Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какие исторические личности и художественные произведения упоминаются в тексте? Расскажите о них подробнее.



При посещении собора Святой Девы в Вышгороде (Эстония) автор рассказывает о двух адмиралах – уроженцах Эстонии, Беллинсгаузене и Врангеле.

«Беллинсгаузен открыл вместе с Лазаревым на другом конце земли ледяной материк Антарктиды. С жестоким мужеством на русских маленьких парусных кораблях он обходил по кругу этот неведомый материк. Дневник Беллинсгаузена об этом плавании - почти классическое произведение нашей литературы».

Хочу несколько подробнее рассказать о них.

Беллинсгаузен (1778, о. Эзель, ныне о. Сарема, Эстонская ССР - 1852, Кронштадт), русский мореплаватель, адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803-06 участвовал в 1-м русском кругосветном плавании на корабле " Надежда" под командой И. Ф. Крузенштерна. По возвращении из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Чёрном морях. В 1819-21 возглавлял кругосветную экспедицию на шлюпах " Восток" и " Мирный" (командир М. П. Лазарев), посланную в Антарктику с целью максимального проникновения к южной приполярной зоне и открытия неизвестных земель. В 1819 открыто несколько островов в антарктической части Атлантического океана. 16(28) января 1820 экспедиция открыла Антарктиду; приблизившись к ней в точке 69°21' ю. ш. и 2°14' з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена), 21 января (2 февраля) он вторично увидел ледяные берега. 5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти вплотную к ледяному массиву. Это позволило Б. и Лазареву сделать вывод, что перед ними находится " льдинный материк". В 1821 открыт остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I. Экспедиция открыла также ряд островов в тропической части Тихого океана. 24 июля (5 августа) 1821 суда после 751-дневного похода вернулись в Кронштадт. В 1828-29 Б. участвовал в русско-турецкой войне. С 1839 военный губернатор Кронштадта.

Именем Б. названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине и остров в архипелаге Туамоту. Плавания Б. описаны в его книге " Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819-21, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный»».

«Адмирал Врангель - исследователь, Арктики, провидец, догадавшийся по ряду едва заметных признаков о существовании в океане около восточных берегов Сибири большого острова. Этот остров открыли после смерти старого адмирала и назвали его именем».

Врангель Фердинанд Петрович (1797, Псков - 1870, Тарту), русский мореплаватель, адмирал, почётный член Петербургской АН (1855). Один из учредителей Русского географического общества. Окончил Морской корпус (1815). В 1817-19 участвовал в кругосветном плавании В. М. Головнина на шлюпе " Камчатка". В 1820-24 возглавлял Колымский отряд экспедиции для поисков северных земель. В. установил, что к Северу от Колымы и мыса Шелагского, где предполагалось существование суши, находится открытое море. Врангель совместно с Ф. Ф. Матюшкиным и П. Т. Кузьминым описал побережье Сибири от р. Индигирка до Колючинской губы. По опросным данным определил положение острова в Северном Ледовитом океане, впоследствии названного его именем. Экспедиция провела ценные ледовые, геомагнитные и климатические исследования, а также собрала сведения о природных богатствах и народах, населяющих посещённые районы. В 1825-1827 возглавлял русскую кругосветную экспедицию на корабле " Кроткий". В 1829-1835 главный правитель русских поселений в Америке. С 1840 по 1849 директор Российско-американской компании, с 1855 по 1857 морской министр. В отставке с 1864. Был противником продажи Аляски США. Именем В. назван остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске и др. Написал книгу " Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю..." и несколько работ о народах северо-западной Америки.

Паустовский говорит и о других знаменитых уроженцах стран Прибалтики. Это литовские художники Добужинский и Чурлянис.

«Чурлянис был замечательным живописцем. Многие его картины, правда, фантастичны, как сны. Но если отбросить их, то у Чурляниса останутся удивительные вещи. Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звездное небо, как это сделал Чурлянис в серии своих картин «Знаки Зодиака»». Почти все картины Чурляниса хранятся в Каунасе.

Микало́ юс Константи́ нас Чюрлянис (Николай Константинович Чюрленис; 10 (22) сентября 1875, Варена — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, перешагнувший своим творчеством границы национальной культуры.

Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора a capella на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепьяно (прелюды, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

Написал около 300 произведений, в духе модерна и ар нуво сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей»; 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907; «Жемайские кресты», «1909»).

 

Добужинский (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884-1885), а также (1899-1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918-1919 в Витебске, в 1924-1926 × 1929-1938 в Каунасе, в 1926-1929 в Париже, в 1938-1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету — Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905-1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них — оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).

 

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров.

 

Мицкевич. «У Мицкевича был большой импровизационный дар. Возможно, что этот род таланта является самым свободным и богатым. Он возникает от большой внутренней наполненности, от щедрости, оттого, что человек легко находит поэзию даже в самых прозаических явлениях жизни».

МИЦКЕВИЧ, АДАМ (Mickiewicz, Adam) (1798-1855), польский поэт. Родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 × 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 получил разрешение выехать в Западную Европу.

В России Мицкевич написал Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1826) и эпическую поэму в байроновском духе Конрад Валленрод (Konrad Wallenrod, 1828), свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829-1831 жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830-1831, в 1832 поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832-1834 написаны две его величайшие поэмы: III часть Дзядов (Dziady) и Пан Тадеуш (Pan Tadeusz). В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие Пана Тадеуша разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета — распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой.

После Пана Тадеуша Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 подпал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 он был отправлен в отставку. В 1855 Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер 26 ноября 1855. В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Ян Александрович Кумпис – житель Литвы, архитектор. В его ведении как архитектора находится не только все новое строительство в республике, но и охрана старинных зданий.

3. Каково отношение писателя к культуре народов Прибалтики? Чем оно отличается от современного?

Паустовский относиться к странам Прибалтики и к народу этих республик с большим уважением, вниманием. Все города Эстонии, Латвии, Литвы кажутся ему удивительными и сказочными, поражающими своей угрюмостью, спокойствием, умиротворенностью, гармонией с природой. Наиболее близок духовно он, разумеется, к Литве, чья культура схожа со славянской. Страны Прибалтики для него - отдельный, удивительный мир. Паустовский воспринимает его с большим любопытством, любознательностью, принимает от этих республик все самое лучшее. Работами знаменитых деятелей культуры республик Прибалтики он восхищается. Пожалуй, нельзя выразить это благословение другими словами, как словами самого автора: «Я не знаю, в чем очарование мест, связанных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяются гордость за силу человеческого духа, пение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет. И, наконец, радостное сознание необыкновенного блеска и мужества мысли, оставленной нам в наследство прекрасным предшественником».

Современное отношение к культуре стран Прибалтики, бесспорно, отличается от восприятия ее Паустовским. Нет того восхищения, благоговения перед творчеством великих мастеров, практически нет даже интереса. К сожалению, это происходит не из-за увядания культуры этих стран, а из-за политической обстановки, из-за отношений других стран к Латвии, Литве и Эстонии.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 44. Удобрение многолетних трав.
  2. I. Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
  3. II. Перепишите предложения. Подчеркните в них причастный оборот. Укажите формы причастий. Предложения переведите.
  4. IV. Прочитайте и перепишите следующие предложения. Определите, к какому типу условного предложения относится каждое из них. Переведите письменно предложение.
  5. V. 6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУР
  6. А4. Какие правовые последствия из перечисленных наступают для лица, допустившего особо опасный рецидив?
  7. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВЫЧИСЛЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
  8. Активизация человеческого фактора и гармоническое развитие личности
  9. Алгоритм К внутригрупповых средних.
  10. Анализ внутренних условий деятельности.
  11. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности
  12. Арест денежных средств на банковском счете и обращение на них взыскания.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь