Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурная картина мира и культурные архетипы.



Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т. д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение.
Все богатство бытия данной культуры, вся целостность бытия данного народа формирует определенный способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Человеческое бытие разнопланово и многослойно. Некоторые из этих пластов (а именно те, которые связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества утвердиться в этом мире) не подлежат рациональному контролю, являются неосознанными. Поэтому и понятие « культурная картина мира » употребляется в широком и узком смысле слова.
В строгом, узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.
Культурная картина строится с точки зрения того, что он (мир) значит для живущего в нем человека. Но эти значения не всегда могут становиться достоянием сознания и воли. Культура - это формирование определенной общности между людьми. В процессе воплощения в предмете человеческих замыслов происходит непроизвольная реализация самого субъекта, его способностей, опыта и т.д. В ходе многообразных испытаний предметного мира тот или иной предмет, вещь, явление обретают свое место в миропорядке общественной жизни.

Культурная картина мира складывается из тематически ясных, осмысленных и очевидных содержаний артефактов и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержательно-тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира; с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Построению этих картин предшествует построение другой картины мира — картины интуитивных представлений, значений и смыслов: как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

 

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ (гр. arche — начало, и typos — образ) — архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.
Концепция культурных архетипов основывается на идеях «аналитической психологии» (К. Г. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического интеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей. Культурный архетип, согласно К. Г. Юнгу, — это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», их характерными чертами являются устойчивость и неосознанность. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры.

Социодинамика культуры в историческом процессе.

“Социодинамика культуры ” - так называлась книга французского культуролога Абраама Моля, вышедшая в Париже в 60-х гг. Сейчас этот термин и эта книга прочно вошли в научный обиход исследователей культуры -прежде всего приложением теоретико-информационного кибернетического подхода к культурным процессам. Сегодня, когда мы столкнулись с проблемой функционирования культуры в условиях рынка, когда массовая культура стала приобретать все большую мозаичность и в ней огромную роль начинают играть средства массовой информации работа Моля приобретает все большую актуальность.

Однако здесь следует учитывать, что иные социально – исторические условия порождают и принципиально отличные исторические формы, своеобразные факторы становления и эволюции национальной культуры. Поэтому для понимания развития, скажем, отечественной культуры, работа Моля мало что дает, однако это не означает, что сама идея социодинамики культуры не универсальна. При рассмотрении культурных процессов разных времен и разных народов необходимо учитывать, что в разных случаях действуют свои, во многом отличные механизмы культуры, а значит на разных этапах культурно исторического развития действуют различные типы социодинамики национальной культуры. Наконец, следует учитывать и национальное своеобразие культуры, которое во многом определяется ходом исторического процесса и теми социокультурными механизмами, которые возникают в истории каждой национальной культуры на разных ее этапах.

Что же такое социодинамика культуры? Речь идет о движении, изменении, развитие культуры в зависимости от изменения, развития общества, в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.: движение). То есть предметом изучения становится не столько культура сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, или социальные механизмы культуры. В отличие от традиционной истории культуры социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов – она пытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций, теоретически их объяснить и осмыслить. Таким образом, социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой является культурно-историческое развитие, то есть теория истории культуры. Сейчас, после крушения мертвых теоретических схем, являвшихся продолжением политических доктрин и идеологических догм, значение теории для понимания культуры не только не понизилось, но даже возросло. Возникла необходимость в выработке новой теории культуры - более глубокой, более точной, более органично связанной с историей культуры, более приближающейся к истине. Для этого предстоит заново переработать культурно-исторический материал, почувствовать его, попытаться понять - с тем чтобы по возможности корректно сформулировать основные идеи и объяснить его закономерности. Необходимо, учитывая всю возможную полноту культурных фактов, анализировать, интерпретировать и обобщать их в концептуальные модели, а не иллюстрировать конкретными примерами из культуры готовую теоретическую концепцию “натягивая” факты на теорию. Подобный подход к изучению культуры назавеется ”понимающей культурологией ”.

Модели динамики культуры.

Динамика культуры есть процесс ее развития, обновления, где статика - необходимая сторона данного движения, отражающая моменты сохранения и воспроизводства.

Различают линейный ициклический типы социокультурной динамики. Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социокультурного процесса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений ): эволюционное и революционное.

Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII веке, которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия " цивилизованности" в противопоставлении " варварству", а также в работах американского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация. Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперед от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.

Революционная концепция социокультурных преобразований связана, прежде всего, с марксизмом. Согласно концепции немецкого ученого Карла Маркса (1818-1883), общество в своем развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения. Переход от одной формации к другой происходит путем социальной революции.

В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития - от возникновения до упадка. Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1740).

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч. dynamis — сила) изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом.

В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь