Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Работа с файлами, используя DTA. PSP. Окружение
Цель. Научиться работать с файлами используя DTA. Получить навыки использования в ассемблерных программах информации содержащейся в PSP и Окружении DOS. Задание. Создать текстовый файл «Dir.Txt», содержащий перечень файлов в текущем каталоге. Примерный формат файла «Dir.Txt»: ****************************** D: \USERS\ASM\EXAMPLE\PRG2 . .. FILE2.ASM FILE2.COM FILE2.OBJ Дополнительная информация: ****************************** Дополнительная информация, записываемая в файл «Dir.Txt» выбирается в соответствии с вариантом. Замечания: 1. файл «Dir.txt» можно создавать, используя описатели; 2. получение пути, по которому была запущена программа (первая строка в файле «Dir.Txt») можно осуществить, используя окружение DOS. Для этого, во-первых, необходимо получить адрес PSP (функция 062H прерывания 21H), во-вторых, найти в нем адрес окружения DOS, и, в-третьих, получив из окружения DOS строку, содержащую путь и имя запущенного файла, выделить из нее путь к текущему каталогу; 3. на следующем этапе производится поиск первого совпадающего с маской «*.*» файла и его имя записывается в файл «Dir.Txt». Перед началом поиска необходимо правильно установить атрибут файла в CX для сравнения. Далее производится поиск следующего совпадающего с маской файла, используя функцию 04FH прерывания 21H. Если такой файл найден, то его имя записывается в «Dir.Txt», иначе осуществляется выход из программы; Таблица. Варианты заданий
Теоретические сведения Структура DTA Как было сказано ранее, используются два метода доступа к файлу: метод управляющего блока файла (FCB) и метод дескриптора файла. В любом случае программа при работе с файлами должна указывать место в памяти, куда будут помещаться принимаемые данные или откуда будут извлекаться выводимые. Обычно временный буфер устанавливается размером в одну запись и бывает удобно описать его как строковую переменную в сегменте данных. Буфер, используемый методом FCB доступа к файлам, называется областью обмена с диском или DTA. На этот буфер указывает условный указатель, который хранится операционной системой и который может быть изменен программой. В документации этот указатель на DTA часто сам называют DTA. Указатель на DTA устанавливается специальной функцией DOS и после того как он установлен все функции чтения/записи автоматически обращаются к нему. Это означает, что сами функции не должны содержать адрес временного буфера. Для установки указателя на DTA используется функцию 1AH прерывания 21H (DS: DX должны указывать на первый байт DTA). Функция 2FH прерывания 21H сообщает текущую установку указателя DTA (при возврате ES: BX содержат сегмент и смещение DTA). Префикс программного сегмента PSP обеспечивает каждую программу 128-байтным встроенным DTA, начиная со смещения 80H и до 9FH. Программа может использовать его при нехватке памяти. Первоначально указатель на DTA указывает именно на этот буфер, поэтому если программа будет использовать его, то нет нужды устанавливать указатель. Этот буфер по умолчанию особенно удобно использовать с COM файлами, где DS указывает на начало префикса программного сегмента. Для файлов EXE может потребоваться небольшой добавочный код, чтобы использовать DTA по умолчанию.
Таблица. Структура DTA
Формат FileTime:
Примечание: после извлечения года к нему необходимо прибавить 1980. Существует ряд функций для работы с файлами, используя DTA. Наиболее употребимые из них приведены ниже. Функция 1ah Установить адрес DTA. Вход. AH=1aH DS: DX=адрес для DTA Выход. Нет
Описание. Устанавливает адрес DTA.
Функция 2fh Дать текущий DTA. Вход. AH=2fH Выход. ES: BX=адрес для DTA
Описание. Возвращает адрес начала области ввода-вывода (DTA). Поскольку DTA глобальна для всех процессов, в рекурсивной процедуре (например, при проходе по дереву оглавления) может потребоваться сохранить адрес DTA, а впоследствии восстановить его посредством функции 1aH.
Функция 4eh Найти 1-й совпадающий файл. Вход. AH=4eH DS: DX=адрес строки ASCIIZ с именем файла CX=атрибут файла для сравнения Выход. AX=код ошибки, если CF установлен DTA=заполнена данными (если не было ошибки)
Описание. DS: DX указывает на строку ASCIIZ в форме: " d: \путь\имяфайла", 0. Если диск и/или путь опущены, они подразумеваются по умолчанию. Обобщенные символы * и? допускаются в имени файла и расширении. DOS находит имя первого файла в оглавлении, которое совпадает с заданным именем и атрибутом, и помещает найденное имя и другую информацию в DTA.
Функция 4fh Найти следующий совпадающий файл. Вход. AH=4fH DS: DX= адрес данных, возвращенных предыдущей 4eH. Выход. AX=код ошибки, если CF установлен DTA=заполнена данными (если не было ошибки)
Описание. DS: DX указывает на 2bH-байтовый буфер с информацией, возвращенной функцией 4eH (либо DTA, либо буфер, скопированный из DTA).Необходимо использовать эту функцию после вызова 4eH. Следующее имя файла, совпадающее по обобщенному имени и атрибуту файла, копируется в буфер по адресу DS: DX вместе с другой информацией (см. функцию 4eH о структуре файловой информации в буфере, заполняемом DOS). Ниже приведен фрагмент программы, иллюстрирующий организацию поиска файлов в текущем каталоге. ; Установить адрес DTA MOV AH, 01AH LEA DX, FDTA INT 21H ... ; Наити первый совпадающий файл MOV AH, 4EH LEA DX, MASKA MOV CX, 10H INT 21H JC EXIT NEXT: ... ; Найти следующий совпадающий файл MOV AH, 4FH MOV CX, 10H LEA DX, MASKA INT 21H JNC NEXT EXIT: ... ; ========== DTA ========= FDTA DB 15H DUP (? ) FATTR DB? FTIME DW? FDATA DW? FSIZE DD? FNAME DB 0DH DUP ('$') ; ======================== MASKA DB '*.*', 0
Структура PSP Префикс программного сегмента PSP (Program Segment Prefics) – специальная область оперативной памяти размером 256 (100h) байт. PSP может использоваться в программе для определения имен файлов и параметров из командной строки, введенной при запуске программы на выполнение, объема доступной памяти, переменных окружения системы и так далее. После загрузки программы в память сегментные регистры DS и ES указывают на начало PSP этой программы. Таблица. Структура PSP
Окружение DOS DOS поддерживает область памяти, содержащую набор строк ASCIIZ, которые могут использоваться приложениями для получения некоторой системной информации и для передачи данных между программами. Эта область памяти называется окружением DOS. Структура окружения DOS: имя_1=значение_1«0» имя_2=значение_2«0» ... имя_N=значение_N«0» «0» «xxxx» EXEC_string_1«0» ... EXEC_string_NN«0» «0»
Здесь «0» - это символ ASCII NUL (00H), а «xxxx» - 16-битовое двоичное значение (количество дополнительных строк). Окружение не превышает 32K байт и начинается на границе параграфа. Смещение 2cH в PSP текущей программы содержит номер параграфа окружения. Используя окружение, можно найти нужное имя' серией сравнений строк ASCIIZ, пока не достигнута пустая строка (нулевой длины), что указывает конец окружения. В последних версиях DOS, за концом официального окружения помещается дополнительная строка, которая содержит диск и путь, с которых была загружена программа. Вслед за последней строкой ASCIIZ окружения находится нулевой байт, указывающий конец официального окружения. Следующие два байта содержат 16-битовый двоичный счетчик дополнительных строк (обычно 0001H). Вслед за значением счетчика находится строка ASCIIZ, содержащая путь и имя файла. Это в точности та строка, которая использовалась функцией DOS 4bH (EXEC) для загрузки и запуска программы.
Лабораторная работа №4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы