Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роман О. де Бальзака «Отец Горио»



1. Эстетика Бальзака (Предисловие к «Человеческой комедии»).

2. Программа и структура эпопеи «Человеческая комедия». Система «возвращающихся» персонажей. О. де Бальзак – «секретарь» при французском обществе.

3. Роман «Отец Горио» - «краеугольный камень» «Человеческой комедии».

4. Анализ экспозиции (пансион Воке).

5. История Отца Горио и шекспировские мотивы.

6. Образ Эжена Растиньяка и тема завоевания Парижа. «Наставники» Растиньяка (Вотрен, госпожа де Босеан).

7. Поэтика бальзаковского романа.

Литература:

Основная:

  1. Бальзак О. Отец Горио (любое издание).
  2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.

Дополнительная:

1. Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970.

2. Грифцов Б. Как работал Бальзак. М., 1958.

3. Затонский Д.Бальзак – весомый и зримый // Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973. С. 120-146.

4. Кучборская Е. Творчество Бальзака. М., 1970.

5. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967.

6. Обломиевский Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.

7. Резник Р. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

8. Цвейг С. Бальзак. М., 1962.

2 вариант

Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»

1. Эстетика Г. Флобера (концепция «искусства для искусства», принцип «объективного письма»).

2. Творческая история романа «Госпожа Бовари». Суд над романом.

3. «Книга ни о чем»: конфликт сюжета и стиля.

4. Композиция романа: биография в биографии. Образ Шарля Бовари.

5. «Провинциальные нравы»: мир «цвета плесени» и буржуазофобия Флобера.

6. Лиризм и ирония в образе Эммы Бовари.

 

Литература

Основная:

  1. Флобер Г. Госпожа Бовари (любое издание).
  2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.

Дополнительная:

1. Белоусов Р. Дело мадам Бовари // Белоусов Р. Тайны великой любви. М., 2004. С. 471-488.

2. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955.

3. Модина Г.И. Мировоззрение Флобера и художественный мир романа «Госпожа Бовари» // Культурно-языковые контакты. Владивосток, 2000. Вып. 3. С. 222-229.

4. Набоков В. Флобер // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

5. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

6. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

7. Смирнов И.А. «Госпожа Бовари» Флобера: (опыт культурологического комментирования текста) // Мировая художественная культура в памятниках. СПб., 1997.

8. Турнье М. Подавленная мистика: мадам Бовари // Турнье М. Полет вампира. М., 2004.

9. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи. Т. 1-2. М., 1984.

Практическое занятие № 5

Французская новелла XIX в.: П. Мериме, Г. де Мопассан

1. Новеллистика Мериме (типология новелл, поэтика, стиль).

2. Новелла «Кармен» (1845):

- композиция новеллы;

- образ рассказчика и функции «этнографического» обрамления;

- образы Кармен и Хосе: конфликт «природа – социум».

3. П. Мериме и русская литература.

4. Жанровые формы, основные темы и поэтика новеллистической прозы Мопассана.

5. Новелла «Пышка» - литературный дебют, «шедевр» (Г. Флобер) композиции и стиля. Экспозиция, характеры, развитие темы и работа с деталью, новеллистическая концовка.

6. Новеллы о франко-прусской войне (« Мадмуазель Фифи», «Дуэль», «Тетка Соваж», «Пленные» и др.).

7. Тема любви в новеллах «Лунный свет», «Исповедь», «Счастье».

8. «Ужасающая горечь бытия» и «пятнышки» декаданса (Л.Н. Толстой) в поздних новеллах Мопассана. Влияние философии А. Шопенгауэра («Solitude», «Орля», «Волосы», «На воде» ).

 

Литература

Основная:

1. Мериме П. Кармен (любое издание).

2. Мопассан Г. Пышка. Мадмуазель Фифи. Дуэль. Тетка Соваж. Пленные. Лунный свет. Исповедь. Счастье.На воде (любое издание).

3. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.

Дополнительная:

По П. Мериме:

1. Бент М.И. «Оригинальный и острый писатель» // Литература в школе. 1978. №5.

2. Вайль П. Гений места. М., 2006.

3. Кирнозе З.Т. Образ Кармен в новелле Мериме // Кирнозе З.Т. Практикум по истории французской литературы. М., 1991.

4. Косиков Г.Г. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. М., 1978.

5. Проспер Мериме в русской литературе. М., 2007.

6. Смирнов А.А. Проспер Мериме – жизнь и творчество // Мериме П. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 9-50.

7. Фрестье Ж. Проспер Мериме / Пер. с франц. М., 1984.

По Г. де Мопассану :

1. Владимирова М.М. Истоки и особенности пессимизма в мировоззрении и творчестве Мопассана // Филологические науки. 1993. № 1. С. 48-61.

2. Ерофеев В.В. Поэтика и этика рассказа (Стили Чехова и Мопассана) // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. С. 402-419.

3. Лану А. Мопассан. М., 1992.

4. Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.

 

Практическое занятие № 6

«Новая драма»

(Г. Ибсен, Б. Шоу, М. Метерлинк)

1. Общая характеристика творчества Г. Ибсена, периодизация, основные темы.

2. Драма «Кукольный дом»:

- ретроспективная композиция и мотив «тайны»;

- образ Норы и символика «кукольности»;

- принцип дискуссии;

- открытый финал драмы.

3. Дж. Б. Шоу как представитель «новой драмы». Полемика с шекспировским театром, концепция пьесы-дискуссии («Квинтэссенция ибсенизма»).

4. Роман-фантазия «Пигмалион»: «миф Золушки».

5. «Статический театр» М. Метерлинка. «Сокровище смиренных» - эстетическая программа Метерлинка.

6. «Маленькие драмы» М. Метерлинка («Непрошеная», «Слепые»). «Двойной диалог», символистская поэтика пьес.

 

Литература:

Основная:

1. Ибсен Г. Кукольный дом (любое издание).

2. Метерлинк М. Непрошеная. Слепые (любое издание).

3. Шоу Б. Пигмалион (любое издание).

4. Ковалева Т.В. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX-начало XX века) // http: //www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX-XX__ru.htm

Дополнительная:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: очерк творчества. Л., 1989.

2. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980.

3. Храповницкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени М., 1979.

Рекомендуемая:

1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.

2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

3. Морис Метерлинк в России Серебряного века. М., 2001.

4. Надеждин Н.Я. Бернард Шоу: «насмешливый господин Шоу» / Н.Я. Надеждин. М., 2008.

5. Образцова А.Г. Бернард Шоу. М., 1997.

6. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX – XX веков. М., 1974.

7. Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. М., 1998.

8. Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007.

9. Чернышева В. Бернард Шоу. Скандал заказывали? М., 2007.

10. Шкунаева И.Д. Ранний театр М. Метерлинка // Бельгийская драма от М. Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Практическое занятие № 7

Роман Дж. Джойса «Улисс»

1. «Одиссея» публикации романа «Улисс» и отзывы современников.

2. Архитектоника романа «Улисс». Современный и мифологический планы.

3. «Улисс» как энциклопедический нарратив.

4. Система персонажей: Стивен, Блум, Молли Блум.

5. Тема Дублина и пронизывающая топографичность романа.

 

Литература

Основная:

1. Джойс Дж. Улисс (любое издание).

2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.

Дополнительная:

1. Гарин И.И. Век Джойса // Эл. ресурс: http: //www.james-joyce.ru/articles/vek-joyce.htm

2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

3. Ивашова В.В. Литература Великобритании XX в. М., 1984.

4. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале // Дж. Джойс «Улисс». М., 1994.

5. Жизнь и творчество Дж. Джойса. Эл. ресурс: http: //www.james-joyce.ru/

 

Практическое занятие № 8

Постмодернизм в зарубежной литературе

1 вариант

Роман У. Эко «Имя розы»

1. Философия и эстетика постмодернизма: прощание с идеей единства, необратимая децентрализация и конец смысла.

2. Понятия «текст», «интертекст» в постмодернизме. «Цитатное мышление» писателей постмодерна.

3. «Имя розы» У. Эко как полижанровый роман (детектив, исторический роман, готический роман, мемуары, семиотический роман).

4. Книга, библиотека-лабиринт как символы культуры.

5. Семантика заглавия.

6. Трактовка смеха в романе.

 

Литература

Основная:

1. Эко У. Имя розы (любое издание).

2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.

Дополнительная:

1. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере //Вопросы литературы. 1996. №3. с. 182-205.

2. Лотман Ю. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. М., 1989. с. 468-481.

3. Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко //иностранная литература. 1994. №4. с. 269-274.

4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» //Имя розы. М., 1989. с. 425-467.

 

2 вариант

Роман Дж. Фаулза «Волхв»

1. География романа: Англия – Греция (остров Праксос) – «Австралия мысли и чувства».

2. Образ Николаса Эрфе и тема «английскости».

3. Вилла Бурани – пространство игры. «Истории жизни» Кончиса.

4. Ситуация экзистенциального выбора и проблема свободы в главе «Элефтерия» (гл.53).

5. Постмодернистская игра с читателем: «двойное кодирование», литературная реминисцентность («Буря» Шекспира). Идея поливариантности прочтения (произведение – «кляксы Роршаха»).

6. Открытость финала.

 

Литература

Основная:

1. Фаулз Дж. Волхв (любое издание).

2. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М., 2004.

Дополнительная:

1. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопр. лит. 1994. №1.

2. Ватченко С.А., Максютенко Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма: Сб. Днепропетровск: ДГУ, 1997. С. 127-132.

3. Гиль О. Английский интеллектуальный роман ХХ века. Омск, 2001.

4. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М, 1984.

 

Практическое занятие № 9


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь