Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Ценности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.



III. Структура, морфология, динамика культуры.

IV. Языки и символы культуры.

Основная литература

К первому вопросу: Основные подходы к определению и изучению культуры.

1. Бердяев Н.А. О культуре //Философия неравенства. М., 1990. С. 249 – 261.

2. Гвардини Р. Конец Новоговремени // Вопросы философии. 1990. № 4.

3. Лем С. Модель культуры //Вопросы философии. 1969, № 8.

4. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. Раздумья о России. СПб., 1999.

5. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. С. 78-103.6. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1986.7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Гл.1.

8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. СПб., 1997. С. 163 –184.

9. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1991. С. 8–39.

Ко второму вопросу: Ценности и функции культуры.Человек как творец и продукт культуры

1. Александров А. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 65-67.

3. Глушков В. Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск, 1999.

4. Гусейнов А. Природа как ценность культуры// Экология, культура, образование. М., 1989.

5. Лобковиц Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998, № 2.

6. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. /Сост.. Н.К. Гаврюшин. М., 1994. С.53-56.

7. Свасьян К. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. №6.

8. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. Гл.3, 4.

9. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность //Личность, культура, этнос. Под ред. А.А. Белика. М., 2001. С. 104–130.

10. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М., 1998. С. 232-273.

Хсю Ф. Базовые американские ценности и национальный характер // Личность, культура, этнос. М., 2001. С.204-227.

К третьему вопросу: Структура, морфология, динамика культуры.

1. Ашин Г. Элитарная и «массовая» культуры // Общественные науки. 1985. №4

2. Боас Ф. Эволюция или диффузия? // Антология исследований культуры Т. 1. СПб., 1997.

3. Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

4. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. №10.

5. Девятова С.В., Купцов В.И. Общество и научно-технический прогресс // Философия и методология науки. М., 1994. Часть I. Раздел IV. Глава 1, 2, 5.

6. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989

7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 214-215.

8. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

9. Сорокин П.А. О так называемых факторах социальной эволюции //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 531.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.Часть первая.

11. Уайт Л. А. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры Т. 1. СПб., 1997.

12. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии всемирной истории. Т.1. М., 1998. С. 167-175.

13. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1960.

К четвертому вопросу: Языки, коды и символы культуры.

1. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры // Социально-политический журнал. 1994. № 1-2.

2. Кассирер Э. Символ – ключ к природе человека // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

3. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С.56-66.

4. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. «Символ в системе культуры».

5. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C.31-32.

7. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997. С. 198-200.

8. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 437-441.

9. Человек и его символы /Под ред. К.Г. Юнга. СПб., 1996.

10. Элиаде М. Очерки сравнительного религиеведения. М., 1999. Гл. XIII. «Структура символов».

11. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991. С.284.

Учебно-методические материалы

1. Андреев А.Н. Культурология. М., 1998. Тема 1.2.

2. Белик А.А. Культурология. М., 1998. Введение. Разд. 1-3.

3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Глава 4.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Гл.1, 4.

5. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996. Гл. 9.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. Гл. IV- VI, IX.

7. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1998. Гл.1, 2

8. Культурология /Ред. Г.В. Драч. Ростов-на Дону, 1999. Разд. 1. 1.4; 1.6.2; 1.6.3.

9. Культурология. /Ред. Н. Багдасарьян. М., 1999. Тема 4, 5

10. Культурология /Ред. А.М. Радугин. М., 1996. Гл.5.

11. Культурология. Основы теории и истории культуры /Ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996. Разд. 1, гл. 5; разд. III, гл. 16.

12. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Глава 6.

13. Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986.

Дополнительная литература

1. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. 2001. №3.2. Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.5. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1990. №11.6. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. №3. 7. Ленин В.И. О культуре. М., 1985.8. Лилли С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в ее связи с общественным прогрессом. М., 1970.9. Межуев В.М. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. //Философия науки. 2000. №3.10. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.11. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР. М., 1965. Т. 1.12. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Гл. 6. Проблемы освоения культуры. 13. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. М., 1996.С. 462-478.14. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. Т.1. М., 1981. С.248-265.15. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

12. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986. Письмо 5, 61, 74, 88, 120

16. С чего начинается личность. М., 1983.17. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л.Н. избранные философские произведения. М., 1992.18. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.19. Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. Т. 1. М., 1982. С. 61—62, 314—317.20. Христос и культура // Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.21. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.22. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1960. С. 343-626.23. Эпштейн М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопросы философии. 1997. №5.

24. Этнознаковые функции культуры / Под ред. Ю.В. Бромлея, А.К. Байбурина, Я.В. Чеснова. Л., 1991.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое культурология?

2. Каковы методы исследования культуры в культурологии?

3. Какие направления и школы сформировались в культурологии?

4. Что такое теоретическая и прикладная культурология?

5. Дайте определение понятия «культура». Объясните его многозначность.

6. Какова этимология слов «культура» и «цивилизация»?

7. Связаны ли между собой понятия «культура» и «культ»?

8. Как соотносятся материальная, духовная, социальная культура?

9. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

10. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от его современного значения?

11. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?

12. Что такое культура с точки зрения этнографа и археолога?

13. Как понимается культура в марксизме?

14. Что понимал под культурой З.Фрейд?

15. Что такое информационно-семиотическое понимание культуры?

16. Ценности и их роль в овладении культурой.

17. Инкультурация и социализация личности.

18. Как по логике Ю. Лотмана соотносятся постепенные и взрывные социодинамические процессы?

19. Правильно ли понимание пассионарности (Н.Гумилев) как биопсихической энергии этноса, обуславливающей его историческую динамику?

20. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики.

21. Что такое «контркультура» и «субкультура»?

22. Понятие культурных универсалий.

23. Охарактеризуйте основные функции культуры в обществе.

24. Символ и его роль в культуре.

25. Культура как мир знаков,

26. Что такое языки культуры? Культурный текст?

 

Темы рефератов:

  1. Эволюционизм как культурологическая концепция.
  2. Ценностная природа культуры
  3. Ж.-Ж. Руссо и проблема прогресса.
  4. Культура и свобода в понимании И. Канта.
  5. Основные принципы романтизма в трактовке культуры.
  6. Современные теории антропо- и культурогенеза.
  7. Социологический подход в изучении культуры. Дюркгейм и его школа.
  8. З. Фрейд о психологических функциях культуры.
  9. Функционализм Б. Малиновского и структурно-функциональный метод в культурологии (сравнительный анализ).
  10. Культура и цивилизация в творчестве О.Шпенглера и Н. Бердяева.
  11. М. Вебер о трех «типах господства» и идеальных типах культуры.
  12. А. Швейцер о гуманизме культуры.
  13. Мифология как компонент культуры.
  14. Ценности античной цивилизации.
  15. Религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры.
  16. Языки различных культур как различные видения мира.
  17. Символы культуры Древнего Египта, Китая, Индии.
  18. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных значений.
  19. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов.
  20. Игровая функция культуры. Концепция Й. Хейзинги о «человеке играющем».
  21. Этнознаковая функция культуры.
  22. Культурная динамика и проблемы управления социокультурными процессами.
  23. Историческое развитие средств коммуникации и культурная эволюция.

 

Основные термины и понятия

Аксиология; артефакт; архетип; инкультурация и социализация личности; коллективное бессознательное; культурный релятивизм; культурный текст; культурный код; морфология культуры; символ; сублимация; структурализм бинарных оппозиций; формационный редукцио­низм.

Проблемные вопросы и упражнения

  1. Согласны ли Вы с тем, предметом культурологии оказывается логика зарождения, становления и эволюции духовности?
  2. Согласны ли Вы со следующим определением: культура – это система внебиологически обретенных и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности, совершенствующихся в социокультурном процессе? Считаете ли Вы его универсальным, или нуждающимся в уточнении и дополнениях?
  3. Какие аргументы можно привести в пользу оптимистического понимания культуры?
  4. Согласны ли Вы с точкой зрения И.Канта, что культура возникает как следствие природного антагонизма людей, вызываемого столкновением их личных интересов и воль?
  5. Как Вы обоснуете пессимистическое понимание культуры?
  6. В чем специфика понимания культуры в рамках культурного релятивизма?
  7. Как Вы понимаете выражение Л. Гумилева: «Культура – это «кристаллизо­ванная пассионарность»?
  8. Может ли культура обойтись без мифологии?
  9. В чем специфика языка изобразительного искусства?
  10. Б. Малиновский так формулировал свой постулат «...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Как Вы можете определить его метод изучения культур?
  11. На каких основаниях строится приоритет нормативной функции культуры?
  12. Л. Н. Толстой в книге «Путь жизни» пишет: «Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и этот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть...»

Как вы относитесь к словам великого писателя? Как их можно соотнести с теорией культурных ценностей и культурных норм?

  1. Л. Морган подчеркивал: «Трудно переоценить влияние собственности на цивилизацию человечества. Она была и остается свидетельством его прогресса по срав­нению с варварством; основой его претензий на цивилизацию. Высшая страсть цивилизованного разума — это ее приобретение и наслаждение ею. В самом деле, правительства, институты, законы порождают множество агентов, предназ­наченных для создания и охраны собственности». Согласны ли Вы с такой детерминацией культурной эволюции?
  2. Можно ли считать основной адаптивную функцию культуры?

15. По выражению З. Фрейда «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Какие функции культуры З. Фрейд признает таким образом определяющими?

  1. Испанский культурологX. Ортега-и-Гассет выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собст­венной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднород­ным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой». Какую форму культуры противопоставил автор массовой «усредненной» культуре?
  2. Раскройте утверждение немецкого философа Эрнста Кассирера (1874— 1945), что «культура — это символическая вселенная».
  3. Согласны ли Вы с утверждением, что сущность синергетики как принципа культурного развития можно соотнести с идеями родоначальник даосизма Лао-Цзы: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое?
  4. Объясните выражение М. Хайдеггера: «Язык — дом бытия».
  5. Как вы относитесь к словам: «Искусство — образный портрет культуры»?

 

Темы индивидуальных заданий


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2338; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь