Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Методика преодоления страхов дошкольников. Арт-терапевтическое воздейстивтвие в работе с детьми дошкольного возраста .



2.1 Выявление страхов детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Детские страхи определяются различными сугубо индивидуальными факторами имеющими влияние на ребенка. В первую очередь, говоря о детских страхах нужно упомянуть, о том, что считается нормой, а что патологией. Понятие «нормы» относительно и меняется в зависимости от эпохи. По мнению Никуленко Т.Г. [59] рассматривая страх, мы должны уделять внимание возрасту ребенка так и психическому состоянию. Чтобы определить отклонение от нормы М. Раттер[60] предлагает следующие критерии: пол, возраст ребенка, длительность, обстоятельства, Социокультурные различия, степень проявления, тяжесть и частота симптомов, сравнивать поведение ребенка с его характерными чертами, ситуационную специфичность проявления. Таким образом, делает вывод М. Раттер, при диагностике важна вся совокупность отдельных критериев, приведенных нами. Он отмечает, что каждый ребенок универсальная личность и процесс диагностик должен выявлять характер развития личности конкретного ребенка.

Определив степень выраженности страха, важно на наш взгляд для дальнейшего применения методов арт-терапевтического воздействия определить основную систему восприятия информации ребенка. Зная эту информацию собранную с помощью опроса родителей, воспитателей, наблюдений педагога-психолога мы сможем более точно подобрать вид арт-терапевтического воздействия. Отметим что Д. О'Коннор, Д. Сеймор[61] выделяют аудиальную, визуальную, кинестетическую типы репрезентативных систем. Авторы отмечают, что, не смотря на то, что в ребенке находят место все типы репрезентативных систем, одна является ведущей. Тип ведущей системы можно определить уже в раннем возрасте. Ребенок воспринимает мир пятью органами чувств, однако встречаясь с новой информацией, он часто прибегает к какой-то одной, наиболее удобной для него модели восприятия, которая называется доминантной или ведущей модальностью восприятия. Все типы проявляются уже в раннем детстве, практически с момента рождения. Если ребенок успокаивается, слушая музыку, то, скорее всего это аудиал, если – игрушкой, это визуал. Кинестетика успокаивает подкидывание, перевороты, перемещения в пространстве. Выявить это мы можем, используя метод наблюдения за дошкольником и беседы с родителями и самим ребенком. Используя модификацию опросника С. Ефремовой для дошкольников «Диагностика доминирующей персептивной модальности» » [62]

После установления ведущей модальности восприятия мы обратились к непосредственному выявлению страхов и тревожности, используя тесты Захарова А.И. и Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен, методика «Выбери нужное лицо». Выбранные методики исследования являются проективными, что позволяет безболезненно для ребенка младшего дошкольного возраста пройти барьеры психологической защиты. Тест «Страхи в домиках» предложенный в работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» [63] выделяет страхи, соотнося их по возрастам и полу. У детей в норме наблюдается от 6-12 страхов. Автор отмечает, что у детей в городе количество страхов может возрастать до 15. Тестирование проводиться в индивидуальном порядке. В конце ребенок закрывает, рисуя, штрихуя черный домик со страшными страхами на замок. При последующем анализе страхи помещенные ребенком в этот дом, сравниваются с возрастными нормами.

Колодич Е.И. [64] отмечает, что работать с этой методикой можно с 3х. лет. Страхи, выявленные под номерами, 10, 30, 31 образуют триаду, говорящую о социальной тревожности. Но она, по мнению автора, становиться нормой к 8 -9 годам. Панфилова М.А[65] отмечает, что страхи, представленные в методике можно разделить на инфантильные и возрастные. Так к первым она относит: боль, кровь, высота, неожиданные звуки. А к возрастным: страх смерти, страх смерти родителей, страх наказания, страх ошибиться, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны, страх заболеть, перед засыпанием.

Методика по выявлению тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен, «Выбери нужное лицо». Проективный тест выявляет тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях. Тест выявляет внутренне отношение к определенным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми в семье в детском саду.

Исследование проводилось на базе д/c №311 «Лукоморье». В нем принимали участие 10 детей (7 девочек и 3 мальчиков) в возрасте от 4 до 5 лет. Группы «Золотая рыбка»

Задачи:

1. Выявить страхи, соотнести их с половыми и возрастными нормами в данном возрасте.

2. Разработать программу по осуществлению индивидуального подхода для наиболее полного преодоления страха или тревоги каждого ребенка.

Методы:

- Анализ продуктов деятельности, т.е. рисунков детей.

- Наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

- Письменный опрос родителей.

- Тестирование детей.

- Статистический анализ.

Исследование проводилось в следующей последовательности:

1) Анкетирование родителей и воспитателей по модифицироному опроснику С. Ефремовой для дошкольников «Диагностика доминирующей персептивной модальности» (см. приложение 2.)

Цель: определение родителями и педагогами ведущей репрезентативной системы восприятия.

2) Диагностирование детей, которое включало в себя:

- тестирования по методике «Страхи в Домиках» А.И. Захаров;

- тестирование воспитанников по классическому методу диагностики Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен, «Выбери нужное лицо».

 

Метод наблюдения – главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях.

Мы провели совестное с воспитателями наблюдение за детьми группы «Золотая рыбка» опираясь на предложенный С. Ефремовой опросник.

Целью нашего наблюдение было определение ведущего типа репрезентативной системы. Для определения перцептивной модальности восприятия информации мы изучали поведение ребенка по следующим основным параметрам, опираясь на предложенные Ефимовой С. [66] характеристики: общение, любимые занятия, сложные двигательные навыки, простые двигательные навыки, общественные навыки, эмоции, память, школьные навыки.

Это позволило нам оценить: ведущий канал восприятия ребенка аудиал, визуал, кинестетик. Это позволило, нам в дальнейшем выбирать для каждого ребенка индивидуальные методы воздействия.

Материал для наблюдения.

1. ОБЩЕНИЕ.

Визуал: он говорит, используя самые простые обороты речи, он неправильно произносит некоторые слова и звуки, он пропускает наречия и предлоги.

Аудиал: он использует те же обороты речи, что и взрослые, он использует грамматически правильные предложения, он рассказывает тщательным образом продуманные истории.

Кинестетик: его речь тяжело понять, он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями, он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них.

2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

Визуал: отдает предпочтения головоломкам и настольным играм, наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором, узнает о новых вещах, наблюдая.

Аудиал: любит слушать аудиозаписи, любит книги и игру фантазии, учится новому, читая инструкции.

Кинестетик: любит играть на свежем воздухе, наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке, почти каждой игрушке находит полноценное применение.

3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Визуал: он пишет старательно, его художественные изделия очень аккуратны и красивы, он легко вырезает, раскрашивает, склеивает.

Аудиал: он пишет достаточно неплохо, во время работы он разговаривает сам с собой, его художественные изделия достаточно привлекательны.

Кинестетик: ему очень тяжело писать, многие буквы и цифры у него получаются, некрасивыми, его художественные работы неопрятны.

4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Визуал: настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе, любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается, любит игры с четко установленными правилами.

Аудиал: он больше разговаривает, чем играет, отдает предпочтение играм, требующим вербального общения, во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой.

Кинестетик: игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр, имеет хорошую координацию, не ходит спокойно, а носится.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ.

Визуал: даже в толпе остается одиноким, прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие, долго привыкает к новым людям.

Аудиал: буквально расцветает в кругу друзей, может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает, часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно.

Кинестетик: Коллективистский, но не очень разговорчивый, Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям, любит пошалить.

6. ЭМОЦИИ.

Визуал: вообще не очень эмоционален, начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других.

Аудиал: свободно рассказывает о своих ощущениях, может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений.

Кинестетик: эмоционально зависим и легко обижается, когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.

7. ПАМЯТЬ

Визуал: может воспроизводить буквы и цифры по памяти, помнит о том, что ему показывали.

Аудиал: лучше всего учится, заучивая наизусть, знает звуки, соответствующие буквам алфавита.

Кинестетик: плохо запоминает, легко отвлекается.

8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Визуал: следит за опрятностью своей одежды, следит за чистотой своего рабочего места, в свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел, медленно привыкает к новой ситуации.

Аудиал: его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен, ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место, он внимательный и послушный, он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении.

Кинестетик: он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен, работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут, проявляет большую активность во время игр, вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.

Как показала экспериментальная практика, наблюдение информативно Уже с трех лет, начинает проявляться ведущая репрезентативная система. Наблюдения проведенные нами помогают определить наиболее эффективный способ взаимодействия с ребенком. Наблюдение проводилось в течение месяца. В течение всего дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Итоговые результаты помещенные в Таблица№3, представляют собой мнение воспитателей группы и педагога-психолога данного учреждения. В спорных вопроса в отношении ребенка нами было принято решение ставить два возможных типа реперезатативной системы в рамках, которых он себя проявлял.

 

 

Таблица№3

  Итог:
Ева А В/А В В В В В В Визуал
Полина Р. А В/А В/А А А А/К В/А В Аудиал
Гоша. К К К К К К К К Кинестетик
Маша. А. А А/В/К В В А А А/В В Аудиал/Визуал
Маша.Ш. В В В В В В В В Визуал
Юля А К В А В В В В Визуал
Давид А А/К В А В А/К В В Аудиал/Визуал
Полина Р. В А В/А А А А В/А А Аудиал
Даша М. А К В К А К К А Кинестетик
Кирил К К К А К К К К Кинестетик

 

По полученным нами данными мы видим, что в группе преобладает следующие процентное соотношение обратимся к Рисунку1.

Рисунок 1. распределение ведущей системы восприятия у дошкольников 4-5 лет.

Таким образом, из полученных нами данных отметим, что в группе преобладает визуальный канал восприятия информации. Это так же подтверждается особенностью дошкольников к визуальному восприятию информации и чувственному анализу. Детям, проще вспомнить о какой либо вещи, если их спросят, катались ли они на ней или видели ли ее. Отсюда преобладание двух перцептивных систем – визуальной и кинестетической. Любимов А. [67] в своей книге «Мастерство коммуникации » отмечает, что Россия и США визуально-кинестетические культуры в отличии от Англии аудиально-визуальная культура. Он же приводит процентное соотношение типов реперзантативных систем по России 35% Визуал, 35% Кинестетик, 5% Аудиал, по США 45% Визуал, 45% Кинестетик, 5% Аудиал. По мнению ученых нельзя на сто процентов сказать, что мы определили ведущую репрезентативную систему т.к. ребенок в разных ситуациях может задействовать разные системы, можно лишь, сказать что на данном этапе времени она является ведущей.Для нашего эксперемента важно развивать арт-терапевтическими техниками не ярко выраженные системы восприятия ребенка, обогащая его опыт взаимодействия с окружающим миром. Так собранный материал послужит в дальнейшем, для выбора методик и игр арт-терапевтического арсенала для работы.

Для определения страхов младших дошкольников нами был проведен тест предложенный ЗахаровымА.И. [68] «Страхи в домиках» тест проводился индивидуально.

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду называть страх, а ты будешь показывать в какой дом его поселить (номера страхов записываются внутри дома).

Страхи:

1) страх, когда остаешься дома один;

2) страх нападения, бандитов;

3) страх заболеть, заразиться;

4) страх умереть;

5) страх того, что умрут твои родители;

6) бояться каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) страх наказания;

9) страх Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

11) страх перед тем, как заснуть; страх темноты; (14)

12) боязнь страшных снов;

13) страх волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) страх машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) страх бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) страх, когда очень высоко (страх высоты);

18) страх, когда очень глубоко (страх глубины);

19) страх находиться в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) страх воды;

21) страх огня;

22) страх пожара;

23) страх войны;

24) страх находиться на больших улицах, площадях;

25) бояться врачей (кроме зубных);

26) страх крови (когда идет кровь);

27) страх уколов;

28) страх боли (когда больно);

29) бояться неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет;

 

После обработки результатов авторы соотносят количество страхов с возрастными и половыми нормами. Обратимся к результатом проведенного нами исследования Таблица 4.

Таблица 4.

Иследуемый Количество страхов в «Не страшном доме» Количество страхов в «Страшном доме»
Даша М.
Кирилл.К.
Полина О.
Давид.Д
Юлианна
Маша.Ш
Ева Г.
Маша А.
Гоша К.
Поля Р.

 

Таблица 5.

Возраст Число страхов
Мальчики Девочки
7 (дошкольники)
7 (школьники)

Анализ полученных данных показал, что исходя из возрастных норм, приведенных в Таблице 5 Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту) значительно превышают показатели нормы, только у 3 человек из 10 наблюдаются приближенные к возрастным нормам результаты. Необходимо заметить, что исследование проводилось в крупном мегаполисе – Москве. Захаров А.И. [69] уточняет, что у детей в крупных городах количество страхов может доходить до 15. Даже не смотря на возможность ребенка приукрасить собственные страхи и чувства, то что дети задумываются над различными страхами и чувствами относя их к страшным, дает нам право предположить, что выявленная нами в начале исследования проблема о влиянии страхов на ребенка в современном обществе актуальна. Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи, страхи причинения физического ущерба, страх смерти, боязнь животных, сказочных персонажей, кошмарных снов, социально - опосредованные, пространственные страхи.

 

Рисунок 2. Распределение страхов.

Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи, страхи причинения физического ущерба, страх смерти, боязнь животных, сказочных персонажей, кошмарных снов, социально - опосредованные, пространственные страхи. Ребята чаще делали выбор в пользу следующих страхов Медицинские страхи- 40%, Страхи физического ущерба -70%, Страх смерти -80%, Боязнь животных-60%, Сказочных персонажей -70%, Темноты- 90%, Социально - опосредовательные страхи -70%, Пространственные страхи- 100%.

Таким образом, самые часто встречающиеся страхи у дошкольников стали: пространственные страхи их выбрали все опрошенные нами дети, а так же страх темноты и страх смерти. Учитывая, распределение страхов при составлении арт-терапевтической программы мы планировали занятия исходя из этих данных.

 

 

В совокупности с методикой «страхи в домиках нами был проведена методика по выявлению тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен, «Выбери нужное лицо». Тест представлен 14 рисунками с ситуациями. Ребенку предлагается выбрать лицо: веселое, грустное в данном случае. Ситуация озвучивается взрослым. Рисунки представлены в двух вариантах для мальчика и для девочки. Показ рисунков осуществляется строго по порядку.

Инструкция к тесту

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? ».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? »

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе. Тестовый материал см. ПРИЛОЖЕНИЕ1. На основании данных вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100% В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). [70]

Ответы ребенка анализируются. Делается вывод о характере эмоционального опыта ребенка в данной ситуации. Дети, делающие отрицательный выбор рисунках, №4, №6, №14, вероятнее всего будут обладать высоким индексом тревожности. Средний уровень тревожности отмечаеться у детей в отрицательном выборе: №2, №7, №9, №11. Зачастую тревожность дети проявляют в ситуациях «ребенок - ребенок». Более комфортно дети чувствуют себя в отношениях «ребенок - взрослый»

  Формула вычесления. Итог Уровень тревожности
Кирилл 6/14*100 42, 8% Средний
Даша М. 9/14*100 64, 2% Высокий
Поля О. 7/14*100 50% Средний
Давид 6/14*100 42, 8% Средний
Юлианна 3/14*100 21, 4% Низкий
Маша Ш. 6/14*100 42, 8% Средний
Ева Г. 5/14*100 35, 7% Средний
Мапша А. 4/14*100 28, 5% Средний
Гоша 1/14*100 7, 14% Низкий
Поля Р. 5/14*100 35, 7 Средний

 

Таким образом, при подсчете данных выяснилось следующее процентное соотношение уровня тревожности по опрашиваемой группе см. Рисунок 3. Где 1- Высокий уровень тревожности, (10%) 2- Низкий уровень тревожности(20%), 3- Средний уровень тревожности(60%)

Рисунок 3. Распределение Уровня тревожности.

Нужно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Захарова, Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками. Так, сравнивая оббьем страхов выделенных детьми и уровень тревожности можно сделать вывод о том, что в данной группе детей арт-терапевтические занятия будут носить профилактический характер.

По поводу половых различий в формировании страха мнения часто расходятся.

 

 

2.2 Программа преодоления страхов детей дошкольного возраста в процессе арт-терапевтических занятий в детском дошкольном учреждении д/c№ 311 «Лукоморье».

В дошкольном учреждении Лукоморье ведется работа по программам: «От рождения до Школы» Н.Е.Веракса, «Я, ты, мы» программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников - О.Р. Князева, Р.Б. Стеркина, «Двигательная активность ребенка в детском саду» - М.А. Рунова, «Театр – творчество – дети». Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. - Н.Ф. Сорокина, «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике детей. - Л.И. Буренина. Проводимая нами работа осуществлялась в рамках этих программ. Для составления программы « Мой Мир» же мы использовали программу « Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова, эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Методические разработки и упражнения А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская «Арт-терапия детей и подростков»

Занятия по программе осуществлялись в рамках тренинга. В рамках составленной нами программы занятия с детьми проводились в форме тренинга. Из предложенных определений этой формы работы для парадигмы программы «Мой мир» больше всего подходит предложенный И.В. Вачковым, в котором тренинг выступает, прежде всего, как форма активного обучения, целью которого являются прежде всего, передача психологических знаний и развитие навыков и умений.

Программа «Мой мир» разработанная нами в ходе изучения страхов младших дошкольников впервые синтезирует разные виды художественной деятельности — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения.

Одной из главных целей является содействие укреплению психического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы. Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи:

· Повышение уверенности в себе и чувство сопереживания.

· Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.

· Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний.

· Снизить тревожность.

· Снизить количество страхов.

· Развитие навыков коллективного общения и сплоченность группы.

· Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора;

Принципы:

· Личностно-ориентированного подхода;

· Систематичности и последовательности;

· Развивающего обучения;

· Наглядности;

· Доступности;

· Игровой подачи материала.

Условия:

· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей творческую деятельность детей;

· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы;

· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования;

· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта

· Общение с искусством.

Материально-техническое обеспечение:

· Специализированный кабинет психого-педагогической направленности;

· Магнитная доска, столы, мольберты, парты;

· Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;

· Фонд учебных презентаций по изоискусству, интерактивных обучающих упражнений, электронных иллюстраций;

· Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры;

· Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.

Методы:

· Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, )

· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение);

· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).

Одна из основных идей программы «Мой мир» в группе Золотая Рыбка такова, что комбинируя различные арт-терапевтические, виды взаимодействия, мы приобщаем обогащаем мир ребенка, а значит, делимся с ними накопленным оптом, который они в дальнейшем может использовать в борьбе со своими переживаниями отрабатывая их на занятиях. С помощью Интегрированного подхода мы можем прийти к индивидуальному взаимодействию к ребенку в условиях группы.

Программа построена на интегрировании различных видов арт-терапии: иглотерапии, сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии детей к миру За щет использования всех видов искусств мы можем прийти к воздействию на три вида перцептивных систем восприятия: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Использование различных видов арт-терапевтической работы мы можем воздействовать на ребенка как в группе так и индивидуально. В программе мы сделали упор на таких страхах как, страхи животных, темноты, сказочных персонажей, пространственные страхи. В каждом занятии мы используем упражнение на преодоление тревожности. Обогащая и беседуя с детьми на тему страха мы обогащаем их эмоционально-волевой опыт, который в дальнейшем поможет им при встрече со страхом в реальной жизни. Зачастую окружающие взрослые не обсуждают с детьми волнующих их вопросов в силу не хватки времени или стереотипности ситуаций. Выполняя упражнения ребенок может раскрыть себя. Задать интересные для него вопросы. Пообщаться на тревожащие темы.

Содержание занятий.

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: Знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров в общении, развитие воображения, снижение чувства страха,

Оборудование: Игрушка, зеркальный шар, аудиозаписи «Звуки природы», резиновый мяч, повязка для глаз.

Игры: « Найди игрушку» (модификация игры Р.Калинина), «Ау» (О.Хухлаева, О. Хухлаев).

Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.

 

Занятие 2. «Бежал Ежик»

Цель: преодоление страха перед животными леса, обращать внимание, что страх важная эмоция, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Оборудование: резиновый мяч, ватман, акварель, пластилин, картон, аудиозаписи «Звуки природы»

Рассказ Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
  2. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АДРЕСАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ФОРМУЛАМИ
  3. Акценты в работе с финансовой (инвестиционной) информацией
  4. Анализ результатов. Вывод по работе
  5. Анализ современного опыта организации досуга детей младшего школьного возраста
  6. Банковская гарантия (спец субъект – банки и иные кредитные организации, страховые компании)
  7. БЕЗОПАСНОСТЬ В РАБОТЕ С ПЧЕЛАМИ
  8. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе он должен содержать 10-15 наименований.
  9. Библиографическое описание документов, представленных в списке использованных источников к работе
  10. В изолированных системах самопроизвольно могут совершаться только такие необратимые процессы, при которых возрастает энтропия системы, т.е. они идут только за счет увеличения энтропии
  11. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ
  12. В список должны включаться только те источники, которые действительно использовались в работе.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь