Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Теоретическая культурология основывается на всех областях культурологического знания (философии культуры, истории культуры, культурной антропологии, социологии культуры и др.), использует необходимые методы сопричастных к ней наук и разрабатывает собственные принципы и методы исследований. В теории культуры рассматривается научно-понятийный аппарат; категории культуры; структура культуры, ее сферы, системы и подсистемы; культурная среда, динамика культурных процессов, формы межкультурных контактов и взаимодействий; функции культуры в общественной жизни; научно-исследовательские схемы и модели, которыми становится возможным описывать и исследовать культуру и др. Главными категориями являются: само понятие «культура»; цивилизация; универсалии культуры; язык; символы культуры, культурные коды; культурные нормы и ценности; менталитет; культурная картина мира; субъект культуры – личность (маргинальность, инкультурация, социализация, самоидентификация личности и т. д.); прогресс культуры, аномия культуры и др. Рассматривается динамика культуры (изменения, развития); морфология культуры (образования систем видов и форм); семиотика (наука об истолковании знаков, символов и кодов культуры); культурных образцов и моделей (архетипов, парадигм, универсалий и пр.). В теории культуры рассматриваются типология различных культур: восточные и западные типы культур, локальные, «серединные» культуры и их специфика. Прикладная культурология. Ее аспекты весьма многообразны. Прикладное значение проявляется в том, что наряду с психологией, социологией, педагогикой она участвует в изучении социализации человека в той или иной социокультурной среде. Прикладные исследования культуры связаны с практическими потребностями — охраны культурного наследия, возрождения культурных и религиозных традиций, национальных культур в России, казачьих традиций и т. д. Прикладные исследования необходимы и для изучения проблем взаимодействия культур, что важно для выяснения причин конфликтов на национальной, религиозной почве, для выработки рекомендаций по их предотвращению или ликвидации последствий. Проводится экспертиза проектов государственно-культурной политики, законов, юридических документов, направленных на регулирование деятельности в образовании, искусстве, спорте и пр. В прикладную культурологию входит так же изучение организации культурной жизни (деятельности учреждений культуры, центров досуга, проведения фестивалей, массовых праздников, любительских и инициативных объединений и др.). I. 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Морфология культуры(от греч. «morphe» — вид, образ, форма) возникла во второй пол. XX века, как смежная область между культурной антропологией, социологией культуры, теорией и философией культуры. Морфология культуры — раздел культурологии социально-научной направленности, в которой рассматриваются проблемы образования системы видов и форм культуры; исторических трансформаций культурных форм, их зависимость от изменений в социальной среде, окружающей культуру. Основные пограничные области морфологии культуры — социология, психология, этология, экология. Теоретические аспекты морфологии культуры связаны с описанием культурных форм, а практические — с разработкой культурной политики, образовательными программами. В обобщенном смысле морфология культуры — это изучение строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. В более частном смысле, морфология культуры — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. При описании различных типов культур в морфологии культуры выделяют более устойчивые и изменяющиеся элементы культуры. Рассматривают способы обмена культурной информацией, взаимодействие социальных институтов культуры с экономикой, политикой, техникой и пр. В морфологии культурыизучаются формы и строение отдельных артефактов культуры и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования. Основные методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический, организационный и динамический анализ, методы теории систем, этнопсихологии, лингвистики и др. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: — генетическое: порождение и становление культурных форм; — микродинамическое: динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственная трансляция культурной информации); — историческое: динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; — структурно-функциональное: принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; — технологическое, распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени. Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением:: — специализированный, — трансляционный, — обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: — культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая; правовая культура); — культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); — культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); Обыденные аналоги модальностей культуры: — социальная организация (домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль); — социально значимое знание (обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки); — трансляция культурного опыта (игры, слухи, беседы, советы и т. п.). В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и специфически этнических в строении определенной культуры. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ В научно-философском обобщении понятия «культура» одни ученые видят «универсальную» (от лат. «universum» — мир, вселенная) характеристику культурного становления человека, прогресса всего человечества (обобщенного, «широкого» понятия, мало зависящего от обстоятельств, условий, места, времени и пр.). Другие ученые, наоборот, подчеркивают самостоятельность развития отдельных культур, часто называемых цивилизациями. Это особенно характерно для представителей «цивилизационного подхода», которые рассматривают различные самобытные исторические типы культур, «локальные» культуры (от лат. «locus» — определенное место и время). Принципы, возможности и результаты научных исследований во многом зависят так же и от предпочтения того или иного методологического подхода к «культуре». Как пишет тюменский ученый Ю.В. Ларин, многообразие подходов и определений культуры можно свести к таким основным направлениям: теоцентризм, натуроцентризм, социоцентризм, антропоцентризм [«Пролегомены к культурологии», 2002]. В рамках «теоцентрического» направления «культура» трактуется как реализация сверхъестественных (сакральных) сил. Основу ее возникновения усматривают в формах религиозно-культовой деятельности человека. Субъектом культуры является та или иная религиозная общность, основная черта — сакральность, основная функция — символическая. (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, И.А. Ильин, А.В. Мень, Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, П. Тилих и др.). В рамках «натуроцентрического» направления «культура» представляется реализацией естественных, природных и космических сил. Основа ее формирования находится в разнообразных формах биохимических и биофизических процессов. Субъектом культуры является та или иная природная общность, основная черта — витальность, основная функция — защитная, жизнеобеспечивающая. (Ф. Ницше, З. Фрейд, О. Шпенглер, Л.Н. Гумилев и др.). В рамках «социоцентрического» направления «культура» трактуется как реализация общественных сил, возникших в формах трудовой деятельности людей. Субъектом культуры является та или иная социальная общность, основная черта — социальность, основная функция — коммуникативная. (К. Маркс, А. Моль, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.). В рамках «антропоцентрического» направления «культура» представляется реализацией сущностных сил человека, в основе которых находятся и формы игровой деятельности. Ее субъектом-носителем является отдельная человеческая личность. Основной чертой культуры является элитарность, основной функцией — человекотворческая. (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе и др.). Рассмотрим другие подходы к культуре. Аксиологический подход (греч. «axios» — «ценный, достойный»). Здесь культуру рассматривают как совокупность материальных и духовных объектов, связанных с общезначимыми для человека ценностями. Немецкий ученый Г. Риккерт представляет культуру как систему ценностей, регулирующих отношение человека к материальным предметам, духовным идеям и явлениям окружающего мира, что позволяет ему ориентироваться в нем. При деятельностном подходе культуру рассматривают как особый вид человеческой деятельности, наряду с экономической, социальной, политической, интеллектуальной. М.С. Каган писал, что «культура — это способ и результат человеческой деятельности». Человек как личность формируется в социуме, где усваивает положительный опыт предков и создает нечто новое - то, что и двигает культурный прогресс. Игровой подход заложен И. Кантом, И. Гете, Ф. Шиллером. Современный подход создал голландский историк Й. Хейзинга. Он рассматривал культуру как некую «игру», и писал, что игра для человека — «это выход из рамок жизни во временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность». Игра не имеет практической цели и доставляет человеку радость сама по себе и происходит по установленным и признаваемым ее участниками определенным правилам. Люди добровольно подчиняются правилам или нарушают их, проявляя этим свою человеческую свободу. Ей противостоит необходимость, господствующая в сфере законов природы и инстинктов и т. д. Семиотический подход характерен для культурологии, философии, искусствоведения, лингвистики, психологии и др.(Ю. Лотман и др.), при котором культура рассматривается как сложно организованная система знаков. Название «семиотика» происходит от греч. «semeion» (знак), «semei—otike» (наука о знаках) — теория, исследующая свойства знаковых систем (систем знаков), каждому из которых придано определенное значение. Феноменологический подход (от греч. «phainomenon» — «образ, явление»). Философы часто рассматривают феномены культуры через призму интерпретации проблем сознания. Общественное сознание придает им смыслы и образует многообразный мир явлений (феноменов), одной из областей которого является культура. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1504; Нарушение авторского права страницы