Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О иконах их же от рук неверных написанных не приимати, и святых икон в руки неверных не предавати



От неверных иностранных римлян и германов иконного воображения православным христианом приимати не подобает, аще ли же по некоему прилучаю, от древних лет где обрящется в наших странах верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуема будет ему после расколу церковнаго, еже греком с римляны, и тогда аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонение же им не творити, понеже от рук неверных воображение суть, аще и по подобию суть, но совесть их не чистоте подлежит, о таковых бо Павел Божественный апостол, к Титу посылая, пишет сице глаголя: вся бо чиста чистым, оскверненным же и неверным ничтоже чисто, понеже осквернися их ум и совесть, Бога исповедают ведати, а делы же отмещутся его, мерзски суще и не покоривии, и ко всякому делу благу не искусни. А неверным, и иностранным, паче же рещи нечестивым и поганым арменом, святых икон не писати, и на сребро и злато не меняти, понеже не в почесть, но в поругание святыня предавати грех есть, писано бо есть: не дадите святая псом».

 

Здесь говорится о том, что нельзя принимать иконы от католиков и протестантов. Если же где-нибудь найдется в православных странах древняя икона, но написанная после церковного раскола греков с римлянами, то даже если эта икона добротно написана, то поклонение ей творить нельзя, поскольку написана она руками неверных. А нечестивым армянам святых икон не писать и не продавать, потому что это будет не в честь, а в поругание святыни, написано ведь «не давайте святыню псам».

 

Глава сто двадцать седьмая

О том, на коих вещех писати и воображати святые иконы, и на коих не писати

Писати святыя иконы и воображати, якоже на седмом соборе святии богоносные отцы повелеша, на всяком древе и камени, и на столпех и на стенах, и на сосудех церковных, иже суть крепцы существом сиречь вещию, а на стекле святых икон не писати, и не воображати, понеже сия сокрушительна есть вещь.

Здесь говорится о том, что писать святые иконы следует, как повелено на Седьмом Вселенском Соборе, на дереве и камне, на столпах и на стенах, на церковных сосудах, которые сделаны из крепкого материала, а на стекле святые иконы нельзя писать, потому что стекло – материал, легко сокрушаемый.

О том еже святых икон не отягчити ценою сребра

Подобает же се ведати честным изуграфом, рекше иконописцем, иже аще благоверно жительство имать, к тому же истоваго подобия воображению от древних богомудрых изуграфов подражати сподобился еси, к тому же и меною сребра да не отягчит святыя иконы, но доволен будет от имущаго прияти, на пищу, и одежду, и на рукоделие шаровнаго запасцу.

 

Здесь говорится о том, что иконописцу не следует отягчать святые иконы сребролюбием, высокими ценами, но следует ему быть довольным принять мзду за работу на пищу и одежду, на инструменты и материалы для иконописания и про запас.

 

О том, еже не оскудити изуграфа

Тако же и всякому православному християнину, имуще веру написати коего любы святый образ, подобает ему неоскудно удоволити честнаго изуграфа, якоже должно и удобно, да не стужает о неких нужных потребах нань.

 

Здесь говорится о том, что заказчикам икон надлежит щедро обеспечить икнонописца, дабы он не нуждался.

 

Необходимо трепетно относиться ко всему, что касается священных изображений. Но, к сожалению, в наше время распространена другая практика отношения к святыне: иконы продаются и раздаются везде и всем – и желающим, и нежелающим, тем самым забывая или попирая незыблемые законы благочестия. Однако, примеры следования древним традициям можно увидеть и в настоящее время. Так, в монастыре вмц. Екатерины на Синае существует обычай дарить паломникам как благословение серебрянные кольца со священными знаками. И знаменательно, что такой дар могут получить только православные христиане, иноверцам же отказывают.

Приведем слова прот. Сергия Булгакова из его сочинения «Икона, ее содержание и границы». Он говорит, что «иконописание как церковное искусство живет не только в общей традиции искусства, но и в церковном предании, которое выражается в иконном каноне. Что же такое этот канон? Канон – это драгоценный многовековой опыт всей Восточной Церкви, опыт духовного видения и передачи его в изображении. Канон не сковывает иконописца, а дает ему свободу. От чего? От сомнений, от опасности разрыва между содержанием и формой, оттого, что мы назвали бы «ложью на святого».

Жизнь Церкви никогда не исчерпывается прошлым, она имеет настоящее и будущее, и всегда равно движима Духом Святым. Природа искусства есть творческая свобода, а не копирование. Возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения. Прославление новых святых приносит новые иконы. Прославление новых чудотворных икон, не имевших дотоле известности и распространения, духовные видения и откровения, засвидетельствованные в иконе, возможны были раньше, они возможны и теперь, и будут впредь. Запретить новые иконы означало бы просто умертвить иконопись (и косвенно поощрить либо идолопоклонническое, либо ремесленное отношение к иконе). Старые иконы неизбежно пишутся всегда по-новому. Иконописный канон не есть внешний закон, он творчески живет, непрестанно обновляясь и обогащаясь в этом обновлении» [19, с.281-289].

Нарушение канонов иконописи или отказ от них приводит к отрицательному влиянию на духовную жизнь человека – и иконописца, и молящегося. Икона, написанная по самомышлению или в живописной реалистической манере уводит человека от молитвы в мечтательность, в мир своих собственных грез, появляется некое странное чувство, иногда неосознанное, скрытое под душевным возбуждением, восторгом или экзальтацией. По словам архим. Рафаила Карелина, такая икона «смотрит по земному, может быть добрыми глазами, но видит только земной мир. Душевная чувственность и сентиментальность католических (живописных – сост.) икон воспринимается подсознанием человека как возможность примирения с Богом без покаяния, без изменения себя. Улыбающееся выражение иконы действует как усыпление грешника, как капитуляция и примиренчество со грехом.

Как бы ни был талантлив художник, если он игнорирует канон – соборный опыт видения и изображения духовного мира, – заменяя его своим собственным воображением, то он превращается в слепца, который рисует небо» [11, с.65].

Глава 4

СЛОВО ИКОНОПИСЦУ

 

Все мне позволительно, но не все полезно;

все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Апостол Павел (1Кор.6, 12).

 

ПОСЛАНИЕ ИКОНОПИСЦУ ПРП. ИОСИФА ВОЛОЦКОГО

 

Узнай, как подобает ныне Единому Богу истинно служить: прежде всего хранением неповрежденной и чистой веры по обетам Святого Крещения, в Отца и Сына и Святаго Духа, и делами, обещанными тобою Христу, творить которые ты должен со страхом и любовью.

Что же это за дела, которые ты должен творить?

Прежде всего «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем умом и крепостию и помышлением», и да не отлучит тебя от любви Его «ни живот, ни смерть, ни настоящая, ни грядущая».

Все свои обычаи и привычки, и дела направь на то, чтобы Богу угодное творить, и будь праведен, мудр, печальным утешитель, нищим кормитель, странным приемник, обидимым защитник, умилен к Богу, приветлив к людям, терпелив в напастях, никому не досаждающ, щедр, милостив, в ответах добр, кроток, нетщеславен, нелицемерен, будь чадо Евангелия, сын Воскресения, наследник жизни, не люби богатства, никого не осуждай, часто молись, будь скорбен в грехах, весел о Боге, алчущ и жаждущ, будь мирен, до земли склоняясь, ум же к небесам простирая.

Шаг имей кроток, голос умерен, речи благочинны, пищу и питие воздержанны.

При старших молчи, мудрых слушайся, высшим повинуйся, к равным и низшим имей любовь нелицемерную, от злых, плотских и плоть любящих удаляйся.

Говори мало, больше размышляй, не дерзи словом, не излишествуй в беседах, не будь скор на смех, украшайся стыдливостью.

Рукам давай работу, всех благодари, в скорбях будь терпелив, перед всеми смиряйся, храни сердце от лукавых помыслов.

Не интересуйся жизнью ленивых, но подражай житию святых.

Сорадуйся добродетельным, а не завидуй им, плачь с согрешающими, а не осуждай их: у них есть свой Судия, Который каждому воздаст по делам его.

Не позорь обращающегося от греха, себя же никогда не оправдывай, исповедуй себя грешником перед Богом и людьми, лести не принимай, ни на кого не клевещи и не злорадствуй, слушая клевету.

Не давай овладеть тобою ярости или похоти, не гневайся напрасно на ближнего, не держи ни на кого зла, желая злом за зло воздавать.

Терпи укоры, но не укоряй.

Терпи удары, а не бей.

Будь обижен, но не обижай.

Прежде всего воздерживайся от бесед с женским* полом, от пития вина: вино и жены** даже разумных делает отступниками.

Исполняя заповеди Господни, не унывай, но ожидай от Бога награды и похвалы и желай жизни вечной.

Наказывай бесчинных, утешай малодушных, служи больным, принимая странников, будь братолюбив.

С единоверными имей мир, от еретиков отвращайся, завещанные книги читай, запрещенные же отцами отнюдь не читай.

Желай благ небесных, земных же не ищи: над ними раскинута сеть, и ты, как птица, в ней запутаешься.

Стань юродивым для мудрости мира сего, а умудрись Христу: ибо одно – мудрость Его, и другое – мудрость мира, распявшего Господа славы.

Пока ты во плоти, не оставляй подвига.

Будь скорбен и весел, печален и радостен: скорбен и печален будь по смиренному житию, радостям земным не прилепляясь. Весел же и радостен будь вопреки искушениям бесовским и душой радуйся о Господе.

Прилепись к Господу всей душой с верой и любовью, да не обольстит тебя своими приманками мир сей.

Поработи тело, а душу освободи; и не давай послабления телу: это плоть, которая от уступок начинает буйствовать.

Отдайся всем скорбям в жизни сей, чтобы во время оно всякой радости исполниться: житие наше есть торг. Посему низложи временное и приими вечное.

Уста имей молчаливые, а сердце осмотрительное.

Имей ключ – страх Божий, - который пусть то отверзает твои уста, то затворяет.

Когда спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй, чтобы твой язык, поощряемый дерзостью сердца, не ранил кого-нибудь.

Но да предупреждает все прочие слова твои – слово утешения, приобретая тебе любовь ближнего.

Беседуй со светлым лицом, чтобы радостен был и твой собеседник.

Беседуя с нищим, смотри, не оскорби его: бесчестящий нищего прогневляет Сотворившего его.

Всякому, созданному по образу Божию, не стыдись поклониться.

Алчущего накорми, жаждущего напои, как Сам Господь повелел, нагого одень, странника прими, больного посети, в темницу пойди, узнай беду узников и подай им по потребности, и поскорби, и воздохни, и поплачь с ними, ибо многие из них из-за одного греха только страдают, мы же, постоянно согрешающие, питаемся и благоденствуем.

Найди человека, боящегося Бога, и, всеми силами служа ему, прилепись к нему душой и телом. Если обрел ты такого человека, то уже

 

* дева, читай: «воздерживайся от бесед с юношами» - сост.

** дева, читай: «вино и юнцы даже разумных делает отступниками» - сост.

не должно быть места скорби: ты обрел ключ от Царствия Небесного. Последуй ему во всем, внимай его поучениям и угождай ему.

Имей своим тихим пристанищем монастыри и «дома святых»*, и к ним прибегай, поскорби с ними и подай утешение в нищете их. Если имеешь у себя дома что-нибудь необходимое им – отдай: ибо это все ты в руки Божии влагаешь.

Дай малое – прими вечное [7, с.102-106].

 

Теперь скажем и о том, как следует поклоняться друг другу, как – поклоняться или служить царю или князю, и как подобает Господу Богу поклоняться и Ему Единому служить.

Слушай внимательно!

Друг другу мы поклоняемся потому, что Бог некогда сотворил человека по Своему образу: сие есть почести равного – равному, ради вознесения мысли к общему Владыке. Обычай этот – поклоняться друг другу идет от древности (далее прп.Иосиф приводит цитаты из Священного Писания – ред.). И святые божественные отцы наши учат: видевший брата своего – видел Господа Бога своего. И ни вражда его, ни укорения, ни обиды или брань – ничто да не разлучит нас от любви Христовой, по слову Господа: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф.5: 44).

Но если кто препятствует заповеди Господни исполнять или распространяет еретические учения, от такового следует не только отвращаться, но бежать, как от змия. На такового следует гневаться, по слову Пророка: «Гневайтеся, а не согрешайте» (Ис.4: 5).

Когда же ты царю, или князю, или властелину поклоняешься, или служишь, то должен знать, что делаешь сие, чтобы угодить Богу: Ему благоугодно, чтобы властям, пекущимся и заботящимся о нас, мы были покорны и послушны. Ибо написано: «Князю людий своих не речеши зла» (Исх.22: 28). И Апостол говорит: «Бога бойтеся, царя чтите» (1Петр.2: 17). Поклоняться и служить им следует телесно, а не душевно, и воздавать им следует честь царскую, а не Божественную, как Господь сказал: «Воздадите кесарева кесарю, а Божия Богови» (Мф.22: 21).

Однако бывают такие цари, которые, над людьми царствуя, над собою имеют царствующих – скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, и, что страшнее всего, неверие и хулу. Такой царь не есть Божий слуга, но Диавол, не есть царь, но мучитель. И ты такому царю, толкающему тебя на нечестие и ложь, не подчиняйся, даже если будут мучить тебя и грозить смертью [7, с.81-83].

ИНОЕ СЛОВО ИКОНОПИСЦУ

Иконописец должен всегда чувствовать свою греховность и недостоинство, видеть недостаточность своего мастерства, то, что мешает благодати Божией действовать в нем и через него. Человек получает от Бога то, что он может воспринять: по засоренному каналу вода будет сочиться по каплям, хотя бы он был соединен с огромной рекой. Пребывание в Церкви, мистическая одаренность, художественная способность и мастерство, и самое главное – присутствие благодати в сердце – дает иконописцу возможность различать и отделять священное от несвященного, свое (церковное) от чужого, истину от лжи. Царь Соломон пишет: «Пей воду из твоего водоема, текущего из твоего колодца». Иконописец не только пьет, но черпает из колодца и дает эту воду другим [8, с.47].

Первое падение иконописца и превращение иконы в картину религиозного содержания – это подмена духовного уровня душевным. Здесь единство иконописца с духом молитвы и созерцания подменяется единством с душевным настроением. Музыка душевных ритмов может быть по-своему красива и гармонична. Мир часто называет ее духовной, но молящееся сердце почувствует в ней фальшь, сентиментальность, лиричность, самолюбование, чувственную плаксивость, тонкий запах тления. Полем такой иконы является поле человеческой страсти [с.49].

Иконописец становится или аскетом, или лжецом – третьего пути нет [с.32].

 

Иконописец передает не свое «помышление», а «повествование о созерцаемом», т.е. фактическое знание, – то, что видел хотя и не он сам, но верный свидетель тому (древний мастер-исихаст). Для того, чтобы принять и передать полученное свидетельство, иконописец должен не только верить в его подлинность, но и быть участником той жизни, которой жил свидетель откровения, идти с ним одним путем, т. е. быть членом тела Церкви. Отсюда необходимость постоянного участия в жизни Церкви; отсюда же и моральные требования, предъявляемые Церковью к иконописцам.

Личность иконописца должна смириться перед изображаемым святым. От него требуется такое отношение к изображаемому предмету, как у Предтечи Иоанна Крестителя к Христу Спасителю «ему должно расти, а мне умаляться».

 

Неусыпно совершенствуясь в исправлении и святости жизни своей, иконописец должен стараться приобрести такие познания, которые могут способствовать возвыситься до идеальности, требуемой иконописанием. Для сей цели иконописец имеет нужду, освящаясь прилежным чтением Св.Писания, жизнеописаний людей, благоугодивших Богу своею жизнью, Исторических Церковных памятников, изучать размышлением своим те места Писаний, которые могут быть предметами иконописания. Но, чтобы при чтении житий Святых, и особенно Св.Писание, по неопытности не уклониться в мысли, несообразные с сущностью предмета, иконописцу должно иметь общение с благочестивыми людьми, особенно из духовного звания, чтобы их суждениями о предметах веры и истории Христианской мог он поверить свой образ мыслей, разумение Св. Писания и Церковных книг. В противном случае иконописец, при всем своем искусстве, не избежит погрешностей, станет олицетворять свою мечту, а не существенность, или, подражая другим, будет повторять их ошибки и погрешности.

Природа, как некто справедливо сказал, хороша, когда ее умоют, с другой стороны в ней еще есть такие общие черты красоты и величия, из коих одни доставляют чистое безмятежное удовольствие, другие пронизают нас благоговением к премудрости и благости Всемогущего и возносят наш дух в область мира беспредельного, вечного. Долг иконописца избирать в видимой природе черты и краски, подмечать свет и тени такие, которые могли бы сообщать взирающим на произведения его кисти сколь возможно близкие понятия о предметах мира духовного, и в чертах плотских, видимых проявлять духовное, невидимое. Мало сего, восхищаясь созерцанием природы, иконописец как служитель Евангелия ни на одно мгновение не должен забывать, что грехопадением первобытных наших прародителей не только повреждена человеческая природа, но и вся тварь, по выражению Апостола Павла, подверглась суете, а посему то, что по духу мира сего может почесться красотою и величием, по духу Евангелия будет отвратительно и низко. Наш язык недаром для означения красоты, приличной Святым, имеет особенные выражения: Святолепность, Святолепный, Боголепный, Боголепно и т.п. [19, с.84-85].

· Без молитвы и поста иконописание есть лжесвидетельство.

· Иконописание есть молитвосозерцание.

Требования, предъявляемые иконописцу

1. Правоверие.

2. Воцерковленность (участие в таинствах Церковных).

3. Строгое соблюдение постов, ежедневное исполнение молитвенного правила.

4. Духовное окормление у православного духовника, его благословение на иконописание.

5. Писание икон по иконописным канонам, установленным святой Матерью-Церковью.

6. Стремление достичь неразрывности в святости иконы, творчества и жизни.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОПИСАНИЕМ

Ц арю Небесный…

Г осподи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости, помози ми сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити во Имя Отца и Сына и Святого Духа молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

О тче наш…

П ресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. Поклон.

Б огородице Дево, радуйся…

П ресвятая Богородице, спаси нас, помоги! Поклон.

С вятии Архангели и Ангели и все воинство Небесное, молите Бога о нас! Поклон.

В си святии иконописцы, вси святии, молите Бога о нас! Поклон.

Т ропарь святому, которого пишешь. Поклон.

О научении иконописанию также молятся (цит.по: http: //nesusvet.narod.ru/ico/books/:

 

Иоанну Богослову

В Прологе рассказывается о помощи святого при обучении иконописи

 

Молитва первая

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Молитва вторая

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Луке апостолу и евангелисту

По преданию он был иконописцем


Поделиться:



Популярное:

  1. D. Особенностями антигенной структуры исследуемого вируса.
  2. I. 3. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО
  3. I. Въезд патриарха в столицу. – Остановка и пребывание его в монастыре св. Афанасия и Кирилла в Кремле. – Возвращение патриарха Никона. – Въезд царя.
  4. I. Его руки подняты для благословения.
  5. I. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  6. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  7. II. Право граждан па обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их
  8. II. Структура и объем курсовой работы
  9. III. Торжественный прием патриарха Макария царем. – Свидание его с патриархом Никоном.
  10. V. Подарки Макария патриарху Никону и московским боярам. – Боярские палаты. – Постройки в Москве. – Обычаи бояр. – Церковь московского богача.
  11. V. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
  12. VII. Задачи научного руководителя дипломной работы


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь