Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейское искусство XIX-XX вв.



(коллоквиум)

Занятие проходит в форме защиты рефератов (компьютерной презентации). Темы рефератов, требования к его оформлению и защите представлены ниже в п. 6. Литература для подготовки указана в п. 7 (методические рекомендации для студентов).

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Отметка «зачтено»:

1. Посещение лекций и практических занятий (не менее 90%).

2. Наличие всех конспектов лекций и семинарских занятий.

3. Активность на практических занятиях, выполнении всех аудиторных письменных заданий, проверяющих знание текста.

4. Выполнение и защита реферата на коллоквиуме.

5. Прохождение итогового зачета (устный ответ по вопросам, демонстрирующий знание основного программного материала и текста произведения).

 

Отметка «не зачтено»:

1. Наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

2. Выполнение около половины от общего объема всех заданий.

3. Отсутствие реферата/ реферат, не соответствующий требованиям.

4. Устный ответ на итоговом зачете обнаруживает существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также принципиальные ошибки при изложении вопроса, незнание содержания произведения, при этом выполнено менее 50% всех заданий семестрового обучения.

 

Текущий контроль успеваемости

Аудиторная письменная работа проводится на каждом практическом занятии, за исключением коллоквиумов. Работа включает два вопроса, проверяющих знание художественного текста по теме практического занятия.

 

ОБРАЗЕЦ ВОПРОСОВ:

 

По теме «Творчество Э. По»:

 

1. Какова роль баллады «Обитель привидений» в рассказе «Падение дома Ашеров»?

2. Как префект Г. производил обыск (рассказ «Похищенное письмо»)?

Требования к реферату

 

Реферат (от латинского referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, основанное на обзоре различных источников.

Тема реферата выбирается из общего списка и согласовывается с преподавателем. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—12 источников. Реферат сдается на проверку преподавателю не менее чем за неделю до назначенного дня зачета.

Примерный объём работы - 15—20 страниц (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы).

В процессе работы над рефератом необходимо определить цели и задачи исследования, подобрать научно-критическую литературу, провести обзор выбранной литературы. Содержание реферата должно соответствовать заявленной теме, раскрывать все существенные аспекты проблемы и строиться на основе ключевой научно-исследовательской литературы, посвященной выбранной теме.

Реферат должен содержать:

титульный лист;

содержание;

основную часть;

заключение;

библиографию.

Во введении реферата излагается цель и задачи работы; дается краткая характеристика использованной литературы. Объём: 1—2 страницы.

Основная часть — исследование проблемы на основе анализа художественного произведения. Объём: 12—15 страниц.

В заключении формулируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.

Библиография должна включать 4-12 позиций, в ней также необходимо представить новые исследования по теме (5-7-летней давности).

Текст работы должен содержать ссылки на использованную литературу. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы, которые оформляются в виде приложения.

Оформление реферата

Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1, 5; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

Реферат может быть сделан индивидуально или небольшой группой студентов (2-3 человека).

Защита реферата

  • Защита реферата проходит в форме компьютерной презентации, регламент устного выступления –10 минут, после его окончания проводится дискуссия с аудиторией.
  • Желательно предусмотреть письменные тезисы доклада, небольшие упражнения для аудитории, вопросы на понимание.

 

Темы рефератов

Живопись романтизма

1. Духовно-символические пейзажи К.Д. Фридриха.

2. Английские ландшафты в пейзажной живописи Дж. Констебля.

3. Живописный стиль У. Тёрнера.

4. Традиции героического искусства в романтической живописи Т. Жерико.

5. «Колористическая революция» и эпическая мощь полотен Э. Делакруа.

6. «Братство прерафаэлитов» в английской живописи и поэзии. Творчество Д.Г. Россетти.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

1. Зарождение импрессионизма во французском искусстве 70-80-х гг. ХIХ века.

К. Моне как основоположник импрессионистического метода в живописи.

2. Мотивы живописи и художественные открытия Э. Мане.

3. Своеобразие живописной манеры Э. Дега.

4. Женские образы в художественном творчестве О. Ренуара.

5. Городские пейзажи К. Писсарро.

6. Период постимпрессионизма и поэтика живописи П. Сезанна.

7. Мечта о «земном рае»: полинезийский период в художественном творчестве П. Гогена.

8. «Напряженность жизни» в живописи В. Ван Гога.

Искусство начала ХХ века

1. Картины «голубого» и «розового» периодов творчества П. Пикассо.

2. П. Пикассо и начало кубизма.

3. Взгляды на искусство и «живописные арабески» А. Матисса.

4. Гротескные образы - символы в живописи Э. Мунка.

5. Живопись В. Кандинского и движение к абстракционизму.

6. Живопись М. Шагала.

Сюрреализм в живописи

1. У истоков сюрреализма. Дада – «звонкое бессмыслие» (А. Жид) нового искусства.

2. Сюрреализм как философия и контркультура. История движения, программные документы, эстетика.

3. «Автоматическое письмо» в живописи М. Эрнста.

4. «Параноико-критический» метод С. Дали.

5. Сюрреалистический образ в фотографии М. Рэя.

6. Женщина-художник в сюрреализме (Ф. Кало, Л. Каррингтон, Р. Варо, Л. Миллер).

Искусство моды в ХХ веке

1. Коко Шанель и революция моды в начале ХХ века.

2. Сюрреалистическое искусство моды Эльзы Скиапарелли.

3. «Мода – понятие религиозное»: «Новый взгляд» Кристиана Диора.

4. Империя моды Ива Сен Лорана.

5. Творец «антимоды» Йоджи Ямамото.

 

Список текстов для обязательного прочтения

ХIХ век

Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд Гарольда (1, 2 песни). Манфред.

Бальзак О. Шагреневая кожа. Отец Горио.

Бодлер Ш. Цветы зла.

Верлен П. Сб. стихов «Сатурнические стихотворения», «Романсы без слов».

Гофман Э.Т.А. Новеллы.

Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

Ибсен Г. Кукольный дом.

Мериме П. Кармен.

Метерлинк М. Непрошеная. Слепые.

Мопассан Г. Рассказы.

По Э. Лирика. Рассказы.

Рембо А. Стихотворения «Пьяный корабль», «Гласные». Сб. «Озарения».

Стендаль Ф. Красное и черное.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

ХХ век

Абэ К. Женщина в песках.

Гессе Г. Степной волк.

Джойс Дж. Улисс.

Ионеско Э. Лысая певица (или по выбору - Беккет С. «В ожидании Годо»).

Кафка Ф . Превращение. Процесс.

Камю А. Посторонний.

Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.

Оруэлл Дж. 1984.

Пруст М. В сторону Свана.

Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен.

Хемингуэй Э. И восходит солнце. Прощай, оружие (1 на выбор). Старик и море.

Эко У. Имя розы (или по выбору - Фаулз Дж. «Волхв»).

Вопросы к зачету

 

  1. Западноевропейский романтизм (Э.Т.А. Гофман, Дж. Г. Байрон, В. Гюго, Э. По).
  2. Романтизм в живописи, национальные школы и индивидуальные стили.
  3. Западноевропейский роман второй половины XIX в. (О. де Бальзак, Г. Флобер).
  4. Французская новелла: П. Мериме, Г. де Мопассан.
  5. Французский символизм и поэтические миры Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо.
  6. Импрессионизм во французской живописи. Постимпрессионизм.
  7. «Новая драма» (творчество Г. Ибсена, Б. Шоу, М. Метерлинка).
  8. Английский эстетизм и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
  9. Эстетическая программа экспрессионизма, принцип «деформации мира», характер образности.
  10. Сюрреализм в литературе и живописи.

11. Литература «потока сознания» в первой половине XX в. (Дж. Джойса «Улисс», М. Пруст «В сторону Свана»).

  1. Образ мира и концепция человека в творчестве Ф. Кафки («Превращение», «Процесс»).
  2. «Потерянное поколение» в европейской литературе (Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», Э. Хемингуэй «И восходит солнце», «Прощай, оружие! » - по выбору).
  3. Жанр интеллектуального романа XX в. (на примере романа Г. Гессе «Степной волк»).
  4. Философия и литература французского экзистенциализма. Роман А. Камю «Посторонний».
  5. Жанр антиутопии в литературе ХХ века. Столкновение системы и личности в романе Дж. Оруэлла «1984».
  6. Эстетика театра абсурда.
  7. Литературный мир Японии ХХ в.: общая характеристика. Философская проблематика романов К. Абэ.
  8. «Магический реализм» латиноамериканской литературы ХХ в. Роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».
  9. Постмодернизм в литературе (У. Эко «Имя розы», Дж. Фаулз «Волхв» - по выбору).

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

2. Ковалева Т.В. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX-начало XX века) // http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX-XX__ru.htm

3. Зарубежная литература XX века: учеб для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева // http: //www.infoliolib.info/philol/andreev/main.html

 

Дополнительная литература:

Зарубежная литература второго тысячелетия, 1000-2000: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева, М., 2001. (кол-во – 100).

История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Испания, Италия, Бельгия: учеб. для вузов / Ред. Т.В. Соколова, СПб, 2003. (кол-во – 25)

История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов/ Под ред. Н.А. Соловьевой, М., 2000. (кол-во – 175).

Зарубежная литература XX века: учеб для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2003.

Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века / Под ред. В.М. Толмачева. М., 2003.

Гиленсон Б.А. История литературы США. М., 2003.

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Путь японской культуры. М., 2005. Т.I.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 2007.

Западное искусство, ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века / Под ред. Б.И. Зингермана. СПб., 2001.

Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М., 2004.

Основные направления изобразительного искусства XX века // http: //www.20century-art.ru/

Соколова Т.В. От романтизма к символизму. Очерки истории французской поэзии. СПб., 2005.

Сюрреализм: иллюстрированная энциклопедия. М., 2005.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь