Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
Искусство – способ эстетического освоения действительности в форме художественных образов. Ислам – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого Аллах избрал своим пророком. Основу ислама составляет строгий монотеизм, признание Корана вечной, священной книгой, вера в воскрешение мертвых и конец света, соблюдение поста, молитвы. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность религиозной и светской власти. Карма – в буддизме, индуизме, джайнизме – закон воздаяния как основа учения о переселении душ. Согласно ему всякое существо, в том числе и человек, расплачивается или вознаграждается за всю совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни, рождением в новом теле. Карма замыкает существа в тягостном круговороте смертей и рождений (сансара). Католицизм – направление в христианстве, возникшее в результате разделения христианской церкви в XI-XII вв. Особенность католицизма по сравнению с православием – добавление к «символу веры» филиокве, согласно которому святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына; наличие догмата о непорочном зачатии Марии и ее телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского; обязательное безбрачие духовенства. Коран – священная книга мусульман, содержащая свод проповедей – притч, установлений морального и юридического характера, правил совершения ритуалов и молитвенных действий. Коран состоит из 114 глав (сур), включающих 6206 ритмико-смысловых отрывков – айат. Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., обращенный к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм стремится к выражению возвышенного, героического, нравственного в строгих и гармоничных образах. Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми, а также между техническими аппаратами. Коммуникация ритуальная – процесс реализации социально-предписанного поведения. Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат доминирующим в данном обществе культурным ценностям. Конфессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат религиозные ценности. Кровнородственный тип культуры – наиболее древний тип культуры, в котором степень солидарности и любого типа обязательства и формы поведения людей определяются степенью их кровного родства. Культура – специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире, реализующийся на основе системы ценностей, норм и идеалов и консолидирующий людей данного общества. Культурная конфигурация – специфический способ связи элементов данной культурной системы. Культурная семантика – раздел культурологии, исследующий информационно-коммуникативный аспект культуры. Культурная система – упорядоченная совокупность культурных элементов. Культурология – междисциплинарная наука о ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных механизмах, организующих совместную жизнедеятельность людей. Культурно-исторических типов теории – учения о многообразии и своеобразии культур, отрицающие единство всемирно-исторического процесса; формировались как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовки исторического процесса. Личность – социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения и обогащения им социально-культурного опыта. Любовь – в общекультурном смысле – нравственно-эстетическое чувство в отношениях людей друг к другу, сопровождающееся душевной теплотой, сердечностью. Лицемерие – отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственный поступок, совершаемый в эгоистических целях, выдается за нравственный. Массовая культура – культура, создаваемая в условиях рынка и направленная на удовлетворение потребностей и интересов основной массы населения. Менталитет – определенное, специфическое и устойчивое явление культуры, характеризующее как особенности социальной психологии народа, так и способы его жизнедеятельности, формы общения, устойчивые традиции. Миф – рассказ, древнее повествование о богах, героях. Система мифов лежит в основе всей культуры. Мир обожествляет игру природных сил и, понятых как ее продолжение, стихийные страсти души. Для мифа, в отличие от религии, природное явление и страсть – это и есть боги. Мифы повествуют о творении природы и культуры, о превращении хаоса в космос. Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XIX в., объединяющая множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений; выступает за поиск новизны, необычного, оригинального. Модернизация – в историко-культурном плане – это процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, развитием научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни и сознания. Мораль – духовно-практический, оценочно-императивный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом, и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни. Народ – в культурологическом смысле – динамическая общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством. Нарциссизм – форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих способностей, физических и интеллектуальных сил. Наука – одна из подсистем культуры, ориентированная на производство объективных знаний о мире и человеке. Национальный тип культуры – культура, в которой основой интеграции людей является государство, единая система национальных ценностей и общий экономический интерес. Нирвана – в буддизме – это конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот, состояние полного покоя, уход в небытие и, тем самым, преодоление цепи перерождений (сансара). В нирване отсутствует разница между состояниями «жизни» и «смерти». Норма – образец, предписание, требование поступать и действовать определенным образом. Обыденная культура – это такой уровень овладения знаниями, навыками и нормами, умениями, который необходим человеку в повседневной жизни. Общение – социально-психологический процесс взаимодействия людей по поводу сообщенной информации. Ответственность – способность человека предвидеть последствия своих действий и отвечать за них. Перцепция культурная – восприятие традиций, ценностей чужой культуры, оценка представителей этой культуры. Плюрализм культурный – признание самобытности культуры других этносов без ущерба для ценностей собственной культуры. Почвенники – представители течения русской общественной мысли 60-х годов XIX века, родственного славянофилам. К их числу принадлежали: Ф.М. Достоевский А.А. Григорьев, Н.П. Страхов. Проповедовали сближение образованных людей с народом («почвой») на религиозно-этнической основе. Постмодернизм – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившихся в конце 60-х годов XX века. В искусстве отвергает поиск нового, культивирует эксперименты и переосмысливая модерн, предпочитает смешение стилей прошлого. Постмодернизм представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством. Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства. Возник в результате антикатолического движения в Европе XVI в. – Реформации. Для протестантизма характерны: отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. Существуют только два таинства – крещение и причащение. Природа – с культурологической точки зрения – объективные естественные условия существования человека и сам человек с его телом, физиологией, природными задатками. Профессиональная этика – кодекс поведения, предписывающий нравственный характер взаимоотношений между людьми определенной профессии, а также между ними и обществом. Профессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат принципы и нормы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями профессии. Психоаналитическое направление в культурологии – исследования культуры, в которыхглавное внимание уделено бессознательному уровню психики человека в понимании сущности и развития культуры. Психология культуры – раздел культурологии, исследующий взаимосвязь личности и культуры, механизмы социализации и инкультурации, генезис индивидуальности в пространстве культуры. Реализм – направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности. Религия – стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным, божественным, которое заключает в себе совершенство, могущество и смысл бытия. Сверхъестественное открывается человеку через веру как личностный выход за пределы очевидности и рассудка к божественному смыслу, который вдохновляет человека, придает ему полноту жизни. Религия выражает себя в мировоззрении, культе и различных формах объединения верующих (церковь, община и др.) Релятивизм культурный – рассмотрение чужой культуры, исходя из условий ее порождающих, без оценки данной культуры. Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир. Сакральный – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу. Свобода – способность и возможность поступать в соответствие со своей волей, возможность выбора. Семантика – раздел семиотики; учение о значениях знаков и отношениях между ними. Семиотика – наука, исследующая свойства естественных и искусственных знаковых систем. Семиотический подход исследует явления культуры со стороны их знаково-символической природы. Символ – особого рода знак, в котором обнаруживается действенное присутствие выражаемого им содержания. Культурный символ тем отличается от простого знака, что несет в себе живую глубинную связь с тем бытием, которое в нем выражено. Символ культуры многозначно и иносказательно выражают такое содержание, которое составляет существо ценностей и идеалов конкретной культуры. Символ Веры – краткое и точное изложение основ христианской веры, ее догматов. Символизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью смыслов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX века; выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития страны на основе самобытности, идеализировали общественный строй древности, критиковали Петровские реформы, развивали религиозную философию; сыграли важную роль в изучении народного быта и искусства. Оппоненты западников. Представители: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков. Социализация – процесс адаптации индивидак условиям общественной жизни путем усвоения и воспроизводства социального опыта и социальных связей в собственной жизни. Социальная культурология – раздел культурологии, исследующий культуру как всеобщую форму человеческого существования, как ценностно-нормативное основание общественной жизни. Социальная солидарность – система принципов и методов упорядочения социально-практической и духовной деятельности людей; социальная солидарность находит свое оформление в идеологии. Социодинамика культуры – развитие культуры путем взаимодействия и взаимопроникновения социума в культуру и культуры в социум. Социокультурное противоречие – резкое несоответствие сложившихся социальных отношений и существующей культуры. Социокультурная катастрофа – распад исторически сложившихся социальных связей, культурная деградация как результат своевременно не разрешенного социокультурного противоречия. Социокультурный процесс – временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами. Социокультурная ситуация – совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития. Социологическая школа в культурологии - объединяет тех исследователей, которые истоки и закономерности развития культуры видят в общественной природе и социальной организации человека. Социум – сфера социально-практических отношений и действий в отличие от культуры как ценностно-смысловой сферы общества. Специализированная культура – это высший уровень овладения достижениями человечества, связанный с общественным разделением труда, специализацией, институализацией и профессиональной подготовкой. Стереотип социальный – упорядоченная определенным образом система информации, используемая в межкультурной коммуникации; стереотипы социальные закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур. Стиль – совокупность главных особенностей художественного творчества, проявляющихся как в выборе тем, идей, характеров, так и в изобразительно-выразительных средствах их воплощения. Структурализм – философское и культурологическое направления в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. ХХ в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Это позволяет выявить глубинные пласты в культуре, например, ментальные структуры. Субкультура – часть культуры данного общества, имеющая отличительные от доминирующей культуры черты. Ее носителями являются группы людей со специфическими социальными, демографическими, конфессиональными и другими признаками. Сублимация – процесс преобразования и переключения энергии влечений на социально одобряемые (или незапрещаемые) виды деятельности. Сублимированная энергия либидо (сексуальная энергия) в понимании З. Фрейда является источником культуросозидательной деятельности. Текст – система культурных объектов, форм, смыслов, выраженных в знаково-символической форме. Телесность – социокультурная характеристика человеческого тела. Техника – совокупность материальных средств, создаваемых для материального и духовного производства. Триединство – один из главных догматов христианства, согласно которому Бог извечно имеет три равноценных лица: Отец, Сын, святой Дух, имеющих единую сущность и единую волю. Спасителем выступает Бог – Сын. Типология – систематизация знаний об исследуемых объектах на основе какого-либо признака. Универсалии культурные – черты, общие всем культурам, в которых отражено удовлетворение базисных потребностей человека. Фетишизм – вера в сверхъестественную силу вещей – амулетов, талисманов. Филистер – самодовольный человек с ограниченным культурным кругозором и ханжеским поведением. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы