Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль гражданской ответственности в социальном служении.



Роль гражданской ответственности в социальном служении.

Цели и задачи социальной деятельности религиозных организаций.

Основные христианские добродетели социального служения.

Роль социального служения в развитии гражданского общества.

Формирование чувства социальной ответственности личности в современном обществе.

10.Личностное социальное служение: проблема образа жизни, варианты индивидуального социального служения.

Основные понятия благотворительности в иудаизме.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ , проявление сочувствия ближнему в виде материальной и моральной поддержки. Благотворительность — одно из основных предписаний иудаизма. Несмотря на то, что вопрос о благотворительности рассматривается во многих местах Библии, термин для обозначения этого понятия в ней отсутствует. Библия содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных (см. Лекет, шихеха у-феа; Трумот у-ма‘асрот; Субботний год; Юбилейный год). В ней подчеркивается также необходимость не забывать нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков и пришельцев, потому что евреи сами были пришельцами в земле Египетской и испытали там нужду (Втор. 10: 19).

Благотворительность — один из атрибутов самого Бога: «Ибо Господь, Бог ваш... дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10: 17–18). В книге Исайи днем, угодным Богу, объявляется не день поста, а день, когда человек разделяет хлеб с голодным, приводит в дом бедного и бесприютного и прикрывает нагого (58: 6–7). Пророк Иехезкель приписывает разрушение Содома как гордыне, пресыщенности и праздности его жителей, так и тому, что они не поддержали «руки бедного и нищего» (16: 49). Оказание милосердия бедному считается равным отдаче займа самому Богу (Пр. 19: 17). В книге Эсфирь посылка даров бедным рассматривается как существенная часть празднества по поводу избавления евреев от угрожавшей им гибели (см. Пурим). С именами Эзры и Нехемии связано предписание оказания благотворительности неимущим к празднику Рош ха-Шана (Нех. 8: 10).

В Талмуде благотворительность обозначается словом цдака (צ ְ ד ָ ק ָ ה ). Поскольку это слово означает буквально `праведность` или `справедливость`, то сам выбор его свидетельствует об отношении законодателей Талмуда к благотворительности. Убогий имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо «ты и то, что есть у тебя, принадлежит Ему» (Авот 3: 8). По мнению законоучителя рава Асси, «благотворительность (цдака) по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым» (ББ. 9а). Наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир (Авот 1: 2). Законоучители Талмуда, рассматривая благотворительность как библейское предписание подробно рассмотрели касающиеся ее законы. Они установили, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею, каковы размеры помощи в целях благотворительности. Содержавшиеся в Талмуде установления о благотворительности были кодифицированы Маймонидом в «Мишне Тора» в разделе «Хилхот матнот аниим» («Галахические постановления о дарах беднякам) и затем Я‘аковом бен Ашером и Иосефом Каро. В соответствии с этими установлениями благотворительность — обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней нуждается, должен помогать более нуждающимся. Можно принудить судом к оказанию благотворительности того, кто отказывается помогать бедным или дает меньше, чем позволяют его средства. В пользовании благотворительностью женщины имеют приоритет перед мужчинами; бедному родственнику нужно оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку; «бедняки твоего города предпочтительнее бедняков иногородних», за исключением бедняков Эрец-Исраэль, которые имеют преимущество над всеми другими нуждающимися (Ш. Ар., И. Д. 251: 3). Оказавшийся в чужом городе без средств также имеет право на благотворительность (Пеа 5: 4). Человек не обязан продавать предметы домашнего обихода, чтобы содержать себя, и, находясь в нужде, вправе пользоваться благотворительностью (там же 8: 8). Бедняка, из гордости отказывающегося принять благотворительность, разрешается обманывать, позволяя ему думать, что оказанная помощь дана ему в долг (Кт. 67б).

Отчисление десятой доли состояния на благотворительность считается «посредственной» добродетелью, а пожертвование двадцатой части или менее — скупостью. С другой стороны, не следует расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не быть вынужденным пользоваться благотворительностью других. Следует принимать в расчет психологию бедняка и нельзя делать ничего, что может быть воспринято пользующимся благотворительностью как позорящее его. Поэтому наилучшая форма благотворительности — та, в которой оказывающий ее и пользующийся ею не знают друг друга. Что касается организации благотворительности, то по Маймониду, «в каждом городе, где живут евреи, они обязаны назначать старост благотворительности (габбаэй цдака), людей знатных и честных, которые должны собирать деньги у своих единоверцев в каждый канун субботы и раздавать их бедным... Мы никогда не видели и не слышали о еврейской общине, которая не имела бы кассу благотворительности» (Яд, Хилхот матнот аниим 9: 1–3).

Сбор средств должен был производиться не менее чем двумя старостами, а раздачей их должны были заниматься не менее трех человек. Бедняки состояли на учете в управлении кассы благотворительности, и поэтому нищим, побиравшимся по домам, большие суммы не давались. Касса благотворительности служила также для пленных выкупа и обеспечения приданого бедным невестам. Каждая община имела бесплатную столовую для бедных. Как правило, деньги, собранные для целей благотворительности, должны были расходоваться по предписаниям жертвователей. Хотя пользование благотворительностью вполне законно, и человеку, прибегающему к ней в нужде, стыдиться нечего, все же рекомендуется делать все возможное, чтобы не пользоваться ею.

Способность еврейского народа восстанавливать и обновлять свои силы коренится в немалой степени в расширении рамок благотворительности среди евреев и ее систематическом применении ко всевозможным нуждам взаимопомощи.

В средневековый период формами оказания социальной помощи обычно являлись: 1) суммы, выдаваемые через кассу благотворительности; 2) помощь продуктами питания; 3) выдача одежды и 4) забота о погребении. Денежная помощь через кассу была основной формой благотворительности. Помощь продуктами питания состояла в содержании общинами бесплатных столовых для бедняков, в раздаче маццы и вина, а также в трапезах для бедных на свадьбах и других торжествах. Средства на цели благотворительности поступали из различных источников, в том числе из налогов, которыми общины облагали своих членов, пожертвований, наследства, завещанного на цели благотворительности, штрафов, арендной платы за пользование имуществом общины и т. п.

В течение средних веков возникли общинные организации, основной или частной функцией которых была благотворительность. Самой влиятельной среди них было погребальное общество хевра каддиша (буквально `святое общество`). Одной из его функций было бесплатное совершение предписываемого религиозной традицией ритуала над умершим бедняком и его бесплатное погребение. В более позднее время отделение погребального общества, занимающееся этим видом благотворительности, получило название гомлей хесед-шел-эмет (`обеспечивающие истинной милостью`). Как одна из наиболее влиятельных и богатых организаций общины, погребальное общество стало также оказывать денежную помощь бедным и нуждающимся. Члены общества биккур-холим (`посещение больных`) организовывали посещения больных, часто обеспечивали их врачебной помощью, медикаментами и уходом. Крупные общины, как правило, содержали врача для медицинского обслуживания нуждающихся. Заболевшие проезжающие обычно помещались в местном хекдеше (госпиталь и странноприимный дом), где могли найти приют и здоровые странники. Некоторые общины имели общество хахнасат-орхим (`прием гостей`) для приема уважаемых и ученых гостей, которым, по их положению, не подобало останавливаться в хекдеше. Общество хахнасат-калла (буквально `введение невесты`) обеспечивало невест-бесприданниц; группа сандаким заботилась об устройстве в неимущих семьях обрезания с последующей традиционной трапезой; в синагогах и общинных самоуправлениях нуждающимся раздавали предметы культа; общины содержали школы (талмуд-тора) для обучения детей неимущих; наконец, имелись общества, известные под названиями гмилут-хасадим, халваат хен (`ссуда милости`) или мишмерет-кодеш (`святая стража`), которые выдавали ссуды неимущим под символический процент или без процентов. В России отделение кагала, занимающееся благотворительностью, часто называлось цдака гдола (`великая благотворительность`).

В новейшее время переселение больших групп еврейского населения из сравнительно бедных стран в богатые развитые страны, а позже — почти полное истребление еврейских общин преимущественно в сравнительно бедных странах привели к значительным изменениям в социально-экономической структуре еврейского народа, выразившимся, в частности, и в снижении процента неимущих среди еврейского населения. Помощь эмигрантам и пострадавшим от войн, а также помощь первоначально ишуву, а затем Государству Израиль потребовали объединенных усилий всего еврейского народа. С этой целью было создано множество местных, государственных и международных филантропических организаций. В новейшее время еврейские благотворительные организации различного типа превосходят по размерам своих фондов и объему благотворительности другие соответствующие организации, созданные по государственным, этническим, конфессиональным, или религиозным принципам.

Закят

Закят был провозглашен одним из пяти обязательных предписаний ислама, наряду с шахадой – свидетельством, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Аллаха, намазом – молитвой, хаджем – паломничеством и постом. Для правоверных мусульман, таким образом, этот налог в пользу нуждающихся единоверцев стал обязателен для исполнения. Мусульманские правоведы толкуют этот термин как «очищение». Его уплата «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен. Его самая важная цель – посеять семена добра, симпатии и благожелательности среди различных слоев общества. Четкая регламентация закята была разработана мусульманскими правоведами уже после смерти пророка Мухаммада, при правлении халифа Омара.

Закят обязательно выплачивается с ценностей. К ним относятся золото, серебро, наличные деньги, вклады в банках, акции, арендная плата; Закят уплачивается со скота; с торгового имущества; с урожая зеона и плодов.

Было решено, что имущество должно достичь определенного облагаемого минимума. Причем каждый вид имущества, с которого полагалось выплачивать закят, должен был достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означало, что если мусульманин владел золотом, которого чуть меньше облагаемого минимума, а также серебром, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не должен был выплачивать с них закята. Закят платили только взрослые дееспособные мусульмане с: 1) посевов; 2) виноградников и финиковых пальм (мнения об огородных культурах расходятся); 3) скота; 4) золота и серебра; 5) товаров. Облагаемый минимум (нисаб) продукции земледелия – 5 васков (975 кг), скота – 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец (лошади и рабы облагались только при продаже), золото или серебро 20 динаров или 200 дирхемов, товаров – при соответствующей цене. Низкопробная монета принималась по содержанию в ней драгоценного металла. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия в расчет не принимались.

Сбор закята с продуктов земледелия в размере 1/10 урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального – в размере 1/40 по истечении календарного года. Собранные суммы находились в распоряжении кади (шариатского судьи) и должны были расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны; исключение составляли средства, предназначенные для газиев – воинов, участвующих в газавате (священной войне), и ветеранов, отличившихся в борьбе за веру. Право на получение помощи из закята имели: неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, несостоятельные должники, газии и приезжие, не имеющие средств для возвращения домой, а также мукатабы – рабы и рабыни, заключившие письменное соглашение о выкупе.

В наше время помощь из закята получают:

1. Бедняки – нуждающиеся люди, которые ничего не имеют. Кто в силу возраста и болезни не способен заработать.

2. Неимущие – нуждающиеся люди, которые не имеют достаточно имущества, с которого выплачивается закят, и средств для поддержания элементарного уровня жизни в течение года.

3. Люди, назначенные властями, имамом или его заместителями для сбора, хранения, учета и распределения закята. Каждый из них получает долю, соответствующую нагрузке на этой работе

4. Те, в чьих сердцах хотят укрепить веру, или те, чьи сердца нуждаются в утешении. Это те, которых имам считает нужным привести к согласию в интересах ислама или для предотвращения возможного ущерба для мусульман.

5. На выкуп пленников мусульман (раньше на выкуп рабов).

6. Должники, не владеющие средствами для их выплаты, при условии, что причина долга не связана с совершением какого-то греха: а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.); б) которые взяли в долг в интересах другого человека.

7. Люди, которые посвятили свою жизнь пути Аллаха – способствующие распространению ислама и истинных знаний о нем. В отдельных случаях эти средства раздаются воинам, ведущим джихад – оборонительную войну.

8. Путники – «дети дорог» – люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию, отрезанные от своего имущества, независимо от того, богаты они в своей стране или нет.

 

Выплата закята кому-либо из людей, принадлежащих к перечисленным здесь восьми категориям, связана с особыми условиями для каждой категории. Получающий закят должен быть свободным мусульманином, взрослым и в здравом уме.

Садака

Помимо вменяющейся в обязанность милостыни мусульманину рекомендуется не забывать о добровольной благотворительности. Садака переводится с арабского как «искреннее деяние» ( по-персидски – «садаге», по-турецки – «садакат»). Это добровольная милостыня, которую человек предоставляет по собственному усмотрению и желанию во имя Всевышнего.

Более того, садака в широком смысле означает всякое доброе деяние, о чем свидетельствуют многочисленные хадисы, приводящие высказывания пророка по этому поводу. Передают, что Мухаммад сказал: «Каждый мусульманин обязан подавать милостыню». Его спросили: «А если он не нашел у себя ничего для этого? » Пророк сказал: «Пусть трудится своими руками, принесет этим пользу самому себе и подаст милостыню из заработанного». Его спросили: «Скажи, а если он не может работать? » Он ответил: «Пусть помогает нуждающемуся и несчастному». Его вновь спросили: «Скажи, а если он и этого не может? » Он ответил: «Пусть учит творить добро и предостерегает от зла». Тогда его спросили: «А если он и этого не может? » Тогда Посланник Аллаха сказал: «Пусть воздержится от зла, ибо и это – милостыня».

Другой хадис передает, что неимущие спросили Мухаммада, как они могут подавать садаку, если сами нуждаются в помощи. Посланник Аллаха ответил: «Поистине, врата блага многочисленны! Садакой является и произнесение слов «субхан-Аллахи» – «Слава Аллаху! » и «Аллах акбар» – «Аллах велик». Ты подашь садака, если уберешь с дороги то, что мешает людям, будь то камень или колючка, или объяснишь что-либо глухому, или выведешь на правильный путь слепого, укажешь спрашивающему то, что ему нужно, окажешь помощь скорбящему, который взывает о помощи. Отлить воду из своего кувшина в кувшин своего брата – благотворительность. Если ты улыбнешься своему брату, это будет тоже садакой…».

Садака бывает следующих видов: 1) как единичный акт благотворительности; 2) как вид искупительного действия, то есть фактически «добровольный штраф», идущий на благотворительные цели; 3) как отчисления имущими части своих доходов в пользу неимущих. В первых двух случаях садака может даваться деньгами, пищей, одеждой, предоставлением услуг и жилья, прощением долга, обязательства и т.п. В третьем случае садака выделяется только деньгами. Их собирают специальные сборщики и направляют в центральную или местную казну, где вместе с отчислениями от закята они образуют страховой фонд. Средства из него распределяются среди нуждающихся особыми уполномоченными от имени центральной или местной власти.

Принимать садака может только тот, кто сам не в состоянии ее давать, иначе это наказывается как вымогательство. Право на получение добровольного пожертвования имеют бедняки и инвалиды, бедственное положение которых удостоверено тремя членами их общины, разоренные из-за каких-либо превратностей и те, кто вынужден делать какие-либо выплаты и нести расходы сверх своих возможностей, например содержать неимущих родственников, и т. п. Когда их дела придут в порядок, выплата садаки прекращается. Из средств садаки выплачивается вознаграждение тем, кто помогал на войне, но ничего не получил за это, погашается недостающая часть выкупа пленного мусульманина, получают содержание чиновники, собирающие и распределяющие пожертвования, содержатся странноприимные дома и оказывается помощь путникам, по каким–либо причинам не могущим продолжать путь.

Вакф.

Вакф, передача умственно полноценным и совершеннолетним мусульманином прибыли от какой-либо вещи или товара нуждающимся из числа мусульман или зиммиев (немусульман, которые находятся под покровительством мусульманского государства) без каких-либо предварительных условий. Это один из видов благотворительности в Исламе, который совершают материально обеспеченные люди. Пример этого вида благотворительности подал сам пророк Мухаммад. Он передавал принадлежащие ему земли и сады в качестве вакфа нуждающимся. Тот, кто дает вакф называется «вакифом». То, что дается в качестве вакфа называется «мавкуф». Тот, кто получает прибыль от вакфа называется «мавкуфун алейх». А само соглашение называется «вакфия». Во множественном числе – афкаф.

Примером вакфа является какой-либо земельный участок или магазин, переданные их владельцем нуждающимся для безвозмездного пользования.

Вакф является настолько богоугодным делом, что чем больше он продолжается, тем больше его владелец получает довольство Аллаха. Исламские правоведы говорят, что выражение саадака ад-джария, которое упоминается в аятах Корана 3: 92 и 22: 77-78 имеет смысл вакфа.

Согласно исламскому праву для передачи недвижимости в качестве вакфа необходимо оговорить все условия этого дела и подписать договоры.

Вакф может проявляться в самых различных сферах общественной жизни. Это и передача в пользование мусульманам и мечетей, и объектов образования, культуры (библиотек, медресе и т.д.), и военных объектов (например, казарм), и экономических объектов (рынков, магазинов), и медицинских объектов (поликлиник, больниц).

Основные цели

— Координация и содействие в работе церковных социальных начинаний во всех епархиях.

— Разработка и внедрение эффективных методик помощи всем категориям нуждающихся, учитывая исторические и духовные традиции Православия.

— Организация обмена опытом и обучения церковных социальных работников, а также межконфессионального обмена опытом.

— Организация эффективного сотрудничества с государственными структурамивсех уровней, а также с общественными организациями и предпринимательскими структурами.

— Популяризация идеи о необходимости личного участия в делах милосердия, привлечение внимания к нуждам обездоленных; привлечение в сферублаготворительности возможно более широкого круга людей и организаций.

— Создание общецерковного массового добровольческого движения милосердия.

— Создание общецерковных программ привлечения массовых частных пожертвований на социальные проекты Церкви.

Основные задачи

В области общей координации:

— Создание интерактивной базы данных по благотворительной деятельности РПЦ по всем епархиям.

— Проведение обучающих семинаров, конференций и встреч, нацеленных на передачу опыта, включая интернет-конференции, интернет-семинары и форумы.

— Системное взаимодействие с государственными органами на всех уровнях, с целью создать условия для плодотворного сотрудничества церковных и государственных социальных учреждений.

— Налаживание взаимодействия с МЧС для оперативного привлечения священников, сестер милосердия и добровольцев в чрезвычайных ситуациях.

— Координация усилий со смежными Синодальными отделами; участие в работе профильной комиссии Межсоборного присутствия.

В области развития социальных проектов на местах:

— Создание и поддержание стандартов социальной деятельности; разработка и внедрение типовых программ и методик по социальному служению; издание методических материалов, предоставление участникам церковной социальной работы методической помощи.

— Согласование направлений, сроков, видов социальной деятельности в епархиях.

— Создание грантовых механизмов поддержания имеющихся удачных начинаний.

— Помощь в поиске начального финансирования для запуска новых перспективных социальных проектов.

— Помощь в решении правовых вопросов, связанных с социальной деятельностью.

— Контроль качества и эффективности благотворительной и социальной деятельности церковных организаций на местах.

В области организации общецерковных социальных программ:

— Изучение опыта масштабной благотворительной деятельности таких зарубежных международных конфессиональных организаций, как «Каритас» и пр.

— Создание концепции Общецерковной Службы «Милосердие», ее финансирования и функционирования.

— Развитие Общества православных врачей, привлечение членов общества к общецерковным и региональным социальным проектам;

— Распространение опыта эффективных добровольческих православных организаций в регионах, создание Общецерковного Содружества православных добровольцев;

— Лоббирование в высших государственных органах законов, способствующих развитию православной благотворительности.

В области связей с общественностью:

— Систематическое информирование общества о социальной деятельности Церкви, при помощи церковных интернет-ресурсов и печатных изданий, а также работа с внешними СМИ.

— Организация семинаров, выставок, конференций, интернет-ресурсов, публичныхакций и других мероприятий, нацеленных на активизацию социальной деятельности и популяризацию в обществе идеи милосердного служения ближним.

— Повышение общественной значимости социального служения средствами социальной рекламы.

Роль гражданской ответственности в социальном служении.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь