Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сонеты Возрождения: Ф. Петрарка, У. Шекспир
1. Сонет как жанр. 2. «Книга песен» Ф. Петрарки: a) история создания; b) построение «Книги песен». Можно ли говорить о ее лирическом сюжете? c) вводные сонеты (1-3) как программа всего сборника; d) образ Лауры. Мотив Лаура / лавр и другие образные доминаты сборника. Как меняется образ героини во II части «Канцоньере»? e) итог «Книги песен»: покаянные сонеты Петрарки. 3. Сонеты У. Шекспира: a) «сонетный бум» в Англии. Первые английские сонетисты; b) история прижизненных публикаций сонетов У. Шекспира. «Мистер W.H» и другие загадки шекспировской сонетной лирики; c) особенности «шекспировской» формы сонета; d) тематические группы сонетного цикла: сонеты Другу (1-126), сонеты Смуглой Леди (127-152); e) Индивидуальное сообщение: Русские переводы шекспировских сонетов: ранний и современный этапы.
Литература Основная: 1. Петрарка Ф. Книга песен (любое издание). 2. Шекспир У. Сонеты. 3. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / Под ред. М.П.Алексеева и др.М., 2000. Дополнительная: По сонетам Ф. Петрарки: 1. Баткин Л.М. Сочинять и любить. Об авторском единстве книги стихов к Лауре // Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000. С. 411-613. 2. Батюшков К.Н. Петрарка // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С.149-165. 3. Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди «Cansoniere». СПб., 1912. 4. Титаренко С.Д. Ф. Петрарка и русский сонет конца XVIII – первой половины XIX вв. // Проблемы метода и жанра. Томск, 1985. С. 76-100. 5. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974. По сонетам У. Шекспира:
Практическое занятие № 5 «Шекспировский вопрос». Трагедия «Гамлет»
1. «Шекспировский вопрос»: основные «нестрэтфордианские» гипотезы. Приведите аргументы «стрэтфордианцев» и «нестрэтфордианцев». (См. Холлидей, Шенбаум) 2. Периодизация творчества У. Шекспира. 3. Источники и дошекспировские интерпретации трагедии «Гамлет». 4. Поэтический мир трагедии: многоплановость композиции, соотношение поэзии и прозы, «темные места» пьесы. 5. Система образов: Клавдий, Гертруда, Полоний, Офелия, друзья Гамлета, персонажи второго плана. 6. Проблема характера Гамлета (игра в безумие, загадка бездействия, сущность трагического конфликта). Знаменитые трактовки образа Гамлета (Гете, Белинский, Тургенев). 7. Назначение параллельных сюжетов: Гамлет – Лаэрт – Фортинбрас.
Литература Основная: 1. Шекспир У. Гамлет (любое издание). 2. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / Под ред. М.П. Алексеева и др.М., 2000. Дополнительная: 1. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963. 2. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». Литературный комментарий. М., 1986. 3. Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. (Полн. собр. соч. М., 1953. Т. II.) 4. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. М., 1997. 5. Верцман И. «Гамлет» Шекспира. М., 1964. 6. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. М., 2001. 7. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. М.-Л., 1966. 8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т., т. VIII. М.-Л., 1960-1968. 9. Холлидей Ф. Шекспир и его мир. Пер. с англ. М., 1981. 10. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968. 11. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975. 12. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. Пер. с англ. М., 1985.
Практическое занятие № 6 Роман М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» 1. Испанская культура эпохи Возрождения. 2. Героическая биография испанского идальго и солдата Мигеля де Сервантеса. 3. Творческая история романа «Дон Кихот». 4. Жанровые и композиционные особенности романа. 5. Образ Дон Кихота – пародийная фигура или рыцарский идеал? 6. Тема столкновения героя с «железным веком», мотив безумия Дон Кихота. 7. Архетипическая пара Дон Кихот и Санчо Панса: взаимодополняемость характеров. 8. Литературная судьба романа. Литература Основная: 1. Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (любое издание). История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / Под ред. М.П.Алексеева и др.М., 2000. Дополнительная: 1. Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». М., 1991. 2. Бочаров С.Г. О композиции «Дон Кихота» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. 3. Державин К.Н. Сервантес. М., 1958. 4. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1996. 5. Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002. 6. Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. М., 1967. 7. Штейн А.Л. Дон Кихот – вечный спутник человечества. М., 2009. 8. Iberica. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». СПб., 2005.
Практическое занятие № 7 «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера 1. «Странности пути комедиантской жизни» (М. Булгаков). Жизнь и творческая судьба Ж.Б. Мольера. 2. Театральная эстетика Мольера («Величайшее правило – нравиться», «здравый смысл» как главный критерий художественности). Основные принципы «высокой комедии». 3. Комедия «Тартюф»: - скандал вокруг комедии; - спор о Тартюфе: каков герой в восприятии других персонажей комедии? - почему автор выводит главного героя на сцену только в III акте? - пара Тартюф – Оргон: «плут» - «простак»; каковы классицистические принципы создания образов? - какие приемы создания комического применяет Мольер? Укажите конкретные примеры из текста; - прокомментируйте неоднозначный финал комедии: «Слава королю! » (М. Булгаков). 4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»: - Дон Жуан – Сганарель: смысл сопоставления образов; - философия донжуанства (проанализируйте монолог Дон Жуана в акте I, явлении 2); - сцена в лесу: тема отрицания неба, либертинаж и арифметика безбожия; - в чем миссия Командора? - Индивидуальное сообщение: Судьба вечного образа в литературе (Пушкин, Байрон, Гофман, Шоу, Кьеркегор). 5. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве»: - история создания комедии. Жанровые признаки «комедии-балета»; - дворянская мания буржуа, выявите ее комические и трагикомические планы («учеба» Журдена; сцена с портным, Дорантом и др.); - раскройте злободневное и вечное в образе главного героя.
Литература Основная:
Дополнительная: 1. Мольер Ж.Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. 2. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с фр. М., 1983. 3. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967. 4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М., 1962. 5. Смирнов А.А. Дон Жуан у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М. – Л., 1965. Практическое занятие № 8 «Фауст» И.В. Гёте 1. Творческая история «Фауста». Жанровые характеристики произведения. 2. Легенда о докторе Фаусте. Литературные предшественники героя Гёте. 3. «Театральное вступление»: «земной» пролог произведения. Спор об искусстве и его назначении. 4. «Пролог на небе»: суть пари Бога и Мефистофеля. 5. Часть I: - «малый мир»: v образ Фауста, «бурного гения» и человека эпохи Просвещения; v образ Мефистофеля; v Фауст и Гретхен; v Гётевская «дьяволиада» «Погребок Ауэрбаха», «Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь». 6. Часть II - «большой мир»: v аллегоризм эпизода с Еленой Прекрасной; v «эпизод моря», тема строительства, служения человечеству; проблема этической цены деяния (эпизод Филемона и Бавкиды); v «прекрасное мгновение» Фауста и суд над героем.
Литература Основная: 1. Гёте И.В. Фауст (пер. Б. Пастернака). 2. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко // http: //www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a Дополнительная:
2. Аникст А.А. «Фауст» Гёте: литературный комментарий. М., 1979.
http: //lit-prosv.niv.ru: 80/lit-prosv/konradi-gete-t2/dva-velikih-proizvedeniya.htm
Практическое занятие № 9 Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы