Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура EXE- и COM- программы. Вывод на экран



Цель. Изучение структуры EXE- и COM-программы. Получение навыков вывода данных на экран монитора.

Задание. Разработать EXE-программу вывода символа на экран, и COM- программу вывода на экран строки.

Теоретические сведения

Структура программы

Исходный программный модуль состоит из команд и директив. Команды управляют работой процессора, а директивы указывают ассемблеру и редактору связей каким образом следует объединять, команды для создания модуля, который и станет работающей программой.

Команда на языке ассемблера состоит не более чем из четырех полей. Ниже приведен формат и пример команды с указанием названия его полей:

Метка Код операции Операнды; Комментарий

MET: MOVE AX, BX; Пересылка

 

Единственное обязательное поле – поле кода операции, определяющее команду, которую должен выполнить микропроцессор. Поле операндов определяется кодом операции и содержит дополнительную информацию о команде. Метка содержит в символическом виде адрес команды, что необходимо для организации переходов (ссылок). Поле комментария служит для удобства программиста и компилятором игнорируется.

Оператор директивы состоит из символического имени, кода псевдооперации, поля операндов и комментария. Структура директивы аналогична структуре команды. Второе поле – код псевдооперации определяет смысловое содержание директивы. Как и команды, у директивы есть операнды, причем их может быть один или несколько и они отделяются друг от друга запятыми. Допустимое число операндов в директиве определяется кодом псевдооперации. Например:

DB 0, 0, 0, 0, 0

END START

 

Директива может быть помечена символическим именем и содержать поле комментария. Символическое имя, стоящее в начале директивы распределения памяти, называется переменной. В отличие от метки команды после символического имени директивы двоеточие не ставиться.

Программа на языке ассемблера состоит из программных модулей, содержащихся в различных файлах. Каждый модуль, в свою очередь, состоит из операндов или директив ассемблера и заканчивается директивой END. Метка, стоящая после кода псевдооперации END, является точкой входа в программу.

Каждый модуль разбивается на отдельные части директивами сегментации, определяющими начало и конец сегмента. Любой сегмент начинается директивой начала сегмента – SEGMENT и заканчивается директивой конца сегмента – ENDS. В начале директив сегментации ставится имя сегмента.

Каждый сегмент может быть также разбит на части. В общем случае информационные сегменты SS, ES и DS состоят из определений данных, а программный сегмент CS – из команд и директив, группирующих команды в блоки.

Программный сегмент может разбиваться на части директивами определения процедур – некоторых выделенных блоков программы. Как и для определения сегмента, имеются две такие директивы – директива начала PROC и директива конца ENDP. Процедура имеет имя, которое должно включаться в обе директивы, процедуры в сегменте могут располагаться последовательно одна за другой, могут быть также вложенными одна в другую.

Принципиальной особенностью COM-программы является то, что в отличие от EXE-программы, которая содержит отдельные сегменты данных, стека и кода, COM-программ, в большинстве случаев, может содержать лишь один основной сегмент (сегмент кода), в котором размещаются и код, и данные, и стек. Кроме того, EXE-программа, в отличие от COM-программы, содержит так называемый EXE-заголовок (256 байт), при помощи которого загрузчик выполняет настройку ссылок на сегменты в загруженном модуле, а так как и COM- и EXE- программа должна загружаться с адреса PSP: 0100h (100h=256), COM-программа должна содержать в начале сегмента кода директиву, позволяющую осуществить такую загрузку (ORG 100H).

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие основные особенности структуры EXE- и COM-программ, написанных на языке ассемблера:

Пример. Структура EXE-программы:

; Определение сегмента стека

STAK SEGMENT STACK

DB 256 DUP (? )

STAK ENDS

; Определение сегмента данных

DATA SEGMENT

SYMB DB '#'; Описание переменной с именем SYMB

; типа Byte и со значением «#»

...; Определение других переменных

DATA ENDS

; Определение сегмента кода

CODE SEGMENT

ASSUME CS: CODE, DS: DATA, SS: STAK

; Определение подпрограммы

PROC1 PROC

...; Текст подпрограммы

PROC1 ENDP

START:

XOR AX, AX; Точка входа в программу START

MOV BX, data; и обязательная инициализация

MOV DS, BX; регистра DS в начале программы

CALL PROC1; Пример вызова подпрограммы

...; Текст программы

MOV AH, 4CH; Операторы завершения программы

INT 21H

CODE ENDS

END START

 

Пример. Структура COM-программы:

; Определение сегмента кода

CODE SEGMENT

ASSUME CS: CODE, DS: CODE, SS: CODE

ORG 100H; Начало необходимое для COM-программы

START:

...; Текст программы

MOV AH, 4CH

INT 21H; Операторы завершения программы

; ===== Data =====

BUF DB 6; Определение переменной типа Byte

...; Определение других переменных

CODE ENDS

END START

 

Вывод на экран

Вывод информации в ассемблерных программах осуществляется обычно при помощи сервисных функций DOS (прерывание 21h) или BIOS (прерывание 10h). Процесс вывода состоит в следующем:

- определенные регистры микропроцессора загружаются выводимой информацией или адресом буфера, содержащего выводимую информацию;

- в регистр AH заносится номер используемой для операции вывода функции;

- инициируется прерывание.

Ниже представлен перечень функций прерывания 21h и 10h, использующихся для вывода информации.

Прерывание 21h.

Функция 02h

Вывод на дисплей.

Вход. AH=02h

DL=выводимый символ

Выход. Нет

 

Описание. Посылает символ из DL на стандартный вывод. Обрабатывает символ Backspace (ASCII 8), перемещая курсор влево на одну позицию и оставляя его в новой позиции.

Функция 05h

Вывод на принтер.

Вход. AH=05h

DL= символ, записываемый на стандартный принтер

Выход. Нет

 

Описание. Посылает символ в DL на стандартное устройство принтера, обычно LPT1. Команда DOS MODE может перенаправить этот вывод в последовательный порт.

 

Функция 09h

Выдать строку.

Вход. AH=09h

DS: DX=адрес строки, заканчивающейся символом '$'.

Выход. Нет

 

Описание. Строка, исключая завершающий ее символ '$', посылается на стандартный вывод. Символы Backspace обрабатываются как в функции 02h. Обычно, чтобы перейти на новую строку, включают в текст пару CR/LF (ASCII 13H и ASCII 0aH). Строки, содержащие '$', можно выдать через 40h (BX=0), которая посылает символ в DL на стандартное устройство принтера, обычно LPT1.

 

Прерывание 10h.

Функция 02h

Вход. AH=02h

BH = видео страница

DH, DL = строка, колонка (считая от 0)

Выход. Нет

 

Описание. Устанавливает курсор в позицию DH, DL. Установка курсора на строку 25 делает курсор невидимым.

Функция 09h

Писать символ/атрибут в текущей позиции курсора.

Вход. AH=09h

BH = номер видео страницы

AL = записываемый символ

CX = счетчик (сколько экземпляров символа записать)

BL = видео атрибут (текст) или цвет (графика)

Выход. Нет

 

Описание. Выводит на экран в текущую позицию курсора символ с заданным атрибутом.

 

Функция 0ah

Писать символ в текущей позиции курсора.

Вход. AH=0ah

BH = номер видео страницы

AL = записываемый символ

CX = счетчик (сколько экземпляров символа записать)

Выход. Нет

 

Описание. Выводит на экран в текущую позицию курсора заданный символ.

 

Функция 13h

Вывод строки.

Вход. AH=13h

ES: BP – выводимая строка

CX = длина строки (подсчитываются только символы)

DH, DL = позиция (строка, колонка) начала вывода

BH = номер страницы

AL = код подфункции:

0=атрибут в BL; курсор без изменения

1=атрибут в BL; курсор – в конец строки

2=формат строки: char, attr,...; курсор без изменения

3=формат строки: char, attr,...; курсор – в конец строки

Выход. Нет

 

Описание. Выдает строку в позиции курсора. Символы 0dH (CarRet), 0aH (LineFeed), 08H (backspace) и 07H (Beep) трактуются как команды управления и не высвечиваются.

 

Некоторые функции прерывания 10h используют для вывода атрибут символа. Для адаптеров цветной графики в текстовом режиме атрибут определен следующим образом:

fgB background brt foreground

foreground – цвет переднего плана (от 0 до 0fH);

brt – интенсивность: 1=передний план яркий;

background – фоновый цвет (от 0 до 7);

fgB – мерцание: 1=передний план мерцает;

Видеоадаптер поддерживает следующие цвета:

00H черный 01H синий 02H зеленый 03H голубой 04H красный 05H розовый 06H коричневый 07H серый 08H темно-серый 09H ярко-синий 0aH светло-зеленый 0bH светло-голубой 0cH светло-красный 0dH светло-розовый 0eH желтый 0fH белый

Вычислить значение атрибута можно, используя следующее выражение:

(фон * 16) + передний план + (128 для мерцания)

 

Приведенный ниже фрагмент программы иллюстрирует процесс вывода строки на экран.

MOV AH, 09H; Выбор функции прерывания

MOV DX, OFFSET STR; Занесение в DX адреса выводимой строки

INT 21H

...

STR DB 10, 13, 'Hello$'

; Описание строки

 

Лабораторная работа №2

Циклы. Ввод с клавиатуры

Цель. Получение навыков организации циклических структур в ассемблерных программах. Ввод символов с клавиатуры.

Задание. Разработать программу, ввода строковых данных с клавиатуры. Произвести обработку введенных строк в соответствии с вариантом и вывести результат на экран.

Таблица. Варианты заданий

Вариант Задание
Произвести замену всех латинских символов «а» на символ «А».
Произвести удаление лишних пробелов (лишними считаются двойные, тройные и т.д. пробелы на месте одного).
Произвести замену всех строчных латинских символов прописными латинскими символами.
Произвести замену всех прописных русских символов строчными русскими символами.
Произвести запись строки в обратной последовательности.
Произвести замену всех первых букв в словах строки на соответствующие прописные.
Произвести поиск самого длинного слова в строке.
Произвести сравнение строк введенных с клавиатуры, сравнение выполнить независимо от регистра букв (т.е. прописные и строчные буквы считаются эквивалентными).
Произвести преобразование строки к верхнему регистру (UPCASE).
Произвести анализ введенного в строке имени файла схеме 8.3 (т.е. имя должно содержать не более 8 символов, а расширение не более 3, имя и расширение разделяются точкой).

 

 

Теоретические сведения


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь