Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИЯ



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Тюмень 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Учебная программа

Цели и задачи дисциплины

1.2. Место дисциплины «Культурология» в структуре основной образовательной программы (ООП)

1.3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.4.Объем дисциплины и виды учебной работы

1.5.Содержание учебной программы

1.6.Разделы дисциплин и виды занятий (очная форма обучения)

2. Методические материалы

2.1.Учебно-методические рекомендации и разработки

по проведению семинарских занятий.

 

2.2.Вопросы для подготовки к зачету

 

2.3.Тематика докладов и презентаций

 

2.4.Рекомендуемая литература

 

2.5. Дополнительная литература

Монографии

Приложение

Глоссарий

Контрольные тесты

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Цель: формирование представления о культуре как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

Задачи: научить студентов, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры, анализировать, прогнозировать и управлять историко-культурными процессами, в мировом и национальном масштабах.

 

 

1.2. Место дисциплины «Культурология» в структуре основной образовательной программы (ООП):

Дисциплина «Культурология» относится к циклу национального регионального вузовского компонента и является федеральным компонентом ОПД.Ф.О. образовательной программы (ООП) по всем специальностям. Дисциплина «Культурология» имеет взаимосвязь с другими дисциплинами, изучаемыми в ВУЗе, такими как «Философия», «Социология», «Политология», «Психология и педагогика», «Этика и этикет делового общения», «Нравственная культура личности», «История».

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление

- об основных формах и типах культур и цивилизаций;

- об основных этапах развития мировой культуры;

- о причинах и разнообразии знаков и символов культуры.

 

Знать

- о месте культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины;

- о специфике основных современных культурологических школах, направлениях;

- историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

 

Уметь:

- ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике;

- понимать, характеризовать и давать оценку явлениям культуры и бескультурья современной жизни;

- использовать ценности культуры в подготовке себя к будущей профессиональной деятельности;

- формулировать собственные смыслы ценностей культуры.

 

 

1.4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____72__ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары (С) -
Лабораторные работы (ЛР) -
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:  
Реферат -
Другие виды самостоятельной работы:  
Проработка материала лекций, подготовка к ПЗ и зачету
Самостоятельное изучение разделов и тем учебной дисциплины
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет

 

Содержание учебной программы

Тема1. Культурология в системе гуманитарного знания

Особенности становления культурологи как научной дисциплины. Интегративный характер культурологического знания. Предметная область культурологии. Структура культурологии. Объект и методы культурологии. Понятие термина «культура», его история и логика становления. Многообразие определений культуры, их классификация. Современные представления о культуре. Сущность культуры, сущностные характеристики культуры. Основные функции культуры.Основные культурологические направления в изучении культуры.

Тема 2. Мир человека как культура

Субъект культуры – человек культуры. Антропологические основания культуры. Культурная самоидентичность. Личность и индивидуальность. Соотношение личности и творчества. Инкультурация и социализация. Личность в европейской и восточной культурах. Личность в традиционном обществе и индустриальной цивилизации. Проблемы модернизации и маргинальная личность. Информационно-семиотический подход к культуре. Основные типы знаковых систем культуры. Вторичные моделирующие системы. Культурные ценности и нормы. Ментальное поле культуры. Культурные традиции и инновации.

Тема 3. Искусство как феномен культуры

Соотношение художественной культуры и искусства. Генезис искусства. Бытие искусства в культуре как способ чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности. Представления о красоте как сущности искусства. Эстетические идеалы различных культурно-исторических эпох. Типология искусства. Новая художественная картина миры в современных направлениях и жанрах искусства. Система и виды искусств. Принцип классификации искусств. Динамика художественной культуры. Кризис в искусстве. Влияние новых технологий на художественную культуру. Искусство и массовое сознание. Основные черты и характеристики массовой культуры. Сферы проявления массовой культуры. Кич как феномен массового сознания. Законы «кичевого» искусства.

Тема 4. Религия и наука в контексте культуры

Специфика культурологического понимания сущности религии. Структурные компоненты религиозной системы. Функции религии как сферы духовной деятельности. Соотношение религии и культурной среды. Специфика религиозных ценностей. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам. Религиозное и светское начала в культуре. Наука как феномен культуры. Соотношение обыденного и научного познания. Функции науки. Динамика соотношения религии и науки.

Тема 5. Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие трактовок соотношения культуры и цивилизации. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизационной среде. Роль культуры в динамике цивилизации. Перспективы взаимодействия культуры и цивилизации. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного своеобразия. Информационное общество: этап цивилизационного развития и возникновение нового типа культуры. Особенности современного этапа цивилизационного развития и проблемы культуры.

Тема 6. Типология культуры

Проблема единства и многообразие самобытных уникальных культур. Понятие типологизации, типа и типологии культуры. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и системного характера. Разнообразие типологий в зависимости от задач, целей и инициативы исследователя. Основания и критерии классификации. Этническое и географическое деление культур. Выделение культур по сходству: хозяйственно-культурные, лигвистические, историко-этнографические типологии. Типология культур «Восток-Запад». Единство мировой культуры и диалог цивилизаций.

Методические материалы

 

2.1. Учебно-методические рекомендации и разработки

По проведению семинарских занятий.

 

 

Тема №1. Культурология в системе гуманитарного знания

Вопросы для обсуждения

1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины?

2. Какие науки заложили фундамент культурологии?

3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

4. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологи?

5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?

6. Что отличает культурологический подход к сферам специализированной деятельности?

 

Творческие задания

1. Сформулируйте требования к социокультурной компетентности в сфере вашей будущей профессиональной деятельности.

2. Дайте сравнительный анализ определений предметного поля культурологи как области социогуманитарного знания по доступным вам учебникам и источникам.

3. Проведите культурологический анализ какого- нибудь реального проекта (инженерного, технологического, экономического, правового), обсуждающегося в обществе и имеющего отношения к вашей будущей профессиональной деятельности, выделив задачи и критерии этого анализа.

Темы рефератов и самостоятельных работ

1. История и динамика культурологического знания.

2. Культурно-антропологические школы и концепции.

3. Культурологическая концепция Л.Уайта.

4. Специфика культурологического метода познания.

5. Критерии структурирования культурологического знания.

6. Проблема определения предметной области культурологии в постмодернистских концепциях.

7. Математическое моделирование социокультурных процессов.

8. Эволюция понятия «культура» в истории человечества.

9. Динамика исследований культуры в российской научной традиции.

10. Компаративный (сравнительный) анализ подходов к определениям культуры.

11. Культура в структурно-функциональном анализе.

12. Психологические подходы к культуре.

13. Прикладная культурология; сферы применения.

14. Социальный и гуманитарный «срезы» культурологии: общее и специфика.

15. Место культурологии с системе профессионального образования.

 

Ключевые слова: знание о культуре, культурология как научная дисциплина, тип знания, структура знания, научные методы.

 

Литература

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. –М., 1993.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. –М., 1996.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. –М., 1994.

4. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров, Н.Г. Багдасарьян. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 549 с. – Серия: Бакалавр.

5. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Бахниь М.М. Эстетика словесного творчества. –М., 1979.

6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. -Спб.: Питер, 2005.

7. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. –М., 1998.

8. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. –М., 2004.

9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М., 2000.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что представляет собой мир культуры индивида?

2. Что делает человека личностью?

3. Что отличает понятия личность и индивидуальность?

4. Какие структурные элементы культуры человека вы можете выделить?

5. Опишите науки, изучающие язык культуры, уделив особое внимание

семиотике и герменевтике.

6.Какова классификация языков культуры?

7. Определите понятия «знак» и «символ», проведите их сравнительный анализ.

8. Какова суть понятия языка культуры?

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

1.Проблема человека в современной антропологии.

2.Особенности процесса инкультурации в поликультурном обществе.

3. Границы творчества: соотношение изобретения и открытия

4. Структурно-семиотические модели языка.

5. Ю.М. Лотман о семиосфере.

6. Символика повседневности.

7. Язык науки.

8. Знаково-символические коды искусства.

 

Ключевые слова: личность, индивид, индивидуальность, ценности, нормы, субъект культуры, социализация, инкультурация, знак, символ, семиотика, герменевтика, язык культуры, текст, контекст, подтекст.

 

Литература

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. –М., 1994.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. –М., 1994.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М., 1986.

4. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. –М., 1988.

5. Гумбольдт В. фон. Философия и язык культуры. –М., 1986.

6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. -Спб.: Питер, 2005.

7. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. –М., 1993.

8. Культурология: учеб.для техн. вузов/ Багдасарьян, Н.Г.- М.: Высш.шк., 2004

9. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. –М., 1976.

10. Лотман Ю. О семиосфере// Семиотика культуры. –М., 1989.

11. Петров М.К. Язык, знак, культура. –М., 1991.

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем специфика культурологического рассмотрения искусства?

2. Каковы основные характеристики художественной компетентности?

3. Каковы предмет и функции искусства?

4.Как типологизируется искусство?

5. В чем заключена специфика языка искусства?

6. Поясните сущность синтеза искусств?

7. Как соотносится искусство с другими сферами общественной жизни?

8. В чем различия понятий «масса», «толпа», « публика», «аудитория»?

9. Когда возникла массовая культура?

10. Что является причиной развития массовой культуры?

11. Каковы особенности феномена?

12. Каковы основные характеристики массовой культуры?

13. Назовите сферы проявления массовой культуры?

Темы рефератов и самостоятельных работ

1.Специфика языка искусства.

2. Язык театральной коммуникации.

3. Специфика художественного текста.

4. Символ в системе культуры.

5. Прием обратной перспективы.

 

Ключевые слова: искусство, художественная культура, эстетика, канон, идеал, творчество, катарсис, мимезис, традиции, новации, массовая культура, масса, мода, мифологемность.

 

Литература

1. Басин Е.Я. Творческая личность художника. – М.: 1988.

2.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: 1989.

3.Выгодский Л.С. Психология искусства. –М.: 1968.

4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного –М.: 1991.

5. Гегель Г.Ф. Эстетика: В4-х т. Т.1. – М.: 1968.

6. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. –М.: 1991.

7. Искусство в системе суждения. –Л.: 1987.

8. Культурология: учеб.для техн. вузов/ Багдасарьян, Н.Г.- М.: Высш.шк., 2004.

9. Куренкова Р.А.Эстетика: Учеб. для студ. Высш. Учеб.заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства//Ортега –и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. –М.: 1985

 

Вопросы для обсуждения

  1. Проанализируйте истоки религии.
  2. Каким образом классифицируется религии?

3. Каковы функции религии?

4. В каком соотношении находятся религия и магия?

5. Каким образом соотносятся обыденное и научное познание?

6. Сформулируйте подходы к определению науки?

7. Охарактеризуйте функции науки.

8. Какую роль играет наука в современной жизни?

9. Какова динамика соотношения религии и науки?

 

Творческие задания

1.Если религия – плод невежественности первобытного человека, не понимавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, то почему она не исчезла с появлением научного знания?

2.Как объяснить, что многие ученые, среди которых были и тех, кто занимался науками о природе (напомним, что к их числу принадлежали И.Ньютон, А. Эйнштейн, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, А.Д. Сахарови др.), продолжали оставаться верующими людьми?

3. Культура – это язык, объединяющий человечество; культура – среда, растящая и питающая личность. Можно ли то же самое сказать о науке или о религии?

4. Попытайтесь найти причины, по которым рост религиозности в обществе, интерс к вере сопровождается разгулом преступности. Исходя из позиции не только ревнителей религии, но и здравого смысла, все должно происходить с точностью до наоборот.

 

Ключевые слова: религия, конфессия, типы веры, классификация религий, христианство, буддизм, ислам, конфуцианство, иудаизм, массовые религиозные процессы, наука, обыденное и научное познание, функции науки.

Литература

1. Васильев Л. С. История религий Востока. - М.: Книжный дом “Университет”, 1998.

2. История религии: В 2 т. / Под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002.

3. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. – Т. 1-2. – М.: Терра, 1993.

4. Клайв Эррикер. Буддизм. – М.: Гранд, 2001.

5. Классики мирового религиоведения. Антология. – М.: Канон+, 1996.

6. Малерб М. Религии человечества. - М. - СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997.

7. Мень А. История религии. - М.: Мирос, 1994.

8. Мухтасар Викая. Краткий свод законов Шариата. – Казань: Иман, 1999.

9. Народы и религии мира. Энциклопедия. / Под ред. В. А. Тишкова. – М.: Бол. Рос. энциклопедия, 1999.

10. Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М.: Вече, 2000.

11. Панова В. Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. - М.: Политиздат, 1990.

12. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991.

13. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М.: Академия, 2000.

14. Религия в истории и культуре. / Под ред. М.Г. Писманина. – М.: Центр, 1998.

15. Рукайя Максуд. Ислам. – М.: Гранд, 2001.

16. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Культура как целостная система.

2. Природный фактор и кризисы цивилизаций.

3. Теория локальных цивилизаций.

4.В чем различие концептуальных подходов к проблеме соотношения цивилизации и культуры Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби?

5. Соотношение культуры и цивилизации, перспективы их взаимоотношений и развития.

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

1.Концепция цивилизации А.Тойнби.

2. Как могут люди воздействовать на процессы цивилизационного развития?

3. Типология цивилизаций.

4. Проблемы соотношения культуры и цивилизации в концепциях О.Шпенглера и Н.Бердяева.

5. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

Ключевые слова: цивилизация, общество, синкретизм, антропоцентризм, научно-технический прогресс.

 

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. –М., 1991.

2. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. –Ереван., 1962.

3. Теория культуры: Учебное пособие. Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова –Спб.: Питер, 2008.

4. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - Спб.: Питер, 2005.

5. Культурология: учеб.для техн. вузов/ Багдасарьян, Н.Г.- М.: Высш.шк., 2004.

6. Цивилизация и культуры. Вып. I/ Россия и Восток: цивилизационные отношения. –М.: 1994.

7. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров, Н.Г. Багдасарьян. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 549 с. – Серия: Бакалавр.

 

Тема №6. Типология культуры

Вопросы для обсуждения

1.Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

  1. Определите понятия «тип», «типизация», «типология».

3. Какова цель типологизации культуры?

4. В чем состоят типологические модели Ф.Ницше, П.А.Сорокина, К.Ясперса.

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

1.Национальная идентичность и проблема ее определения в современном мире.

2.Стиль как основание для типологизации художественной культуры.

3. Исторические перспективы культуры национального типа: назад, к этнической культуре?

4. Мультикультурализм: решение проблемы или паллиатив?

 

Ключевые слова: тип, типизация, типология, концепция идеального типа, критерии, основания типологии, регионально-этнические особенности, нация, национализм, традиции, инновации.

Литература

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. –М., 1983.

2. Всемирная история и Восток. –М., 1989.

3. Конрад Н. Запад и Восток. –М., 1966.

4. Культурология: учеб.для техн. вузов/ Багдасарьян, Н.Г.- М.: Высш.шк., 2004

5. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. Проф. Г.В. Драча. –М.: Гардарики, 2002.

6. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. –М.: 2010

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров, Н.Г. Багдасарьян. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 549 с. – Серия: Бакалавр.

 

Вопросы для обсуждения

1. Христианско-православное начало русской культуры.

2. Чем обусловлено своеобразие русской культуры?

3. Как соотносятся этническая и национальная культуры?

4. Какие тенденции в современной русской культуре можно отметить?

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

1.Ю.М. Лотман. «Беседы о русской культуре»

2. Поколение как субъект преемственности культуры.

3. Концепция культуры евразийства.

4. Истоки и эволюция концепции «Русская идея»

 

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. –М.: 1991.

2. Лосский А. История русской философии. –М.: 1990.

3. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства.- Спб.: 1994

4. Очерки истории русской философии. –М.: 1991.

5. Мид. М. Культура и мир детсваю –М.: 1988.

6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.

7.Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. –М.: 2010

8. Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

9. Чеснокова В. Д. Индивидуальная культура. // Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.: Знание, 1993.

Вопросы для обсуждения

1.Какова особенность современного кризиса в культуре.

2.Роль европейской культурной традиции в современном мире.

3.Что такое глобализм?

4.Культура будущего. Будущая культура.

5. Сравнительный анализ цивилизационных и культурных ценностей.

Темы для докладов

1.Семиотика культуры и искусства.

2. Поколение как субъект преемственности культуры.

3. Новая терминология постмодернизма.

 

Основные понятия: культура будущего, прогноз, уровни прогнозирования, глобализация, виртуальная реальность, дискурс, научно-техническая революция, модерн, модернизм, постмодерн, сюрреализм, Интернет, компьютерные технологии.

Литература

1.Гидденс А. Постмодерн // Философия истории: антология. –М.: 1994.

2.Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. –М.: 1994

3. Листкина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. –Саратов.: 2001.

4. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. –М.: 2010

5. Ортега –и- Гассет Х. Восстание масс // Х.. Ортега- и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура. –М.: 1993.

6. Сорокин П. Кризис нашего времени // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. –М.: 1992.

Тема № 9. Основные школы и направления культурологии.

 

Вопросы для обсуждения

1.Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

2. Эволюционизм как теория культуры.

3.Франкфуртская школа.

4. Постмодернизм.

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

1. Основные идеи эволюционизма о развитии культуры.

2. Какие трактовки соотношения модерна и постмодерна можно выделить.

3. Искусство как модель постмодернистской ситуации в культуре.

 

Литература:

  1. Арутюнов С.В. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –М, 1989.
  2. Василькова В.В. и др. Волновые процессы в общественном развитии. –Новосибирск, 1992.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –Л., 1989.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. –М., 1991.
  5. Моль А. Социодинамика культуры. –М., 1973.
  6. Тойнби А. Постижение истории. –М., 1991.
  7. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. -Спб.: Питер, 2005.
  8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. –М., 1992.
  9. Шпенглер О. Закат Европы. –М., 1994.
  10. Философский энциклопедический словарь.-М, 1983.
  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М, 1991.

 

 

2.2. Вопросы для подготовки к зачету

 

  1. В чем специфика культурологии как науки и ее место в системе гуманитарного знания?
  2. Из каких основных разделов состоит культурология?
  3. Каковы основные методологические подходы в изучении культуры?
  4. Каковы характеристики субъекта культуры?
  5. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они отличаются?
  6. В чем особенность информационно-семиотического подхода к культуре?
  7. Чем отличаются функциональные знаки от естественных?
  8. Что представляют собой вторичные моделирующие системы?
  9. В чем специфика проявлений традиций и инноваций в культуре?
  10. Что такое менталитет и как он образуется?
  11. Как соотносятся этническая и национальная культуры?
  12. В чем состоит различие между традиционной и инновационной культурами?
  13. Каковы закономерности культурогенеза в истории человечества?
  14. Каково место культуры в системе бытия?
  15. Каковы закономерности исторического развития культуры и перспективы ее влияния на жизнь человечества XXIв.?
  16. Какое место занимает художественная культура в системе культуры?
  17. В чем особенность духовной культуры в системном бытии культуры?
  18. Каковы характерные особенности материальной культуры в системной целостности культуры?
  19. Как соотносятся культура и природа?
  20. Что такое субкультура?
  21. Чем различаются субкультура и контркультура?
  22. Как соотносятся массовая культура с массой и массовым сознанием?
  23. Почему возникло различие между культурами Запада и Востока, Севера и Юга?
  24. Чем обусловлено своеобразие русской культуры?
  25. Почему возник и в чем проявляется разрыв между этнической и национальной культурами России XVIII - XIX вв?
  26. Какие тенденции в современной русской культуре вы можете отметить?
  27. Что такое европоцентризм и в чем заключается его несостоятельность?
  28. Какова особенность современного кризиса в культуре?
  29. Какова роль европейской культурной традиции в современном мире?
  30. Каково значение техники и технологии в совремнном мире?
  31. Что такое глобализм?
  32. Какие проблемы ставит перед человечеством развитие новых информационных технологий и Интернета?
  33. Каковы основные идеи эволюционизма в развитии культуры?
  34. В чем состоит многообразие локальных цивилизаций?
  35. Что такое культурно-исторический тип?
  36. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации по О.Шпенглеру?
  37. Каково обоснование преимуществ художественного познания по сравнению с научным в рамках «философии жизни»?
  38. В чем заключается новизна проблем, которые решаются философами Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне?
  39. Какие трактовки соотношения модерна и постмодерна вам известны?
  40. Почему искусство можно рассматривать в качестве модели постмодернистской ситуации в культуре?

 

 

Монографии

 

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

5. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

6. Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре. // Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: 1990.

7. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. Спб., 1999.

8. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: 1991.

9. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

10. Гегель Г.Ф. Эстетика: В4-х т. Т.1. М.: 1968.

2. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1992.

7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства. Спб.: 1994

9. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Спб., 2002.

10. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

11. Ортега –и- Гассет Х. Восстание масс // Х.. Ортега- и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура. М.: 1993

12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

13. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Спб., 2000.

14. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

16. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

17. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1991.

18. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

19. Цивилизации. Выпуск 4. М., 1997.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991.

 

Приложение

Глоссарий

 

Аксиология (греч. axios ценный +... логия) – философско-культурологическое уче­ние об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.

Анимизм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из прими­тивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Античный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древ­них греков и римлян.

Антропогенез (от гр. antrô pos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о проис­хождении человека.

Артефакт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культуроло­гии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

Буддизм одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возник­шая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири.

Вестернизация (от англ. West – запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») – языки, «надстаивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, телевещание, Интернет и др.

Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропогенез» и др.

Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверж­дающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, спра­ведливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схо­ластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.

Деятельность способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целе­сообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которо­го является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая приба­вочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах.

Диалектика (гр. dialektikě (techně ) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получении информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлений («знаки-признаки»).

Западничество – направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, заменяющий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

Индуизм (санскр.) – религия, наиболее распространенная в современной Индии; возникла около V в. н. э.

Иррационализм (от лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, от­рицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслителные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда».


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
  2. I.Культурология в системе научного знания.
  3. TRAINING PROGRAM ПРОГРАММАОБУЧЕНИЯ
  4. V1: Культурология как наука. Понятие, сущность, формы и функции культуры.
  5. А. Темы курсовых работ по курсу
  6. Бренд-программа «Российское лицо Британского совета»: набросок модели «Своя страна для граждан зарубежья»
  7. Волшебная флейта перестройки: фильм «Город Зеро» как учебная задача.
  8. Вопрос 117. Классификация товаров. Принципы. Классификация учебная, торговая, таможенная (номенклатура гармонизированной системы), статистическая, стандартная, ТН ВЭД.
  9. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  10. Глава 1. Культурология в системе гуманитар ных наук.
  11. ГЛАВА 6. КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТРАДИЦИОННЫЙ И НАУЧНЫЙ ИСТОРИЗМ
  12. ГЛАВА 7. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.165 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь