Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Каково было значение гомеровского этапа в культуре Древней Греции?
К ХII веку до н. э. дворцовые комплексы как на Крите, так и в материковой Греции перестали существовать. О причинах разрушения дворцов и упадке крито-микенской цивилизации много спорят, но до сих пор здесь много неясного. Чаще всего, этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племён, которые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. С их приходом начинается новый этап в истории древней Греции. Своего рода предварением его являлся так называемый " гомеровский период" название, которого было связано с именем легендарного Гомера. Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив сюда гласные. Что касается архитектуры и изобразительного искусства, то они в этот период не достигли совершенства эпической поэзии, известной нам благодаря " Илиаде" и " Одиссее". Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утончённый, динамичный, образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков. Из литературы известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых " ксоанов" - грубо обработанных идолов из дерева или камня. В достаточно большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчленённые, но разнообразные по острохарактерным лаконичным формам, красочные и исполненные наивной радости. Большинство их, однако, относятся к концу периода. С развитием ремёсел расцветают и прикладные искусства, в частности керамика, а вместе с ней и вазопись, хотя и в весьма примитивной форме. Что касается последней, то здесь преобладает геометрический орнамент. Однако разнообразные формы ваз уже отличаются чётким решением композиции, строгостью силуэта, каковые были характерны и для последующих периодов. Обычно расположенный поясами орнамент наносился тёмно-коричневый лаком по жёлтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя и всю его поверхность. Таковы, к примеру, имевшие культовое назначение большие по размерам так называемые " дипилонские вазы", найденные в Афинах. Кроме геометрического орнамента в декорировке ваз встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиций. Именно в этих схемах лежали основы будущего развития греческой вазовой росписи. Несмотря на некоторый культурный спад в древней Греции гомеровского периода по сравнению с крито-микенской эпохой, к концу VIII в. до н.э. возникли все предпосылки для того культурного переворота, который объясняют так называемое " греческое чудо" или культурный феномен греков. Постарайтесь оценить значение изобретения греками ордерной системы для дальнейшего развития архитектуры. В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения. В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический. Разновидностью последнего был коринфский ордер. Характер двух главных ордеров ассоциировался с основными ладами античной теории музыки: строгим дорийским и радостным ионийским. Какую роль играл агон в древнегреческой культуре? Агон (ἀ γ ώ ν ) — борьба или состязание у греков, но главным образом агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств. В греческой мифологии Агон — персонификация состязаний. Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии.
Спортивные состязания известны у греков ещё с доисторических времён; так, например, при осаде Трои в честь павшего Патрокла устраиваются состязания. В историческое время почти каждый значительный город Греции имел свои периодические игры, происхождение которых в основном находится в связи с национальной мифологией. С VIII века до н. э. четыре агона превратились в настоящие общенациональные празднества; а именно: Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Кроме развития физических сил и мужества, эти Игры содействовали усилению национального самосознания эллинов, так как участие в них строго запрещалось варварам, то есть не эллинам. Победители (гиероники) прославлялись в песнях и увековечивались в произведениях пластики. Олимпийские и Пифийские игры праздновались каждые 4, а Истмийские и Немейские — каждые два года. В программу спортивных и конных состязаний включались разные дисциплины, например, гимнастика, бег, кулачный бой, борьба, метание диска и копья, гонки на колесницах. Помимо художественных соревнований в музыке, пении и танцах, на празднествах в честь бога Диониса обязательными были театральные драматические представления. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы