Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение ислама после смерти пророка Мухаммеда и возникновение Сунны (предания). Культурное разнообразие в пределах Арабского халифата



После смерти Мухаммеда арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания – арабский.

После смерти Пророка началась эпоха правления первых праведных халифов. Тридцатилетнее правление первых халифов: Абу Бакра (632-634 гг.), Омара I ибн ал-Хаттаба (634-644 гг.), Османа ибн Аффана (644-656 гг. ) и Али ибн Аби Талиба (656-661 гг.) стало периодом обширных арабских завоеваний.

В 635 г. арабы захватили Дамаск, главный город византийской провинции Сирии, в 636 г. разбили войска византийского императора Ираклия в Палестине. В 637 г. был взят Иерусалим, в 638 г. – Антиохия, в 640 г. арабское войско вторглось в Армению, а в 642 г. был завоеван Египет. К началу VIII в. арабы отняли у Византии две трети ее владений – Армению, Сирию, Месопотамию, Палестину, Египет и Северную Африку. Арабам были подчинены земли Ирана (651 г.). Оказавшись в священном для мусульман Иерусалиме, халиф Омар собственноручно спроектировал место для закладки ал-Масджид ал-Акса (крайней мечети), в память о небесном путешествии Мухаммада в Иерусалим в ночь перед хиджрой. В апреле 637 г. Омар ввел мусульманский лунный календарь, в котором новая эра начиналась с момента переселения Пророка из Мекки в Медину, при Омаре же были введены единые меры длины и объема.

В правление другого халифа – Османа – произошло очень важное для мусульманского мира событие – был утвержден единый текст Корана (священной книги мусульман), который до этого разрозненно записывали последователи Пророка с его слов. Единый экземпляр был составлен на основании этих записей и разослан во все пределы Халифата. Все остальные списки Корана были уничтожены. По преданию, когда группа недовольных политикой Османа ворвалась в его дом и в случайной стычке халиф был убит, кровь Османа брызнула на список Корана, с которым он вышел навстречу восставшим. Сохранилось лишь несколько экземпляров так называемых «Коранов Османа» с пятнами крови на страницах.

Период правления последнего из четырех праведных халифов Али наметился первый раскол в исламе, в нем выделилось такое течение, как хариджиты (во главе со своим избранных халифом – Абдаллахом ибн Вахба), которые и стали вскоре причиной гибели халифа – в 661 г. при выходе из мечети Али был убит одним из участников этого движения. Сравнительно недолгий период правления Али и его гибель положили начало шиитскому направлению в исламе и разделению единой некогда религии на суннитов, шиитов и хариджитов. Вместе с ними возникло три взгляда на полномочия халифа и способ передачи власти в халифате. Шииты (от араб. ши’ат «партия», «группа») не считают праведными всех халифов (руководителей мусульманской общины) за исключением духовного (религиозного) вождя – имама. Они считают, что род Али (двоюродного брата пророка) от его брака с дочерью Мухаммеда Фатимой, в силу своего происхождения обладает исключительным правом на власть в халифате. Сунниты (от араб. сунна «предание») ратовали за выборность халифа из среды наиболее достойных людей общины (уммы). Хариджиты (от араб. хаваридж «выступившие», «покинувшие») выступали за выборность должности халифа, на которую не должно влиять ни происхождение, ни имущественное положение.

Во времена расцвета Омейядского халифата (661-750 гг.) столицей государства стал город Дамаск, халифы новой династии продолжили завоевания, при них исламу покорилась вся Северная Африка, мусульмане переправились через Гибралтар и высадились в Испании (711 г.), через Пиренеи вторглись во Францию. Власть Халифата распространилась и на Закавказье, Центральную Азию. Это был период, когда новой и молодой исламской культуре открылся огромный мир множества древних и богатых культур, арабы стали наследниками созданного до них культурного наследия: с одной стороны, шел процесс распространения ислама, арабского языка и унификации исламской культуры на завоеванных территориях, но в то же время арабские ученые попытались сохранить, переработать и дополнить богатейшее наследие таких культур, как византийская (с ее эллинистическим и римским наследием), арамейская, иранская, культуры народов Закавказья и Центральной Азии, Индостана и прочих стран и народов, вошедших в состав нового Халифата. Именно при Омейядах в VII-VIII вв. официальным и единым языком становится арабский, и во многом это стало возможным благодаря существованию и записи Корана. При них же, как уже упоминалось, сплав опыта различных народов, вошедших в исламское государство, и создал то единство, которое называется сегодня мусульманской культурой. Складывались каноны классического мусульманского зодчества, прикладного искусства, бытового уклада, Известны такие архитектурные памятники данного периода как Масджид ас-Сахра (мечеть «Купол скалы») в Иерусалиме (691 г.) с ее золоченым куполом. В Дамаске, на месте церкви Святого Иоанна была создана мечеть Омейядов (705 г.), в Медине перепланирована и перестроена Мечеть Пророка. При династии Омейядов направление при молитве в сторону Ка’бы (кибла) стало обозначаться внутри каждой мечети специальной нишей (михраб), а призыв на молитву читался с высоты минаретов, которые становятся отличительной чертой арабской мусульманской архитектуры. Развивалась исламская наука (ильм). Одним из крупнейших ученых того времени являлся Хасан ал-Басри (642-728). При нем проводилось уточнение текста Корана, продолжали собираться материалы и сведения о деяниях и речах Мухаммеда, которые впоследствии составили особую категорию в литературе и праве, под названием Сунна («предание») – описание высказываний и действий пророка Мухаммада в виде сообщений (хадисов). Профессиональные собиратели и знатоки хадисов назывались мухаддисами.

Окончательное же сложение мусульманского суннитского богословия и расцвет мусульманской культуры пришелся на эпоху правления династии Аббасидов (750-1055 гг.). Столицей нового Халифата стал город Багдад (762 г.), поэтому данное время принято еще называть ирано-месопотамским периодом. Активных завоеваний в этот период уже не велось, в 751 г. арабы столкнулись в Центральной Азии с сопротивлением Китая, и с середины VIII в. ислам окончательно утвердился в Центральной Азии, а мусульманские книгоиздатели вследствие непосредственного соприкосновения с китайской культурой получили возможность изготавливать рукописи на бумаге, а не на пергамене.

При Аббасидах продолжился с одной стороны рост интереса к науке, искусству, с другой – продолжилось и религиозное размежевание, начавшееся еще в VII в. K шиитам, хариджитам и суннитам присоединились другие течения. Пестрой стала картина богословских школ и направлений. В ходе этих споров рождаются такое направление в богословии, как асхаб ал-хадис – группа богословов, считающих главными источниками для вынесения любого решения в среде мусульман Коран и Сунну, а также мнения авторитетных мужей. Представители другого направления – асхаб ар-рай – основывались на логическом суждении, что постепенно оформило новую систему в мусульманском богословии, так называемую систему калама (или рациональную систему), которая толковала мусульманскую догматику с точки зрения разума.

Отличительной четой самой исламской культуры окончательно становится единство духовного и светского начал, ответы на любые вопросы, в том числе и не касающиеся религии, можно всегда найти в Коране или Сунне. Это рождает и особую правовую систему в рамках исламской культуры – шариат. Как следует себя вести мусульманину, как поступать не только в рамках религиозных догматов, но и в бытовых аспектах жизни? Ответ на этот вопрос как раз и дает шариат, опирающийся на Коран и Сунну. Та база, на которую опирается шариат и правоведы в исламском мире – это два письменных источника – Коран и Сунна. Шариат можно понимать и как ислам вообще, так как он напрямую соотносится с религией, и как совокупность правовых установок, обязательных для мусульманина. Это касается догматов и обрядов ислама, основ нравственного поведения, взаимоотношения людей и их поведения в деловой и семейной жизни. Шариат разделяет все деяния человека в обществе на две категории – дозволенное (халал) и запретное (харам). Всего существует пять категорий поступков:

1. Обязательные (фард) – обязательные к исполнению действия (например, пятикратная – в пределах суток – молитва).

2. Желательные (мандуб) – похвальные действия, за которых человека ждет награда в загробной жизни (например, добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты).

3. Дозволенные (джаиз) – разрешенные действия, не влекущие за собой неодобрения (еда, сон, работа).

4. Недостойные (макрух) – неприемлемые поступки (это такие грехи, как скупость, равнодушие, расточительство, жестокость).

5. Запретные (махзур) – те дела и желания, за которые мусульманин будет наказан как в жизни земной, так и в жизни загробной.

Помимо основных жизненных принципов в любом обществе, в том числе и в мусульманской умме, существует множество частных случаев и вопросов, на которые Коран и Сунна не дают четкого ответа. В этом случае в силу вступает принцип другой сферы мусульманского права – фикх (или постижение). Это рождает два вида суждений в культуре ислама и в исламском праве (шариате) – кияс (или суждение по аналогии с тем, что написано в Коране или упоминается в хадисах) и иджма (суждение о чем-то на основании единого мнения уважаемых законоведов). Разногласия среди уммы по вопросам применения этих двух способов породили появление в культуре ислама различных правовых школ или толков – мазхабов.

Период правления Аббасидов, помимо развития основ шариата и мусульманской правовой и философской школы, вошел в историю мусульманской культуры также благодаря знаменитым сборниками хадисов. Известно, что Аббасидский халиф Харун ар-Рашид (786-809 гг.) поддерживал и поощрял охотников за хадисами.

Помимо богатейшего литературного наследия культура данного периода характеризуется расцветом архитектуры. Среди знаменитейших творений времен Аббасидского халифата можно упомянуть такие шедевры мусульманского зодчества как мечеть Ибн Тулуна в Фустате (сер. IX в., современный Каир), Мечеть ал-Мальвия в Самарре (сер. IX в.) с минаретом напоминающим по форме месопотамский зиккурат, что говорит о том богатом наследии многих культур, преемниками которого явились аббасидские халифы.

В 20-е гг. IX в. в Багдаде при халифе ал-Мамуне был основан «Дом Мудрости» (Бейт ал-Хикма), первая исламская академия с богатой библиотекой, куда стекались ученые умы со всего халифата, многие являлись уроженцами Средней Азии и Ирана. Одной из важнейших задач при создании такого учреждения являлись переводы на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, философии. При Мамуне в Византию было отправлено особое посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Благодаря переводам и исследованиям мусульманских ученых эпохи халифата западный мир впоследствии смог познакомиться с некоторыми забытыми достижениями античной культуры. Сотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани, Сабит ибн Корра, Куста ибн Лукка, ан-Насрани, ал-Ахвази, Абу-л-Вафа, ал-Кухи.

Достигла своего расцвета и арабская философия. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. Среди мусульманских философов особую известность приобрели: Ибн Сина, ал-Фараби, ал-Кинди, Ибн ал-Араби, Ибн Хальдун и др.

Однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. Возникают различные направления ислама – суннизм, шиизм, суфизм (мистическое течение в исламе, построенное на принципе возможности непосредственного, личного общения (или даже соединения) с божеством посредством своеобразного «озарения», «внутреннего опыта», «экстаза»). Нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций Халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. В результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголы захватили Багдад – столицу халифата.

В области изобразительного искусства мусульманская традиция запрещает реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего на Земле является Аллах, соперничать с ним – грех. Этот запрет, прежде всего, связан с идеей отрицания идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

В то же время в регионе Ближнего и Среднего Востока не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Известны такие школы миниатюры, как персидская и индийская, их произведения и по сей день являются высшими проявлениями мастерства живописца. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса. Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах и утвари. В этой сфере искусства в наибольшей степени проявляются национальные особенности арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского искусства, так и округлые линии – признак коптского влияния (копты – доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бахрам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным установкам.

В области архитектуры ислам также выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это – понятия-символы: джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Мечеть (от араб. масджид – «место поклонения») как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. манара – «маяк»), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.

Наряду с культовыми сооружениями арабы строили многочисленные здания светского назначения. Особым великолепием отличались дворцы арабской знати. Окна их украшали алебастровые решетки и цветные стекла, кирпичная кладка стен и пола представляла собой мозаичный узор. Тронный зал (тахт) разбивался стройными рядами колонн на нефы и перекрывался сводчатыми перекрытиями. Большей простотой в оформлении отличались жилые дома, караван-сараи и хозяйственные постройки. Но и их отличала исключительная упорядоченность и надежность.

Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.

Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050): «Когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний и памяткой о битвах и родословиях». Главным жанром поэзии тогда была касыда (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных и, конечно, о любви.

Расцвет арабоязычной поэзии приходится на IX–XI вв. В это время складывается жанр короткого лирического стиха – газал, который создают выдающиеся мастера слова разных народов: Абу Нувас (ум. 810 г.) – певец любви, вина и радости жизни; Абу-л-Атахийя (ум. 828 г.) – гончар по профессии, автор религиозно-аскетических поэм, обличавший распущенность двора халифов в Багдаде; Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123 гг.).

Среди прозаических произведений получает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в XII в. на основе городского фольклора. В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетаются с цинизмом и плутовством. Невозможно представить арабскую литературу без сказок «1001 ночь». Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.

До середины IX в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана – арабском. Потом возникла вторая исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся затем в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической поэмы. Эта литература более свободна от религиозных запретов и отличается социальной направленностью, например поэмы «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020 гг.) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами (ок. 1141-1209 гг.).

В период позднего средневековья возникла третья мусульманская литература – турецкая. Таким образом, национальные традиции в области литературы, развитые на общемусульманской основе, дали блестящие плоды.

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников.

Арабы, как и византийцы, усердно изучали и переводили на свой язык произведения греческих классиков, ученых Индии и других стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птолемей были хорошо известны арабским ученым, а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в Каире, Кордове и многих других городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

В медицине арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней. Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.), таджик по национальности. Главное его произведение – «Канон врачебной науки», являлось настольной книгой у врачей Европы до XVI в. Ибн Сина, в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л. Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных заболеваний.

Значительный вклад в развитие мировой науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. Ал-Бируни, Ибн Фадлан, Ибн Баттута не только посвятили свои исследования странам Востока, но и описали события, связанные с существованием Древнерусского государства. Ученый-энциклопедист из Туниса Ибн Халдун (1332-1402) в своих трудах попытался объяснить историю человечества через эволюцию форм экономики, т.е. его идеи на 2-3 столетия опередили соответствующие теории европейцев. Таким образом, арабские ученые, проживавшие в различных странах халифата (от Испании до Средней Азии), значительно расширили границы человеческого знания.

Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего средневековья способствовали возникновению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и одновременно культурно-историческая устойчивость.

Ликвидация Арабского халифата как единого государства привела к утрате арабами решающего влияния в мусульманском мире. Однако новые завоеватели (турки, монголо-татары) сами усвоили ценности ислама и способствовали его распространению в мире.

В настоящее время наблюдается поистине «исламский бум», который выражается формулой «политизация ислама и исламизация политики». Причина в том, что капиталистические отношения, связанные с ними западный образ жизни и система моральных ценностей активно вторглись в традиционные социальные структуры мусульманских стран. А это вызвало соответствующую «защитную реакцию». Одновременно оказался неприемлем для мусульман и социализм со своей бедностью, классовой непримиримостью и атеизмом. Поэтому в странах Востока начался поиск «третьего пути» – универсальной исламской модели развития общества. Другим обстоятельством, способствовавшим оживлению ислама, было обретение правящими консервативными режимами мусульманских стран (Ирана, Саудовской Аравии и др.) миллиардов долларов от добычи и переработки нефти. В результате огромные средства были направлены на нужды «исламской солидарности».

Таким образом, явление арабо-мусульманской культуры – уникальное явление в эпоху средневековья. С одной стороны – это культура, базирующаяся на единых религиозных ценностях ислама, таких как Коран, Сунна, учение о пророческой миссии Мухаммада, системе мусульманского права и арабском языке, как универсальном языке общения и научной мысли. С другой стороны – это целый конгломерат культур, образовавшийся в результате арабских завоеваний. Культура мусульманского Востока впитала в себя ценности и традиции множества древних культур предшествовавшего периода, таких как иранская, византийская, греческая, сирийская и др. Рассматривая данный тип культуры можно говорить о единстве многообразного.

 

Вопросы для самопроверки по теме 6

1. Каковы были предпосылки возникновения новой религии на Аравийском полуострове?

2. Что такое таухид?

3. В чем состоят основы исламского вероучения и обрядности (пять столпов ислама)?

4. Какие ценности и нормы социального поведения формировал классический ислам у своих последователей?

5. Какова специфика взаимоотношений науки и религии в средневековой исламской культуре, почему в тот период исламский мир опережал христианский в развитии науки?

6. В чем разница между Кораном и Сунной? Как и почему возникла Сунна (предание) и в чем ее значение для мусульманской культуры?

7. Как на примере художественной культуры реализуется разнообразие исламского мира?

 

Задания для самостоятельной работы по теме 6

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

 

1. Прочитайте и осмыслите лекционный материал по данной теме. Обратите внимание на термины, выделенные курсивом.

2. Самостоятельно выясните, какие именно территории входили в Арабский халифат в период его наибольшего могущества. Найдите какой-либо регион мира, где ислам в качестве преобладающей религии распространился и утвердился сравнительно недавно (не в период существования Арабского халифата).

3. Вспомните или найдите своими силами около 10 русских слов, происходящих из арабского языка и относящихся к области точных и естественных наук.

4. Сформулируйте ответ на вопрос: почему мусульманский закат (или закят) не вполне верно обозначать как милостыню?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2061; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь