Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лабораторная работа 11. Программирование рекурсивных алгоритмов



Рекурсивные функции

Написать программу упорядочивания массива методом быстрой сортировки, используя рекурсию.

Говоря кратко, рекурсивной называется функция, в которой имеется обращение к ней самой. Алгоритм быстрой сортировки, заключается в использовании «процедурыа разделения», присмснясмая к фрагменту массива (изначально - ко всему массиву). На каждом шаге образовывались две половинки текущего фрагмента, и к ним снова нужно было применять процедуру разделения. То есть но своей сути алгоритм является рекурсивным, и если не здесь приме­нять рекурсивные функции, то где?..

К счастью, любая функция в программе на C++ может вызываться рекурсивно. При этом в стеке выделяется новый участок памяти для размещения копий пара­метров, а также автоматических и регистровых переменных, поэтому предыдущее состояние выполняемой функции сохраняется, и к нему впоследствии можно вер­нуться (так и произойдет, если только вата программа где-нибудь не зависнет). Одна из возможных версий программы сортировки приведена ниже. «include < lostream.h>

#include < iostream.h>

void qsort(f1oat* array, int left, int right);

int main(){

const int n = 10;

float arr[n];

int i, l, r;

cout < < " Введите элементы массива: ";

for (i= 0; i < n; i++) cin > > arr[i1];

l=0; r= n - 1; // левая и правая границы начального фрагмента

qsort(arr, l, r); // 1

for (i= 0; i< n; i++) cout< < аrr[i] < < ' ';

return 0;

}

void qsort(float* array, int left, int right){

int 1= left, j = right;

float middle = array[(left * right) / 2];

float temp;

while (i < j) {

while (array[i] < middle) i++;

while (middle < array[j]) j--;

if (i < =j) {

temp = array[i];

array[i]= array[j]:

array[j] = temp;

i++;

j--; }

}

if (left < j) qsort(array, left, j);

if (i < right) qsort(array, i, right); }

}}

Мы не будем подробно анализировать эту программу, поскольку алгоритм уже использовался. Единственное изменение это то, что процедура разделения реализована здесь в виде рекурсивно вызываемой функции qsortt). в теле которой есть два обраще­ния к самой себе: в операторе 2 — для сортировки левой (юловннки текущего фраг­мента, и в операторе 3 — для сортировки его правой половинки. Однако, у рекурсии есть и недостатки: во-первых, такую программу труднее отлаживать, поскольку требуется контролировать глубину рекурсивного обращения, во-вторых, при большой глубине стек может переполниться, а в-третьих, использование рекурсии повышает накладные расходы (например, в данном случае в стеке сохраняются отнюдь не два числа, представляющие собой границы фрагмента, а гораздо больше, не говоря уже о затратах, связанных с вызовом функции). Поэтому рекурсию при всей ее красоте следует применять с осторожностью.

Многофайловые проекты

До сих пор мы писали программы, исходный текст которых размешался в одном файле. Однако, реальные задачи требуют создания многофайловых проектов с рас­пределением решаемых подзадач по разным модулям (4> айлам).

Напомним, что пользуясь технологией нисходящего проектирования программ. мы разбиваем исходную задачу на подзадачи, затем при необходимости каждая из них также разбивается на подзадачи, и так далее, пока решение очередной подза­дачи не окажется достаточно простым, то есть реализуемым в виде функции обо­зримого размера (как уже указывалось, наиболее предпочтительным считается размер не более одного-двух экранов текстового редактора). Исходные тексты совокупности функций для решения какой-либо подзадачи, как правило, размешаются в отдельном модуле (файле). Такой файл называют исход-i: f.4 (source 1Не). Обычно он имеет расширение.с или.срр. Прототипы всех функ­ций исходного файла выносят в отдельный так называемый заголовочный файл (headerfile), для него принято использовать расширение.h или.hop.

Таким образом, заголовочный файл ххх.h содержит интерфейс для некоторого на­бора функций, а исходный файл ххх.ерр содержит реализацию этой ■ набора. Если некоторая функция из указанного набора вызывается из какого-то другого исход­ного модуля ууу. срр. то вы обязаны включить в этот модуль заголовочный файл ххх. h с помощью директивы #t ncl ибе'. Негласное правило стиля программирования на C++ требует включения этого же заголовочного файла (с помощью#include> и в исходный файл ххх.ерр.

Теперь о глобальных переменных. В многофайловом проекте возможны два «вида глобальности». Если некоторая глобальная переменная glvarl объявлена в файле ххх.ерр с модификатором static, то она видима от точки определения до конца этого файла, то есть область ее видимости ограничена файлом. Если же другая гло­бальная переменная gl var2 объявлена в файле ххх.ерр без модификатора static, то она может быть видимой в пределах всего проекта. Правда, для того, чтобы она оказалась видимой в другом файле, необходимо иметь в этом файле ее объявление с модификатором extern (рекомендуется это объявление помес­тить в файл ххх. п).

Что и как следует размещать в заголовочном файле

В заголовочном файле принято размещать:

□ определения типов, задаваемых пользователем, констант, шаблонов;

□ объявления (прототипы) функций;

Q объявления внешних глобальных переменных (с модификатором extern); -J пространства имен1.

Теперь обратим ваше внимание на проблему повторного включения заголовочных файлов. Проблема может возникнуть при иерархическом проектировании струк­тур данных, когда в некоторый заголовочный файл ууу. h включается при помощи директивы #inclixte другой заголовочный файл ххх. h (например, для использова­ния типов, определенных в этом файле). Впрочем, лучше рассмотреть эту пробле­му на конкретном примере.

Ниже приведены тексты очень простой многофайловой программы, в которой опре­делены типы данных «Точка» (структура Point в файле Point.h) и «Прямоуголь­ник» (структура Reel в файле Rect.п). Поскольку второй тип данных определяется через первый, в файле Rect.г имеется директива (Hnclude " Point.h".

В основном модуле maln.cpp просто создаемся объект типа «Прямоугольник»1 и выводятся координаты его левого верхнего и правого нижнего углов. В основном модуле используются как функции из модуля Point.срр. так и функции из модуля Rect.срр. поэтому в него включены оба заголовочных файла Point.h и Rect.h. Но после обработки этих директив препроцессором окажется, что структура Point оп­ределена дважды. В результате компилятор выдаст сообщение об ошибке наподо­бие следующего: «error...: 'Point': 'struct' type redefinition».

iiilUilll Файл Polnt.h HIIIIUII

а Объявления тигов

struct Point 1 int x: tnt y:

):

// Прототипы функций

void SetXYlPointi point, int x. 1nt y):

mt GetX(Polnt4 point):

int GetY(Pomt4 point):

aaaaa Файл Rect.h Ulllll/ll . #tnclude " Point.h" // Объявление типов struct Rect {

Point leftTop:

Point rlghtBottom;

):

// Прототипы функций

void SetlTR8(Rect& rect. Point It. Point rb):

void GetlTlRectS rect. Pointi It):

void GetRBfRecti rect. Point* rb);

aaaaa Файл Point.cpp шиши linclude -Point.h"

void SetXKPoint* point. 1nt x. int y) {

point.x - x:

polnt.y - y: I

Int Getx(Po1nt& point) { return point.x:

int GetVtPoinU point) { return point.y:

)

Ullllllll Файл Rect.cpp Ullllllll #include -Rect.h"

void SetLTR6(Rect4 rect. Point It. Point rb) {

rect.leftTop - It:

rect.rlojitBottom - rt>; J

void GeUT(Rect& rect. Points It) {

It - rect.leftTop; I

void GetRB(fiect& rect. Point* rb) { rb - rect.rightBotto»:

I

♦ include < stdio.h>

♦ include -point.h" «Include 'Rect.h"

llllllllll Файл Main.cpp Ullllllll int ma1n(){

Point ptl, pt2. It. rb:

Rect recti:

SetXY(ptl. 2. 5); SetXY(pt2. 10. 14);

SetLTRBtrecti, ptl. pt2);

GetLKrectl. It):

GetRB(rectl. rb):

printfCrect.lt.x - Xd. rect.lt.y - Xd\n". It.x. lt.y):

printfCrect.rb.x - Xd. rect.rb.y - Xd\n\ rb.x. rt.y);

return 0; } Каков выход из этой ситуации? Бьерн СтрауструЛ рекомендует использовать так называемые стражи включения, и этот способ нашел широкое применение. Он со­стоит в следующем; чтобы предотвратить повторное включение заголовочных фай­лов, содержимое каждого. h-файла-должно находиться между директивами услов­ной компиляции #1fndef и #endif. как описано ни#е: #ifndef FILEW*_H

Heffne FILENMC.H

/* содержимое эасогювочного файла */

lendlf /* FILENAMEH */ Применительно к нашему примеру файл Point.h должен содержать следующий текст;

IIIIIIIIII «айп Point.h UIIUUU #ifndef P01NT_H Wefine POINT.H // Объявления типов struct Point {

int x;

int y: )i

// Прототипы функций void SetXY(Polnt& point, int x. int y): int GetX(Polnt4 point): int GetYfPoint* point):

#endif /* P0INT_H •/ Реюлиндуем вам проверить рассмотренный пример на вашем компиляторе.

Задача 7.7. Многофайловый проект — форматирование текста

Написать программу форматирования текста, читаемою из файла unformt.txt и состоящего из строк ограниченной длины. Слова в строке разделены произвольным количеством пробелов. Программа должна читать входной файл по строкам, qbop-матировать каждую строку и выводить результат в выходной файл formtd. txt. Форматирование.заключаете* в выравнивании границ текста слева и справа пу­тем равномерного распределения пробелов между соседними словами, а также в отступе с левой стороны страницы на margin позии/лй, то есть результирующий текстдолжен находиться в позицияхmargin 1..margin • maxljine. Кроме этого, программа должна подсчитать общее количество слов в тексте.

На примере этой задачи мы показываем технологию разработки многофайловых

проектов.

Алгоритм решении задачи не представляет особой сложности:

1. Открыть входной фай л.

2. Читать файл построчно в текстовый буфер line, попутно удаляя возможные пробелы в начале строки (да первого слова).

3. Для каждойстроки line выполнить следующие действия:

■ Вычислить величину интервала (количество пробелов), которую необходи­мо обеспечить между соседними словами для равномерного распределения слов в пределах строки.

■ Вывести каждое слово из строки 1i пе в выходной файл, вставляя между сло­вами необходимое количество пробелов и одновременно увеличивая счет­чик слов па единицу.

4. После обработки последней строки входного файла вывести на экран значение

счетчика слов и закрыть выходной файл. Разбиение на подзадачи.

В результате детализации описанного алгоритма определяем спецификации нуж­ных нам функций:

Q void Definter (const char* pline. int 8 base_int. int A adoMnt. lot S inter) определяет для строки, на которую указывает pi ine. количество межсловных промежутков inter, требуемую величину основного интервала base^int для каж­дого промежутка (количество пробелов) и величину дополнительного интер­вала add_int. определяемую как остаток от деления общего количества пробе­лов в строке на количество межсловных промежутков; последняя величина должна быть равномерно распределена путем добавления одного пробела в каж­дый из первых add_mt промежутков;

□ void Getltne (FILE* finp. char* pi ine) читает очередную строку из входного файла в массив символов с адресом р1 ire. ликвидируя при этом пробелы в на­чале строки;

Q void Ptrtlfiterval (FILE* 'out. const int k) выводит очередной интервал, состо­ящий из К пробелов;

□ Int PutWord (FILE* fout. const char* pline. const int startpos) выводит очеред­ное слово в выходной файл, начиная с позиции startpos текущей строки pi ine; возвращает номер позиции в строке pltne, следующей за последним передан­ным символом, или 0 — если достигнут конец строки;

Q int SearchNextWord (const char* pline. const int curpos) возвращает номер пози­ции, с которой начинается следующее слово в строке pi ine. или 0. если достиг­нут конец строки (поиск начинается с позиции curpos).

Разбиение на модули.

Наша программа будет располагаться Р двух исходных файлах: task7_7.cpp — с функцией main, edi t.срр - с реализацией перечисленных выше функций, а также заголовочный (райл edit.h с ннтер< ]> ейсом этих функций. Ниже приводится содержимое этих файлов.

Illllllllllllltlllllttllllllllllllltlllllinitllllltlltlltl

II Файл Task7_7.cpp

♦ include < stdio.h>

♦ include < strlng.h>

«include < stdlib.h>

♦ include " edit.h"

// Глобальные перевен^ые const irt maxlHne - 63: const int margin - 5;

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь