Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Основные подходы к определению и изучению культуры.



I. Основные подходы к определению и изучению культуры.

II. Ценности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.

III. Структура, морфология, динамика культуры.

IV. Языки и символы культуры.

Основная литература

К первому вопросу: Основные подходы к определению и изучению культуры.

1. Бердяев Н.А. О культуре //Философия неравенства. М., 1990. С. 249 – 261.

2. Гвардини Р. Конец Новоговремени // Вопросы философии. 1990. № 4.

3. Лем С. Модель культуры //Вопросы философии. 1969, № 8.

4. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. Раздумья о России. СПб., 1999.

5. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. С. 78-103.6. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1986.7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Гл.1.

8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. СПб., 1997. С. 163 –184.

9. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1991. С. 8–39.

Ко второму вопросу: Ценности и функции культуры.Человек как творец и продукт культуры

1. Александров А. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 65-67.

3. Глушков В. Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск, 1999.

4. Гусейнов А. Природа как ценность культуры// Экология, культура, образование. М., 1989.

5. Лобковиц Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998, № 2.

6. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. /Сост.. Н.К. Гаврюшин. М., 1994. С.53-56.

7. Свасьян К. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. №6.

8. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. Гл.3, 4.

9. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность //Личность, культура, этнос. Под ред. А.А. Белика. М., 2001. С. 104–130.

10. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М., 1998. С. 232-273.

Хсю Ф. Базовые американские ценности и национальный характер // Личность, культура, этнос. М., 2001. С.204-227.

К третьему вопросу: Структура, морфология, динамика культуры.

1. Ашин Г. Элитарная и «массовая» культуры // Общественные науки. 1985. №4

2. Боас Ф. Эволюция или диффузия? // Антология исследований культуры Т. 1. СПб., 1997.

3. Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

4. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. №10.

5. Девятова С.В., Купцов В.И. Общество и научно-технический прогресс // Философия и методология науки. М., 1994. Часть I. Раздел IV. Глава 1, 2, 5.

6. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989

7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 214-215.

8. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

9. Сорокин П.А. О так называемых факторах социальной эволюции //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 531.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.Часть первая.

11. Уайт Л. А. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры Т. 1. СПб., 1997.

12. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии всемирной истории. Т.1. М., 1998. С. 167-175.

13. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1960.

К четвертому вопросу: Языки, коды и символы культуры.

1. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры // Социально-политический журнал. 1994. № 1-2.

2. Кассирер Э. Символ – ключ к природе человека // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

3. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С.56-66.

4. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. «Символ в системе культуры».

5. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C.31-32.

7. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997. С. 198-200.

8. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 437-441.

9. Человек и его символы /Под ред. К.Г. Юнга. СПб., 1996.

10. Элиаде М. Очерки сравнительного религиеведения. М., 1999. Гл. XIII. «Структура символов».

11. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991. С.284.

Учебно-методические материалы

1. Андреев А.Н. Культурология. М., 1998. Тема 1.2.

2. Белик А.А. Культурология. М., 1998. Введение. Разд. 1-3.

3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Глава 4.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Гл.1, 4.

5. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996. Гл. 9.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. Гл. IV- VI, IX.

7. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1998. Гл.1, 2

8. Культурология /Ред. Г.В. Драч. Ростов-на Дону, 1999. Разд. 1. 1.4; 1.6.2; 1.6.3.

9. Культурология. /Ред. Н. Багдасарьян. М., 1999. Тема 4, 5

10. Культурология /Ред. А.М. Радугин. М., 1996. Гл.5.

11. Культурология. Основы теории и истории культуры /Ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996. Разд. 1, гл. 5; разд. III, гл. 16.

12. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Глава 6.

13. Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986.

Дополнительная литература

1. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. 2001. №3.2. Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.5. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1990. №11.6. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. №3. 7. Ленин В.И. О культуре. М., 1985.8. Лилли С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в ее связи с общественным прогрессом. М., 1970.9. Межуев В.М. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. //Философия науки. 2000. №3.10. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.11. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР. М., 1965. Т. 1.12. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Гл. 6. Проблемы освоения культуры. 13. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. М., 1996.С. 462-478.14. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. Т.1. М., 1981. С.248-265.15. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

12. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986. Письмо 5, 61, 74, 88, 120

16. С чего начинается личность. М., 1983.17. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л.Н. избранные философские произведения. М., 1992.18. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.19. Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. Т. 1. М., 1982. С. 61—62, 314—317.20. Христос и культура // Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.21. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.22. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1960. С. 343-626.23. Эпштейн М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопросы философии. 1997. №5.

24. Этнознаковые функции культуры / Под ред. Ю.В. Бромлея, А.К. Байбурина, Я.В. Чеснова. Л., 1991.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое культурология?

2. Каковы методы исследования культуры в культурологии?

3. Какие направления и школы сформировались в культурологии?

4. Что такое теоретическая и прикладная культурология?

5. Дайте определение понятия «культура». Объясните его многозначность.

6. Какова этимология слов «культура» и «цивилизация»?

7. Связаны ли между собой понятия «культура» и «культ»?

8. Как соотносятся материальная, духовная, социальная культура?

9. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

10. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от его современного значения?

11. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?

12. Что такое культура с точки зрения этнографа и археолога?

13. Как понимается культура в марксизме?

14. Что понимал под культурой З.Фрейд?

15. Что такое информационно-семиотическое понимание культуры?

16. Ценности и их роль в овладении культурой.

17. Инкультурация и социализация личности.

18. Как по логике Ю. Лотмана соотносятся постепенные и взрывные социодинамические процессы?

19. Правильно ли понимание пассионарности (Н.Гумилев) как биопсихической энергии этноса, обуславливающей его историческую динамику?

20. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики.

21. Что такое «контркультура» и «субкультура»?

22. Понятие культурных универсалий.

23. Охарактеризуйте основные функции культуры в обществе.

24. Символ и его роль в культуре.

25. Культура как мир знаков,

26. Что такое языки культуры? Культурный текст?

 

Темы рефератов:

  1. Эволюционизм как культурологическая концепция.
  2. Ценностная природа культуры
  3. Ж.-Ж. Руссо и проблема прогресса.
  4. Культура и свобода в понимании И. Канта.
  5. Основные принципы романтизма в трактовке культуры.
  6. Современные теории антропо- и культурогенеза.
  7. Социологический подход в изучении культуры. Дюркгейм и его школа.
  8. З. Фрейд о психологических функциях культуры.
  9. Функционализм Б. Малиновского и структурно-функциональный метод в культурологии (сравнительный анализ).
  10. Культура и цивилизация в творчестве О.Шпенглера и Н. Бердяева.
  11. М. Вебер о трех «типах господства» и идеальных типах культуры.
  12. А. Швейцер о гуманизме культуры.
  13. Мифология как компонент культуры.
  14. Ценности античной цивилизации.
  15. Религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры.
  16. Языки различных культур как различные видения мира.
  17. Символы культуры Древнего Египта, Китая, Индии.
  18. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных значений.
  19. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов.
  20. Игровая функция культуры. Концепция Й. Хейзинги о «человеке играющем».
  21. Этнознаковая функция культуры.
  22. Культурная динамика и проблемы управления социокультурными процессами.
  23. Историческое развитие средств коммуникации и культурная эволюция.

 

Основные термины и понятия

Аксиология; артефакт; архетип; инкультурация и социализация личности; коллективное бессознательное; культурный релятивизм; культурный текст; культурный код; морфология культуры; символ; сублимация; структурализм бинарных оппозиций; формационный редукцио­низм.

Проблемные вопросы и упражнения

  1. Согласны ли Вы с тем, предметом культурологии оказывается логика зарождения, становления и эволюции духовности?
  2. Согласны ли Вы со следующим определением: культура – это система внебиологически обретенных и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности, совершенствующихся в социокультурном процессе? Считаете ли Вы его универсальным, или нуждающимся в уточнении и дополнениях?
  3. Какие аргументы можно привести в пользу оптимистического понимания культуры?
  4. Согласны ли Вы с точкой зрения И.Канта, что культура возникает как следствие природного антагонизма людей, вызываемого столкновением их личных интересов и воль?
  5. Как Вы обоснуете пессимистическое понимание культуры?
  6. В чем специфика понимания культуры в рамках культурного релятивизма?
  7. Как Вы понимаете выражение Л. Гумилева: «Культура – это «кристаллизо­ванная пассионарность»?
  8. Может ли культура обойтись без мифологии?
  9. В чем специфика языка изобразительного искусства?
  10. Б. Малиновский так формулировал свой постулат «...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Как Вы можете определить его метод изучения культур?
  11. На каких основаниях строится приоритет нормативной функции культуры?
  12. Л. Н. Толстой в книге «Путь жизни» пишет: «Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и этот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть...»

Как вы относитесь к словам великого писателя? Как их можно соотнести с теорией культурных ценностей и культурных норм?

  1. Л. Морган подчеркивал: «Трудно переоценить влияние собственности на цивилизацию человечества. Она была и остается свидетельством его прогресса по срав­нению с варварством; основой его претензий на цивилизацию. Высшая страсть цивилизованного разума — это ее приобретение и наслаждение ею. В самом деле, правительства, институты, законы порождают множество агентов, предназ­наченных для создания и охраны собственности». Согласны ли Вы с такой детерминацией культурной эволюции?
  2. Можно ли считать основной адаптивную функцию культуры?

15. По выражению З. Фрейда «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Какие функции культуры З. Фрейд признает таким образом определяющими?

  1. Испанский культурологX. Ортега-и-Гассет выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собст­венной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднород­ным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой». Какую форму культуры противопоставил автор массовой «усредненной» культуре?
  2. Раскройте утверждение немецкого философа Эрнста Кассирера (1874— 1945), что «культура — это символическая вселенная».
  3. Согласны ли Вы с утверждением, что сущность синергетики как принципа культурного развития можно соотнести с идеями родоначальник даосизма Лао-Цзы: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое?
  4. Объясните выражение М. Хайдеггера: «Язык — дом бытия».
  5. Как вы относитесь к словам: «Искусство — образный портрет культуры»?

 

Темы индивидуальных заданий

V. Языки культуры.

Литература:

  1. Андреев А.Н. Культурология. М., 1998. 1.2. «Язык культуры: понятие – символ –образ».
  2. Гумбольдт В., фон. Язык и философия культуры. М., 1983.
  3. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. CПб., 1995.
  4. Костин В.В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М., 1978.
  5. Культурология. /Ред. Н. Багдасарьян. М., 1999. Тема 5. «Язык культуры».
  6. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.
  7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Глава 4.
  8. Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М., 1994.

Тема 2. Типологический анализ культуры и цивилизаций.

Баткин Л. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969, №9.

3. Мыльников А.С. Основы исторической типологизации культуры. Л., 1979.

4. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. М., 1998.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

7. Иконникова С. Н.История культурологических теорий. СПб., 2005.

 

II. Основные различия цивилизационных концепций

культуры О. Шпенглера и А. Тойнби.

Литература:

1. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1960.

2. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

3. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. М., 1998.

4. Свасьян, К. А.Освальд Шпенглер и его реквием поЗападу // Шпенглео О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993

5. Иконникова С. Н.История культурологических теорий. СПб., 2005.

 

III. « Организменная» теория типов культуры

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте оппозицию «Культура-природа».

2. В чем различие между экологическим сознанием Запада и Востока и какие факторы лежит в их основе?

3. Какие природные формы изображались в эпоху палеолита? Какие функции они выполняли?

4. Каковы истоки неолитической орнаментальности и схематизма?

5. Какова роль изображений человека в художественной культуре Древнего Египта?

6. Человек в художественной культуре Древней Греции.

7. Каково соотношение человека и природы в произведениях средневекового изобразительного искусства?

8. Что нового внесло искусство Возрождения в образную характеристику человека?

9. Охарактеризуйте стили в европейском искусстве ХVП-ХVШ вв. (барокко, рококо,
классицизм, сентиментализм) в их отношении к образам человека и природы.

Основные термины и понятия

Авангардизм; антропоцентризм; барокко; гедонизм; гилозоизм; импрессионизм; индивидуализм; каллокагатия; классицизм; критический реализм; магический натурализм; прямая и обратная перспектива; религиозно-художественный канон; рококо; спиритуализм; тератоморфизм; традиционализ­м; экологизм; эманация.

 

Темы рефератов:

1. Природа, общество и культура.

2. Памятники палеолитического искусства на территории России.

3. Образ и символ в искусстве

4. Древнеегипетский скульптурный портрет и магия заупокойного мира.

5. Человек в искусстве античной эпохи.

6. Специфика изобразительного языка иконописи.

7. Пейзаж в искусстве Востока и Запада.

8. Человек в искусстве Возрождения.

9. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.

10. Образ русской природы в литературе XIX в.

11. Роль природы в народном фольклоре.

 

 

Проблемные вопросы и упражнения.

1. В какой связи с основным моральным принципом даосизма — (у вэй) состоит мысль Лао-Цзы: «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, — деяние»?

2. Верно ли, что Библия противоречит экологической этике?

3. В работе П.А. Флоренского «Макрокосм и микрокосм» (Богословские труды. 1983. Сб. XXIV) говорится: «Триж­ды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалос­ти, ни любви к твари, но ищущая от твари лишь своей корысти, движимая не желанием помочь природе проявить сокрытую в ней культуру, но навязывающая насильственно и условно внеш­ние формы и внешние цели. Но тем не менее и сквозь кору на­ложенной на природу цивилизации все же просвечивает, что природа — не безразличная среда технического произвола, хотя до времени она и терпит произвол, а живое подобие человека». Сформулируйте свое отношение к этой проблеме.

4. Верно ли утверждение, что в культуре можно обнаружить техническую и природно-органическую составляющие?

5. Согласны ли Вы с утверждением Н. Бердяева о космогоническом значении техники?

6. Искусство как репрезентативная модель культуры.

7. В чем состоит канон изображения фигуры на плоскости в египетском искусстве?

8. Какое влияние оказала античность на европейскую культуру?

9. В чем заключается символика средневекового христианского искусства?

10. Что такое византийский стиль в искусстве? Каковы его особенности? Мож­но ли говорить о его влиянии на культуру других стран?

11. Что такое ренессансный гуманизм, каковы его особенности?

12. Каковы особенности искусства итальянского Возрождения?

13. Каковы особенности искусства Северного Возрождения?

14. Просвещение создало в искусстве особый стиль — неоклассицизм, пришедший на смену барокко и рококо. Можно ли такое искусство назвать рационалистическим?

15. С чем связано возникновение импрессионизма?

Темы индивидуальных заданий

IV.

Вопросы для самопроверки

1. Место религии в системе культуры.

2. Религия и нравственность.

3. Дж.Фрэзер о магии и религии.

4. В чем заключается сходство и различие между мифом и сказкой?

5. Роль мифологии в архаическом обществе.

6. Ранние религиозные верования.

7. В чем заключается вклад Э. Дюркгейма и М.Вебера в современное понимание религии?

8. К. Маркс и Ф. Энгельс о социальной основе религии, ее возникновении и функциях.

9. Особенности и этические ценности мировых религий.

10. Священные книги христианства.

11. Значение христианства для развития европейской культуры.

12. Особенности католицизма как формы христианства.

13. Православие как духовная основа русской культуры.

14. Протестантизм: основы вероучения и основные направления.

15. Коран: священная книга мусульман и памятник мировой культуры.

16. Священные тексты и реликвии буддизма.

17. Что представляет собой буддизм в современной России?

18. Роль религии в современном массовом сознании.

19. Каковы взаимоотношения религии и искусства?

20. Сюжеты православного искусства и византийский иконописный канон.

 

Основные термины и понятия

Анимализм; анимизм; артефакт; боговоплощение; генотеизм; демифологизация; магия; мантика; ментальность; монотеизм; нирвана, «первобытный макет»; политеизм; секуляризм; синкретизм; соборность; соматическое искусство; теодицея; теократизм; теология; тотемизм; фетишизм; хтонизм; эсхатология.

 

Темы рефератов:

1. Религия как форма культуры.

2. Государство и религия.

3. Эволюция религиозных верований от духов природы к политеизму (по книге Э.Тайлора «Первобытная культура»).

4. Социальная роль и культурные формы тотемизма.

5. Фетишизм – древнейшие истоки и исторические формы.

6. Магия и искусство верхнего палеолита.

7. Миф и религия в культурной жизни античных греков.

8. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

9. Осевое время истории и формирование новой религиозности.

10. Библия: священная книга иудеев и христиан и памятник мировой культуры

11. Мировые религии: по М. Веберу, по С.А. Токареву.

12. Фрейдизм и религия.

13. Буддийский канон: этика, догматика и культ.

14. Образы Нового Завета в европейской культуре.

15. Мусульманство и искусство.

16. Русское православие и искусство.

17. Ислам в России. История и современность.

18. Мыслители Просвещения о религии и церкви.

19. Реформация: становление нового образа мира.

20. Судьбы религии в современном мире.

Проблемные вопросы и упражнения.

1. Проанализируйте приведенные ниже определения поня­тия «религия». Определите, какой точки зрения о сущнос­ти религии придерживаются авторы? Какое из этих определений вы считаете наиболее полно раскрывающим суть религии?

а) «Религия есть признание человеком некоей высшей силы, управляющей его судьбой и требующей послуша­ния, почитания и поклонения» (Оксфордский словарь).

б) «По наиболее древнему и принятому объяснению рели­гия есть взаимоотношение между Богом и человеком» (Полный православный богословский энциклопедиче­ский словарь. — 1912).

в) «Религия — одна из форм общественного созна­ния, отражение действительности в иллюзорно-фан­тастических образах, представлениях и понятиях» (Атеистический словарь. — 1983.).

г) «Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое ве­рой в существование Бога, божества» (Краткая фило­софская энциклопедия. — 1994.).

д) «Всякая религия является не чем иным, как фантас­тическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принима­ют форму неземных» (Ф.Энгелъс. Анти-Дюринг).

е) «... человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и само­чувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял... Религия — это вздох угне­тенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (К.Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение).

2. Каковы особенности генетического и функционального взаимодействия мифологии и религии?

3. «Могила человека есть место рождения богов», — писал Л.Фейербах (1804—1872).Как вы понимаете это высказывание?

4. Как Вы можете аргументировать слова Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?

5. В чем типологическое сходство религиозности цивилизаций Древнего Востока?

6. В чем проявляются особенности взаимоотношений религии и науки?

7. а. Немецкий философ, экономист и политиче­ский деятель К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права. Введение» отмечал следующее: «...человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Че­ловек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию, пре­вратное мировоззрение...» В чем суть этих суждений? Как Вы их понимаете?

б.Австрийский философ и психиатр З.Фрейд в книге «Будущее одной иллюзии» говорит: «Человек делает силы природы не прос­то человекообразными существами, с которыми он может обращаться как с равными, а превращает их в богов. Со временем делаются первые наблюдения относите­льно упорядоченности и закономерности природных явлений, силы природы утрачивают свои человеческие черты. Но беспомощность человека остается, а с нею тоска по отцу и богу. Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, прими­ряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и ли­шения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе... И чем более самостоятельной оказывается природа, чем дальше от нее отстраняются боги, тем напря­женнее все ожидания сосредоточиваются на третьей отведенной им функции, тем в большей мере нравст­венность становится их подлинной сферой. Задача бога теперь состоит в том, чтобы компенсировать дефекты культуры и наносимой ею вред, вести счет страданиям, которые люди причиняют друг другу в совместной жизни...».

В чем различие и в чем сходство позиций К.Маркса и З.Фрей­да? Каково их отношение к происхождению религии и ее сущности?

8. Почему христианство стало мировой религией?

9. Как Вы можете прокомментировать утверждение К. Каутского: «Христианство бесспорно представляет собой одно из самых величественных явлений в истории человечества»?

 

 

Темы индивидуальных заданий

I. Вклад этнологии в науку о религиях. Анимистическая теория Э.Б. Тайлора.

Литература:

1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

2. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. Введение. § 1.

 

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. Заключение: «Есть ли у китайской цивилизации будущее? » С. 597-616.

4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000. Глава третья.

5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.

6. Полищук М.Л. В преддверии натиска третьей волны. Контуры планетарной цивилизации. М., 1989.

7. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии, 1987. № 6.

8. Рудометоф В., Робертсон Р. Глобализация, микросистемная теория и сравнительная теория цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. М., 1999.

9. Фейинберг И.Л., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. № 5.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 190 –194.

11. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. М., 2005.

12. Фукуяма A. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

13. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии.1991. №3.

14. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

15. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2002.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое преемственность и культурное наследие?

2. В чем состоит важность проблемы сохранения культурного наследия?

3. Объясните, в чем суть понятия «традиция» и как Вы соотнесете его с понятием «культура»?

4. Что вы можете сказать о глобальных проблемах и их важности для судеб мировой цивилизации?

5. Каковы пути выхода из экологического кризиса?

6. В чем содержание концепции диалога культур?

7. Индустриальное общество и массовая культура.

8. Средства массовой коммуникации и их роль в политике и культуре.

9. Что такое постиндустриальное общество и каковы его культурные характеристики?

10. Основные проблемы мировой художественной культуры ХХ века.

11. Мировоззренческие основания модернистского искусства.

12. Основные черты и особенности массовой культуры.

13. Что такое постмодернизм?

14. Сущность постмодернизма в искусстве.

15. Идеи кризиса культуры в творчестве западноевропейских и русских мыслителей ХХ века.

16. Концепции современных западных и отечественных исследователей о будущем культуры.

17. Что представляли собой авангардистские течения в живописи? Назовите ос­новные направления и их представителей.

18. Как вы понимаете проблему «дегуманизации» в искусстве и кто из ученых впервые сформулировал ее?

Основные термины и понятия

Авангардизм; глобализация; дегуманизация; массовая культура; модернизация; модернизм; постиндустриальное общество; постмодернизм; традиция; элитарная культура.

Темы рефератов:

1. Культурное наследие как основа цивилизации.

2. Преемственность и новаторство в культуре.

3. Культурные традиции народов мира (по выбору).

4. Место интеллигенции в процессах модернизации.

5. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии.

6. Культура ХХ века: проблема элитарности и массовости.

7. Культурное наследие в современных условиях.

8. Феномен тоталитаризма в европейской культуре.

9. Роль науки и религии в мировом современном процессе.

10. Специфика и функции массовой культуры.

11. Научно-технический прогресс и развитие современного искусства.

12. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.

13. Кино как феномен культуры ХХ века.

14. Что такое постмодерн?

15. Постмодернизм как феномен культуры ХХ века.

16. Проблема будущего в современной научно-фантастической литературе.

17. Социальные, культурологические и нравственные проблемы экранной культуры.

 

Проблемные вопросы и упражнения.

  1. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, которая отличает гуманность от варварства»?
  2. Культура есть «память» традиции, или изобретательство, творческая деятельность?
  3. Как соотнести с понятием «культурное наследие» утверждение Эдуарда Эррио «То, что останется, когда уже все забыто, — это и есть культура»?
  4. Прокомментируйте слова Д.С. Лихачева «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стра­не... Убить человека биологически может несоблюдение законов би­ологической экологии, убить человека нравственно может несоблю­дение экологии культурной».
  5. Как Вы считаете, афоризм, который любил Л.Н. Тол­стой: «Кто владеет прошлым — тот владеет настоящим, кто владеет настоящим — владеет будущим», остается актуальным?
  6. В 20-х годах XX века Н. Бердяев в работе «Новое средневековье» писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Все привычные категории мысли и формы жизни самых «передовых», «прогрессивных» и даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовности — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человека от ритма природы. Машины, техника, та власть, которою она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазии, направляют жизнь человека к фекалиям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения». Как Вы считаете, приложимы ли его характеристики к современной действительности?
  7. Прочитайте отрывок из книги французского ученого и философа Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955) «Фено­мен человека» и обоснуйте свое отношение к проблеме: «По видимости, современный мир возник из антирели­гиозного движения. Человеку достаточно самого себя. Разум взамен религиозного верования. Наше поколение и два предшествующих только и слышали, что о кон­фликте между религиозной верой и наукой. До такой степени, что однажды казалось — вторая должна ре­шительно заменить первую. Но по мере продолжения напряженности становится очевидным, что конфликт должен разрешиться в со­вершенно иной форме равновесия — не путем устра­нения, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза. После почти двухвековой страстной борьбы ни наука, ни вера не сумели ослабить одна другую. Но совсем даже напротив, становится очевидным, что они не могут развиваться нормально одна без другой по той простой причине, что обе одушевлены одной и той же жизнью. В самом деле, ни в своем порыве, ни в своих истолкованиях наука не может выйти за пределы самой себя, не окрасившись мистикой и не заряжаясь верой... Религия и наука — две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить…»
  8. Испанский философ Х. Ортега–и-Гассет (1883-1955) рассуждал: «Массы внезапно стали видны, они расположились в местах, излюбленных «обществом». Они существовали и раньше, но оставались незаметными, занимая задний план социальной сцены; теперь они вышли на авансцену, к самой рампе, на места действующих лиц. Герои исчезли, остался хор». Какие особенности «массовой культуры» Вы можете вывести, следуя логике философа?
  9. Сегодня намечаются два противоположных пути решения кризисных явлений в культуре. Один — это надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать «альтернативным» или «эзотермическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники. Какой из этих двух путей Вы считаете более предпочтительным?
  10. М.М. Бахтин утверждал: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она себе не ставила, мы ищем в ней ответы на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого (но, конечно вопросов серьезных, подлинных). При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются». Как можно назвать подобную установку в видении будущего культуры?
  11. Какие причины обостренного внимания к культуре в ХХ веке вы можете назвать?

Темы индивидуальных заданий

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1829; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.154 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь