Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава III. Особенности городецких художественных промыслов и их роль в культурной жизни города



 

В Нижегородском Поволжье ввиду бедности почв население издавна занималось торговлей, судостроением, различными ремеслами.

Городец в конце XIX века был не только богатым купеческим селом, но и пунктом сбыта изделий народных промыслов. Зимой на городецкий базар местные крестьяне, а также торговцы из соседнего Семеновского уезда свозили в большом количестве разнообразные кустарные изделия из дерева — так называемый «щепной товар». С началом волжской навигации он расходился по всей России и даже шел на экспорт в Среднюю Азию. Среди прочего щепного товара продавались в Городце и донца прялок, на которых в последней трети XIX века появилась известная теперь по всей стране «городецкая роспись».

В отличие от прялок из северных и центральных губерний России, нижегородские прялки были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения — донцем. После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Молодые девушки брали их на зимние вечерки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених — невесте, или отец — дочери. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.[29]

Декоративное оформление городецких донец резьбой и инкрустацией из мореного дуба возникло во второй половине XVIII века. Изготовлением донец занимались крестьяне из окрестных с Городцом деревень, расположенных в живописной долине лесной речки Узолы: Коскова, Курцева, Савина, Репина, Ахлебаихи, Боярского, Букина и др. Вставки, вырезанные из твердого черного мореного дуба, долго пролежавшего в воде, эффектно выделялись на фоне светлой поверхности донца. «Катанье в карете» было одним из распространенных сюжетов резных донец. Другим любимым сюжетом было «древо жизни» с птицей на ветвях и всадниками по бокам. Подобные изображения очень древние, встречаются они и на вышитых полотенцах. Специалисты считают, что в XIX веке сюжет «древа жизни» понимался как три неравных мира, между ними шла узкая полоса с растительным или геометрическим орнаментом.[30]

Спрос на прялки потребовал перехода к более дешевой и нарядной технике. Вначале это была робкая подкраска фона и отдельных элементов резных донец. Лучшие образцы инкрустированных донец с подкраской создали в 1850-1860-е годы мастера из деревни Ахлебаихи братья Лазарь и Антон Мельниковы. Их замечательные работы можно видеть теперь в разных музеях. Но вскоре мастера окончательно отказываются от трудоемкой резьбы и инкрустации и в самом начале 1870-х годов переходят к одной росписи.

Благодаря смене строгого резца на послушную кисть начали писать самые разные сюжетные картинки, например, мастер Гавриил Поляков - батальные сцены. Но самыми любимыми стали сцены из богатого купеческого и мещанского быта: семейные праздники, застолья, чаепития, встречи гостей, гулянья кавалеров с барышнями и т. п. Кроме донец мастера расписывали и мочесники, бураки (туеса), солонки, поставки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки.

Техника росписи была следующей. Сначала шла грунтовка донец краской на клею. Клеевая краска высыхала быстро. После грунтовки мастер очень осторожно зачищал поверхность донец, удаляя «ворс» древесины, покрывал их поверхность тонким слоем жидкого прозрачного клея, а затем, просушив донца, приступал к росписи. Для росписи краски тоже делались на клею. Городецкие мастера решительно отказались от предварительной разметки. Мастер сразу наносил кистью основные формы. Изображение компоновалось из отдельных цветовых пятен, затем следовал «оживка» (графическое оформление изображаемого).

На манеру городецкой росписи повлияли иконопись и книжная миниатюра (особенно у известного мастера Игнатия Лебедева). Издавна занимались в городецких деревнях и раскраской саней, дуг, глиняной посуды. Однако важно отметить, что новое искусство росписи не порвало прежней традицией украшения донец, напротив, выросло из нее. При переходе к росписи городецкие мастера перенесли из искусства резьбы инкрустации много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов.[31] Условны, как правило, плоскостные и несколько статичные изображения городецкой росписи также повторяли старые резные инкрустированные работы, которых такая манера диктовалась самой техникой резьбы и характером материала: твердый и колкий мореный дуб не позволял делать картинки вполне реалистичными и разнообразными, приучал мастера-резчика к строгому, условному, обобщенному языку. К тому же на первых порах городецким красильщикам не хватало и живописного опыта. Но позднее некоторые мастера, в частности Игнатий Мазин, стремились в своих работах перейти от обобщенной трактовки мотивов к большей повествовательности и непосредственности.

Расцвет городецкой росписи донец пришелся на 1870-1900 годы. Уже в начале XX века ввиду широкого распространения фабричных тканей спрос на донца резко упал, и денечный промысел стал приходить в упадок, хотя искусство росписи еще долго оставалось высоким. Поэтому Городецкая роспись до революции не успела приобрести большую известность.

Зато в России хорошо знали другие Городецкие народные промыслы: изготовление кустарной мебели и выпечка пряников. На Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде купец из Городца Кудряшов представил коллекцию кустарной мебели.

Можно предположить, что часть её была изготовлена в Городце. В экспозиции музея можно видеть прекрасный образец мебели ручной работы конца XIX века - шкаф для посуды (горка) местного мастера Токарева-Казарина, изготовленный по заказу купца Кокурина. На створках шкафа вырезаны сцены из мировой истории: Жанна Д' Арк, взятие Рима варварами, крестоносцы в Иерусалиме и др. Есть и русская история: покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому, поясные портреты Дмитрия Донского, Василия Шуйского, Михаила Федоровича Романова, Ивана грозного и др.

В Городце и в деревнях Городецкого района сохранились замечательные образцы глухой домовой резьбы, характерной для всего Нижегородского Поволжья. Наличники окон, ворота, фронтонные доски домов богато украшались растительным орнаментом и сказочными животными: веселыми львами, птицами-сиринами, русалками (в Городце их называли фараонками). Как правило, в центре фронтонных досок вырезался год совершения работы, а иногда мастер вырезал и свою фамилию.[32]

Богатые традиции старых мастеров народного декоративно-прикладного искусства продолжаются в творчестве современных мастеров.

Пряничный промысел на территории Нижегородской области был известен в разных местах, но крупным центром выпечки пряников со временем стал только Городец. Из сведений о фабричной и заводской промышленности, собранных в 1797 г. по указу Сената, следует, что в Городце выпекали «пряников русского мёда 1000 пудов, украинского мёда 1000 пудов и разводных 6000 пудов, ценою соответственно 4 руб., 3 руб. 80 коп., 2 руб. 50 коп. за пуд».[33]

В XIX веке местное пряничное производство всё увеличивалось: «В 1775 г. здесь выпекалось в год 8 тысяч пудов пряников насумму16, 6 тысяч рублей серебром. В 1832 г. было выпечено пряников на сумму 18, 5 тыс. руб. серебром, в 1861 г. — на 27 тыс. руб.».[34]

В XX веке отчетливее проявляются тенденции индустриализации производства и общества, это отражается и на развитии коренных промыслов — снижается количество выпекаемых пряников, увеличивается количество выпекаемого хлеба, для того, что бы удовлетворить потребности рабочих; большее развитие получает судоходство и судостроения. Однако, данный промысел не был утерян, а продолжает оставаться одной из главных особенностей Городца, об этом свидетельствует и недавно открытый музей, о котором уже рассказывалось выше и общая самобытность Городца, сохранившаяся несмотря на политические и экономические реформы России.

 

 

Заключение

 

Уездные города России являются важной составной частью отечественной истории и культуры. Изучение происходивших в них историко-культурных процессов и описаний жизни горожан современниками событий позволяют проследить тенденции развития общественных процессов. Процесс становления и развития уездных городов также тесно взаимосвязан с особенностями их культуры и архитектуры. Являясь административными, экономическими, духовными и культурными центрами, за исторический период они прошли различный путь развития. Одни с изменением ситуации приходили в упадок, другие возвышались. Это в полной мере можно отнести к истории Городца. В 2012 году город Городец отметил своё 860-летие. За свою историю Городец пережил многое: не раз сменяли друг друга периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Он был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых русских староверов и предприимчивых купцов.

В данной работе мы провели комплексное исследование эволюции культурной жизни уездного города по данным письменных источников на примере Городца Нижегородской губернии в период конца XIX- начала XX веков и получили следующие выводы:

1. Еще в конце XIX века современники отмечали, что Городец далеко обогнал соседнюю Балахну, как в хозяйственном, так и в культурном отношении, и стал одним из самых значительных населенных пунктов Нижегородской губернии. Фактически как малый уездный город в истории и культуре России сыграл весьма значимую роль.

2. Культурная история уездного города складывалась на основе его экономического благосостояния и трудолюбия его жителей многие, из которых были старообрядцами. Эстетика отражалась уже в самом расположении Городца, который красиво раскинулся на высоком волжском берегу. Издалека был виден Троицкий собор, бывший архитектурной доминантой города. Под Троицкой горой шумел базар, рядом с ним на берегу Волги стояло множество купеческих амбаров и пристаней. В настоящее время в Городецком районе находятся 119 памятников истории и культуры, 10 из которых являются объектами историко-культурного наследия Федерального значения. Это Городецкий вал ХII-XIV вв.; Спасская церковь в честь нерукотворного образа Спасителя, 1752 г.; Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 1824 г.; Дом Дементьевой, 1864 г.; Усадьба Паниных, середина XIX в.; Усадьба купца Облаева, середина XIX в., памятник Александру Невскому, 1993 года и другие.

3. Основу экономического процветания Городца составляли хлебная торговля и судостроение. Благодаря зимовке в городецком затоне каравана судов с хлебом из низовьев Волги и Камы, Городец издавна имел значение большого хлебного торгового пункта между Рыбинском и Нижним Новгородом. Так в 1872 году в Городец было привезено 1, 5 миллиона пудов разных хлебов, а в 1913 году - 2, 5 миллиона пудов. В виду большой хлебной торговли продолжала процветать и выпечка городецких пряников.

4. Постройка судов в Городце шла в течение всего года в двух местах: в затоне и в Нижней Слободе. Как и везде тогда, судостроение велось кустарным методом, без стапелей, прямо на берегу Волги: вновь построенные суда спускались на воду во время весеннего паводка. Городецкие купцы строили главным образом огромные (до 100 м длиной) деревянные баржи. Иногда строились и небольшие буксирные пароходы, паровые машины для которых собирались на двух местных чугуно-литейных механических заводах. Кроме того на заводе К.В.Кузнецова отливали чугунные крылечки с фирменными надписями, эти крылечки до сих пор украшают некоторые старые купеческие дома.

5. Городецкие художественные промыслы получили широкую известность благодаря тому, что торговое значение Городца выходило далеко за пределы Балахнинского уезда. Зимой в Городец съезжались торговать крестьяне и купцы из соседних уездов в радиусе 30-40 верст: Семеновского Нижегородской губ., Гороховецкого Владимирской губ., Юрьевецкого и Макарьевского уездов Костромской губернии. Наряду с хлебом главными товарами были лен и кустарные изделия из дерева («щепной товар»), а также изделия Городецких художественных промыслов. Лен покупался скупщиками из соседних губерний, а щепной товар с началом навигации сплавляли в низовья Волги: в Саратовскую и Астраханскую губернии, а также в Среднюю Азию, изделия Городецких художественных мастеров – прялки, мебель, глиняные жбанниковские свистульки игрушки и т.д. расходились по всей России благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке. Однако развитие Городецких художественных промыслов с начала XX века замедляется, это связано с непростой социально-экономической ситуацией, и переключением населения на другие виды работ.

6. Общественная жизнь Городца во многом определялась деятельностью грамотных старообрядцев, наиболее известным из которых был книгописец и изограф И. Г. Блинов (1872-1944). По заказу музеев и частных лиц он писал и украшал иллюстрациями-миниатюрами копии со старых рукописей и книг. И. Г. Блинов был талантливым художником-самоучкой, выходцем из простых крестьян-старообрядцев, оставивших свой след и в Нижнем Новгороде. Его замечательные работы хранятся также в музее зарубежного искусства в Нижнем Новгороде на Верхневолжской набережной. Многие состоятельные городчане увлекались собиранием предметов старины крупнейшие коллекции были у богатых купцов-старообрядцев Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова.

7. Переломный момент в конце XIX - начале XX века обусловил дальнейшее развитие Городца как крупного торгово-экономического центра, что существенно отразилось на численности города. Если в 1897 году численность жителей Городца составляла 6.300 человек, то в 1926 году она увеличилась почти в два раза до 11 200 человек[35]. В 1959 году этот показатель составил уже 27 019 человек[36].

8. Уменьшение роли художественных промыслов в культурной жизни Городца не обозначили их уничтожение. Городец независимо от социально-экономической и политической обстановки страны сохранял свою самобытность, об этом говорит и сегодняшняя тенденция к возрождению музей народных промыслов, мастерских.

Итак, в XIX в. Городец превращается в крупный торгово-экономический и судостроительный центр, этот процесс продолжает усиливаться в начале XX века, оказывая существенное влияние на культурную жизнь города, уменьшая роль традиционных занятий и художественных промыслов, повышая экономический потенциал города. Однако, главная особенность Городца состоит в том, что в нем старое и новое встречается на каждом шагу. Древность и самобытность Городца, красота его природы, неоглядный простор Волги, весь внешний облик города, – все это создавало условия для самобытно развития культуры и искусства, и это сочетание двух эпох в одном городе привлекает пристальное внимание к Городцу и сегодня.

Список использованной литературы

Источники

1. Елпатьевский С. Я. Воспоминания. - Н-Новгород: 2000.

2. Коваль А.Н. Городец сегодня.//Нижегородские губернские ведомости. 22 июня 1896 г. С.2.

3. Отчёт К. П. Смирнова, декабрь 1919 года// Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея/Составитель А. Н. Еранцев. - Городец: 2004.

4. Протокол заседания коллегии Городецкого отдела народного образования от 19 февраля 1920.// Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея/Составитель А. Н. Еранцев. - Городец: 2004.

5. Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона /Сост. и науч. ред. В. В. Ниякий. - Н. Новгород: Нижегород. ярмарка, 2000.

6. Нижегородский край в документах, цифрах, мнениях: Хрестоматия. - М.: Творч.- производств. предприятие «Тиус»: Фирма «Русина», 1992.

7. Мельников А.П. Отчёт о современном состоянии раскола. В память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). - Н. Новгород: Нижегородская Ученая Архивная комиссия, 1911.

8. Газета Нижегородские губернские ведомости, 1903.

 

Литература

1. Аверина В. Городецкая резьба и роспись. - Горький: 1975.

2. Аксенова Г. В., И Г. Блинов - Городецкий книгописец и изограф.// Городецкая старина. Выпуск 3. - Городец: 1997. с 17-19.

3. Балыкина Л.Е. Население средневекового Городца на Волге. Древности Нижегородского Поволжья, выпуск 1. - Н. Новгород: 1997.

4. Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка. Исторический очерк. - Н.Новгород: 1991.

5. Володарский Я. Е. Население России в конце XVII - начале XVIII века. - М.: 1977.

6. Вишневская В.М. Искусство хохломы. Народные художественные промыслы Горьковской области. - Горький: ВВКИ, 1986.

7. Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь. Городецкая старина. Выпуск 2. - Городец: 1994.

8. Георгиевский Г. П. Музеи центральной России. - М.: 2000.

9. Города нашей области: География, история, экономика, население, культура. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1969.

10. Емельянова Т.И. Сказочный мир городецкой росписи.//Нижний Новгород, 1998 № 1, Званцев М.П. Нижегородская резьба. - М.: Искусство, 1969.

11. Званцев М.П. Городецкие инкрустированные донца.//Записки краеведов: очерки, воспоминания, статьи, документы, хроника. — Горький: 1973.

12. Кошман Л.В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX века. Т. I. Общественно-культурная среда. - М.: 1998.

13. Лисицына А.В. Уникальность историко-архитектурной среды Городца на Волге.//Нижегородский проект. — Н. Новгород, № 2, 2002.

14. Маврина Т. Городецкая живопись. — Л.: Аврора, 1970.

15. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. – СПб: 2000.

16. Миронов Б.Н. Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. - Л.: Наука, 1990.

17. Нижегородский край: Факты, события, люди. - Н.Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 1994.

18. Памятники истории и культуры Горьковской области: спра­вочник. / Отв. ред. В. П. Фадеев. — Горький: 1981.

19. Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея /Составитель А. Н. Еранцев. - Городец: 2004.

20. Отечество мое Нижегородское: Книга для чтения /Сост. Г.С. Камерилова. - Н. Новгород: 1997.

21. Сметанин С.И. Разложение сословий и формирование классовой структуры городского населения России // Исторические записки. Т. 102. - М.: 1978. С. 153-182.

22. Сундеева А.А. Деятельность музеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетия. Аналитический обзор.- М.: 2001.

23. Тюрина А.И. История Горьковской области: Учеб. пособие / А. И. Тюрина, В. А. Федоров, Л. А. Чемоданов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989.

24. Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции. Материалы X Каргопольской научной конференции. - Каргополь: Велти, 2009.

25. Уткин П.И. Хохломская роспись. Народные художественные промыслы. - М.: 1992.

26. Уткин П.И. Городецкая роспись. Народные художественные промыслы. - М.: 1992.

27. Шибанов П. П. Полвека с книгой. - М.: Книга, 2003.

28. Шишов А.Н.Городецкая судоверфь (рассказы инженера). - М.: 1954.

 

 

Приложение № 1

Рисунок № 1

Город Мастеров

Рисунок № 2

Дом графини Паниной


[1] Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. - СПб, 2000. С. 116.

 

[2] Володарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века. - М.: 1977.С.9.

[3] Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. - Л.: Наука, 1990. С. 20-21.

[4] Кошман Л.В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX века. Т. I. Общественно-культурная среда. - М.: 1998. С. 52.

 

[5] Коваль А.Н. Городец сегодня.//Нижегородские губернские ведомости. 22 июня 1896 г. С.2.

[6] Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь. Городецкая старина, выпуск 2. — Городец: 1994.С.34.

[6] Отечество мое Нижегородское: Книга для чтения / Сост. Г.С. Камерилова. - Н. Новгород, 1997. С. 229.

 

[7] Отечество мое Нижегородское: Книга для чтения / Сост. Г.С. Камерилова. - Н. Новгород, 1997. С. 229.

[8] Тюрина, А.И. История Горьковской области: Учеб. пособие / А. И. Тюрина, В. А. Федоров, Л. А. Чемоданов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989.С.57.

[9] Нижегородский край в документах, цифрах, мнениях: Хрестоматия. - М.: Творч.- производств. предприятие " Тиус": Фирма " Русина", 1992.С.89.

 

[10] Шишов А.Н.Городецкая судоверфь (рассказы инженера). — М.: 1954.С.9.

[11] Тюрина А.И. История Горьковской области: Учеб. пособие / А. И. Тюрина, В. А. Федоров, Л. А. Чемоданов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989.С.55.

[12] Мельников А.П. Отчёт о современном состоянии раскола. В память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). — Нижегородская Ученая Архивная комиссия, 1911.С.14.

[13] Лисицына А.В. Уникальность историко-архитектурной среды Городца на Волге.//Нижегородский проект. — Н. Новгород, № 2, 2002.С.5.

[14] Народная энциклопедия «Мой город». Городец // http: //www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/gorodec/index.html

[15] Нижегородские губернские ведомости – 1903 – 12 ноября - № 46, с 265.

[16] Нижегородские губернские ведомости – 1903 – 8 октября - № 41, с 254.

[17] Города нашей области: География, история, экономика, население, культура. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1969.С.73.

[18] Народная энциклопедия «Мой город». Городец // http: //www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/gorodec/index.html

[19] Всесоюзная перепись населения 1959 года. http: //demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php

[20] Нижегородские губернские ведомости// Ведомости о повальных болезнях на скот в Нижегородской губернии за время с 15 по 22 августа. – 1903. - № 28

[21] Маврина Т. Городецкая живопись. — Л.: Аврора, 1970.С.8.

[22] Цит. по: Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея /Составитель А. Н. Еранцев. Городец, 2004. С. 2.

[23] Отчёт К. П. Смирнова, декабрь 1919 года// Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея/Составитель А. Н. Еранцев. Городец, 2004.С.4.

 

[24] Георгиевский Г. П. Музеи центральной России. – М.: 2000.С.89.

[25] Памятники истории и культуры Горьковской области: спра­вочник. / Отв. ред. В. П. Фадеев. — Горький, 1981.С.87.

[26] Аксенова Г. В. И Г. Блинов - Городецкий книгописец и изограф // Городецкая старина. Выпуск 3. Городец, 1997. С 17.

[27] Сундеева А.А. Деятельность музеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетия. Аналитический обзор.- М.: 2001.С.90.

[28] Аверина В. Городецкая резьба и роспись. — Горький: 1975.С.34.

[29] Званцев М.П. Городецкие инкрустированные донца.//Записки краеведов: очерки, воспоминания, статьи, документы, хроника. — Горький: 1973.С.55.

[30] Емельянова Т.И. Сказочный мир городецкой росписи.//Нижний Новгород, 1998 № 1.С.22.

[31] Уткин П.И. Городецкая роспись. Народные художественные промыслы. — М.: 1992.С.81.

[32] Званцев М.П. Нижегородская резьба. — М.: Искусство, 1969.С.90

[33] Ерёмин И.О. Развитие застройки Городца в XVII — начале XX веков // Памятники истории и архитектуры Европейской России (Исследования, реставрация, охрана). Н. Новгород. 2009. С. 245.

[34] Лебедева О.Н. Промыслы крестьян в беспахотных селениях городецкого имения графов Орловых, Паниных в конце XVIII — перв. пол. XIX в. (Рукопись в собрании Городецкого музея). 2011. С. 21

[35] Народная энциклопедия «Мой город». Городец // http: //www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/gorodec/index.html

[36] Всесоюзная перепись населения 1959 года. http: //demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php


Поделиться:



Популярное:

  1. Cодержательные и организационные особенности построения курса «Основы технологии интеллектуальной адаптации коренных народов северных регионов»
  2. I. 45. Особенности питания и удобрения льна.
  3. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века
  4. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века.
  5. I. Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
  6. I.12. Факторы жизни растений, возможность управления ими с помощью агротех. приёмов.
  7. II. Иные преступления против жизни
  8. II. Обладание и бытие в повседневной жизни
  9. II. Отметьте чудные дела земной жизни Христа.
  10. II. Проектирование газоснабжения города
  11. II. Путивль. – Иностранцы в России. – Отношение к ним русских. – Сербский митрополит. – Посещение патриарха воеводой. – Описание города Путивля, крепости и церкви.
  12. II.II.II Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь