Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности служения милосердию святых.
5. Основная характеристика документа «О принципах организации социальной работы в РПЦ», принятый Архиерейским собором 4 февраля 2011 года.
Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 1 глава. В данной главе дается определение социального служения церкви в Ветхом Завете, в Новом Завете и в настоящее время. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения, которое прямо связывается с почитанием Творца, избавляет от смерти и очищает всякий грех. Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом. В Новом Завете диакония — это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.
В основе милосердного служения — любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, < …> не завидует, < …> не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).
2 глава. Служения православных христиан в области организованной социальной работы. 1) Координатор социальной деятельности — клирик или мирянин, являющийся штатным сотрудником церковного института, получающим зарплату. Занимается координацией диаконической деятельности, а также организацией социальных проектов. Епархиальный координатор в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния — благочинному, приходской координатор — настоятелю. 2) Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике – сфера ответственности духовников церковных социальных учреждений. 3) Сестра милосердия — член сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, обычно имеющего устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной (светской или церковной) работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных долговременных обязанностей. Православные мужского пола также могут принимать участие в деятельности сестричеств. 4) Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и способности волонтера. 5) Жертвователь — священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической социальной деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми. 6) Член попечительского совета при социальном учреждении (церковных, государственных и иных) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.
Также к делу социального служения церкви могут быть привлечены сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений. 2глава. С целью осуществления социальной деятельности могут создаваться богадельни для престарелых и инвалидов, детские дома для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благотворительные столовые, приюты для бездомных, социальные гостиницы для лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях или попавших в иные трудные обстоятельства, включая одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, центры по реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, центры по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, реабилитационные центры для страдающих от наркотической или алкогольной зависимости, центры поддержки семьи, медицинские учреждения (больницы, диагностические центры, хосписы и др.), а также иные диаконические учреждения. Социальная деятельность может быть весьма различной: это поддержка, укрепление и защита семьи, помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства, лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи.
В делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти. 3 глава. В данной главе подробно описывается координация церковной социальной работы на различных уровнях.
Общецерковный уровень. На общецерковном уровне координацию церковно-социальной деятельности осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Основные задачи Синодального отдела: 1. разработка и координация общецерковных программ оказания помощи нуждающимся по различным направлениям социальной деятельности; 2. содействие церковным социальным организациям в получении в рамках действующего законодательства государственных заказов и помощи; 3. организация регулярных обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев, участвующих в социальном служении Церкви; 4. привлечение внимания к социальной работе Церкви через издательскую и информационную деятельность, а также через организацию тематических съездов и конференций, определение памятных дат; 5. взаимодействие с государственными структурами в деле совершенствования законодательства и подзаконных актов для закрепления возможностей осуществления Церковью своей социальной работы.
Епархиальный уровень. Общее руководство епархиальными подразделениями, работающими в области социального служения и благотворительности, осуществляют правящие архиереи, которые определяют направления и приоритеты деятельности таких подразделений в зависимости от имеющихся потребностей, а также, по представлению благочинных, определяют меру участия приходов в социальной деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан и материального достатка. К основным задачам епархиальных подразделений относят: 1. координацию всей социальной работы в епархии; 2. привлечение клириков и мирян к практическим делам милосердия; 3. разъяснение значения благотворительности как особого духовного поприща; 4. проведение обучающих семинаров по организации социальной работы, а также курсов подготовки церковных социальных работников; 5. ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную социальную работу; Благочиннический уровень. На уровне благочиния общая организация, координация и контроль в области церковно-социальной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного благочиннического социального работника. В обязанности последнего входят: 1. содействие созданию и реализации межприходского сотрудничества в социальной сфере; 2. планирование, координация и контроль деятельности приходских социальных работников; 3.изучение и анализ приходских отчетов в части, отражающей социальную деятельность;
Приходской уровень. На приходском уровне общая организация, координация и контроль церковно-социальной работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы должно быть возложено на штатного приходского социального работни Социальная работа прихода включает в себя следующие направления: 1. формирование группы добровольцев, готовых и способных осуществлять приходскую социальную деятельность; 2. организация обучения лиц, принявших на себя обязанности добровольцев; 3. составление и постоянное обновление списка нуждающихся в помощи прихожан: одиноких, престарелых, хронически тяжело больных, инвалидов, членов многодетных, а также неполных и социально неблагополучных семей и других подобных лиц; приходской социальный работник должен лично знать таких людей и организовывать помощь им, привлекая к этому добровольцев; 4. работа вне приходской общины, предполагающая избрание одного или нескольких направлений из числа перечисленных в разделе 2 настоящего документа, с ведома благочинного и на основании указаний правящего архиерея, в соответствии с возможностями прихода; 5. сбор средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных приходских программ; В монастырях. Монастыри, являясь центрами аскетического подвига и молитвы, издревле участвовали в делах милосердия и благотворительности. При обителях устраивались церковные богадельни, приюты, благотворительные трапезные для неимущих. Монастыри могут осуществлять с учетом особенностей их внутренней жизни те же виды социального служения, что и приходы.
Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности в период с 29.01.2010 по 01.10.2010.В дальнейшем проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25-27.01.2011 с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.
6.Субъекты социального служения. Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.1 Классификация субъектов социального служения может быть проведена по участникам и организаторам социального служения. Участники социального служения могут быть следующими: – Молодые люди. Социальное служение молодежи имеет наиболее ярко выраженные особенности. Молодые люди требуют больше возможностей для их личностного развития, формирования компетентности, удовлетворения личностных потребностей. Данное направление добровольческой работы называют молодежным служением. Под социальным служением молодежи понимается добровольный, осознанный, ответственный выбор ценностей и целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного, жертвенного участия. Молодые люди, жертвуя временем, силами и другими своими возможностями ради общественных целей, становятся сопричастными общественной жизни, ее полноценными и равноправными участниками. – Взрослые люди. Социальное служение взрослых людей требует меньше компенсационных затрат. – Специалисты. Специалисты также могут участвовать в социальном служении в том случае, если имеют возможность участия в добровольческих проектах в свободное от основной занятости время. – Стажеры. Участники социального служения, готовящиеся к дальнейшему профессиональному росту в данном направлении имеют наибольшую мотивацию для развития профессиональных навыков. Организаторы социального добровольческого служения. Социальное служение может быть организовано различными организациями и общественными институтами, накладывающими определенные специфические особенности на данную деятельность: – Религиозные общности (организации). Религиозные общности осуществляют социальное служение на добровольных началах, и на доктринальных основаниях, изложенных в священных книгах разных религий, а также в богословских трудах и социальных концепциях конфессий. Так, например, Русская Православная Церковь, согласно Основам социальной концепции, на первые места ставит проблемы, имеющие общесоциальный (общегосударственный) масштаб: миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; патриотическое воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия и т. д. Попечение о воинах, о лицах, находящихся в местах лишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства находятся в середине и в конце этого перечня. Протестантская церковь в своем официальном документе на первые места ставит заботу о духовно-нравственном здоровье общества, поддержку института семьи, материнства и детства; служение милосердия и благотворительность; содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Содействие социально-экономическому развитию занимает последнее место. Описанные различия в выстраивании религиозными организациями последовательностями сфер своего социального служения не отражают реальную расстановку их приоритетов. То есть первое место, отводимое миротворчеству, и предпоследнее – поддержке семьи в социальной концепции РПЦ, не означает, что Церковь, таким образом, выстраивает свои приоритеты. Точно таким же образом дело обстоит и в позициях других рассмотренных религиозных организациях. Отмеченные различия есть отражение, во-первых, специфики их оценки основ социального мироустройства, того, что первично – социум или индивид и, во-вторых, - своей роли в жизни и общества и индивида. Религиозные общности посредством социального служения берут на себя выполнение определенного объема социальных сервисных функций, для реализации которых государство создает специализированные органы и учреждения, функционирующие за счет бюджета. Религиозные объединения осуществляют деятельность по социальному служению за счет собственных средств. – Общественные, благотворительные, некоммерческие и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. Благотворительные организации в России осуществляют свою деятельность согласно Федеральному закону " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Росийский Детский Фонд активно участвует в благотворительной деятельности и может использовать свои средства и имущество для реализации тех или иных благотворительных программ в интересах детства. Общество Красного Креста (в частности Российского Красного Креста) осуществляет гуманитарные программы, направленные на помощь в развитии сферы здравоохранения, образования и социальной поддержки наиболее незащищённых слоёв населения: детей из социально незащищённых семей, беспризорных и безнадзорных детей, сирот, одиноких престарелых и ветеранов, беженцев и лиц, ищущих убежище, людей с ограниченными возможностями и лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.5 – Молодежные организации. К молодежным организациям относятся волонтерские движения молодежи, молодежные общественные благотворительные организации, молодежные объединения, детско-молодежные объединения, объединения молодежи и др. – Частные лица. При выборе объекта субъекты (организаторы) социального служения осуществляют поиск и обнаружение объектов социальной работы и совершают действия, направленные на выявление объектов социальной работы и их первичную оценку: диагностика, прогноз, анализ, опрос общественного мнения, наблюдение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы