Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра истории и культурологии



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

Горемыкина Л.И., Максимова Л.М., Яминова С.А.

 

Методические указания

к семинарским занятиям

по дисциплине ГСЭ.Ф.05 Культурология

 

 

Уфа 2004

Составители:

доцент кафедры истории и

культурологии, к.и.н. _______________С.А. Яминова

ст. преподаватель _______________Л.И. Горемыкина

 

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в марте-апреле 2000 г. (по направлениям и специальностям университета).

2. Примерная программа дисциплины «Культурология», утвержденная Минобразования России в июне 2000 г.

3. Рабочие учебные планы направлений и специальностей университета, утвержденные ректором Башкирского ГАУ в июне-июле 2005 г.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и культурологии 26 августа 2005 г. (протокол № 1).

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии

Центра гуманитарного образования 13 декабря 2005 г. (протокол № 3).

 

Председатель методической комиссии

Центра гуманитарного образования,

к.пед. наук, доцент ______________Мухамадеев И.Г.

Согласовано:

Руководитель Центра гуманитарного

образования, к.и.н., доцент ______________Зиязетдинов Р.М.

 

 

Введение

 

Предлагаемая тематика семинаров по курсу «Культурология» ориентирована на аграрное университетское образование.

Культурология – это комплексная гуманитарная наука о культуре. Предметом ее изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры, особенности и взаимосвязь различных культурно-исторических типов.

Цель курса дать обобщенное представление о закономерностях развития культуры, о мировом культурном процессе в многообразии его видов и типов. Через гуманитарные знания расширить интеллектуальный потенциал студентов аграрного вуза, сформировать у них толерантное и уважительное отношение к другим культурам, воспитать потребности в усвоении ценностей отечественной культуры в ее многообразных формах.

Задачи изучения курса вытекают из требований ГОС и квалификационной характеристики выпускника, который должен знать:

- задачи культурологии как науки и учебной дисциплины, состав современного культурологического знания;

- основные понятия культурологии, закономерности развития культуры, ее типы, формы и социальные функции;

- ценностное содержание различных типов культуры;

- достижения российской культуры, место и роль многонациональной России в мировом цивилизационном процессе.

Уметь:

- объяснить феномен культуры;

- применять культурологические знания для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности;

- формировать личностные культурные установки, основанные на знании достижений мировой и отечественной культуры;

- проявлять терпимое и уважительное отношение к другим культурам, познаниям и взглядам.

Предлагаемая тематика семинарских занятий включает в себя вопросы теории культуры и характеристику основных культурно-исторических типов или цивилизаций. Вопросы теории культуры важны и необходимы для получения представления об обобщенном облике самого явления культуры, его сущности, закономерностях и особенностях развития.

Палитра мирового культурного процесса обширна и многообразна, что делает возможным в курсе культурологии выделение в качестве объекта изучения отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов. Не отрицая других методологий и школ, в качестве важнейшего авторы считают цивилизационный подход, который позволяет корректно и уважительно относиться к изучению каждой цивилизации или культурно-исторического типа как явления самостоятельного и оригинального, а также провести их сравнение по горизонтали.

Погружаясь в другую культуру, студенты должны попытаться взглянуть на нее глазами тех людей, которые жили в ту или иную историческую эпоху, понять особенности их мировосприятия, их менталитет. Способ мышления и образ жизни людей других культур и цивилизаций могут культивировать другую систему ценностей и быть непохожими на Ваши взгляды и представления. Понимая это, следует воспитывать в себе толерантность как важное свойство интеллигенции.

Учитывая Государственный образовательный стандарт по курсу «Культурология», авторы придерживаются следующей структуры курса:

1) Культурология как наука и учебная дисциплина.

2) Культура как общественное явление, ее структура и функции.

3) Культура и цивилизация. Типология культуры.

4) Культура – природа – человек.

5) Индо-буддийский тип культуры.

6) Конфуцианско-даосистская культура.

7) Мир исламской культуры.

8) Западный тип культуры.

9) Культура России.

Данный курс рассчитан на 34 часа, при этом 18 часов приходится на лекции, 16 – на семинарские занятия.

Каждый раздел плана снабжен вспомогательными вопросами и заданиями, обозначенными в тексте тире (-). Это позволит Вам выделить наиболее существенные моменты и, следовательно, глубже понять изучаемую проблему.

В конце методической разработки размещен библиографический список- перечень учебной и научной литературы по данному курсу. При этом по каждому разделу плана семинарского занятия указана литература, отмеченная цифрами. По данной нумерации в библиографическом списке следует отыскивать названия рекомендуемых книг.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения материала лекции. После этого на основе проработанной по каждой теме литературы студент должен составить письменный ответ. Обязательным этапом работы над каждой темой является составление словаря терминов и усвоение их значений.

КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Культурология в системе социально-гуманитарного знания

- Охарактеризуйте культурологию как интеграционную науку. Какие науки и области знаний она соединяет и обогащает?

- Какова роль американского культур-антрополога ХХ века Лесли Уайта в складывании культурологии как науки?

- Что такое «культурологическая революция» в представлениях Лесли Уайта?

/15, с.7-10/; /37, с.218-219/; / 28, с.24-25/; /35, с.4-6/.

Понятие «культура»: многообразие подходов

В его определении

- Что означает слово «культура»? Каково его происхождение и употребление?

- Когда возникло понятие «культура»? Что оно означает?

- Как можно объяснить многообразие точек зрения во взглядах на культуру?

- Как соотносится природное и «надприродное» в культуре?

- Что такое «артефакт»? Каково его место в системе культурологических представлений?

/10, с.44-50/; /9, с.31-45/; /8, с.9-16/; /15, с.11-16/; /16, с.40/; /19, с.12-14/; /18,

с.6-9/.

Структура культуры и ее функции

 

- Дайте характеристику таким видам культуры как мировая и национальная.

- В каком случае явление национальной культуры приобретает статус мировой культуры? Приведите примеры из истории культуры Башкортостана.

- Объясните, что такое культура материальная и духовная.

- Охарактеризуйте следующие формы национальной культуры: элитарную, народную и массовую.

- Что представляет собой этническая культура? Чем она отличается от национальной? Дайте определение понятия «диаспора»?

- Что такое доминирующая культура?

- Что означают понятия «субкультура» и «контркультура»?

- Назовите известные вам функции культуры и охарактеризуйте их.

/19, с.14-19/; /18, с.9-12/; /15, с.16-27; с.59-77; /27, с.36-45/; /28, с.124-132/.

 

1.4 Темы сообщений

 

1) Молодежная субкультура современности и ее специфические черты.

2) Музыка как феномен духовной культуры.

3) Искусство как явление эстетической культуры.

 

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Культурный универсализм и релятивизм.

Диалог культур

- Что означает идея культурного универсализма? В чем смысл концепции культурного релятивизма? Каковы достоинства и недостатки каждого из этих методов?

- Охарактеризуйте концепцию осевого времени Карла Ясперса. Почему ученый считал началом общей истории человечества пробуждение духа? Что он вкладывал в это понятие?

- Что означает идея непрерывности культурно-исторического развития в теоретических построениях М. Бахтина?

- Раскройте культурный диалог Запада и Востока.

/35, с.22-25/; /25, с.77-78/; /13, с.32-33/; /10, с.188-191/; /28, с.184-187/.

 

Темы сообщений

1) О. Шпенглер и его книга «Закат Европы».

2) Н.Бердяев о культуре и цивилизации.

3) Л. Гумилев и его теория пассионарности.

 

 

Культура и человек

- Какие представления о культурном человеке существовали в различные эпохи у разных народов?

- Назовите несколько точек зрения, характеризующих понятие «культурный человек». Каково Ваше мнение о культурном человеке?

- Что такое социализация? Какова ее роль в становлении и развитии личности?

- Как сочетаются в человеке природное и культурное, типичное и индивидуальное?

- Как представления о культурности связаны с социокультурной средой? Приведите примеры.

- Какие типы культурного человека существуют в современном обществе?

/4, с.38-39/; /27, с.189-192/; /29, с.100-102/; /10, с.72-77/; /35, с.19/.

Темы сообщений

1) Взгляды Д.С. Лихачева на феномен интеллигентности

2) Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека.

Темы сообщений

1) Сиддхартха Гаутама – родоначальник буддизма.

2) Музыкальная и танцевальная культура Индии.

3) Похороны и поминальные обряды в Индии.

4) Эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

 

На культуру Китая

- Когда возникло конфуцианство? Раскройте его основные положения. Какое значение в китайском обществе имели культ неба и культ предков?

- Кто такие конфуцианские жрецы? Какое место в обществе они занимали? Какие обязанности выполняли?

- Как конфуцианство повлияло на китайский менталитет и образ жизни?

- Каковы особенности даосизма? В чем различия между конфуцианством и даосизмом? Как даосизм воздействовал на духовную культуру Китая?

- Расскажите об отношении китайского общества к природе. В чем заключаются национальные особенности видения мира?

- Что Вам известно о модернизации китайского общества в конце ХХ – начале XXI века?

/18, с.42-50/; /19, с.86-92/; /33, с.130-139/; /32, с.56-62/; /35, с.59-64/; /31, с.104-107/; / 26, с.714-721/.

Буддизм в Китае и его формы

 

- Когда и в какой форме буддизм проник в Китай?

- Каковы особенности китайского буддизма?

- Какие школы и секты Вы знаете?

- Расскажите о чань-буддизме в Китае. Какое влияние он оказал на развитие всей дальневосточной культуры?

/2, с.326-339/; / 3, с.298-311/; /14, с.234/; /33, с.163-166/.

 

Темы сообщений

1) Конфуций – родоначальник первой по значимости религии Китая.

2) Китайская поэзия.

3) Китайские праздники.

 

МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ислам в Башкортостане

- Как проходило распространение ислама в Башкортостане, и как долго оно продолжалось? В чем состоят особенности этого процесса?

- Какое влияние мусульманская религия оказала на развитие письменности и образования башкирского и татарского народов?

- Как ислам повлиял на архитектуру, изобразительное искусство и литературу Башкортостана?

- Какое место наряду с исламом в сознании и образе жизни башкир занимало язычество? Назовите конкретные примеры.

- Как развивались государственно-исламские отношения в Башкортостане с XVI по начало XXI века?

/12, с.15-18/; /30, с.68-79/.

 

Темы сообщений

 

1) Шариат – закон жизни мусульманской общины.

2) Мусульманский этикет.

3) Жизнь и творчество великого ученого и поэта Омара Хайяма.

 

КУЛЬТУРА ЗАПАДА

Основ западной цивилизации

- Назовите и охарактеризуйте систему ценностей античной культуры. Какой фактор оказался самым важным для ее развития?

- В чем различия между культурами Древней Греции и Рима? Каковы особенности менталитета древних греков и римлян?

- Какие основные ценности унаследованы от античности индустриальной цивилизацией Запада?

/21, с.115-125/; /35, с.82-108, 98-108/; /13, с.97-107/; /20, с.138-144/; /6, с.27-38/;

/34, с.140-169/.

 

 

Темы сообщений

1) Религия и мифология Древней Греции.

2) Римское право и его роль в становлении и развитии правовой культуры Запада.

3) Искусство Итальянского Ренессанса.

4) М. Вебер о протестантской этике.

5) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ

Темы сообщений

1) Древнерусская иконопись.

2) Русская портретная живопись XVIII в.

3) Художественное объединение «Мир искусства».

4) Достижения советского кинематографа.

Библиографический список

1. Абузяров Р.А., Туаева З.А. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Книга 1. – Уфа, 1996. – 134 с.

2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом, 1999. - 432 с.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с.

4. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.А.Сапрыкина. Часть I. – М.: МГИЭМ, 1995. – 210 с.

5. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/Под ред. Е.В.Попова. – М.: Владос, 1996. – 336 с.

6. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. - М.: МГУК, 1995. – 288 с.

7. Голубинский Е. Щит или меч? //Родина. – 1997. - №3-4. – С.77-84.

8. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1996. – 288 с.

9. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 288 с.

10. Гуревич П.С. Культурология: Курс лекций. – М.: Проект, 2003. – 336 с.

11. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – 240 с.

12. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. – М.: Восточная литература, 1998. – 159 с.

13. История и культурология: Учебное пособие для студентов/Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – 456 с.

14. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.

15. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: Академический проект, 2003.– 496 с.

16. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000. – 671 с.

17. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

18. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 319 с.

19. Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 575 с.

20. Культурология: Учебное пособие/Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 304 с.

21. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2000. – 336 с.

22. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. И.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с.

23. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с.

24. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. И.В. Драча. – М.: Альфа. 2002. – 432 с.

25. Культурология: Учебное пособие для студентов технических вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998. – 571 с.

26. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. Н.О. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 759 с.

27. Культурология: Учебное пособие/Под ред. С.В. Лапиной. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 495 с.

28. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. – М.: Инфра – М., 2001. – 320 с.

29. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 416 с.

30. Очерки по культуре народов Башкортостана/Сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Китап, 1994. – 160 с.

31. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. – Волгоград, 1999. – 420 с.

32. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: Гардарика, 1997. – 312 с.

33. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под ред. М.Г.Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.

34. Садохин А.П., Грушевицкая Г.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 529 с.

35. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2004. – 352 с.

36. Шатилов А. Пересвет и Челубей – братья навек //Родина. – 1997. - №3-4. – С.99-105.

37. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.

 

Лицензия РБ на издательскую деятельность №0261 от 10 апреля 1998 г.

Подписано в печать __ _______2003 г. Формат 60х84. Бумага типографическая.

Гарнитура Таймс. Усл.печ.л.___ Усл.изд.л.___ Тираж ___экз. Заказ№__

Издательство Башкирского государственного аграрного университета.

Типография Башкирского государственного аграрного университета.

Адрес издательства и типографии: 450001 г.Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

Горемыкина Л.И., Максимова Л.М., Яминова С.А.

 

Методические указания

к семинарским занятиям

по дисциплине ГСЭ.Ф.05 Культурология

 

 

Уфа 2004

Составители:

доцент кафедры истории и

культурологии, к.и.н. _______________С.А. Яминова

ст. преподаватель _______________Л.И. Горемыкина

 

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в марте-апреле 2000 г. (по направлениям и специальностям университета).

2. Примерная программа дисциплины «Культурология», утвержденная Минобразования России в июне 2000 г.

3. Рабочие учебные планы направлений и специальностей университета, утвержденные ректором Башкирского ГАУ в июне-июле 2005 г.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и культурологии 26 августа 2005 г. (протокол № 1).

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии

Центра гуманитарного образования 13 декабря 2005 г. (протокол № 3).

 

Председатель методической комиссии

Центра гуманитарного образования,

к.пед. наук, доцент ______________Мухамадеев И.Г.

Согласовано:

Руководитель Центра гуманитарного

образования, к.и.н., доцент ______________Зиязетдинов Р.М.

 

 

Введение

 

Предлагаемая тематика семинаров по курсу «Культурология» ориентирована на аграрное университетское образование.

Культурология – это комплексная гуманитарная наука о культуре. Предметом ее изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры, особенности и взаимосвязь различных культурно-исторических типов.

Цель курса дать обобщенное представление о закономерностях развития культуры, о мировом культурном процессе в многообразии его видов и типов. Через гуманитарные знания расширить интеллектуальный потенциал студентов аграрного вуза, сформировать у них толерантное и уважительное отношение к другим культурам, воспитать потребности в усвоении ценностей отечественной культуры в ее многообразных формах.

Задачи изучения курса вытекают из требований ГОС и квалификационной характеристики выпускника, который должен знать:

- задачи культурологии как науки и учебной дисциплины, состав современного культурологического знания;

- основные понятия культурологии, закономерности развития культуры, ее типы, формы и социальные функции;

- ценностное содержание различных типов культуры;

- достижения российской культуры, место и роль многонациональной России в мировом цивилизационном процессе.

Уметь:

- объяснить феномен культуры;

- применять культурологические знания для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности;

- формировать личностные культурные установки, основанные на знании достижений мировой и отечественной культуры;

- проявлять терпимое и уважительное отношение к другим культурам, познаниям и взглядам.

Предлагаемая тематика семинарских занятий включает в себя вопросы теории культуры и характеристику основных культурно-исторических типов или цивилизаций. Вопросы теории культуры важны и необходимы для получения представления об обобщенном облике самого явления культуры, его сущности, закономерностях и особенностях развития.

Палитра мирового культурного процесса обширна и многообразна, что делает возможным в курсе культурологии выделение в качестве объекта изучения отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов. Не отрицая других методологий и школ, в качестве важнейшего авторы считают цивилизационный подход, который позволяет корректно и уважительно относиться к изучению каждой цивилизации или культурно-исторического типа как явления самостоятельного и оригинального, а также провести их сравнение по горизонтали.

Погружаясь в другую культуру, студенты должны попытаться взглянуть на нее глазами тех людей, которые жили в ту или иную историческую эпоху, понять особенности их мировосприятия, их менталитет. Способ мышления и образ жизни людей других культур и цивилизаций могут культивировать другую систему ценностей и быть непохожими на Ваши взгляды и представления. Понимая это, следует воспитывать в себе толерантность как важное свойство интеллигенции.

Учитывая Государственный образовательный стандарт по курсу «Культурология», авторы придерживаются следующей структуры курса:

1) Культурология как наука и учебная дисциплина.

2) Культура как общественное явление, ее структура и функции.

3) Культура и цивилизация. Типология культуры.

4) Культура – природа – человек.

5) Индо-буддийский тип культуры.

6) Конфуцианско-даосистская культура.

7) Мир исламской культуры.

8) Западный тип культуры.

9) Культура России.

Данный курс рассчитан на 34 часа, при этом 18 часов приходится на лекции, 16 – на семинарские занятия.

Каждый раздел плана снабжен вспомогательными вопросами и заданиями, обозначенными в тексте тире (-). Это позволит Вам выделить наиболее существенные моменты и, следовательно, глубже понять изучаемую проблему.

В конце методической разработки размещен библиографический список- перечень учебной и научной литературы по данному курсу. При этом по каждому разделу плана семинарского занятия указана литература, отмеченная цифрами. По данной нумерации в библиографическом списке следует отыскивать названия рекомендуемых книг.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения материала лекции. После этого на основе проработанной по каждой теме литературы студент должен составить письменный ответ. Обязательным этапом работы над каждой темой является составление словаря терминов и усвоение их значений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь