Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура - общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология - это наука, которая изучает человеческое общество. Для понятия термина " культурология" необходимо понимать, что такое культура. Сложность определения понятия " культура" вызвана тем, что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность, отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определения культуры. По его мнению Культура - коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура - это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина " культурология" принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввел термин " культурология" в обиход. По его мнению культурология - это наука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры в отличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии является понимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можно отнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры, передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснение историко-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозирование процесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладную культурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практической разработка технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.
. Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя - систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др., - духовная и материальная. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая (креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации.
Основные задачи культурологии. Первая задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
Основные задачи культурологии: анализ культуры как системы культурных феноменов, выявления ментального содержания культуры, исследование типологии культуры, решения проблем социокультурной динамики, изучение культурных кодов и коммуникаций. Основная задача культурологии
Доистория. Период культурной древности Древнекаменный век (палеолит) - 40 тыс. Лет до н.э. - 12 тыс. Лет до н.э. Среднекаменный век (мезолит) - 12 тыс. Лет до н.э. - 7 тыс. Лет до н.э. Новокаменный век (неолит) - 7 тыс. Лет до н.э. - 4 тыс. Лет до н.э. Период великих архаических культур Зарождение древнеегипетской цивилизации - конец iv тыс. до н.э. Зарождение древнеиндийской цивилизации Архаический период - vii - vi вв. До н.э. Древний рим: Этрусская эпоха - ix - vi вв. До н.э. Царский период - viii - vii вв. До н.э. Период осевого времени Древняя греция: Классический период культуры древней греции - v - iv вв. До н.э. Эпоха эллинизма - конец iv - сер. I в. До н.э. Древний рим: Республиканский период - vi - сер. I вв. До н.э. Период империи - сер. I в. До н.э. - v в. Н.э. Другие культурные очаги мира: Расцвет культуры древнего китая - viii - iv вв. До н.э. Расцвет культуры древней индии - vii - ii вв. До н.э. Московское княжество - xiv - xvii вв. Эпоха классицизма - 30-е rr.xvii - к. Xviii вв. Эпоха барокко - к. Xvi - cep.xviii вв. Технический век Эпоха просвещения - 1689 - 1789 гг. Эпоха романтизма - к. Xviii - 30-40-е гг.xix вв. “золотой век” русской культуры - 30-90 гг. Xix в. “серебряный век” русской культ–ры - к. Xix - 10 гг. Xx вв. Эпоха модернизма (авангарда) нач. Xx в. - к.30–х гг. Xx в. Постмодернизм - к.60-х гг. По настоящее время. 5. Наука культурология и её междисциплинарные связи. Нарастающие процессы взаимовлияния культур, сохранения культурного наследия и национально-этнической самобытности, формирования духовного мира и самосознания человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания. Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного познания ведет к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнографияспособствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание раскрывает особенно- понять явления духовной жизни в едином смысловом контексте и раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии помогает в формировании способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства. Современный мир отличается динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом для достижения согласия, утверждения приоритета общечеловеческих и национальных ценностей. Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развитию чувства ответственности за исторические судьбы мировой культуры. Высокая миссия культуры не ограничена глобальными проблемами. Она обращена и непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, способствует раскрытию индивидуальности, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм и трагедий, вселяет оптимизм и надежду.
В культурологии наука рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающая духовный мир человека, способствующая его развитию. Социокультурный смысл понятия " наука" заключается в следующем: наука - это специализированная форма культуры, ориентированная на познание. Наука изучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств, осмысливаемую разумом. Наука является механизмом получения объективного знания об окружающем мире. Объективное - то знание, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий положение дел. Научное познание основано на определенных принципах, определяющих и уточняющих формы научного познания: принцип объективности (признание факта существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания; причем познания рационального, следующего выверенным способам получения знаний); принцип причинности (научного детерминизма) заключается в том, что все события в мире связаны между собой причинной связью; принцип рациональности; любое научное утверждение имеет смысл, если оно доказано; принцип воспроизводимости; принцип теоретичности - наука является совокупностью логически завершенных теоретических конструкций; принцип системности - любой элемент является частью системы; если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются, в науке нет абсолютных авторитетов. Наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Наука пытается ответить на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как он существует, функционирует, развивается. Для этого наука формулирует определенные законы, основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования. Тема №2 пункт 1. Символы и коды культуры. С помощью символов человек создает модель окружающего мира, строит планы поведения и сценарии развития событий, ориентируется в историческом и социальном пространстве. Символами принято называть знаки, приметы, образы, содержащие указания на какую-либо вещь или событие. Этимологически понятие символа связано с греческим глаголом " соединять", " сталкивать", " сравнивать". Уже отсюда видно, что символ связывает сознание и его предмет. Символ, согласно Юнгу, выражает то, что мы лишь предчувствуем, но точно не знаем. В нем есть возможность развертывания содержания, путем домысливания, воображения, ассоциативных связей. Символ обладает самоценностью, он есть органический элемент психической и духовной жизни. В качестве символов культуры выступают у Юнга духи, демоны, боги, идеи, законы, религиозные догматы и научные теории. Все пространство культуры заполнено символами. Символ всегда к чему-то относится. Во-первых, к архетипам, лежащим в основании культуры. Во-вторых, к целям, действиям человека, вещам, которые его окружают. В-третьих, к другим символам. Именно путем изучения символов Юнг приходит к выводу о единстве архетипических оснований всех культур. В мифах различных народов, сновидениях, детских рисунках, фантазиях и бредовых идеях шизофреников можно встретить одни и те же символы, например, крест, круг, золотой цветок и более сложные фигуры, которые повторяются вновь и вновь в различных контекстах. КОД КУЛЬТУРЫ (лат. codex — книга, и cultura — культура)- совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в её единстве и многообразии. Различаются три глобальных культурных типа:
Модели динамики культуры. Динамика культуры есть процесс ее развития, обновления, где статика - необходимая сторона данного движения, отражающая моменты сохранения и воспроизводства. Различают линейный ициклический типы социокультурной динамики. Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социокультурного процесса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений ): эволюционное и революционное. Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII веке, которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия " цивилизованности" в противопоставлении " варварству", а также в работах американского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация. Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперед от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий. Революционная концепция социокультурных преобразований связана, прежде всего, с марксизмом. Согласно концепции немецкого ученого Карла Маркса (1818-1883), общество в своем развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения. Переход от одной формации к другой происходит путем социальной революции. В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития - от возникновения до упадка. Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1740). КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч. dynamis — сила) изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации.
В основу модели социально-культурной макродинамики Сорокиным положен известный из глубокой древности принцип цикла, который привлекал его внимание и раньше. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга культурные суперсистемы, основанные на трех контовских фундаментах социальной жизни - теологии, метафизике и позитивной науке. Упрощенно и схематично этот процесс можно представить как движение маятника из одной крайней точки - «идеациональной» - в другую крайнюю точку - эмпирическую, и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической», или интегральной, культуры либо эклектичного конгломерата разнородных культурных форм. В первой, «идеациональной» фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается «сверхчувственная реальность» Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще. Оказавшаяся под этим знаком культура формируется под определяющим влиянием религии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношении оказывается несущественной. Такая культура развивает и совершенствует те «органы», которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство, философия, право, государственность, семья и прочие культурные «константы» формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влиянии некоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призму религиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мысли теология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентного масштаба и значения. Наконец, культурные образцы и идеалы «святого», «монаха», «аскета» или «шамана» - в зависимости от конкретного типа религии - ставятся на такую высоту, которой они нигде и никогда не достигали в иной социально-культурной ситуации, а представители соответствующих социальных групп обретают исключительный престиж. Этика и законодательство непосредственно и официально выводятся из религиозных заповедей, и даже экономика мотивируется и регулируется ими.
Тема №3, пункт 1. Тема №3, пункт 4. КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире. К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.
.
Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура - общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология - это наука, которая изучает человеческое общество. Для понятия термина " культурология" необходимо понимать, что такое культура. Сложность определения понятия " культура" вызвана тем, что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность, отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определения культуры. По его мнению Культура - коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура - это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина " культурология" принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввел термин " культурология" в обиход. По его мнению культурология - это наука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры в отличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии является понимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можно отнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры, передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснение историко-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозирование процесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладную культурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практической разработка технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.
. Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя - систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др., - духовная и материальная. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая (креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы