Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможности арт-терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.



Огромный потенциал для формирования личности ребенка несет в себе творчество. Различные авторы отмечают (В.В. Алексеева, Г.В. Лабунская, С.Д. Левин), что важнейшая роль в формировании мировоззрения ребенка принадлежит искусству. Оно во многом определяет его отношение, прежде всего к нему самому и социуму. Именно искусство помогает ребенку осознать себя, а также является неотъемлемым инструментом в формировании творческого потенциала личности ребенка. Творческий потенциал личности складывается из всех контактов со средой, но главная роль принадлежит искусству. Оно необходимо детям в современном обществе. По мнению Э.Крамер[42] основательницы арт-терапии, ребенок в современном обществе находиться в более жестких рамках, так ему предоставляются социумом уже готовые формы взаимодействия с миром, что приводит к «избалованности и опустошенности». Вместо того чтобы оберегать ребенка от всего, нужно искать по мнению Э.Крамер возможности реализовывать творческую форму в воспитании и обучении личности. Искусство в рамках арт-терапии как нельзя лучше справляется с этой задачей, формируя гармоничную личность. Так же как и Э. Крамер ряд других ученых, таких как Е.Кейн, В.Ловенфельд, [43] считают, что деятельность ребенка направленная в творческое русло связана напрямую с его познавательной, эмоциональной сферами. Они, проявляясь в творчестве, обогащаются и дают ребенку возможность реализовывать себя, экспериментируя с окружающей средой.

Таким образом, арт-терапевтическая деятельность – представляет собой творческую деятельность, в контексте которой возникают образы, отражающие состояние человека на данный момент времени и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

С точки зрения терапии творчество имеет присущее для него особенности. Искусство справедливо может считаться безвредным лекарством. Оно дает возможность рассказать, о важном для ребенка, как в знаковой, так и символической форме. Отличительная черта творчества - это конструирование нового продукта. Именно отход от правил, отказ от принятых схем взаимодействия с социумом по мнению Яффе А[44] и делают творчество возможным во всей полноте. Воображение, один из столпов творчества используемых в занятиях арт-терпией тесно связано с основным для человека каналом восприятия – зрением, а реализация задумки связана уже с двигательной сферой.[45] Еще одним свойством важным с точки зрения педагогической психологии, которым обладает творческая деятельность, это комбинация всех видов деятельности, характерных и доминирующих в различные возрастные периоды детства – игру, познание, общение[46].

Особенно актуальна проблема развития личности средствами искусства в детстве, в том числе и младшем дошкольном возрасте.

Важная роль творческой, а значит и арт-терапевтической деятельности в психическом развитии ребенка убедительно показана многими исследователями. По мнению В.С. Мухиной[47] творческую деятельность ребенка можно рассматривать как инструмент усвоения социального опыта. Соглашаясь с ней А.В. Запорожец[48], говорит о особенности творчества в котором ребенок может проиграть волнующие его сюжеты. Помимо этого творческая деятельность развивает не только познавательную составляющую личности, но и эмоциональную. Е.А. Рожкова[49], отмечает, что в каждом произведении находит отклик душа ребенка, восхищающаяся миром вокруг. Так же, В.А. Левин[50] замечает, что наиболее ценным продуктом детского творчества является реализуемые в процессе творчества способности и потребности, которые благодаря искусству могут быть развиты и сформированы.

Арт-терапевтическая деятельность становиться успешной в дошкольном возрасте (по классификации Эльконина дети от 3 до 7 лет) [51]. так же из-за новообразований этого возрастного периода. По мнению С. Выгодского этот период характеризуется становлением таких функций как внимание, память, мышление. Где безусловным центром он выделяет память. Соглашаясь Е.О. Смирнова, замечает что, мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью.[52] Причем характерной особенностью мышления дошкольника становиться то, что он мыслит, не создавая логические структуры, а вспоминая конкретные предметы и образы опираясь на память. Новообразованием этого периода становиться воображение. В отличие от памяти оно начинает создавать новое не существующее раньше. Причем для ребенка происходящее в воображении не отделено от реальности. Дети верят в то, что придумывают. С этим связано большое количество страхов. Так дети даже в привычной для них обстановке могут испугаться воображаемых событий. Это связанно с повышенной эмоциональностью ребенка в этом возрасте. Для детей вымышленные персонажи начинают жить в реальности. Захаров А. И. в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» отмечает что, у детей с 3-5 лет часто встречает­ся триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.[53] Киселева М. В. отмечает, что так же возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей, прежде всего как отражение особенностей их психического и личностного развития. Она выделяет ряд причин возникновения страхов – тревожность родителей, не благоприятная ситуация в семье. По мнению Смирновой появление аффективного воображения параллельно с познавательным – (развитием ролевой игры, рисования; конструирования) помогает ребенку справиться со страхами, проигрывая свои переживания. Однако в случае устойчивого конфликта может проявиться функция замещающего воображения, что приводит к сохранению страха. Новообразования психической деятельности находят выход в жизни ребенка в сказках и игре. Именно в этом периоде они становится доступны ребенку. Л. С. Выготский выразил эту мысль так, ребенок плачет и смеется в игре по-настоящему. Именно в этом возрасте для ребенка открывается способность сопереживать литературному герою в плане представлений. Н. М. Аксарина выделяет как один из факторов, влияющих на развитие и формирование игры в дошкольном возрасте расширение представлений о деятельности взрослых из рассказов, сказок, слышимых ребенком. Теперь в отличие от периода раннего детства ребенок стремиться не уйти от взрослого, а прийти в мир социальных отношений, проигрывая их в игре. Именно в дошкольном возрасте формируется умение смотреть на ситуацию со стороны вместе с развитием образного мышления. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.[54]

В силу возрастных особенностей дошкольника, таких как развитие воображения, усложнения процесса запоминания, активизации сенсомоторной сферы, появления желания воспроизведения новой информации и знаний в игровой деятельности, значимости принятия результатов деятельности взрослым. А также учитывая, особенности психики, ребенку труднее выразить свои переживания и эмоции. Дети более спонтанны, им не свойственна рефлексия чувств поступков. Продукт арт-терапевтической деятельности ребенка отражает ситуацию, происходящую с ним. Он прост для анализа. Материалы, с которыми ребенок работает, являются не менее важными, чем арт-терапевт. В силу конкретности мышления они становятся «партнерами» процесса арт-терапевтического взаимодействия. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что арт-терапевтическое воздействие на ребенка в дошкольном возрасте, возможно, практически всеми видами арт-терапевтической деятельности как: изотерапии, сказкотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, танцевальная терапия. Рассмотрим более подробно возможности воздействия на дошкольника некоторых из них. В рамках арт-тераппи, как отмечает Киселева М.В.[55], в детском возрасте особенно эффективна изотерапия. В первую очередь из-за функций, которые она несет в себе, таких как принятие ребенка, поддержка, поиск им различных форм решения задач. Причем изотерапия именяеться как в директивной, так и в не директивной форме. Ребенку предлагается работа с выбранными терапевтом материалами, ставятся цели и задачи или дается свобода- право самому выбирать материалы форму работы. Киселева М.В. рассматривая изотерапию выделят основные стадии к которым относит: Освоение ребенком рабочего пространства, принципов применения материалов, выбор формы работы и ее темы, разрешение беспокоящей ситуации в символической форме, совместный анализ продукта творчества. В ходе выполнения ребенком изотерапевтической работы она рекомендует: быстро выполнять задания, поощрять ребенка делиться возникшими в работе чувствами, обсуждать части рисунка, описывать рисунок, так как будто ребенок является частью его, предлагать ребенку вести диалог между частями рисунка. Кисилева М.В. отмечает: «Дети не всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства, поскольку не готовы к этому» Изотерапия в данном случае является инструментом, с помощью которого ребенок может перенести тревожащие его чувства на объект - и рассказывая о нем, раскрепоститься. Не менее актуальным методом работы с дошкольниками является сказкотерапия. Она может применяться как в работе с группой детей, так и индивидуально. При этом предлагаемая детям ситуация должна отвечать таким требованиям: не иметь готового ответа, должна содержать актуальную для ребенка проблему.[56] Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции» в ходе корой ребенок знакомится с сильными сторонами своей личности, ищет не стандартные решения. Кисилева М.В.[57] выделяет следующие приемы работы со сказкой:

· Анализ сказок, применяется с детьми старше пяти лет, дети вместе с арт-терапевтом обсуждают сказку, пытаясь понять свое отношение к ней, и то, что в ней может быть сокрыто.

· Рассказывание сказок, ребенку предлагают рассказать сказочную историю, так как будто он ее непосредственный герой. Например, Василиса прекрасная или Кощей бессмертный.

· Переписывание сказок, изменяя сказку, ребенок внедряет наиболее близкий к своему внутреннему состоянию сюжет, что несет терапевтический эффект.

· Постановка сказок с помощью кукол управление куклой помогает ребенку переносить навыки управления на себя в речи, словах, действиях. Через куклу дети могут проявить запрещенные эмоции, выражая себя.

· Сочинение сказок, становление личности героя и его трудности, описываемые ребенком, помогают ему пройти схожие трудные ситуации в реальности.

Другим арт-терапевтическим видом работы с детьми является музыкальная терапия. Авторы отмечают, что в процессе работы с детьми музыка может поднять ребенку настроение так и успокоить его, заинтересовать, помочь начать взаимодействие с психотерапевтом. Оказывая влияние не только на внутренний - духовный мир человека музыка так же влияет на физическое - тело человека. Это способствует лечению психосоматических переживаний. Специально подобранная музыка может расслабить ребенка помогая синхронизировать его дыхание, улучшает обмен веществ, успокаивает его. Открывает душу ребенка для дальнейшего психотерапевтического воздействия. В рамках музыкотерапии выделяют следующие техники работы, музыкальные каракули обратимся к некоторым из них. Так в ходе группового упражнения «Спонтанное рисование под музыку» дети рисуют под не быструю музыку, то, что чувствуют, хотят нарисовать в данный момент времени, анализируя состояние «здесь и сейчас». В другой не менее интересной технике - «Музыкальные каракули» дети создают музыку, помощью различных инструментов, после того как по мнению участников произведение закончено его записывают и прослушивают в группе. В ходе обсуждения у ребят спрашивают, что могло означать произведение, какого оно было настроения, и что им больше всего понравилось. В дальнейшем участникам предлагают придумать песню или танец, связанный с этой мелодией. Что переплетает Музыкальную терапию с танцевальнойтерапие, изотерапией, сказкотерапией. Мы видим интегративный подход, присутствующий во многих видах терапии. Танцевальная терапия в свою очередь схожа с музыкальной и связана с ней. Танцевальная терапия, так же как и музыкальная оказывает воздействие на физическое тело, давая возможность душевной составляющей отреагировать на возникшие движения. Она основана на выражении чувств переживаний через движения- танец. Большую роль здесь играет теория В. Райха и А. Лоуэна о «телесной терапии». Согласно ей напряженная ситуации располагается в определенном месте тела. Работая над расслаблением и выражением через тело негативной ситуации в итоге она исчезает. Для ребенка не маловажное место занимает игра. Являясь в дошкольном периоде ведущей деятельностью, она открывает двери игротерапии, как ведущему методу при работе с детьми. Нужно заметить, что во всех используемых методах арт-терапевтического воздействия упоминаемых нами ранее она, так или иначе присутствует. Чтобы заинтересовать ребенку нужно начать играть с ним. Выражая свои переживания через игру ребенок, освобождается от болезненных переживаний. Поиск новых решений сложившийся ситуации помогает ребенку развиваться и усваивать социальные нормы и правила в естественной для него ситуации. Учиться понимать себя и ребят вокруг. Общаться, и считается с другим мнением. Ответвлением игротерапии является песочная терапия, одним из психотерапевтических эффектов которой, является создание своего маленького мира в песочнице, который в символической форме отражает мир ребенка. В рамках работы ребенка с песком выделяют следующие стадии. Первая стадия - «Хаос» может продолжаться от одного до нескольких занятий. Ребенок ищет себя. И отражает пока еще не ясные ему чувства. Эта стадия переходит в «Борьбу». Ребнок вводит в «песочницу» агрессию, конфикты, тревогу. Подходя к концу, эта стадия несет с собой первые призывы к миру. Так возникает завершающая стадия- Гармония. Кисилева М.В. отмечает «Данный метод позволяет гармонизировать внутренний душевный хаос, посредством: проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне; отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры; расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного «Я»;

Базируясь на возрастных особенностях и потребностях этого периода развития, арт-терапевтические методики дают огромную возможность для реализации ребенка, в рамках сложившихся трудностей помогая естественным образом, устранит, преодолев препятствия развития или поведенческие патрны. Изучив теории и методы воздействия на ребенка различными арт-терапевтическими методиками мы приходим к выводу, соглашаясь с Ш.Фис[58], о том что важнее в арт- терапевтическом процессе рассматривать личность ребенка в начале и уже от характеристик, расположения и особенностей ребенка подбирать необходимое средство психотерапевтического воздействия. По ее мнению терапия должна носить интегральный характер. Эта терапия требует от терапевта смелости, креативности. Желания услышать и понять ребенка, встав на защиту его интересов.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
  2. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АДРЕСАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ФОРМУЛАМИ
  3. Адаптационные возможности биосистем
  4. Акценты в работе с финансовой (инвестиционной) информацией
  5. Анализ внешней среды: возможности и угрозы
  6. Анализ результатов. Вывод по работе
  7. Анализ современного опыта организации досуга детей младшего школьного возраста
  8. БЕЗОПАСНОСТЬ В РАБОТЕ С ПЧЕЛАМИ
  9. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе он должен содержать 10-15 наименований.
  10. Библиографическое описание документов, представленных в списке использованных источников к работе
  11. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  12. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь