Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология и науки о культуре.



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Культурология и науки о культуре.

Культурология – наука о происхождении и функционировании культуры, ее структуре и перспективах развития.

Предмет культурологии – объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранение и передачи культурных ценностей.

Объектом культурологии – являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Культурология – это наука о культуре.

Культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Первое значение данного термина (античные представления) – это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь – земли, поэтому культура – это возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и сельское хозяйство.

Со временем это понятие искажается и под Культурой понимается – поклонение, почитание, почет и культ ( прежде всего религиозный культ).

В становлении культурологии как области научного знания принято выделять периоды: этнографический( 1800-1860), эволюционистский( 1860-1895), исторический( 1895-1925)

В состав культурологии входят, прежде всего: - история культуры; - теория культуры. (История культуры предоставляет базовый материал для построения теорий и концепций в культурологии)

 

Структура культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.

Культурология выделилась из философии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — социология и политология. В едином процессе развития науки какая-то отрасль научного знания «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис, а затем происходит дифференциация внутри данной науки. Культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей — дисциплин, которые в свою очередь подразделяются на два типа — фундаментальные и прикладные.

Теоретическая культурология, исследуя наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, не может не опираться в этой работе на эмпирико—практи—ческие основания, фактическую базу.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.

Основная задача прикладной культурологии состоит в изучении и формировании технологий целенаправленного управления социокультурными процессами. Для этого прежде всего нужно решить, какими сферами культуры нужно управлять, определить цели, объекты, методы и средства воздействия.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты - организации, структуры и учреждения, которые выполняют функции создания, хранения и трансляции культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, а именно: государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристские структуры, система физкультуры и профессионального спорта.Выработка общей культурной политики государства и общества требует наличия ценностных ориентиров общества, разработки социальных норм взаимодействия людей, формулирования конкретных целей для каждого культурного института.

 

 

Определение культуры. Культурные ценности и нормы.

Культура – это передаваемая от поколения в поколению память человечества (тем самым отличает нас от животных)

Культура – означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (определение из философского энциклопедического словаря)

Поэтому мир культуры, любой ее предмет или явление – не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

« Память противостоит уничтожающей силе времени. Память основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед собой и потомками» (Академик Лихачев Д.С.- 1906- 1999)

Объект - культура.

Предмет - историческое развитие мировой культуры, ценностный мир исторических типов культуры.

В мире существует множество культур, каждая из которых самобытна и представляет собой ценность.

 

Методы исследования культуры.

Культура и общество. Агенты, институты, функции и дисфункции культуры.

Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурная идентичность.

 

 

Культура и религия.

Религия как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания является одной из конститутивных черт культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культуру человечества. Религия - комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает представление о сверхъестественном существе, служит объектом поклонения. Она связана также с наличием чувства почтения, благоговения и страха. Главный признак развитых религий – вера в сверхъестественное. Именно верой, а не доказательствами и практикой обосновываются положения религии.

Религиозное сознание оформляется в различных мифах и доктринах, которые могут быть отражены в священных текстах. Религиозное сознание на индивидуальном уровне предполагает освоение основных догматов и принципов религии, главными из которых являются идея Абсолюта – высшего начала мира (безличный принцип или личность); принцип сотворения мира; учение о спасении; этические (гуманность, любовь, сострадание, братство, покорность) и социальные (отношение к государству, общине, единоверцам и иноверцам) ценности.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин " цивилизация" возник гораздо позднее термина " культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин " цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом " культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге " Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура " прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Виды и уровни культуры.

Экономическая культура.
Политическая культура.
Правовая культура.
Нравственная культура.
Религия и культура.
- Структура религии.

Человеческое общество является сложной целостной системой, которая состоит из различных структурных элементов. Основные сферы общественной жизни – экономика, политика, право, искусство, нравственность, религия, наука. И в каждой из перечисленных областей общие закономерности функционирования и развития культуры проявляются особым образом. Поэтому несомненный интерес представляет анализ таких видов культуры как экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и художественная.

Экономическая культура предстает в первую очередь как совокупность ценностей и норм, являющихся регулятором экономической деятельности и отношений. Она связана также с навыками и умениями работников, способами организации экономической жизни и конкретными результатами производственного процесса. Культурные образцы, созданные в сфере экономики, выполняют роль социальной памяти экономического развития.

Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношения к ней. Продуктом политической культуры является политическая система общества. Политической культуре присуща специфическая система символов (флаг, герб, гимн страны, отличительные знаки различных партий и организаций и т.д.).

Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распространяются на межличностные отношения. Правовая культура фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения их противоправности, включает в себя систему правовых ценностей, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. Продуктом правовой культуры являются прежде всего правовые документы, фиксирующие сложившиеся нормы права, а также организации, вырабатывающие и контролирующие исполнение правовых норм, а также учреждения, осуществляющие карательную функцию.

Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе.

Язык как элемент культуры.

Культура Древнего Египта.

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.

Античная культура.

Античность(древность) ввели итальянские гуманисты в эпоху возрождения(обозначение греко-римской культуры).

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием " цивилизация", Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви­тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ­него Рима. Античная культура - это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников. Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теоретического – как философского, так и научного - мышления. Если в большинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.

Византийская культура.

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души. Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть). Особую роль играл Константинополь (расположен в пролива Босфор). Уже в 4 в он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли « Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры

Культура эпохи Возрождения.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос наиболее значительным творениям художников.

Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. «В спасенных при падении Византии рукописях, — писал Ф. Энгельс, — в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть».

Победа светского начала в культуре Возрождения была следствием социального утверждения набирающей силы буржуазии. Однако гуманистическая направленность искусства Возрождения, его оптимизм, героический и общественный характер его образов объективно выражали интересы не только молодой буржуазии, но и всех прогрессивных слоев общества в целом. Искусство Возрождения формировалось в условиях, когда еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия капиталистического разделения труда, смелость, ум, находчивость, сила характера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Всесторонняя яркость характеров людей Возрождения, нашедшая свое отражение и в искусстве, в значительной мере объясняется именно тем, что «герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников». Изменяется характер прикладного искусства, заимствующего формы и мотивы орнаментики в античности и связанного не столько с церковными, сколько со светскими заказами. В его общем жизнерадостном характере, благородстве форм и красок сказалось то чувство единства стиля, которое присуще всем видам искусства эпохи Возрождения, составляющим синтез искусства на основе равноправного сотрудничества всех его видов.

Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи широкое распространение получает фреска. С XV в. все большее место занимает станковая картина, в развитии которой особую роль сыграли нидерландские мастера. Наряду с существовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполняющимися новым смыслом, выдвигается портрет, зарождается историческая и пейзажная живопись. В Германии и Нидерландах, где народное движение вызывало потребность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто использовалась в художественном оформлении книг. Завершается начатый в средние века процесс обособления скульптуры; наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появляется самостоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции. Обратившись в поисках идеала к античному наследию, пытливые умы открывали мир классической древности, разыскивали в монастырских хранилищах творения древних авторов, откапывали обломки колонн и статуй, барельефы и драгоценную утварь. Процесс усвоения и переработки иантичного наследия был ускорен переселением в Италию греческих учёных и художников из Византии, захваченной турками в 1453 году. В спасённых рукописях, в вырытых статуях и барельефах изумлённой Европе открылся новый мир, доселе неведомый - античная культура с её идеалом земной красоты, глубоко человеческой и осязаемой. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир

Культура Нового времени.

XX в. – новейшее время в культуре. Для ХХ в. характерен постоянный прогресс, он наметился во всех областях жизни.
Еще один характерный для ХХ в. показатель – постоянное стремление к объединению, интернационализации.
Глобальные изменения в жизни людей, связанные с переходом к новому виду общества – капиталистическому, а также огромный скачок в развитии научных знаний и другие факторы не могли не сказаться на культуре. Как реакция на эти изменения – появление новых культурных форм.
Для примера обратимся к живописи. Появился ряд новых, очень часто абсолютно оригинальных форм, таких как:
1) набизм (от французского nabis– «пороки» и от древнееврейского наби – «пророк»);
2) фовизм (от французского fauve– «дикий»);
3) кубизм (от французского cubismeicube– «куб»).
Набизм возник в Париже около 1890 г. Его создателями были художники Морис Дени (1870–1943), Пьер Боннар (1867–1947) и др.
Набисты, отталкиваясь от модерна, соединили воедино литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм.
С 1905 по 1907 г. просуществовало другое течение в живописи – фовизм. Оно, как и набизм, появилось во Франции под влиянием таких живописцев, как Анри Матисс (1869–1954), Альберт Марке (1875–1947), Жорж Руо (1871 – 1958), Рауль Дюфи (1877–1953), Морис де Вламинк (1876–1958). Для фовизма было характерно стремление к эмоциональности в передаче художественного изображения, динамичность и цветовая интенсивность.
В первой четверти ХХ в во Франции начинается расцвет кубизма, который позже появился и в других странах. Наиболее известный его представитель – Пабло Пикассо (1881–1973). В 1907 г. он вместе с французским живописцем Жоржом Браком (1882–1963) создал направление, для которого было свойственно выдвижение на первый план формальных экспериментов, таких как объемные формы на плоскости, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.). Для кубизма характерен некий анализ, т. е. разложение сложных форм на более простые. Пикассо, используя нейтральные тона, разнообразно комбинируя геометрические формы, создает абсолютно радикальные произведения искусства.
Сюрреализм (от французского surrealisme – «сверхреализм») выбрал в качестве источника художественных образов сферу подсознательного. Сюрреалисты использовали инстинкты, свои сновидения и галлюцинации.
На начальном этапе сюрреализм служил как некое отражение той абсурдной реальности, какой представлялся послевоенный мир. И если вытащить подсознательное наружу, то, по мнению художников, таким способом можно улучшить мир. Крупнейшей фигурой в мире сюрреалистической живописи стал испанский живописец Сальвадор Дали (1904–1989).

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Культурология и науки о культуре.

Культурология – наука о происхождении и функционировании культуры, ее структуре и перспективах развития.

Предмет культурологии – объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранение и передачи культурных ценностей.

Объектом культурологии – являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Культурология – это наука о культуре.

Культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Первое значение данного термина (античные представления) – это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь – земли, поэтому культура – это возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и сельское хозяйство.

Со временем это понятие искажается и под Культурой понимается – поклонение, почитание, почет и культ ( прежде всего религиозный культ).

В становлении культурологии как области научного знания принято выделять периоды: этнографический( 1800-1860), эволюционистский( 1860-1895), исторический( 1895-1925)

В состав культурологии входят, прежде всего: - история культуры; - теория культуры. (История культуры предоставляет базовый материал для построения теорий и концепций в культурологии)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
  2. I.Культурология в системе научного знания.
  3. V1: Культурология как наука. Понятие, сущность, формы и функции культуры.
  4. Билет 10. Сферы познания в культуре. Познавательные феномены (объяснение, понимание, рефлексия).
  5. Возвышенное и низкое. Проблема естетизации безобразного и низкого в современной культуре.
  6. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
  7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ КАК НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
  8. Возникновение науки об управлении.
  9. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  10. Вопрос. Предмет статистической науки. Статистические закономерности и совокупности.
  11. Глава 1. Культурология в системе гуманитар ных наук.
  12. Глава 1. Политическая психология и другие науки


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь