Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитва всем святым и бесплотным небесным силам



Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

 

О МАСТЕРСКОЙ ИКОНОПИСЦА

 

Господь сказал: «Войди в клеть свою, закрой дверь и помолись там Богу в тайне». Так и мастерская иконописца должна быть похожа на келью, где все располагает к молитве. В ней, кроме икон и необходимых принадлежностей для работы, не следует иметь никаких посторонних вещей – того, что отвлекает и рассеивает внимание. Даже беспорядочно брошенные кисти и краски являются нежелательным раздражителем для ума иконописца. Он должен быть сосредоточен, как во время Богослужения. Закрывая за собой дверь мастерской, иконописец должен закрыть двери от мира и отряхнуть мирские заботы, как грязь с порога. Не всех людей следует впускать в мастерскую иконописца. Присутствие чужого духа, даже следы его пребывания, вызывают чувство тяжести, скованности и духовной пустоты [11, с.38].

ИКОНОПИСЕЦ ДОЛЖЕН УСТРАНЯТЬ ОТ СЕБЯ ПРЕДМЕТЫ, ВРАЖДЕБНЫЕ ДУХУ ХРИСТИАНСТВА

 

Углубившись в свой предмет, искусный художник может, в уповании на содействие благодати Божией, приняться за дело. Но он должен всемерно избегать страстных волнений, суетной рассеянности и всего того, что может привести дух его в смущение, ослабить душевные силы. Из мастерской должны быть изгнаны всякого рода изображения языческих зевсов, венер, нимф и всего нечистого племени, т.к. по апостолу «из одного и того же источника не может истекать сладкая и горькая вода». Грязные произведения языческой фантазии всегда будут охлаждать в иконописце теплоту веры и благочестия, а произведения, вышедшее из его рук в таком состоянии духа, не будут соответствовать тем целям, для достижения коих Церковь освятила иконописное художество. Кое бо, вопрошает Апостол, причастие правды беззаконию, или кое общение свету ко тьме? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? [19, с.91-92].

Глава5

 

ВЕЛИКИЕ СТОЛПЫ ИКОНОПИСИ

 

Древние иконописцы, создавшие иконы-шедевры, были истинными духовидцами. Соприкасаясь в молитвенном аскетическом подвиге с миром горним, они постигли неизреченную тайну Божия мироздания. Осиянные Божественным светом, они стремились этот свет перенести, насколько это возможно, в мир земной.

Бог есть Свет, Бог есть Жизнь, свет – это жизнь, о чем многократно свидетельствует Иоанн Богослов: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его (Ин.1: 4-5). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8: 12). Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12: 46). Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин.12.35-36).

Художники-иконники, постигшие или стяжавшие в сердце своем свет Христов, стали сынами света. Они постигли истину, и им было присуще особое видение Истины – именно в зримых образах, возникавших перед их духовным взором. Проникая в молитвенном аскетическом подвиге в запредельные духовные сферы, иконописец преодолевает незримую границу между двумя мирами – горним и дольним – и в этот момент его видение Истины обретает зримые символические формы, которые он и запечатлевает.

Как свидетельство о умно-сердечном делании древнего иконописца приводит митрополит Киприан в «Житии митрополита Петра» рассказ о его деятельности в качестве иконного мастера. Во время работы над иконой свт. Петр Московский чудотворец в духовном созерцании полностью сосредотачивался на божественных предметах, совершенно отрешаясь от всего земного: «…отвсюду ум всяк и мысль от земных отводя, весь обожен бываше умом и усвоевашеся к воображением о нех» (т.е. к изображению святых).

Художник на Руси почитался за то, что он мог на основе дара мудрости созидать красоту. Наравне с художественным талантом живописцу вменялся в необходимость и дар мудрости, так же, как и, например, писателю, ибо настоящее искусство неотделимо от красоты и мудрости. О божественном даре мудрости и таланта художника писал и св.Епифаний Премудрый, вспоминая библейского зодчего Веселеила, которого, по его убеждению, Бог наполнил мудрости и разума и хитрости (т.е. искусства). Также и великого иконописца Феофана Грека Епифаний Премудрый именовал «преславным мудрецом и философом зело искусным». Восхищаясь его искусством, он говорит неоднократно и о его мудрости: «аще бо кто или в мале или на мнозе сотворит с ним беседу, то не мощно еже не почюдитися разуму и притчам его и хитросному строению». При работе ум и внутренний взор Феофана были обращены к духовным сферам: «чувственными очами разумными разумную видящее доброту». Это духовное созерцание и питало его искусство, поражающее своей силой и сохраняющее духовную глубину и значимость до наших дней.

Приведенные заметки о творческом процессе древних изографов весьма интересно и поучительно, т.к. это пример умного делания или т.н. исихастской практики афонских и других монастырей. Греческое слово η σ η χ ι α , из которого берет свое начало учение исихастов, обозначает покой, безмолвие. Согласно этому учению, человек, жаждущий обрести истину богопознания, занимающийся «умным деланием», познает эту истину не на рациональном уровне, одним лишь умом, а принимает ее всем своим существом, – и душой, и телом, когда ум опускается в сердце и беседует там с воплощенной Истиной – Христом. Достигшие этой высоты совершенства, по мысли святых отцов, приобретают блаженное состояние покоя, умиротворения, а входя в это духовное субботствование как упокоение от земных попечений, уже здесь на земле, предвкушают блаженство восьмого дня вечности. Подвижник, пришедший в сие блаженное состояние, часто настолько теряет интерес ко всякой земной деятельности, что, продлись оно долгое время, он перестал бы заботиться и о сне, и о еде. В русском церковном творчестве мы имеем примерпреподобных Алипия Печерского, Андрея Рублева и сопостника его Даниила Черного, которые находились состоянии углубленной духовной созерцательности и в процессе творчества, и в другое время, особенно же во дни религиозных праздников.

Даниил и Андрей, по Иосифу Волоцкому, вели исключительно добродетельный образ жизни, находясь в Андрониковом монастыре в Москве. Они стремились сподобиться божественной благодати и обрести божественную любовь. Они отринули мирскую суету и житейские заботы и всегда возносили свой ум «к невещественному и Божественному свету». Чувственное же зрение они устремляли «ко еже от вещных веков написанным образам Владыки Христа и Пречистыя Его Богоматери и всех святых. Яко и на самый праздник светлого Воскресения Христова на седалищах седяща и пред собою имуще божественные и всечестные иконы, и на тех неуклонно зряще, божественной радости и светлости исполняхуся». Созерцанием икон занимались они и в прочия дни, когда не писали.

Молчальничество, духовное делание русских иконописцев удостаивало их созерцания божественного света Истины, божественную радость. И вот эту радость, это «потаенное сокровище» мы находим в работах лучших иконописцев-аскетов. Ибо без подвижничества, без отказа от плотского услаждения, без очищения от греховных страстей невозможно человеку узреть, или созерцать Совершенный Образ Божий, попаляющий все нечистое аки огнь.

В наше многоскорбное время духовного обнищания и упадка иконы пишут по-другому – без особого подвижничества, если не сказать вообще без помышления о каком-либо подвижничестве. Вот в чем одна из основных причин отсутствия современных икон, достойных кисти древнерусских мастеров. Чтобы хотя немного приблизиться к образу настоящего иконописца, мы обязаны постоянно совершенствовать свою духовную жизнь, очищать свою душу покаянием от всякой скверны, часто исповедоваться и причащаться Христовых Тайн, сугубо подающих благодать Божию. Ибо только благодать Божия может приблизить нас к созерцанию образа Бога, подготовить нас к встрече с Ним в Невечернем Царстве Света. Это задача каждого христианина, тем более иконописца. Задача же иконописца намного сложнее: он должен не только стремиться узреть Образ Божий, но и суметь передать Его в своем творчестве, изобразить правдиво, без искажений (насколько это допускает мастерство и грубая материя красок в изображении неизобразимого). Стремление к совершенству должно быть глубоко и остро, на пике наших духовных возможностей, на высокой ноте. Отказ от всего мирского и суетного, что мешает сосредоточению нашего сознания на Божественных Образах должен быть на приделе, который устанавливает наш духовник, наша совесть. И Бог всем нам в помощь! Аминь.

ПРП. АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

память прп. Алипия празднуется Святой Церковью 17 августа ст.ст.

 

В Киево-Печерском патерике о прп.Алипии повествуется так [9]:

«Преподобный отец наш Алипий Печерский явился подражателем Божественному Евангелисту Луке. Ибо он так же трудился для Господа, сотворившего нас по образу и подобию Своему, изображая чудотворно не только лики святых на иконах, но и добродетели их в своей душе. Кроме того, показался он и чудесным врачом.

Блаженный Алипий был отдан родителями на обучение греческим иконописцам, пришедшим для украшения святой Печерской церкви. И он был свидетелем дивного чуда – во время работ иконописцев по украшению алтаря в нем изобразилась сама собою икона Пресвятой Богородицы, просияла паче солнца, затем голубь вылетел из Ея уст и после долгого летания влетел в уста стоявшей высоко иконы Спасителя.

После завершения росписи храма Алипий украшен был образом ангельского иноческого чина. И он, уже умевший хорошо изображать вещественные лики святых, начал обучаться изображать в себе духовные добродетели святых. Он научился искусству иконного писания не ради богатства, а ради доброго употребления своего дара, ибо он работал игумену и братии, ничего не беря за свой труд. Если же ему случалось выручить что-нибудь за рукоделие – он разделял то на 3 части: первую откладывал на все, нужное для икон, вторую – в милостыню нищим, третью – на нужды монастырские. Он не давал себе покоя ни днем, ни ночью. Ночью занимался он бдением, молитвою и поклонами, а днем прилежал рукоделию, но ради дела никогда не опускал он соборной молитвы. Игумен же, видя столь великий успех этого преподобного иконописца в добродетелях, возвел его в сан иерейства. Тогда преподобный просиял красотою двойных добродетелей – иноческих и иерейских, так что явился он образом чудотворным.

Чудо первое. Некто из богатых Киевских граждан был в проказе, и много лечился у врачей и волхвов, ища помощи, но не получив ее, а впал в еще худшее состояние. Тогда кто-то из друзей понудил его пойти в Печерский монастырь. Игумен приказал напоить его водою из колодца и помазать ему голову и лицо. И он переполнился весь гноем за свое неверие. С плачем возвратился он в свой дом, и много дней не выходил на свет, стыдясь своего срама, и всякий день ожидал он смерти. Но, придя в себя, задумал исповедовать он все свои согрешения, и прибыл снова в Печерскую обитель к прп. Алипию. Преподобный же сказал ему: «Хорошо сделал ты, чадо, исповедав Богу грехи…» Он много поучал его о спасении души, и, взяв иконописных красок, разрисовал его лицо, помазав гнойные струпы, и вернулось к нему благообразие прежних дней, когда он был здоров.

Чудо второе. Христолюбивый муж из Киева, который поставил церковь и захотел устроить для украшения ея 7 больших икон, с этою целью дал серебра и иконные доски двум инокам Печерского монастыря, прося их сговориться о написании тех икон с Алипием. Но те монахи ничего не сказали Алипию, а серебро присвоили себе. После монахи оклеветали Алипия, сказав, что он не хочет писать икон. Тогда игумен на обличение святого послал принести доски тех икон, которые перед ночью видели не разрисованными в одной монастырской келии. Посланные за досками пришли и нашли на досках прекрасно изображенные иконы, и принесли их к игумену с его окружающими. Видя это, все изумились, и в ужасе трепетно пали на землю, и поклонились тем нерукотворным образам – Господа, Пречистой Матери и святых Его.

Однажды попущением Божием сгорела от пожара в Киеве церковь, в которой стояли те иконы, но после пожара все 7 икон были найдены целыми и невредимыми. Услыхав это, сам князь Владимир Мономах пришел посмотреть на это чудо, услышал, как они были написаны в одну ночь Божием мановением и, взяв одну из икон (Пресвятой Богородицы), послал в город Ростов в каменную церковь, которую он сам создал. Случилось упасть и той церкви в Ростове, но икона уцелела. Тогда внесена она была в деревянную церковь, но и та со временем сгорела, а икона опять осталась без вреда (по Ровинскому, одна из этих икон, «Царь Царем», находится в Моск.Успенском соборе [11, с.122]).

Чудо о кончине преподобного. Один благочестивый муж дал преподобному. отцу нашему написать икону Успения Пресвятой Богородицы, и просил приготовить ее к празднику Успения. Чрез немного дней преподобный разболелся и приближался уже к смертному успению, а икона не была написана, и человек тот докучал и скорбел на святого. Но Алипий сказал ему: «Чадо, не докучай, ходя ко мне, но возложи печаль на Господа, и Он сделает, как хочет. Твоя икона в свой праздник встанет на своем месте». Пришел опять тот человек в навечерие Успения и, видя, что икона еще не написана, и что прп. Алипий еще сильнее болен, досаждал ему и ушел в великой печали. По его же уходе вошел некий светлый юноша к прп. Алипию и начал писать икону. Алипий же, думая, что заказчик икон разгневался на него и прислал другого живописца, сперва думал, что это человек, но скорость и красота работы обнаружили в нем ангела. Потом сказал он преподобному: «Отче, не достает ли здесь чего, или не ошибся ли я в чем? » Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты. Бог помог тебе написать так благолепно, и Он Сам сделал это тобою». Когда наступил вечер, живописец с тою иконою стал невидим. Заказчик иконы провел всю ночь без сна от печали, что икона не поспела к празднику, называл себя недостойным этой благодати, и многогрешным. Вставши, пошел к церкви, и отворив ея двери, он увидел икону на своем месте, ярко сияющую. Тогда упал он от страха, думая, что ему явилось некое привидение. Находясь в великом трепете и ужасе, он вспомнил слова прп. Алипия, который сказал, что его икона будет готова к своему празднику. Тогда благочестивый муж тот вместе с игуменом пошли к прп. Алипию, и застали его отходящим от этого мира. Он поведал им все, видел и сказал: «Ее написал ангел и вот он стоит тут, чтобы взять меня». С этими словами он предал дух свой в руки Божии. Положили его в пещере прп.Антония.

Все эти события свидетельствовали о добродетельной жизни прп.Алипия, ради которого нерукотворенно изобразились иконы.

ФЕОФАН ГРЕК

 

Годы жизни сего дивного византийского изографа ок.1340-после1405. Работал в Константинополе, Халкидоне, Галате. Феофаном было расписано 40 каменных церквей. В возрасте 35-40 лет переселился на Русь. Жил в Кафе в Крыму, в Н.Новгороде, в Новгороде Великом, в Серпухове, в Москве [здесь и далее цит.по: http: //www. /emc.komi.com/03/20/008.htm]

Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство, но на его творчество повлияли древние художественные традиции Новгорода.

В В.Новгороде в Храме Спаса преображения сохранились его фрески, написанные летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы. Особенно необычно изображение Христа Пантократора, его лик. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда. В Троицком приделе церкви сохранилась главная композиция – " Троица". На соседней стене Феофан пишет столпников. Эти аскеты-отшельники, видимо, были близки по духу Феофану. Со стен отрешенно смотрят ветхие старцы. Их молящиеся полуфигуры на столбах подобны горящим свечам. Образы столпников необыкновенно выразительны. Например, Макарий Египетский, знаменитый автор многочисленных богословских " Бесед". Его облик подобен некоему символу: белые волосы и борода почти полностью скрывают лик, видны только вскинутые в выразительном жесте кисти рук.

Около 1390 года перебрался в Москву. среди его заказчиков были князья, митрополит. Вместе с Симеоном Черным Феофан расписал церковь Рождества Богоматери и Архангельский собор (1395); вместе с Андреем Рублевым и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля (1405). Феофану Греку принадлежит Деисусный чин.

Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство, но на его творчество повлияли древние художественные традиции Новгорода.

Писал он и искусные миниатюры.

Из Новгорода в начале XV в. Феофан переехал в Москву и расписал несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился. Лишь немногие иконы, написанные им, дожили до наших дней. Одна из самых известных – " Успение Богоматери". " Успение" означает усыпание, смерть. Богоматерь на смертном одре. Перед ней – свеча, символ угасающей жизни. Позади ложа стоит Христос с душою Усопшей в образе спеленутого младенца. Вокруг – апостолы. Их лица полны скорби и печали. Все в рамках традиционной иконографии, но Феофану этого недостаточно. Над головой Христа он пишет огненно-красного серафима. Яркое пятно преображает всю икону.

И сначала, говорят, был на святой горе Афон. И писал образы странные и чудные, световидные, как до того не писали в русской земле. И много дивились его образотворению русские люди. Некоторые же толкуют, что тщался начертать Божественный и Нетварный Свет Господа нашего Иисуса Христа, на горе Фаворской просиявший, его же являет Господь избранным и чистейшим сосудам Своим. Доныне стоит образ святого Преображения, им писанный для града Переяславля.

На Руси всегда особо почитали Богородицу. Ее образ украшал иконы, стены храмов, вышивки на тканях. Наиболее распространенной иконографией считалось изображение Богоматери с младенцем. Феофановская «Донская Богоматерь» близка «Владимирской», но Феофан поменял акценты – с печали и скорби на нежность и любовь. Именно этими чувствами проникнут взгляд Богоматери, устремленный на младенца.

Работы Феофана отличаются монументальностью, внутренней силой и выразительностью образов, свободной манерой письма. Они поражают своим виртуозным мастерством, смелостью уверенной кисти, блестящей свободой индивидуального творчества.

Феофан пользуется простейшими художественными средствами, почти монохромным цветом – в основном, красно-коричневой охрой и белилами, которые накладывает в виде черточек-бликов, а также использует чернь.

Творчество Феофана ценили на Руси. Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных изографов [21]. Но Феофан слыл не только выдающимся живописцем своего времени, но и глубоким религиозным мыслителем. Один из образованнейших людей начала XV в. – писатель Епифаний Премудрый, лично знавший Феофана, писал о нем: " Преславный мудрец, философ зело хитрый... среди иконописцев отменный живописец".

 

 

ПРП. АНДРЕЙ РУБЛЕВ

память прп. Андрея празднуется Святой Церковью 4 июля ст.ст.

 

Андрей Рублев* – имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев, к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Самые ранние сведения о нем восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение, на князя великаго дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец

 

*[цит.по: http: //andrey-rublev-biograph.php]

с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже признанного авторитетного мастера.

Скудость сведений о самом выдающемся русском иконописце – печальный факт истории. Но существуют попытки заполнить этот пробел житийного эпоса. Замечателен рассказ-сказание о прп.Андрее Рублеве, помещенный на сайте http: //www.bg-znanie.ru/article.php. Приведем его с некоторым сокращением.

«Сей нареченный святый Андрей прозванием Рублев просиял в земле Русской во дни славных благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. От юности своей возненавидел мирскую суету всей душой и всем разумом своим, помыслы на высшее устремив. Во время то цвела земля Русская святыми подвижниками, как райский сад благоуханный.

И было во дни юности преподобного Андрея – в лето 1382 пришел хан Тохтамыш и град Москву и иные грады пожег, и людей побил бесчисленное множество, и был плач и оскудение, и теснота со всех сторон. И увидел он, что не стоит слава мира сего, но рассыпается в прах, и надежду возложил на Единого Сердцеведца Бога. И узрел преподобньй и святый Андрей нетленную славу преподобного Сергия и учеников его, ибо недалеко обитель та от града Москвы. Андрей же родом был, как иные думают, из Москвы, либо окрестных весей. Сие, однако, достоверно не знаем, ибо род Рублевых известен был во граде Пскове. И притек святый Андрей ко святому и великому Сергию, испрашивая его благословения на отречение от мирской прелести мерзкой. И от юности облекся во ангельский образ, и был наречен в иночестве Андреем. Божественный же авва Сергий прозрел Духом Святым, что сей есть избранный сосуд Божий для спасения многих и прославления святого Имени Божия Пресвятыя Троицы, - в сие же Имя отец наш Сергий обитель свою воздвиг.

И было в то время от РХ лета ок.1390, святый Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, утвердил монастырь во имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа близ Москвы на реке Яузе. И послал авва Сергий ученика своего Андрея во обитель святого Андроника на послушание.

Был же дан Творцом всяческих святому Андрею дар дивный священного образописания. Из детства был он научен иконному художеству лучшими Цареградскими мастерами, кои во многом числе трудились на Руси и благолепно украшали святые храмы и обители, и брали во учение отроков из благочестивых и благоверных родов русских. Иные же говорят, что во юности своей посылаем был святый Андрей в Болгарское царство и в землю греческую. И по молитвам духовного отца своего божественного Сергия преуспел преподобный Андрей во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских. И пребывал святый Андрей во обители Спасовой при игуменах святом отце нашем Андронике и святом отце нашем Савве, и при игумене святом Александре. И обрел друга и сопостника, именем Даниила, по прозванию Черного. Даниил же был преизрядный и славный живописец, а возрастом старше святого Андрея. И в то время воздвигли в монастыре храм каменный. И возрадовались все христиане, когда видели дом Божий, из камня сложенный во имя Спасова образа Нерукотворенного над рекой Яузой. И даже неверные удивлялись красоте его. Некоторые же думают, что святый Андрей с иными старцами замыслил и строил храм сей. И расписали преподобный Андрей с Даниилом и учениками их церковь. И каждый день припадали блаженные эти старцы к чудотворному образу Нерукотворенного Спаса древнего греческого письма, и со многими слезами просили у Господа благодатного наставления к подвигу написания святых икон по образу и по подобию и по существу. И совершали течение свое преподобные отцы наши Андрей и Даниил во взаимной любви, постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродетели и заветы исполняя аввы Сергия. И по заповеди его, со тщанием скрывали духовные труды свои, не желая получать славу в веке сем, дабы не потерять ее в будущей жизни. Во все дни писали святые образы, в праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые иконы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Приснодевы Марии и святых, и ум возносили к невидимому и невещественному Свету, сей же Свет, Божественный и нетварный, открыл Господь на святой горе Фавор. Ради трудов и подвигов своих сподобились они уже в сем веке видения этого Божественного Света и непрестанного духовного веселия.

Святый митрополит Киприан познал дар иконописания преподобного Андрея. И часто призывал его, дивясь уму его, и любил беседовать с преподобным о духовном делании и о священном искусстве образописания. Преподобный же Андрей весьма был навычен и прилежал чтению, ибо книги суть источники мудрости, напояющие вселенную. И был смиренный Андрей украшен многими знаниями и всех превосходил в премудрости, так что не только писать святые образы мог, но также многих поучать духовному деланию. Имел же преподобный Андрей особенную любовь великую ко Пречистой Божией Матери и Приснодеве Марии, подающей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил перед святым Ее образом в плаче и покаянии, и со многим тщанием писал образы Божией Матери.

И было в лето 1395, пришел на Русь из неведомых земель страшный царь Темир-Аксак, с войском бесчисленным как саранча. И послали во град Владимир за святой иконой Божией Матери, святым Лукой писанной, и привезли, и вышел весь народ с митрополитом Киприаном во главе в Сретение ее. Услышала Пресвятая Богородица возносимые к Ней слезные молитвы и Сама явилась во сне царю Темир-Аксаку и грозно повелела ему не ходить нам Русскую землю, а уйти восвояси. Испугался царь и ушел, и след его простыл. В Русской же земле великая была радость о таковом предивном чуде Царицы Небесной, и воздвигли монастырь Сретенский в память встречи святой иконы Божией Матери, и повелели великий князь с митрополитом святому Андрею списать сей образ Пресвятой Владычицы и Всемилостивой Заступницы нашей Богородицы мерой и подобием. В восхищении духовном с благодарением исполнил волю святого митрополита и великого князя, начертав подобие иконы Божией Матери, называемой Владимирской. И прияла икона Андреева письма от благодати той иконы, и великое почитание ее утвердилось по всей земле Русской.

В то время пришел в град Москву преславный живописец и философ зело хитрый Феофан Гречин по призыванию благоверного князя Василия Димитриевича и св.митр. Киприана. И поручили великий князь и святой митрополит в лето от РХ 1405 лучшим живописцам расписать в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. Живописцы же были Феофан Гречин, и старец Прохор с Городца, и святой Андрей. И когда писал Феофан Гречин, зело очами сверкал во все стороны, и многие беседы вел, так что весьма дивились московские люди. Преподобный же Андрей в совершенном безмолвии ума и уст и непрестанной сердечной молитве творил, по преданию отцев своих духовных.

И так творили мастера со многим тщанием и постом и песнопениями, стали сотворенные образы как бы гадательным зерцалом райского блаженства, к наследованию которого мы призваны. И служение образописания есть пророческое, ибо вещает о невидимом. Посему явил себя прп. Андрей истинным во образах пророком Христа, Бога нашего.

Вскоре после этого пришли святые Андрей и Даниил с дружиной их во град Владимир, и обновили собор во имя Успения Пресвятыя Богородицы. И нигде не было подобного чудного писания, и велика то была радость и утешение для города Владимира.

 

 

Услышал князь Юрий Звенигородский об иконах Андреева письма и восхотел у себя в Звенигороде собор Святого Успения украсить благодатными образами. И пришел прп.Андрей, сей чудный смиренный старец, и написал Деисус и другие многие иконы. И в сем Деисусе тихость и молчание и доброе воление и красоту совершенную явил… Таковых же образов не бывало до того времени. Ибо из глубины взывал ко Господу

прп.Андрей, когда писал их, и отверз Господь наш Иисус Христос его ум ко уразумению Святого Писания, и научил его чрез образы в красках выразить то, что Писание выражает словом, еже есть

воплощение и учение Сына Божия, Предвечного Слова.

Скорбь же и теснота Русской земли продолжались все то время. Пришел на Русь нечестивый князь татарский Едигей, и Русскую землю снова пожег, попленил, и монастырь Святой Троицы, который создал великий авва Сергий, разорил. И задумал святый Никон на месте деревянной церкви во имя Святой Троицы, сожженной нечестивыми, воздвигнуть храм каменный. И соорудил собор дивный, узорочьем всяческим хитро украшенный. Призвал же для иконного строения прп.Андрея и дружину его.

 

И изобразил Святую Троицу в божественном, и царском, и ангельском подобии. И не было доселе такового истинного подобия Всесвятыя Троицы, в коем столь явственно показуется, что Отец, и Сын, и Всесвятый Дух Едино суть Божество, Едина Сила, Единосущная и Нераздельная, Любовь же есть жертва, Жертва же есть Крестное Древо. И в начертании явил во всем совершенное подобие, различие же в действии.

 

После сего вернулся св.Андрей во Спасский монастырь. И немного времени спустя ок.1430 года разболелся и был призван в небесные обители. И явился другу своему Данилу в сонном видении, Светом Небесным Нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом и звал друга своего последовать за ним и мир сей оставить бренный и смрадный. И вскоре преставился прп.Даниил. ибо великая между ними была любовь, так что смерть не могла разлучить их надолго.

Образы же, писанные прп.Андреем, многими прославлены чудесами и доныне светом дарованной им благодати мир просвещают. Мы же, принося чрез них поклонение ко Господу и святым Его, благодарим Пресвятую Троицу, прославляющую святых Своих. Аминь.

 

ДИОНИСИЙ

 

Дионисий* – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Дионисий Мудрый – с таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря.

Годы жизни Дионисия не установлены точно – родился около 1450, умер около 1520 года. Имел двух сыновей-иконописцев – Феодосия и Владимира, и третьего сына Андрея.

Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства. К концу XV – началу XVI веков присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Осенью 1480 года была одержана бескровная победа на реке Угре, ознаменовавшая окончательное падение ордынского ига. Новое положение Москвы как столицы единого, обширного европейского государства породило необходимость перестройки Московского Кремля.

В конце XV век при Иване III заново возводятся Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489), строится церковь Ризположения (1484-1486). С этим периодом связано творчество крупнейшего после Андрея Рублева художника Древней Руси – Дионисия. Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных эсхатологических настроений, связанных с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).

Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

 

 
 


* Цит.по: http: //www.dionisy.com/dionisy/

Дионисий прославился росписями в Пафнутьево-Боровском монастыре. Самые известные иконы написаны художником в Москве: «Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского собора, икона «Богоматерь Одигитрия» (1482) – для Вознесенского монастыря. Сохранились иконы Дионисия, написанные им для заволжских монастырей: Павло-Обнорского, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского. Известно также, что Дионисий писал иконостас для Спасо-Каменного монастыря, находящегося под Вологдой. Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам: Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1467-1476гг; Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481г; Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485г; Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500г; Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год; Московский Кремль. Успенский собор. 1480-1481гг; Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482г; Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480гг; Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1500г; Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503г.

Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансабмль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря – единственную сохранившуюся стенопись Дионисия. Только здесь творчество «началохудожника» Дионисия представлено в подлинном, практически неизмененном временем и людьми виде.

О «родословии» и жизни иконника Дионисия известно немного, но все же больше, чем о его великих предшественниках – Феофане Греке и Андрее Рублеве. Даты рождения и смерти Дионисия восстановлены приблизительно (родился около 1450 года – умер около 1520 года), а имя его впервые упоминается в «Житии Пафнутия Боровского», составленном архиепископом Вассианом. «Живописцами... пресловущими тогда паче всех в таковем деле» называются в


Поделиться:



Популярное:

  1. Борьба Агнца и Церкви с силами зла (12–20)
  2. В более тяжелых случаях - а таких довольно много, - кроме тенденции к самоуничижению и к подчинению внешним силам, проявляется еще и стремление нанести себе вред, причинить себе страдание.
  3. В неделю торжества Православия (Основа Православия в единомыслии; начало его – что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость – в ведении истины)
  4. В этом случае, как и в случае, когда внешние причины вызвали прерывание старта, всем спортсменам должна быть показана зеленая карточка, обозначая, что ни один из спортсменов не совершил фальстарт.
  5. Всем единомышленникам посвящается
  6. Всемирно-исторические перспективы
  7. Всемирный закон тяготения. Сила тяжести и вес тела.
  8. Встретить Рождество вместе со святым Иосифом
  9. Входим в контакт с могущественными силами
  10. Жидк-ть(газ) перед-т производи мое на ее поверх-ть давл-е по всем направлениям одинаково
  11. Закон Всемирного тяготения. Вес и невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Закон сохранения импульса. Механическая работа и мощность.
  12. ЗДЕСЬ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ МЕСТО, КОТОРОЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЧИТАТЬ ВСЕМ. А РАЗ ТАК, ТО И ПИСАТЬ ЕГО НЕ ИМЕЛО СМЫСЛА


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь