Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.

 

Занятие 2. «Бежал Ежик»

Цель: преодоление страха перед животными леса, обращать внимание, что страх важная эмоция, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Оборудование: резиновый мяч, ватман, акварель, пластилин, картон, аудиозаписи «Звуки природы»

Рассказ Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.

Занятие 6. «Я все могу»

Цель: расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Оборудование: резиновый мяч, фломастеры, листы бумаги,

.Рассказ С.А. Фонькина «Как побороть страх» (Колос Г. Г.)

Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.

Занятие 7. «Смелые ребята»

Цель: расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Оборудование: резиновый мяч, аудиозаписи «Звуки леса»

Упражнение: « Загадки топотушки», «Смелые ребята»

Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.

 

 

Заключение

Креативность как психологический феномен вызывает большой интерес у исследователей, что обусловлено социально-экономический динамикой и потребностями общества, а также процессами гуманизации образования, предполагающими создание условий для самореализации личности в современном мире.

Одним из важных направлений в исследовании креативности является изучение специфики креативных проявлений в разных видах деятельности и исследование особенностей развития креативности учащихся в различные возрастные периоды и в разных условиях обучения. Учитывая особую роль искусства и художественной практики в развитии творческого потенциала личности, а также сензитивность младших школьников к художественным воздействиям, мы в своем исследовании изучили особенности развития креативности младших школьников в изобразительно-художественной деятельности.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии и педагогике. Развитие креативности младших школьников так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.

В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность через призму оценки учителя.

На наш взгляд, созданная в данном дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности младших школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.

Креативная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Учитель при правильном подходе может положительно влиять на развитие креативности у своих учеников.

Развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение. Включение педагогического сопровождения позволяет учащемуся свободно проявлять креативность в учебной деятельности, способную направлять собственное развитие.

Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию творческих и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вуза. – М.: Издательский центр «Академия»; Раритет, 1997. - 704 с.

2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. - М.: ИП РАН, 1991. - С. 7-17.

3. Антонова Г.П., Антонова И.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет. - М., 1991.

4. Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирования личности. - М., 1976.

5. Арнгейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.

6. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие / Под ред. В.И.Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. - 272 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.

9. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Вопросы психологии, 2004, т.1, М 2. - с. 54-65.

10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 371 с.

11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

12. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика: Монография – Ч.1. – Минск, 1995. – 126 с.

13. Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., «Просвещение», 1982 г.

14. Воронин А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. – М., 1994. – 214 с.

15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997 г.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.

17. Галкина Т.В. Диагностика и развитие креативности / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1991. – 140 с.

18. Гелб М. Научитесь мыслить и рисовать, как Леонардо да Винчи / Пер. с англ. Ю.Е. Андреева. Мн.: ООО Попурри, 2004.

19. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1965. – С.124-145.

20. Глотова Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования. – Екатеринбург, 1992. – 128 с.

21. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: ИП РАН, 1994.

22. Годфруа Ж. Психология. Изд. в 2 т., том 1. – М: Мир, 1992.- С. 435-442.

23. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М.: Генезис, 2002. – 573 с.

24. Гурова Л.Л. Творческая одарённость в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.61 - 68.

25. Демидова Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте: дисс. канд. психол. наук. – Армавир, 2003. – 170 с.

26. Джонс К. Влиятельные факторы в жизнях художников и темы в их художественных работах // Creat. Res. J. 1997.

27. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. Пособие /Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Мн.: Унiверсiтэцкая, 1997. – с. 237

28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.

29. Дружинин В.Н. Когнитивные способности / Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).

30. Егорова. М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. №1. – С.37-42.

31. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997. – Т.18, №3. – С 74-83

32. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

33. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС. - 2004. - 221 с. - (Учебное пособие для вузов).

34. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.

35. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности // Вопросы психологии. 1967. - №1

36. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы). Дис. канд. пед. наук. – М., 1982. – 264 с.

37. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. – М., 1973.

38. Капиренкова О.П. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы. Дис... канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 2004. - 301 с.
39. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Педагогика, 1959. - 304 с.

40. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.: АПН РСФСР, 1959.

41. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

42. Кожохина К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
43. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: Специфика. Проблемы развития: Автореф. канд. искусств. - СПб., 1995.
44. Кудрявцев В.Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Интернет-доклад: http: //vtk.interTO.ru

45. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972.

46. Кузин В.С. Психология. Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.: ил.

47. Лебедева Е., Яничева Р., Мкртчян Г. Комплексный подход к проблеме диагностики одаренных детей // Журнал практического психолога. – 1998.

48. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Знание, 1993.

49. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 57-67.
50. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. -1988. -№ 4. - С. 98-107.

51. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – М., 1979.

52. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Очерки психологического развития ребенка. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965.

53. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005.

54. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – Линка-пресс, 1997. – 176 с

55. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Евразия, 1997.- 230с.

56. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. 1991г.

57. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. - №6. – С. 23-33

58. Мелик-Пашаев А.А. Чему не учат начинающих художников // Изобразительное искусство в школе. 2005. - №1. – С. 3-5.

59. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Искусство в школе, 1995.

60. Мун Я. Синтез искусств в общеобразовательных программах третьего тысячелетия / Искусство. 2001. - №3. – С. 219.

61. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

62. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

63. Неменский Н.Б. Изобразительное искусство и художественный труд. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2008.

64. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.

65. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

66. Особенности развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. 132 с

67. Петрушин В. Музыкальная психология. Учеб. Пособие / В. Петрушин. - М.: Академический проект, 2006. - 400с.

68. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1988. – 280 с.

69. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

70. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2004. - 560с.

71. Роджерс К.Р. При становлении человеком. Бостон, 1961.

72. Рожкова Е.А. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Просвещение, 1980.

73. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3. – с. 24-29

74. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

75. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов.
Содружество наук и тайны творчества. Сборник. - М., 1968, с.286-294.

76. Симановский А.Э. Развитие творческого развития детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

77. Симонтон Д. Гянюс. Творческий потенциал и лидерства: Психометрические запросы. - Кембридж, 1984.

78. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 223 с.

79. Соловейчик С.М. Воспитание творчеством. - М., Знание. 1978г.

80. Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. 314 с.

81. Тардиф Т. Что мы знаем о творческом потенциале // Р. Штернберг, Т. Тардиф. Природа творческого потенциала. - Кембридж, 1988. P. 429 446.

82. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961, с. 9-20.

83. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

84. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу " Уроки творчества" для учителей нач. классов. – Челябинск, 2002. – 201 с.

85. Торшина К.А. О «наивной» и «культурной» креативности // основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. – с. 127-143

86. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, В.В. Петухова. – М.: Психология мышления, 1981

87. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 104 с.

88. Тэйлор К.В. Различные подходы к и определения творческого потенциала//Р. Штернберг, Т. Тардиф. Природа творческого потенциала. – Кембридж, 1988. P. 99126.

89. Фельдман Д.И., Гарднер Х. Изменение мира: структура для исследования творческого потенциала. Йельский университет: Йельская Пресса, 1994.

90. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М., 2007. – 320 с.

91. Хеге Х. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание / В кн.: Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. – 529 с.

92. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - СПб: фирма «Стройлеспечать», 1996. - 64 с.

93. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990. - С. 46-47.

94. Шрагина Л.И Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал. -2000. -Т.21, №4. - С. 73-78.

95. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии. 2004.- №2. - С.119 -127.

96. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей// Вопросы психологии. -1996.- №3. - С. 34-62.

97. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием теста П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. -1991. -№1. — С. 27-32.

98. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 127- 143.

99. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. - 1997. -№4. - С. 20 -27.

100. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.

101. Яффе А. Символизм в изобразительном искусстве / Человек и его символы. Пер. с англ. / Под общ. Ред. В. Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1996.
Приложение 1

 

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: Знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров в общении, развитие воображения, снижение чувства страха,

Оборудование: Игрушка, зеркальный шар, аудиозаписи «Звуки природы», резиновый мяч, повязка для глаз.

Ход занятия.

Вводная часть.

(Организационный момент: дети сидят в кругу, ведущий перед ними. )

1. Ритуал «Приветствие» (модификация известного ритуала) «Здравствуйте»! психолог просит ребят поздороваться с Зайкой-«Трусишкой», пришедшим к ним из леса, и назвать свои имена.

1.Упражнение: «Росточек под солнцем».

Цель: развитие воображения, стабилизация эмоционального состояния, вызвать чувство, доверия, безопасности.

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в маленький клубочек и обхватывают колени руками) все чаще начинает пригревать солнышко и росточек начинает к нему тянуться. Он растет и наконец, вырастает.

Основная часть.

1.Упражнение «Найди игрушку» ( модификация игры Р.Калинина)

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания

Раздается шум рычание( психолог)

-Ребята, вы знаете кто это?

-Ответы детей- волк, медведь

-Правильно! Смотрите на нашего Зайчика «Трусишку» Он боится! Давайте поможем ему спрятаться!


Поделиться:



Популярное:

  1. Валидность психологического исследования. Виды валидности. Основные угрозы валидности эксперимента в психологии.
  2. Ведущие школы и направления современной политической психологии
  3. Вклад в развитие психологии и педагогики.
  4. Вопрос 10. Предмет и методы социальной психологии. Актуальные проблемы социальной психологии.
  5. Вопрос 13. Понятие личности в социальной психологии. Межличностные отношения. Личностные сценарии, роли и установки.
  6. Вопрос 9. Психические состояния и их регуляция. Эмоции и чувства. Психологические теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии.
  7. Глава 1. ВПФ как основной предмет нейропсихологии
  8. Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  9. Глава 1. Современные представления о нейропсихологии развития
  10. Глава 10. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
  11. Глава 4. О психологии в речи.
  12. Глава IV. О психологии в речи


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.191 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь