Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОПРОС 1. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.
ВОПРОС 1. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Культурологияявляется интегративной (синтетической) областью знания, обобщающая все прочее гуманитарное и социально-научное знание. Это наука: - о способах осуществления коллективной жизни людей, - процессах формирования знаний и социального опыта, - содежании процессов социальной коммуникации, - процессах межпоколенной трансляции социального и культурного опыта. Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики. Цель культурологии – выявить дух культуры, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфического человеческого способа жизни, дать анализ способов культурного развития. Задача культурологии - построить структуру культуры, которая бы могла объяснять происходящие процессы, прогнозировать их и управлять ими. Человечество как культурный феномен, раскрывается в трех главных областях: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека самим с собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Методы культурологических исследований. Методы культурологических исследований: ¾ диалектический метод – рассмотрение культуры как развивающегося многостороннего явления; ¾ системный метод – изучение культуры как системы элементов и связей между ними; ¾ структурно-функциональный – метод, который определяет положение каждого элемента культуры и исследование функций культуры в целом и отдельных ее элементов; ¾ компаративный метод – сравнение культур по какому-либо основанию, признаку; типологический – обобщение характеристик культурных элементов. Исторические методы: ¾ историко-типологический – вычленение в культурогенезе устойчивых типов культуры, определение их субординации, исторической динамики; ¾ историко-генетический – рассмотрение культурных феноменов в контекстах их пространственно-временных измерений; ¾ сравнительно-исторический – сопоставление различных культур или отдельных феноменов (структур, явлений) культуры по определенным критериям; ¾ структурно-семиотический – исследование культурных явлений как совокупности знаков и знаковых систем; ¾ герменевтический – интерпретация и истолкование смыслов сложных культурных текстов. Культурология применяет и социологические методы, среди которых, например, интервью.
ВОПРОС 3. Понятие «культура». Изменение представлений о культуре в исторической, философской и общественной мысли. Различны подходы к определению культуры Первоначально в европейских языках — немецком, английском и французском — слово «культура» служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию Но культура - не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важнуюроль, как понятие массы - в физике или наследственности - в биологии. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу. Первое определение культуры дал английский антрополог и культуролог Э. Тайлор (1832—1917). Он считал, что культура — это сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык,. а также способности навыки, усвоенные человеком. Многозначность понятия «культура», а также различные его интерпретации в различных культурологических теориях и концепциях весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культуры, число которых продолжает неуклонно расти. На международном философском конгрессе в 1980г. приводилось более 250 различных определений этого понятия. В настоящее время их число доходит уже до полутысячи. Разброс определений понятия «культура» вызван многими причинами. Главными являются следующие: 1) специфические интересы каждой конкретной науки; 2) разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки; 3) сложность и многоуровневый характер самого феномена культуры. В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский. Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества. Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечисление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей. В современном языке термин «культура» употребляется очень часто, Взятое в самом широком смысле современное понятие культуры обозначает все то, что создано руками и разумом человека. Культура отличает человека от животных, а общественную жизнь — от природной. Культура передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания, а не путем биологического наследования. Она усваивается личностью в процессе ее социального становления. Включает в себя главным образом распространенные и общепринятые образцы и в меньшей степени — индивидуально значимые действия. ВОПРОС 4. Культурные коды и межкультурные коммуникации. Язык и символы культуры Знаки и символы культуры Знак — это чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты и другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов общения, с помощью которых передается культурно значимая информация. Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами: 1. Знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка - слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация). 2. Знаки-модели, также являющиеся заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом. 3. Символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ (от греч. simbolon — опознавательный знак, примета). Понятие " символа" в Древней Греции в своем первичном значении было предельно конкретным: собственно опознавательная примета, свидетельство единства двух разрозненных частей, соединяя которые можно было получить исходное " целое". Многочисленные истолкования понятия символа, возникавшие на протяжении всей истории человеческой мысли, можно свести к двум основным тенденциям. В соответствии с первой символ интерпретируется как образно представленная идея, как средство адекватного перевода содержания в выражение. Согласно второй, символ несет в себе первичный и далее не разложимый, сопротивляющийся определению опыт мышления; В философии XX в. символ как сложный многоаспектный феномен исследуется в рамках самых различных подходов: семиотического, логико-семантического, гносеологического, эстетического, психологического, герменевтического. Рассматриваются такие стороны проблемы как соотношение символа, знака и образа; место и роль символа в жизнедеятельности; символизм в искусстве, религии, науке; символ как социокультурный феномен; природа универсальных символов и т.п. Создание целостной концепции символа связано с именем Эрнеста Кассирера (1874-1945). В его «Философии символических форм» символ рассматривается как единственная и абсолютная реальность, «системный центр духовного мира», узловое понятие, в котором синтезируются различные аспекты культуры и жизнедеятельности людей. Согласно Кассиреру, человек — это «животное, созидающее символы»; иначе говоря, символические формы (язык, миф, религия, искусство и наука) предстают как способы объективации, самораскрытия духа, в которых упорядочивается хаос, существует и воспроизводится культура. Не менее значимое место понятие символа занимает в аналитической психологии Карла Густава Юнга (187-1961). Символ трактуется им как главный способ проявления архетипов - фигур коллективного бессознательного, унаследованных от древнейших времен. Один и тот же архетип, согласно Юнгу, может выражаться и эмоционально переживаться посредством различных символов. Например, Самость — архетип порядка и целостности личности — символически предстает как круг, мандала, кристалл, камень, старый мудрец, а также и через другие образы объединения, примирения полярностей, динамического равновесия, вечного возрождения духа. Основное предназначение символа — защитная функция. Символ выступает в качестве посредника между коллективным бессознательным и душевной жизнью отдельного человека, является сдерживающим, стабилизирующим механизмом, препятствующим проявлению иррациональных дионисийских сил и порывов. Разрушение символа неизбежно приводит к дестабилизации духовной жизни общества, опустошенности, вырождению и идеологическому хаосу. По Клоду Леви-Строссу (р. 1908), всякая культура может рассматриваться как ансамбль символических систем, к которым прежде всего относятся язык, брачные правила, искусство, наука, религия. В своих работах он описывает особую логику архаического мышления, свободную от строгого подчинения средств цели. Символ обладает промежуточным статусом между конкретно-чувственным образом и абстрактным понятием. В отечественной науке именно А.Ф. Лосеву (1893-1988) принадлежит заслуга разработки теории символа в общекультурном аспекте, в частности, в отношении к языку, мифу и искусству. В своей работе «Диалектика мифа» (1930), признавая в символе неразделимость идеального и вещественного, Лосев обратил внимание на относительность понятия символа в зависимости от языкового, художественного или культурного контекста: «Данная выразительная форма есть символ всегда только в отношении чего-нибудь другого»,... «одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно». Для Лосева характерно признание универсального значения символических форм, что позволило ему проводить прямые аналогии между символом и мифом. С этой точки зрения, миф – есть символ уже потому, что для них характерна «отрешенность от смысла и идеи повседневных фактов, но не от их фактичности». Очевидно, что во всех случаях, когда мы имеем дело с символом, всякое его значение теряет свою исконную конкретность и прикрепленность к какой-нибудь отдельной ситуации: таким образом, красный цвет общепринято считать символом опасности, хлеб - плодородия и гостеприимства, голубя - символом мира, образ Икара - символом человеческого порыва к неизведанному, а парус - символом мятежных человеческих страстей и т.п. Значение символа для сознания человека и в целом для культуры заключается в том, что через него открывается путь к постижению универсальных истин и смыслов, духовных начал, идеалов и ценностей, без которых невозможны процессы социализации человека, его творческая деятельность и передача социокультурного опыта. В духовной культуре и в искусстве символ представляет собой образ, взятый в аспектах своей знаковости и многозначности. В этом случае содержательная сторона символа не дана в своей определенной формулировке, и ее постижение зависит от сотворчества и духовного потенциала воспринимающей личности. Этническая культура «Этнос» в переводе с греческого означает «племя», «народ». В науке это понятие стали использовать в XIX веке, когда появилась этнография, изучавшая народы, до сих пор живущие в общине и не знающие письменности.Согласно общей теории этничности, этнос - наиболее " естественный" способ групповой организации населения, первичная форма воспроизводства человеческой общности на основе общей " почвы и крови". Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциальное). Этнос — это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса. Этническая культура является тем, что выделяет людей из «животного царства» на самых ранних ступенях развития. Этнографические исследования показали, что даже у дикарей Южной Америки, Африки и Полинезии, и в наши дни не достигших ступени варварства, существуют способы культурной самоидентификации , т.е. разделения людей на «своих» и «чужих». Если первым основанием идентичности выступало кровное родство — оно сменилось общностью обычаев, нравов. Культура включает сложную систему ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказывают об истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. И в развитой мифологии люди начинают осознавать не только своё отличие от других, но и своё родовое единство в лице общего предка. Этническая культура включает национальную одежду и местный разговорный язык, именуемый «диалектом», фольклор, т.е. народное искусство, к которому относятся народные танцы и песни, эпические сказания и мифы. В этнических общностях тесная связь хозяйственных отношений с обрядово-религиозными приводит к синкретизму культуры, в которой еще нет устойчивого деления на субъективные и объективные факторы, на " я-мы". Этническая культура создается стихийно, и её «автором» (субъектом) является весь народ. Человек приобщается к ней в непосредственном процессе жизни, потому не прилагая ни специальных усилий, ни развитой индивидуальности. Народ формирует в своей повседневной жизни менталитет - образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. Без ощущения этнической идентичности индивид может испытывать чувство незащищенности и утраты идентичности. Именно в силу своей близости к природно-биологическим истокам этническое начало, проникшее в самосознание и ставшее источником самоорганизации народа, обеспечивает его выживание в трудных природных и исторических условиях, и столкновениях с соседями и завоевателями. Этническая культура формируется во многом как защитный механизм, гарантирующий жизнеобеспечение внутри " своего" народа. Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, — государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве. Национальная культура Нация - более поздняя и высокая форма регуляции социокультурных отношений, свойственная высокоурбанизированным индустриальным обществам с развитым разделением труда. Устойчиво мнение о том, что именно этническое начало служит для нации формообразующим фактором. Между тем почти каждая нация фактически формируется из представителей разных этнических групп как преодоление, ограничение или трансформации собственно этнических характеристик. Нередко большая часть этноса может находиться за пределами своего государства. Конечно, в культурном облике нации, как правило, присутствует преобладание наиболее крупной — или же наиболее влиятельной — этнической части. На этническую культуру повлияло возникновение городов и государств. Урбанизациянеизбежно означает отступление на задний план, падение роли природных и генетических факторов. Регуляция жизнедеятельности общества и взаимодействие различных групп и компонентов, функционирование единой коммуникативной системы обеспечиваются властью, прежде всего в форме государства, и культурой - в форме единого языка, идеологического сознания и литературы. Социальная стратификация культуры — это становление культуры новых городских сословий. Культура приобретает еще два измерения: политическое и религиозное. В культуре ранних городских цивилизаций (с Ш-П тысячелетия до н. э. по середину II тысячелетия н. э.) доминирующим признаком консолидации пока еще остается принцип территориально-соседской солидарности. Этот тип культуры трансформируется с появлением буржуазных наций в национальный тип культуры. Государственная власть и письменность стали первыми предпосылками будущего национального объединения людей. А над этнической культурой, благодаря письменности, стала надстраиваться культура иного порядка, примером которой являются египетская наука, древнееврейская религия, античная философия и искусство. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой — национальная накладывает свои отпечатки на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные — культуры Логоса, государства, политики, экономики. Различия между социальными группами внутри одной нации не распространяются на культурное достояние всей нации. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля — системы известных всем ее представителям знаковых средств (языка, традиционных форм поведения, символики — бытовой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. С другой стороны, вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Немалое значение для формирования национальной культуры имеет проникновение народной культуры в аристократическую, городской в сельскую, оседлой в кочевую, столичной в провинциальную, и наоборот. Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко — особенно в нашу эпоху — этническое и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях. Есть множество людей разного этнического происхождения — «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украинцы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность». Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой национальной культуры. Она источник народного языка (который становится в национальной культуре литературным языком). Из нее писатели заимствуют сюжеты и образы, композиторы — мелодии и ритмы, архитекторы — стили и приемы оформления построек. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры. Если мы это учтем, становится понятным, почему типическими чертами немца оказываются аккуратность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определенный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне; считающий, что нет ничего в мире прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило, консервативен во взглядах, оценках, привязанностях; чаще всего невозмутимый и спокойный, уравновешенный и хладнокровный. Но национальная культура не сводится к этнической. Однако взаимоотношения между ними весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества. Национальный тип культуры является актуальным, т.е. ориентированным на решение текущих социальных задач, и прогностическим, т.е. направленным на достижение будущего. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому. Национальная, напротив, по мере своего развития все больше открывается для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения.* Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием ее постепенно исчезают. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.**
7.Массовая культура. Элитарная культура как оппозиция массовой культуре. В середине XX века средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. СМИ стали каналами для передачи массовой культуры. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Потребители массовой культуры имеют в общем невысокий культурный уровень, что требует адаптации транслируемой информации. Эстрадная музыка, например, понятна и доступна людям с любым уровнем образования, людям всех возрастов. При помощи массовой культуры в народ проводятся идеи «сверху». Массовая культура является мощным инструментом манипулирования общественным сознанием. Возможности массовой культуры потенциально очень высоки. В настоящее время эти возможности не используются в полной мере, а значение массовой культуры до конца не осмыслено.
8.Основные функции культуры. Культурные ценности и нормы. По данному вопросу нет существенных разногласий у исследователей культуры. Основные функции культуры достаточно просты и не требуют особых доказательств. И даже если какой-то ученый выделяет дополнительную функцию к уже имеющимся в списке, то она обычно не представляет из себя что-то кардинально новое и отличное, а чаще всего является разновидностью одной из основных функций. Итак, приступим к перечислению. На мой взгляд, лучшее описание дала Н. Багдасарьян. Поэтому привожу ее перечень функций культуры. Преобразующая функция культуры Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы. Коммуникативная функция культуры Познавательная функция культуры Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокулыурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация " информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий. Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа. Кроме этого другими учеными выделяются также следующие функции культуры: Сигнификативная (знаковая) функция культуры, буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов. Ценностная (аксиологическая) функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является. Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности. Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха. И нельзя не упомянуть о том, что любое культурное явление, событие или предмет обычно совмещает в себе несколько культурных функций. Это " единство функций" можно проиллюстрировать на примере мифа. Миф выполнял защитную, коммуникативную и познавательную функции. Также миф исполнял сигнификативную функцию. Ведь именно благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. И постепенно миф из небольшой объяснительной схемы превратился в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество. Культура и цивилизация Цивилизация как макрообщность возникает на основе более широких и принципиально иных связей. Особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара. Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов в культурологии. Его история теснейшим образом связана с историей понятия «культура» Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества. Истоки слова «цивилизация» восходят к античным временам, к латинскому слову civilis, относящемуся к качествам гражданина как городского жителя. До нашего времени это значение сохранилось в слове цивильный, по-прежнему подразумевающем качества, подобающие гражданину. - учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3979; Нарушение авторского права страницы