Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Миф как основная форма архаического сознания
Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общественной жизни. В мифе сущность явления или предмета представляется в образной модели (а не как логическое объяснение мира). Языком мифа является метафора, особая система образных представлений, которая строится без причин и следствий. Метафора здесь не просто феномен языка, это универсалия сознания, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой. Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но, тем не менее, его авторитет непреложен. По мнению Р.Петтаццони мифологическое мышление содержит в себе в зачатке все типы человеческого сознания. Это универсальная структурная форма сознания как такового. Поэтому миф присутствует и в современном обществе как скрытое, глубинное поле значений. Поскольку миф выражает синкретическое сознание, ему нужен особый комплекс нерасчлененных знаковых средств. Живое интонируемое и напеваемое слово, жест, ряжение, использование скульптурной маски, ритуальное раскрашивание и есть синкретический язык мифа. Поэтому миф связан с магией и обрядом. Хотя некоторые ученые (А.Потебня, А.Лосев, К.Леви-Строс) считают, что мифу-обряду предшествовал миф в словесной форме. Поэтому они определяют миф как символическое повествование о сакральной истории. В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам богов, сверхъестественных существ, героев, стала такой, как она есть сейчас (мир вообще, природные явления, человеческое поведение, государственное устройство). Это всегда рассказ о творении, в мифе мы всегда у истоков существования чего-то. Человек той культуры, где миф явление живое, пребывает в «открытом» мире, хотя и зашифрованном и полном тайн. Природа говорит с человеком и чтобы понять ее язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы. Мир уже не есть хаотическая непроницаемая масса предметов, но живой космос, упорядоченный и полный смысла. Человек оказывается причастным миру, который становится для него близким и понятным, хотя и полным тайны. В подобном мире человек не чувствует себя замкнутым в рамках своего существования. Он открыт для общения с миром. Мир «понимает» человека и принимает. Миф - динамичная структура. На протяжении веков его содержание менялось. Первобытный миф имел своим содержанием космогонию, более поздние мифы включали самую разнообразную тематику. Функции мифа. Социальная. Мифы о первых предках племени способствовали осознанию родом своего единства. Рассказывая о возникновении общества и его традиций, мифы обосновывали существующее устройство общества, поддерживали социальный порядок, регулировали поведение. Миф служил основным способом организации и хранения культуры. В мифе отражались особенности культуры народа. Являясь моделью для подражания, миф обеспечивал передачу ценностных ориентаций, технологий деятельности и моделей поведения, закрепляя таким образом культурное своеобразие общества. Миф открывал смысл мира и человеческой жизни. Миф в чувственно-образной форме объяснял мир, находил первопричину и сущность явлений, в нем отражались представления первобытного человека о мире. Миф являлся также видом художественного творчества, в процессе которого совершенствовалась память, развивалось воображение. Миф несомненно выполнял и психологическую функцию. Он создавал иллюзорно-обнадеживающую картину мира (совершенно организованный космос и вписанный в него человек), порождавшую чувство уюта, вписанности в мир, предсказуемости. Первобытное искусство. Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства – в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических «Венер»; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений). Важнейшая черта первобытного искусства – синкретизм. Он выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности. Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета. Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства. В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица и проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические «Венеры»). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ориньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека («Великий марсианский бог»), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей одежда, татуировка). В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи – фронтально. В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные). В искусстве бронзового и железного века уже четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ. Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций. Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако, следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов. В 20 в. влияние мифа на литературу проявляется в усложнении символики, тяготении к притче, смысловой многослойности художественных текстов (Б.Пастернак, А.Платонов, О.Мандельштам, Ф.Кафка, Г.Маркес, Т.Манн). Представления первобытных людей отражаются также в современных языковых фразеологизмах. К примеру, мифологический образ «волка-разбойника» привел к возникновению фразеологизма волчья хватка. Связывание как магическое действие. воспроизводится в выражениях развязать язык, связать по рукам и ногам. Зеркало как магический символ границы между земным и потусторонним миром породили фразеологизмы как в воду глядел, как в зеркале. Есть большая группа фразеологизмов, правильное понимание которых требует знания мифа: сизифов труд, ариаднина нить, гераклитов огонь, каинова печать. Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации, – вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы