Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Предмет и значение культурологии



Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению дисциплины

«Культурология»

 

Костанай 2012 г.

Методические указания для студентов составлены: Зекрист Р.И. к.ф.н., доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина

 

 


 

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очной формы обучения (СРС) по курсу культурологии

 

СРС выполняются самостоятельно в письменном виде, в электронном виде и в тех формах контроля, которые указаны в рабочей программе в пункте 3.4 «Самостоятельная работа студентов»: Конспект, Реферат, Мультимедийная презентация, Аналитический обзор литературы, Структурно-логические схемы (кластер). СРС предоставляются на проверку преподавателю за неделю до зачета (экзамена) и регистрируются в специальном журнале. В конце указаний находятся тестовые задания, знакомство с которыми поможет при подготовке к экзамену и зачету по дисциплине.

В качестве заданий для СРС предлагается такие вопросы по курсу культурологии, которые, во-первых, конкретизируют некоторые общие важные положения теории или истории культуры; во-вторых, обладают особой актуальностью; в-третьих, доступны по содержанию для самостоятельного осмысления и изложения.

 

Письменная работа

Если результаты выполнения задания СРС оформляются студентами в виде письменной работы (рукопись или компьютерная печать), как указано в пункте 3.4 «Самостоятельная работа студентов», то рекомендуемый объём работы в пределах 3-4 страниц формата А4. Содержание СРС по теме должно быть изложено в логической последовательности в тезисной форме с нумерацией следующих друг за другом формулировок тезисов (1, 2, 3… и т.д.). Самостоятельный характер работы обеспечивается именно тем, что студент после изучения рекомендованной по теме литературы должен выделить то, что относится к содержанию СРС, осмыслить данный материал, а затем последовательно и лаконично, в тезисной форме, изложить его в установленных пределах объёма работы. При этом в работе должны обязательно приводиться определения культурологических терминов, относящихся к содержанию данной темы. Например, в работе по теме №7 «Первобытная культура» необходимо дать определения следующих понятий: «тотемизм», «фетишизм», «анимизм», «аниматизм», «магия», «мифология», «антропоморфизм», «синкретизм».

 

Соответственно вышеуказанным рекомендациям качество письменной работы по заданию СРС оценивается по следующим критериям:

  1. Соответствие содержания работы сущности вопроса, вынесенного на СРС.
  2. Полнота раскрытия содержания СРС. При этом имеется в виду не объём работы (рекомендуется не выходить за пределы 3-4 страниц), а степень охвата сформулированными тезисами основанных аспектов (сторон) вопроса (проблемы).
  3. Правильность определений соответствующих заданию культурологических терминов с точки зрения их содержания (перечисления, существенных признаков) и формы (ясность, четкость, соразмерность, отсутствие тавтологии и т.д.).
  4. Самостоятельность в изложении материала. Это означает, во-первых, что письменная работа студента по заданию СРС не должна быть простым конспектом литературных источников, во-вторых, категорически не допускается элементарное « списывание» работы друг у друга. При обнаружении подобного плагиата работа оценивается «неудовлетворительно» и должна быть выполнена заново.
  5. Грамотность изложения материала. Если работа выполнена в рукописи, то текст должен быть записан аккуратным, разборчивым почерком.

 

Оформление работы: в правом верхнем углу указывается фамилия и инициалы студента, номер учебной группы. Далее по всему полю листа указывается: « Самостоятельная работа по культурологии. Тема …. Содержание СРС…».

 

Если результаты выполнения задания СРС оформляются студентами в других формах, как указано в пункте 3.4 «Самостоятельная работа студентов, то студенту необходимо учитывать следующее:

 

Конспект

Конспект объединяет в себе план, выписки и тезисы; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы, важные положения, факты, доказательства; отражает отношение составителя к материалу и может быть использован в работе не только самим автором, но и другим человеком.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике.

Различают следующие виды конспектов:

- плановый составляется при помощи предварительного плана, каждому его пункту соответствует определённая часть конспекта.

- текстуальный составляется преимущественно из цитат, которые связаны логическими переходами.

- свободный представляет собой сочетание выписок, цитат и иногда тезисов.

- тематический не отражает всего содержания текста, отрабатывает лишь определённую тему, отвечает на конкретный вопрос:

- а) хронологический отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий.

- б) обзорный рассказывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников.

Выберите текст для конспектирования. Законспектируйте его в различных видах, сообразно следующим рубрикам:

 

  Ключевые слова     Суть, основная мысль   Раскрытие основной мысли   Заключение, вопросы, личное мнение  
       

 

Реферат

Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспектов, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата: в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений и оценок; в нем дается ответ на вопрос, что существенного по интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в резюме.

 

Структура и содержание реферата

Реферат любого вида, как правило, состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Введение. Отражение актуальности темы и раскрытие поставленных в работе задач.

Основная часть. Раскрытие содержания работы, подразделение по плану на параграфы или вопросы. Комментарий: параграф начинается с задачи и заканчивается выводом; может быть параграф, отражающий краткую историю исследуемой проблемы; возможны представление достигнутых по отдельным вопросам темы результатов и обзор литературы; могут быть представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п.

Заключение. Представление основных выводов, полученных в ходе работы, и комментарий исполнителя работы к изложенному.

Список литературы. Оформление источников информации в алфавитном порядке.

Этапы работы над рефератом.

1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы.

2. Изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6. Определение основных понятий по теме.

7. Корректировка темы и основных вопросов анализа.

8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана.

9. Реализация плана, написание реферата.

10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.

11. Проверка оформления списка литературы.

12. Редакторская правка текста.

13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

 

Тема реферата должна отражать проблему, которая достаточно хорошо исследована в науке. Как правило, внутри такой проблемы выбирается для анализа какой-либо единичный аспект.

Тема может носить межпредметный (напр., Кибернетика и общество), внутрипредметный (напр., Борьба метафизики и диалектики в греческой философии) и интегративный (напр., Диалектика в современной физике) характер; быть в рамках программы дисциплины или расширять ее содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников). Рекомендуемый объём реферата в пределах 7-8 страниц формата А4.

Мультимедийная презентация

Мультимедийные задания помогают решить следующие дидактические задачи:

Усвоить базовые знания по предмету

Систематизировать усвоенные знания

Сформировать навыки самоконтроля

Сформировать мотивацию к обучению

Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

 

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Содержательная сторона презентации изложена в темах СРС и вопросах к ним. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию об исследуемом объекте в наглядной, легко воспринимаемой форме. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьтерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.

Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

Конструкторы мультимедийных презентаций: Microsoft PowerPoint, SoftMaker Presentations и др. Количество слайдов в презентации должно составлять не менее 25-30 слайдов, которые необходимо записать на диск.

Структурно-логические схемы (кластер)

Структурно-логические схемы (кластер). Кла́ стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие.

 

Во-первых, при линейном построении текстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше - схем.

Во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление учащегося.

В-третьих, рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

В-четвертых, активно используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем более навык практического владения им каждым учащимся поможет более глубокому овладению предметом культурологии; будет способствовать формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом вообще.

В-пятых, в ряде психологических исследований выявлено, что структурирование(1) и схематизация(2) текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания, наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему ее запоминанию.

В-шестых, как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

В-седьмых, форма структурирования материала помогает быстрее сформировать у учащегося целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

Аналитический обзор литературы

Аналитический обзор (реферат) - сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. Аналитические обзоры составляются на основании книг, статей, газетных и журнальных публикаций, управленческих документов и других источников информации.

Составление аналитического обзора необходимо для того, чтобы исследователь мог быстро, не затрачивая много времени, получить исчерпывающую информацию по проблеме. Поэтому главное требование, предъявляемое к аналитическому обзору, звучит так: вся информация должна быть представлена в сжатом и систематизированном виде.

Работа над аналитическим обзором начинается после того, как изучена литература и собран фактический материал. Первым ее шагом является составление плана, в котором определяется последовательность изложения материала. План помогает лучше продумать структуру аналитического обзора, определить, какие разделы оказались перегруженными материалом, где его недостаточно, какие вопросы следует опустить и т.д. Составление плана помогает избежать ошибок в построении текста.

В начале аналитического обзора помещается перечень первичных источников информации, на основании которых он составлен. Если аналитический обзор составлен на основе книг, статей, газетных или журнальных публикаций, то собственно аналитическому обзору предшествует библиографическое описание реферируемых документов в соответствии с требованием ГОСТ 7.1-84 " Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Перечисление источников информации может опускаться, если исходные книги или копии документов прилагаются к аналитическому обзору.

Аналитический обзор должен иметь заголовок, который может отличаться от заглавия реферируемого документа.

Аналитические обзоры составляются по определенной схеме: тема, предмет (объект), характер и цель работы, метод проведения работы.

В начале аналитического обзора, если это требуется, следует поместить ключевые слова - элементы информационно-поискового языка. Для этого из текста реферируемого документа выбирают от 5 до 15 слов или словосочетаний, наиболее точно передающих содержание документа. Ключевые слова должны обеспечить возможность поиска аналитического обзора в автоматизированной информационной системе. Ключевые слова записывают в именительном падеже прописными буквами в строку через запятые.

Текст аналитического обзора начинается с изложения сути вопроса, затем раскрываются его конкретные или частные стороны. В обзоре может даваться описание методов выполнения работы. Его целесообразно проводить в том случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора. Широко известные методы только называются. Если в аналитическом обзоре приводят конкретные данные, то указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.

Приводя основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов. Если в исходных информационных материалах имеются новые сведения, выходящие за пределы основной темы, о них также можно упомянуть в аналитическом обзоре.

Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, также следует отразить в аналитическом обзоре и указать область их применения.

Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то в аналитическом обзоре ее опускают, сохраняя последовательность изложения.

В аналитическом обзоре допускается излагать содержание документа с большей или меньшей детализацией. Если составляется краткий аналитический обзор, ограничиваются основной темой и результатами, изложенными в реферируемом документе.

Аналитический обзор должен быть лаконичным и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку реферируемых документов, избегать сложных грамматических конструкций.

Допускается включать в аналитический обзор иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрыть содержание документа и сокращают объем текста.

 

Темы СРС

Тема 1. Предмет и значение культурологии.

Содержание СРС: « Место культурологии в системе наук».

 

В письменной работе по данному заданию СРС должно быть, во-первых, раскрыто содержание дискуссий о предмете культурологи, во-вторых, с той или иной позиции (изоляционистской или интегративистской) определено отношение культурологии к другим гуманитарным и социальным наукам – истории, философии, социологии, религиоведению и т.д. Обязательно должно быть дано и разъяснено определение культурологии как науки в связи с определением понятия культуры.

 

Литература:

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие.- М., 2009.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М., 2009.

3. Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2010.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебник.- М., 2011.

5. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов.- М., 2011.

6. Культурология. Под ред. проф. А.А.Радугина.- М., 2009.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. - М., 2010.

8. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону, 2012.

 

Тема 2. Основные школы и концепции культурологии.

 

Содержание СРС: «Этнологические теории культуры».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, дать определение и раскрыть содержание понятия «этнос», выделить и определить главные формы этнических общностей; во-вторых, дать сравнительную характеристику самых значительных этнологических теорий культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и д.).

 

Литература:

1. Кармин А.С. Основы культурологи. Морфология культуры.- Спб., 2008.

2. Комаров В.П. Культурология. Основы теории и истории культуры.- М., 2008.

3. Культурология.ХХ век. Антология.- М., 2009.

4. Культурология. Под.ред.проф. А.А.Радугина.- М., 2008.

5. Хрестоматия по культурологии. Под ред. Проф. А.А. Радугина.- М., 2010.

6. Самосознание европейской культуры ХХ века.- М., 2011.

 

Тема 3. Культурогенез как исходная проблема культурологии.

 

Содержание СРС: «Современные научные теории антропосоциогенеза».

 

В письменной работе по данному заданию СРС должны быть раскрыты следующие вопросы: во-первых, соотношения понятий «антропогенез», «социогенез», и «культурогенез», во-вторых, общая характеристика классических теорий антропогенеза (эволюционистская теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса), в-третьих, сущность современных научных теорий антропосоциогенеза (теория мутаций, геомагнитной инверсии и др.).

Литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М., 2008.

2. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 2009.

3. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- Спб., 2008.

4. Каган Л.Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 2009.

5. Культурология. Под ред. проф. А.А.Радугина.- М., 2011.

6. Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. - М., 2012.

7. Межуев В.М. Культура и история. М., 2009.

8. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии.- М., 2009.

 

Тема 4. Сущность и основные функции культуры.

Содержание СРС: «Культурная картина мира. Культурные коды».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, раскрыть соотношение понятий « научная картина мира», «религиозная картина мира» и «культурная картина мира»(все понятия должны быть определены); во-вторых, раскрыть закономерности формирования и эволюции культурной картины мира, ее исторические типы и функции; в-третьих, раскрыть содержание понятия «культурный код», составные части и функции культурного кода в системе культуры.

 

Литература:

1. Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях.- М., 2008.

2. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 2008.

3. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- Спб., 2008.

4. Каган Л.Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 2009.

5. Каган Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие.- Екатеринбург, 2008.

6. Кравченко А.И. Культурология. Учебник.- М., 2009.

7. Культурология. Под ред. проф. А.А.Радугина.- М., 2011.

8. Культура. Теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М., 2009.

9. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону, 2010.

 

Тема 5. Структура культуры.

Содержание СРС: « Культурные традиции. Сословная и кастовая культура».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, дать общую характеристику понятия «структура культуры», указать самые существенные основания структурирования культуры, а так же те основания, по которым выделяются такие ее элементы, как «культурная традиция» (определить), «сословная культура» (определить), «кастовая культура» (определить); во-вторых, раскрыть содержание понятия «культурная традиция», его место и значение в системе культуры, связь с функциями культуры; в-третьих, раскрыть и подтвердить примерами особенности сословной и кастовой культуры.

Литература:

1. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- Спб., 2008.

2. Каган Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие.- Екатеринбург, 2009.

3. Кравченко А.И. Культурология. Учебник.- М., 2009.

4. Культурология. Под ред. проф. А.А.Радугина.- М., 2011.

5. Культура. Теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М., 2009.

6. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону, 2008.

7. Контркультура и социальные трансформации.- М., 2010.

8. Морфология культуры: Структура и динамика.- М., 2010.

 

Тема 6. Типология культуры.

 

Содержание СРС: «Локальные культуры».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, дать общую характеристику понятия «типология культуры», перечислить основания типологии культуры, выделить среди них то основание, по которому выделяются локальные культуры; во-вторых, перечислить виды локальных культур и дать их краткую характеристику; в-третьих, рассмотреть соотношение локальных культур с другими типами культур.

 

Литература:

1. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- Спб., 2008.

2. Каган Л.Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 2009.

3. Каган Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие.- Екатеринбург, 2008.

4. Культурология. Под ред.проф. А.А.Радугина.- М., 2011.

5. Культура. Теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М., 2008.

6. Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. - М., 2009.

7. Культурология. Под ред.проф. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону, 2008.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М., 2010.

9. Конрад Н.И. Запад и восток.- М., 2010.

10. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии.- М., 2009.

11. Цивилизации и культуры, Россия и Восток: цивилизационные отношения.- М., 2008.

 

Тема 7. Первобытная культура.

 

Содержание СРС: «Первобытные верования».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, дать определение «первобытной культуре» и общую характеристику особенностей первобытной культуры; во-вторых, определить и кратко раскрыть содержание понятий: «анимизм», «фетишизм», «тотемизм», «магия», «антропоморфизм»; в-третьих, раскрыть взаимосвязь первобытных верований; в-четвертых, указать отличия первобытных верований от развитых современных религий.

 

Литература:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И., История первобытного общества.- М., 2009.

2. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура.- М., 2008.

3. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие.- М., 2009.

4. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. 2-е издание.- М., 2009.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М., 2008.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т.- М., 2011.

7. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник.- М., 2009.

 

Тема 8. Культура Древнего Востока.

 

Содержание СРС: «Философия и наука на Древнем Востоке».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, раскрыть основные факторы, способствующие формированию первых научных знаний, протофилософии и философии на Древнем Востоке; во-вторых, раскрыть особенности науки и философии в главнейших цивилизациях Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай); в-третьих, указать основные достижения научной и философской мысли Древнего Востока. При этом особо отметить значение буддизма, конфуцианства и даосизма не только в прошлом, но и для современности.

 

Литература:

1. Афанасьева В., Луковкин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока.- М., 2008.

2. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина.- М., 2008.

3. Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина.- М., 2010.

4. Рак И.В. Мифы Древнего Египта.- Спб., 2009.

5. Виноградова Н.А., Каптерева П.. Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь.- М., 2008.

6. Любимов Л. Искусство Древнего мира.- М., 2009.

7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.- М., 2010.

8. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т., - М., 2009.

9. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира.- М., 2008.

10. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока.- М., 2008.

11. Бондаренко Ю.Я., Маканов Ж..К. В поисках истины.- Костанай, 2009.

12. Лобазова О.Ф. Религиоведение.- М., 2009.

 

Тема 9. Античная культура.

 

Содержание СРС: «Проблема личности в античной культуре».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, определить факторы социально-экономического и политического характера, способствовавшие выделению личности в рамках античного социума; во-вторых, дать характеристику основных философско-этических концепций личности и ее отношений к обществу, государству Древней Греции и Древнего Рима (стоицизм, эпикуреизм, кинизм, эвдемонизм и др.); в-третьих, сравнить идеальные типы личности, сформированные древнегреческой культурой.

 

Литература:

1. Боннар А. Греческая цивилизация.- М., 2008.

2. Боннар А. Культура Древнего Рима.- М., 2009.

3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима.- М., 2010.

4. Любимов Л. Искусство Древнего мира.- М., 2011.

5. Полевой В.М. Искусство Греции.- М., 2009.

6. Легенды и мифы Древней Греции.- М., 2008.

7. Античность как тип культуры.- М., 2009.

8. Античная культура и современная наука.- М., 2010.

9. Асмус В.Ф. Античная философия.- М., 2010.

10. Богомолов А.С. Античная философия.- М., 2008.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.- М., 2011.

12. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв.до н.э.- Л., 2008.

13. Лобазова О.Ф. Религиоведение.- М., 2009.

 

Тема 10. Арабо-мусульманская культура.

 

Содержание СРС: «Особенности арабо-мусульманской культуры».

 

Письменная работа по данному заданию СРС должна содержать, во-первых, общую характеристику ислама и его решающего влияния на формирование культуры арабского Востока; во-вторых, раскрытие важнейших особенностей науки, философии, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры в рамках арабо-мусульманской культуры как с точки зрения их содержания (круг идей, сюжетов), так и с точки зрения их соотношения и степени влияния; в-третьих, оценку места арабо-мусульманской культуры в истории мировой культуры.

 

Литература:

1. Бондаренко Ю.Я., Маканов Ж.К. Ислам-наме. В 2-х т.- Костанай, 2009.

2. Лобазова О.Ф. Религиоведение.- М., 2008.

3. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства.- М., 2008.

4. Арабская поэзия средних веков.- М., 2010.

5. Арабская средневековая культура и литература.- М., 2010.

6. Ислам: Энциклопедический словарь.- М., 2011.

7. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М., 2011.

8. Коран.- М., 2010.

 

Тема 11. Западноевропейская культура.

Содержание СРС: «Карнавальная культура средневековья».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, дать общую характеристику так называемой «карнавальной», или «смеховой» культуры средневековья, раскрыть специфические особенности смеховых обрядово-зрелищных форм средневековья; во-вторых, раскрыть отношение официальной церкви к народной карнавальной культуре; в-третьих, дать оценку исторического значения карнавальной

культуры средневековья, ее влияние на дальнейшее развитие европейской и мировой культуры.

 

Литература:

1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М: Художественная литература. 2008.

2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.- М., 2010.

3. Дюби Ж. Европа в средние века.- М., Смоленск, 2011.

4. Культура и искусство западноевропейского средневековья.- М., 2009.

5. Культура и искусство средневекового города.- М., 2008.

6. Культура эпохи Возрождения и Реформации.- М., 2008.

7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М., 2009

8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М., 2011

9. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности.- М., 2012.

10. Культура эпохи Просвещения.- М., 2011.

11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.- М., 2012.

12. Оссовская М. Рыцарь и буржуа.- М., 2011.

 

Тема 12. Социодинамика отечественной культуры.

Содержание СРС: «Русская религиозная философия».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, показать место русской религиозной философии в культуре «серебряного века» (конец XIX-начало ХХ вв.); во-вторых, очертить круг идей (проблем) русской религиозной философии как отражение противоречий русской истории и поиск их разрешения; в-третьих, раскрыть влияние русской религиозной философии на другие сферы русской культуры того времени, а так же на развитие мировой философской мысли.

 

Литература:

1. Алексеев П.В., Философы России XIX- ХХ столетий. Биографии, идеи, труды.- М., 2009.

2. Асмус В.Ф. Владимир Соловьёв.- М., 2009.

3. Гриненко Г.В. История философии: учебник.- М., 2008.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т.- Л., 2009.

5. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 2010.

 

Тема 13. Культура ХХ века.

Содержание СРС: «Глобализация и проблемы современной культуры».

 

В письменной работе по данному заданию СРС необходимо, во-первых, раскрыть сущность (определить) процесса глобализации культуры, определить предпосылки данного процесса; во-вторых, перечислить и кратко охарактеризовать основные проявления процесса глобализации культуры; в-третьих, дать историческую оценку данного процесса в шкале оценок «прогресс-регресс», в том числе с точки зрения формирования общечеловеческой культуры и сохранения национальных культур.

 

Литература:

1. Полевой В.М. Малая история искусств: искусство ХХ века.- М., 2010.

2. Самосознание европейской культуры ХХ в.- М., 2011.

3. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура.- М., 2009.

4. Батракова С. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры ХХ века.- М., 2010.

5. Модернизм: Анализ и критика основных направлений.- М., 2011.

6. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства.- М., 2010.

 

 

Темы семинарских занятий

Тема 5. Структура культуры

Цель занятия: во-первых, дать общую характеристику понятия «структура культуры», указать самые существенные основания структурирования культуры, а так же те основания, по которым выделяются такие ее элементы, как «культурная традиция» (определить), «сословная культура» (определить), «кастовая культура» (определить); во-вторых, раскрыть содержание понятия «культурная традиция», его место и значение в системе культуры, связь с функциями культуры; в-третьих, раскрыть и подтвердить примерами особенности сословной и кастовой культуры.

Ключевые слова: традиция, инновация, материальная культура, духовная культура, артефакт.

 

План семинара:

  1. Культура как система.
  2. Структура культуры. Материальная и духовная культура.
  3. Культурные традиции. Сословная и кастовая культура.
  4. Сущность и функции искусства. Религия и культура.

Литература:

  1. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- Спб., 2008.
  2. Каган Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие.- Екатеринбург, 2009.
  3. Кравченко А.И. Культурология. Учебник.- М., 2009.
  4. Культурология. Под ред. проф. А.А.Радугина.- М., 2011.
  5. Культура. Теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М., 2009.
  6. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону, 2008.
  7. Контркультура и социальные трансформации.- М., 2010.
  8. Морфология культуры: Структура и динамика.- М., 2010.

 

Тема 6. Типология культуры

 

Цель занятия: во-первых, дать общую характеристику понятия «типология культуры», перечислить основания типологии культуры, выделить среди них то основание, по которому выделяются локальные культуры; во-вторых, перечислить виды локальных культур и дать их краткую характеристику; в-третьих, рассмотреть соотношение локальных культур с другими типами культур.

Ключевые слова: типология, субкультура, «культурный лаг», трансмиссия, аккумуляция, интеграция и диверсификация, культурная экспансия, модернизация культуры, глобализация культуры.

План семинара:

  1. Основание типологии культуры. Критерии типологий.
  2. Отрасли культуры. Типы культуры. Формы культуры. Виды культуры.
  3. Субкультура и контркультура.
  4. Культурная динамика («культурный лаг», трансмиссия, аккумуляция, интеграция и диверсификация, культурная экспансия, модернизация культуры, глобализация культуры).
  5. Культура и цивилизация.

Литература:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.174 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь