Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность культуры , её структура и виды.
Сущность культуры, её структура и виды. Структура видов культуры: 1) духовная 2)материальная религия, философия, мифология а)сфера производводства - орудия, средства производства, транспорт, связь б)жизнеобеспечение – быт, трудовая культура, физ-ра и т.д.
Сущность, структура и функции материальной культуры. Техника как составная часть материальной культуры.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.
Структура:
- культура труда и материального производства
- культура быта
- культура места жительства (дома, деревни, города)
- физическая культура человека.
Функции:
- удовлетворение материальных и духовных потребностей
- реализация мыслей, творчество
- материальное развитие
- материальное закрепление накопленного опыта.
Техника — это средство преобразования среды, природы и самого человека, а также посредник между человеком и природой, задающий тип отношений между ними.
Как культурная ценность техника рассматривается в 3 аспектах:
- как объект — это приборы, инструменты, машины
- как знание (техническое) — умения, правила, теории
- как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования
Человек развивает технику, воплощая в ней свои мысли, преобразуя природу. При этом человек сам становится частью созданного им технического мира. Достижения техники дают много новых возможностей, однако неправильное использование техники может привести к экологическим, ядерным или социальным катастрофам
Функции культуры. Деаятельностная- развитие Познавательная – способ познания окружающего мира Нормативная – регулярное поведение общества Знаковая – передает и хранит информацию в знаковой системе Социальная – адаптация к обществу Ценностная – через систему ценностей предаёт жизни человека, смысловое сожержанние
5.Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания. Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания. Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. В первобытном обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни. В античности мифы являлись основой творчества классических скульпторов и архитекторов, поэтов и философов. В новое время идея познаваемости мира дала импульс для развития естественных наук. В эпоху Просвещения утопичные идеи гуманизма, лозунг: «Свобода, равенство, братство! » — стали основой народно-освободительных движений в Европе. Научно-технический прогресс стал причиной возникновения идеи технократии. К современным мифам можно отнести американскую мечту о равенстве возможностей, утопию коммунистического общества. Таким образом, миф является идеологической поддержкой общества, побуждающей и оправдывающей иллюзией человека. Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Творческая личность сама создает себе мифологию из любого материала. Миф объясняет противоречия действительности, создает благоприятные условия для творчества и познания. Мифология как источник вдохновения является не только достоянием древности, но реально и существующим явлением настоящего. Также устойчивости мифологического сознания способствует одобрение коллектива, закрепление мифа как национальной идеи или идеологии общества.
Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значение мировых религий. Религия относится к той области культуры, которая занимается познанием и рефлексией мира, человека и межчеловеческих отношений. Религия (от лат. religare — «связывать») — это система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов. Происхождения термина «религия» можно толковать двояко: религия «связывает» человека с Богом, а также «связывает» самого человека системой норм и догматов. При этом верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и обществу, а также очищает свою совесть. Религии как форма духовного освоения мира осуществляет мысленное преобразование мира, его организацию в сознании. В ходе этого процесса вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие поведение человека, его отношение к миру. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же обосновывает и узаконивает существование самого ценностно-нормативного порядка, придает нормам и ценностям абсолютный характер. В системе религиозного мировоззрения существует особый элемент — сакральный мир, с существованием которого соотносит свою жизнь человек. Религия противопоставляет мирскому, социальному ценности веры, надежды, любви, утверждает приоритет духовного над материальным. Религия состоит из 3 элементов: - мифология, представления - эмоции, чувства - обряды, действа. Функции: - мировоззренческая - легитимизирующая (узаконивающая) - интегративная (сплачивающая) - компенсанаторная (утешительная) - коммуникативная - регулятивная Религия является социальным институтом, представляющим собой сложную централизованную и иерархичную систему. Основная ее функция — осуществление нормативного воздействие на членов общества, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.
Личность и культура. С биологической точки зрения человек — это результат эволюции. Человек выделился из природы благодаря своему разуму и сознанию. Люди научились создавать орудия труда, изобрели язык, стали организовываться в общество. Таким образом, человек развивается не только биологически, но и культурно. Коллективная, организованная деятельность людей порождает культуру. Однако конкретные, практические действия осуществляют члены общества. Человек по отношению к культуре выступает в нескольких ролях. 1. Творец культуры, ее производитель. Т. е. человек создает новые культурные формы или выражает свое отношение к существующим формам, интерпретирует их. Через творчество человек реализует себя, раскрывает свои таланты. Творчество направлено на развитие, являясь в то же время результатом развития. 2. «Транслятор» или проводник культуры. Когда человек создает или воспроизводит что-либо, он тем самым передает информацию о своих действиях, передает свой опыт другим людям. 3. «Продукт» культуры. Человек формируется как личность приобщаясь к культуре. Приобщение к культуре происходит во время воспитания, обучения, социализации. Адаптируясь к культуре, человек становится ее носителем. 4. «Потребитель» культуры. Человек использует достижения культуры для личных целей и для взаимодействия с другими людьми. При этом человек пользуется выработанной системой норм и ценностей, языком, различными практическими и научными знаниями. Одной из проблем отношений личности и культуры является проблема соотношения личностного и общественного. Эта проблема заключается в определении права личности на свое понимание норм и ценностей общества, права на свое самоопределение. Полную свободу личности дать невозможно, т. к. это разрушит общество и приведет к деградации культуры. Однако ужесточение и урезание прав ведет к торможению развития. В современном либеральном обществе личность обладает довольно большими правами и свободами. Такой уровень личной свободы возможен только при соответствующем уровне ответственности, образованности и профессионализма. С другой стороны, человек может использовать блага общества только при глубоком знании принципов и законов общества. Таким образом, высокий культурный уровень человека обеспечивает его права, свободу, возможности. Сущность культуры, её структура и виды. Структура видов культуры: 1) духовная 2)материальная религия, философия, мифология а)сфера производводства - орудия, средства производства, транспорт, связь б)жизнеобеспечение – быт, трудовая культура, физ-ра и т.д.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы