Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Тибетский массаж как наружное печение
Массаж и его связь с пятью видами наружного печения Пояснения Как работает Тибетский массаж Обнаружение точек для массажа III. Практические техники массажа Техника аппликации Техника растирания Техника разминания Массаж шиатсу Очищающая техника IV. Как делать массаж Предварительная подготовка Показания Противопоказания Время и сезоны для массажа Признаки чрезмерного массажа V. Масла и примочки Масла - сливочное - растительное - жиры Примочки - примочки, которые можно приготовитьсамостоятельно - готовые примочки - примочки при нервных расстройствах VI. Печение с помощью массажа А. Массаж для поддержания хорошего самочувствия Массаж для лечения специфических заболеваний - интенсивные головные боли - головокружение, шум в ушах - истерия - бессонница - учащённое сердцебиение - усталость глаз - функциональные расстройства peчи - носовое кровотечение - онемение и боли в шее, плечах и руках - боли в ногах и пояснице - боли в спине - нестабильность менструального цикла - частое мочеиспускание - плохой аппетит - запоры - икота - коррекция сексуальных расстройств Б. Прижигание Хор(монгольское прижигание). Предисловие Тибетские доктора в 7-ом веке первыми объединили различные системы и школы медицинских традиций, обмениваясь знаниями и опытом с лекарями Индии, Китая, Греции, Непала и Персии. Медицинская литература Тибета является свидетельством того, каким образом развивались и систематизировались медицинские знания. Тибетские врачи, наиболее выдающимся среди которых был Ютог Ёнден Гонпо, создали из различных лечебных методов свою собственную систему. Массаж - одна из многочисленных вспомогательных форм лечебной практики. Уникальный Тибетский массаж обязан своему возникновению Индийским и Китайским массажным техникам, на основе которых он и был создан. Хотя информация, содержащаяся в данной книге, базируется в основном на текстах медицинских Тантр, существуют и дополнительные источники, в том числе различные трактаты, беседы с Тибетскими врачами и практиками массажа. Некоторые аспекты технической стороны массажа были опущены, так как практическое их использование требует дополнительных познаний в Тибетской медицине. Мой собственный опыт показывает, что полное, детальное изучение Тибетской медицины в настоящее время должно сопровождаться также и совершенствованием духа, как это практиковалось основателями медицины. Открытый, развитый ум, а также намерение выявить болезнь и излечить её, используя наиболее эффективные методы, - совершенно необходимое условие. Кроме того, нужно помнить о сохранности первоисточников этих методов в процессе их использования. Я надеюсь, что эта книга, третья из серии, посвящённой Тибетской медицине, сможет показать уникальность данных терапевтических техник, в частности, клинического массажа, которым, к сожалению, стали пренебрегать, отдавая предпочтение медикаментозным методам лечения. Мы настоятельно рекомендуем практиковать Тибетскую медицину, так как, назначая больному медикаменты, мы тем самым лишаем его возможности почувствовать удивительные результаты лечения методами, используемыми в этой древней системе. Док. философии Лобсанг Рапгей 31 октября, 1985 г.
Введение Терапевтические концепции Тибетской медицины: Уникальность Тибетской медицины состоит в своеобразном подходе к здоровью человека, многостороннем и объёмном, практикуемым с давних времён, с чем, к сожалению, мало знакомы на Западе. Не ограничиваясь одиночными формами лечения, такими как акупунктура или травы. Тибетские врачи используют натуропатию, медикаменты и вспомогательные способы лечения. Имея в распоряжении множество методов в системе Тибетской медицины, врач может выбрать наиболее подходящий. Кроме того он отвечает за здоровье пациента. Тибетская медицина совмещает в себе лучшие традиции Индии, Китая, Персии, Греции и Непала. Такие практики, как акупунктура, массаж и прижигание были адаптированы лишь в той степени, чтобы войти в систему Тибетской медицины. В то же время, такие сложные теории, как система меридианов Китайской медицины, вообще не прижились в Тибете. Более того, концепция тепла (ян) и холода (инь) была полностью трансформирована и упрощена для того, чтобы соответствовать теории " трёх сущностей" (тридоша). Теоретически, в основе Тибетской медицины лежит элементарный материализм. Для практических целей здоровье определяется в терминах основных органов и систем тела. Дело в том, что Тибетский врач полагается лишь на себя как на " диагностический инструмент", следуя модели " трёх сущностей", и уже исходя из принципов данной системы, производит соответствующую диагностику и лечение пациента. Если диагнозом болезни является " ветер" (первая из трёх сущностей), тогда можно говорить о расстройстве следующих систем; функциональные, изредка органические заболевания нервной системы, сердца, толстой кишки; функциональные болезни кровообращения, а также психологические проблемы (психотические заболевания сюда не включены - они классифицируются отдельно). Когда говорится о расстройствах " желчи", имеется ввиду общие инфекции или воспаления, кроме того, болезни желчного пузыря, печени, тонкой кишки или легких. В случае же выявления болезней " слизи", следует заняться лечением невоспалительных, часто хронического характера заболеваний желудка, селезёнки и почек. В обязанности доктора входит доступное объяснение пациенту возникшей у него проблемы со здоровьем. Если же врач не делает этого, тогда сам больной должен расспросить доктора. Часто при постановке диагноза в клинике, врач не делится своими выводами, но подразумевая их, совершает определённые действия. Прямое общение необходимо, так как в этом случае не возникает непонимания со стороны пациента и ошибки со стороны врача. Хотя в некоторых случаях, доктора довольно чётко, если требуется, разъясняют диагноз больному. Если же этого не происходит, следовательно, диагноз поставлен однозначно. Что касается рекомендуемого в данном случае лечения, то на нём не?? ражается " несоответствующее", по мнению пациента, обращение с ним. Врач, несмотря ни на что, полностью осознаёт общее состояние клиента, основываясь на процессах, происходящих с тремя " сущностями" (ветер, желчь и слизь). Лечение базируется на существующих симптомах и общей клинической картине состояния пациента, получаемой на основе изучения психологического состояния, пульсодиагностики, анализа мочи, а также через устный опрос. Определённый набор факторов, таких как: острота заболевания, возраст пациента, время года, локализация болезни, " сила пищеварения", а также наличие осложнений - всё это определяет метод лечения. По общей классической традиции, лечение подразумевает приём соответствующих медикаментов и сопровождается рекомендациями относительно образа жизни и диеты. В некоторых случаях применяется акупунктура и прижигание. В соответствии с медицинскими текстами, для наилучшего результата лечение должно проводиться комплексно. Курс лечения необходимо тщательно разработать, разбить на этапы и подстроить к индивидуальным особенностям больного. Первая часть лечебного курса включает изменение образа жизни и диеты и обычно сопровождается приёмом медикаментов. Существует одиннадцать типов лекарственных форм (порошки, отвары, пилюли, масла, лечебные вина и т.д.), принимаемых вовнутрь в соответствии с определённым диагнозом. Приём медикаментов сопровождается следующим набором терапевтических средств: масла для растирания, рвотные средства, слабительные, смягчающие клизмы, свечи, носовые ингаляции и ванны. Наружная терапия делится на две категории в зависимости от общей картины заболевания - на основную и дополнительную. К первой категории относится акупунктурное прижигание, кровопускание и элементы хирургии, а ко второй - массаж, гидротерапия и согревающие компрессы (припарки). К примеру, у пациента обнаружено общее заболевание " ветра" с проявленными физическими симптомами дискомфорта и боли в области живота, вздутия живота (это состояние является следствием чрезмерной стрессовой ситуации, в результате чего возникли функциональные проблемы симпатической нервной системы, проявившиеся в многообразии рассеянных симптомов, в данном случае, в виде расстройствами вздутия живота). На первом этапе надо работать в основном с физическими симптомами, прописывая пациенту медикаменты (принимаемые вовнутрь) в сочетании с диетическим питанием и правильным образом жизни. Лечение, в данном случае, преследует две основные цели - сначала ликвидировать симптомы, а затем собрать болезнь в области желудочно-кишечного тракта. Когда внешние симптомы ликвидированы, диета откорректирована, соблюдается правильный образ жизни и патологическая активность болезни локализована, следующим этапом будет проведение курса клизм - сначала " мягкой", затем " средней" или " жёсткой" – в результате чего патологическая активность " ветра" выводится из организма. Лечение маслами и массаж рекомендуются для улучшения циркуляции крови и обеспечения организма энергией. Масла очень эффективны для нормализации работа пищеварительной системы. В случае, если пациент продолжает жаловаться на учащенное сердцебиение, онемение, головные боли и т.д., следует использовать прижигание " Хор" - с помощью моксы (горячие, наполненные специальными препаратами пакетики). Данный вид прижигания выполняется на некоторых точках шиатсу. Мокса очень эффективна для быстрого излечения и широко рекомендуется при болезнях " ветра", вызывающих боли, опухание и онемение. Если прижигание " Хор" не помогает, можно прижигать конусами, сделанными из полыни. Когда симптомы полностью устранены, следует заняться корректировкой жизненно-важных функций тела, выведенных из равновесия в процессе лечения, в частности, лечения клизмами. Медицинские вина и масла снабжают организм необходимыми витаминами, и, кроме того, укрепляют тело. К сожалению, детально разработанное, многостороннее лечение такого рода как правило неприемлемо в современных условиях больницы: работа врача требует полной вовлечённости в рутинные врачебные обязанности и постоянного пребывания в клинике, что в настоящее время практически неосуществимо, поэтому всё многообразие методов Тибетской медицины игнорируется. Я надеюсь, мне удастся доступно объяснить некоторые из этих методов, чтобы восстановить их в современной клинической практике. Энергия и нервная система Человек, в соответствии с философией Тибетской медицины, состоит из психологических (сенсорные и ментальные способности) и биологических (" три доша" и семь составляющих " лус зунг" ) единиц. На физическом уровне функции тела находятся в зависимости от активности " трёх доша" (трёх сущностей), нормальная работа которых жизненно необходима для поддержания хорошего здоровья. На более тонком уровне существует очень сложная взаимозависимость между биологической и умственной активностью. Например, чрезмерный гнев может вызвать или способствовать возникновению нарушений энергетических потоков нервной системы, что ведёт к патологии нервов и системы в целом. Тибетский врач знает об этой взаимозависимости. В отличие от тантрийских практиков, выносящих силу ума за пределы тела, врач исходит из учения о " трех сущностях" (три доша) или психологических процессах, а также об их влиянии на функционирование органов и систем тела. Тибетская анатомия и психология содержит знания не только об основных органах и системах, но также о кровеносной и лимфатической системах. Насчитывается 11 основных органов; также как в Китайской медицине они делятся на плотные (позитивные) и полые (негативные). Каждый плотный орган находится в функциональной связи с полым органом. Например, печень, являющаяся плотным органом, ответственна за продуцирование крови, тогда как желчный пузырь - её поддерживающий орган - ответственен за хранение желчи, побочного продукта крови. Таким образом, органы формируют и поддерживают функционирование " семи составляющих тела", таких как; хилус (пищевая эссенция), кровь, мышцы, жировая ткань, кости, костный мозг и семя. С древних времён, Тибетские врачи различали связки, швы, лимфатические узлы, сосуды, нервные сплетения, соединительные оболочки, ??? овую ткань и систему кровообращения. На протяжении многих веков для объяснения различных видов физиологической активности тела применялась тщательно разработанная теория взаимодействия энергий и " трёх доша". В соответствии с Тибетскими текстами по анатомии - существует три основных энергетических канала в теле, по которъм осуществляется движение " ветра", " желчи" и " слизи". Черные каналы - это сосуды циркуляции крови. Каналы " ветра" - это центральная и периферическая нервная система, а белые каналы - лимфатическая система. Хотя, в Тантре Объяснений, содержащей разделы по анатомии и физиологии, три данных энергетических канала часто соотносят с тремя тантрическими каналами. Это часто вызывало некоторое недопонимание, что не давало возможности каждому лекарю объяснить разницу между медицинскими и тантрическими каналами. И только в работах Тибетских врачей после 16 века, три медицинских канала отделили от трёх тантрических каналов (" Чистое Зеркало" - текст по анатомии человека, написанный Тхогвонгом Сонам Таши). Текст Гухьяса-маджа Тантрараджа, написанный Дже Цонг Кхапой, подробно объясняет природу тантрических каналов как отличных от медицинских. Тантрические каналы не проявляются физиологически на грубом материальном уровне и, следовательно, они не функционируют активно у обычных существ. Только тогда, когда практикующий достигает Изначального Состояния (йоги или йоги-ни), он используя свою развитую психическую силу, способен открыть эти каналы как реально существующую структуру. У обычных существ эти каналы не проявлены, и только их грубые проявления, т.е. медицинские каналы - действительно функционируют в теле. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО Буддисты различают три тела: грубое, тонкое и тончайшее.
Глава II Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1420; Нарушение авторского права страницы