Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типология культур. Понятие типа культуры и типологии.



Вопросы по культурологии 2 модуль.

Культурная статика.

Культурная статика — это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношении между ними. Культуры разительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике. Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы.

2) Культурная динамика. «Циклические» и «Линейные» представления о культурно-историческом процессе.

Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре, и во взаимодействии различных культур.

Типология культур. Понятие типа культуры и типологии.

Решение проблемы единства многообразия культур связано с понятием " типа культуры ". А метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.

Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур. Сущность, структуру механизма метода типологизации культуры, как построения идеальной абстракции, реально не существующей, типологической модели культуры “в чистом виде” подробно рассматривает немецкий социолог Макс Вебер, который ввел понятие “идеального типа”.

Критерии и основания для типологической классификации культуры.

Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, геогра­фические, хозяйственно-бытовые и т.п.). Понятия «этнос» и «этногенез». Принцип «этнолингвистического древа» в типологизации. Культурно-хозяйственные типы.

Историческая типологизация культуры. Пространственно-региональный критерий (западно-европейская, арабо-му­сульманская, восточная, индийская, латиноамериканская и т.д.). Понятие нацио­нальной культуры. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфу­цианско-даосийский, индо-буддийский типы культуры.

Социологические критерии. Жизненно-циклический (возрастной) принцип классификации культуры и выделение детской, молодёжной культуры, культуры пожилых. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики её носителей. Понятие маргинальности в культуре. Функции и типология субкультур, механизмы их воспроизводства.

Концепция культуры Шпендлера.

Ключом к пониманию всемирной истории культуры, с точки зрения ученого, выступает символ. Для того чтобы воссоздать дух эпохи, недостаточно лишь проиллюстрировать историю теми или другими событиями, памятниками, произведениями искусства. Восемь великих культурно-исторических типов занимают свое место на карте мировой истории: 1) египетская, 2) вавилонская, 3) индийская, 4) китайская, 5) греко-римская (апполоновская), 6) византийско-арабкая (магическая), 7) западноевропейская (фаустовская), 8) народов майя. Культуры обладают общей структурой, но имеют индивидуальный облик и стиль. В истории нельзя обнаружить такие абстракиции, как формы мышления вообще, государство вообще. Таким образом, Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры “строго связаны на протяжении своего существования” к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Культура для Шпенглера живое существо высшего порядка, выросшее “со своей возвышенной беспечностью”, ”подобно цветам в поле”. Цивилизация – последняя стадия развития культуры. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных взглядов на мир.

Теория локальных цивилизаций Тойнби.

Тойнби рассматривал всемирную история как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели. Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. В своих рассуждениях английский культуролог ищет механизм, с помощью которого и был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое движение, что в свою очередь способствовало рождению и функционированию цивилизаций. По его мнению, развитие любой цивилизации обуславливается действиями так называемого «вызова – и - ответа». Поскольку Тойнби исповедовал христианские ценности, то и опору для своей концепции он искал в русле христианской религии. Собственно человеческая история, согласно религиозным догматам христианской церкви, начинается с момента грехопадения человека, т. е. неповиновения его (человека) божественной воле, после чего он низвергается в поток времени и становится смертным. Таким образом, первый акт свободного выбора заканчивается для человека утратой присущего ему единства с Богом. Между Богом и человеком возникает разделенность, что открывает путь к диалогу между ними. По Тойнби, в основе истории лежит взаимодействие мирового закона - Бога (и это есть «вызов») иЧеловечестваответ»). При этом «вызов – и - ответ» могут проявляться в различных формах, а историческое движение определяется интенсивностью и наполненностью «ответа» на «вызов». Более того, всегда возможны различные варианты развития, поэтому возможны и разные «ответы» на один и тот же «вызов».

Концепция культурно- исторических типов Данилевского.

В своей работе Данилевский высказал мысль, что в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды с целым набором признаков от этнографических до географических. Каждый тип замкнут, его бытие аналогично с жизнью и циклами бытия живых организмов. Данилевский ставит под сомнение идею о единой линии исторического и культурного развития общества, обосновывает тезис о славянской исключительности. Данилевский утверждает, что история не есть непрерывный процесс, что она состоит из меняющих друг друга культурно-исторических типов, каждый из которых живет собственной жизнью, имеет свое лицо и свою судьбу.

Концепция осевого времени Ясперса.

Осевое время — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.

Эпоха возрождения.

Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Рассматривая данный период, необходимо отметить, что феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов, произошла грандиозная культурная революция, завершившаяся созданием нового типа мировоззрения, в центре которого находился человек, и нового типа культуры. Кроме того, новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Рассматривая культуру Возрождения, необходимо отметить, что это эпоха крупных перемен в истории народов Европы, характеризующаяся кризисом феодализма, зарождением капитализма, формированием новых классов (буржуазия и наемные работники), созданием государств и формированием наций.

Изучая культуру эпохи Возрождения, выделяют следующие периоды: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.) – переходный этап от культуры средневековья к Возрождению, которая вызревает в рамках средневековой культуры; Ранний Ренессанс (XV в.) – представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями; Высокий Ренессанс (до второй трети XVI в.) – наивысший расцвет культуры Возрождения; Поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII в.) – спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами, с усилением власти церкви.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, поэтому, когда говорят об этой культурной эпохе, прежде всего, подразумевается Италия.

Изучая культуру эпохи Возрождения, необходимо рассмотреть творчество Данте, Петрарки, Боккаччо, Джотто, Брунеллески, Донателло. Несомненно, необходимо выделить то, что период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан, прежде всего, с именами гениальных мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, при этом расцвет культуры пришелся на период экономического и политического упадка Италии.

Однако Возрождение помимо Италии охватило Нидерланды, Германию, Францию, Испанию, в связи с чем появился специальный термин «Северное Возрождение». При этом необходимо отметить, что Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера, выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Кроме того, Реформация положила начало протестантизму, а победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры.

При этом в период Реформации замечательного расцвета достигло изобразительное искусство (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший /Германия/, Эль Греко, Диего Веласкес /Испания/, Питер Пауль Рубенс /Фландрия/, Рембрандт Ван Рейн /Голландия/). Говоря о подъеме, необходимо отметить достижения, сделанные в области литературы (Ганс Сакс, Иоганн Фишарт /Германия/, Вильям Шекспир /Англия/, Мигель де Сервантес, Лопе де Вега /Испания/, Франсуа Рабле, Пьер де Ронсар /Франция/).

Просвещение.

Рассматривая культуру эпохи Просвещения, необходимо показать становление просветительского движения в европейских странах, при этом отметить, что оно было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные доминанты культуры XVIII в. В Англии это время ознаменовалось веком промышленной революции, во Франции –политической, в Германии – духовной (философской и эстетической). В этот период европейская культура обнаруживает динамизм развития, одним из проявлений которого стал процесс изменения социально-политической структуры и политической системы.

Кроме того, необходимо отметить, что Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Также необходимо рассмотреть процесс секуляризации, который в эпоху Просвещения приобретает широкие масштабы, наука и рациональность определяют характер мироощущения.

Говоря о культуре эпохи Просвещения, нельзя не отметить появление блестящей плеяды философов-просветителей, таких как Д. Юм, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, П. Гольбах, И. Кант и др. При этом главными лозунгами просветителей являются «наука» и «прогресс».

Рассматривая вопрос о направлениях и стилях в искусстве, необходимо выделить следующие: классицизм, основанный на рационализме и возвращении к идеалам античности; сентиментализм, являющийся противоположностью классицизму, ему присущи чувствительность, чрезмерная нежность, сострадательность; рококо, являющийся легким, игривым стилем, создающим атмосферу праздности, беззаботности.

В заключении можно отметить, что в этот период складывается музыкальная культура, послужившая основой для музыкальной культуры XIX и XX веков, при этом необходимо отметить творчество величайших немецких и австрийских композиторов Генделя, Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Вопросы по культурологии 2 модуль.

Культурная статика.

Культурная статика — это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношении между ними. Культуры разительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике. Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы.

2) Культурная динамика. «Циклические» и «Линейные» представления о культурно-историческом процессе.

Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре, и во взаимодействии различных культур.

Типология культур. Понятие типа культуры и типологии.

Решение проблемы единства многообразия культур связано с понятием " типа культуры ". А метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.

Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур. Сущность, структуру механизма метода типологизации культуры, как построения идеальной абстракции, реально не существующей, типологической модели культуры “в чистом виде” подробно рассматривает немецкий социолог Макс Вебер, который ввел понятие “идеального типа”.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь