Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.II.II Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города



Большую роль в общественной жизни Городца играл и играет музей. Городецкий музей как музей уездного города ведет свою историю с февраля 1920 года - в то время на втором этаже бывшего дома купца И. П. Облаева была устроена его первая постоянная экспозиция. Первая выставка музейных экспонатов была открыта в Городце летом 1918 года. Она размещалась в одной из комнат Народного дома.

Помимо музейной выставки работали народный театр и библиотека-читальня. Помещение Народного дома не было приспособлено для музейной работы, и вскоре для музея стали подыскивать отдельное здание. Выбор комиссии пал на особняк богатого купца Ивана Петровича Облаева на Ленинской (бывшей Купеческой) улице. Он отвечал целям размещения музея и по своему местоположению, и по объему. К тому же это был единственный дом в Городце, в котором комнаты располагались по кругу - такая планировка как нельзя лучше подходила для музейной экспозиции. 10 марта 1919 года волостной исполком постановил: «предоставить под библиотеку и музей дом Облаева на Ленинской улице, а Облаева переселить в дом его, находящийся на Штате». Не смотря на это решение, переезд музея в собственное здание затянулся до начала 1920 года, однако краеведческая работа в Народном доме не прекращалась.

История создания музея, прежде всего, связана с именем Константина Павловича Смирнова. Работая заведующим Народным домом, он объединил вокруг себя группу местных любителей старины, всерьез увлеченных идеей сохранения и изучения исторического наследия Городца. 30 марта 1919 года они собрались в Народном доме для обсуждения вопроса об учреждении на общественных началах Городецкой архивной комиссии. «Председателем собрания К. П. Смирновым было сказано вступительное слово, в коем было отмечено историческое значение с. Городца, обилие в нем и окрестностях всякого рода памятников старины и архивного материала. Обращено было внимание на опасность порчи или даже совершенной утраты этих памятников и на необходимость создания в с. Городце органа, который взял бы на себя их охрану и научную разработку... Таким органом, по мнению К. П. Смирнова, могла бы стать ученая архивная комиссия, как отделение Нижегородской ученой архивной комиссии».[22]

Открытию музея в Городце предшествовала длительная история частного коллекционирования и собирательства. Антиквариатом увлекались многие состоятельные городчане, крупнейшие собрания старины были у богатых купцов-старообрядцев Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова. В их коллекциях были монеты, посуда, старинные иконы, древние рукописные и старопечатные книги. У этих коллекционеров, особенно у Овчинникова, интерес к старине был очень глубок и разносторонен. Оба купца умерли незадолго до революции, а их богатейшими коллекциями вскоре заинтересовался Московский Румянцевский музей. В то же время городецкая общественность стремилась оставить эти собрания в Городце для пополнения фондов музея.

В отчёте, составленном К. П. Смирновым в декабре 1919 года, говорится: «Музей организован в июле 1918 года губернским отделом народного образования. Отделы: общеобразовательный, естественно-исторический, археологический, прикладной, сельскохозяйственный, гигиенический, религиозно-бытовой. Основные экспонаты получены от земства. Содержится отделом народного образования. Находится в наемном помещении. 2000 экспонатов. Записи посетителей ведутся ими самими по желанию в особой книге. Заведует особое лицо, не связанное с другой должностью. 47 лет. Константин Павлович Смирнов. Работает завмузеем 1, 5 года. Раньше занимался педагогической и административно-научной деятельностью».[23]

Современники вспоминают о нем как об очень интеллигентном, высоко­образованном человеке и энергичном организаторе. К. П. Смирнов был сыном священника села Курцева, окончил Духовную академию, служил инспектором народного просвещения в Оренбурге и Петрограде, а с 1917 года стал работать преподавателем географии в городецкой гимназии. Здесь же, в Городце, работали учителями два его брата и сестра. Труды К. П. Смирнова по созданию музея высоко оценил хранитель Московского Румянцевского музея Г. П. Георгиевский, посетивший Городец в октябре 1919 года: «Нахожу первые шаги Городецкого музея удачными, размещение систематичным и правильным. Будущее за ним совершенно обеспечено. Дело находится в опытных и любящих руках».[24]

Константину Павловичу, к сожалению, пришлось работать в своем музее недолго. По неизвестным нам причинам, согласно постановлению местного райкома партии с 15 февраля 1920 года, он был освобожден от своей должности заведующего Народным домом. Тогда же в целях упорядочения работы входивших в Народный дом отдельных учреждений (театра, музея и библиотеки-читальни) Городецкий отдел народного образования поручил заведывание ими особой коллегии. Она должна была состоять из двух лиц: из заведующего Народным домом (на него возлагалась хозяйственная часть) и зав. Домом-музеем (ему поручалась культурно-просветительная и организационная работа).

В начале 1920 года большую обеспокоенность городецких любителей старины вызывал нерешённый вопрос о судьбе коллекций Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова. На них давно предъявил свои права Румянцевский музей, однако обе они ещё хранились в Городце и была надежда, что удастся оставить их здесь навсегда.[25]

На заседании Городецкой ученой архивной комиссии 2 января 1920 года её член И. Г. Блинов возбудил вопрос об оставлении коллекций в Городце и об учреждении с этой целью в Городце отделения Московского Румянцевского музея. ГУАК поддержала такое предложения и постановила «уполномочить членов Комиссии И. Г. Блинова и П. С. Кузнецова... бывающим в Москве, лично ходатайствовать перед кем следует» Поскольку талантливый городецкий художник Иван Гаврилович Блинов тесно сотрудничал с Румянцевским музеем, была надежда на положительном решении вопроса. 13 февраля 1920 года на заседании комиссии И. Г. Блинов «сообщил, что ходатайство ГУАК в Москву передал и ответ придет по почте».

Однако такого плана придерживались не все. Острая дискуссия о судьбе собраний городецких купцов развернулась на заседании архивной комиссии 18 февраля 1920 года. Председательствовал на нём по традиции К. П. Смирнов. Он напомнил присутствующим, что вопрос о коллекциях Прянишникова и Овчинникова стоит с апреля 1919 года. На этот счёт существует три мнения: 1. Оставить их в Городце в виде отдела Румянцевского музея (то, что эти коллекции его собственность, настаивают вдова Овчинникова и наследники Прянишникова). На взгляд К. П. Смирнова, это самый простой вариант. 2. Создать из них новый музей. 3. Передать в Народный Дом-музей. Большинство членов комиссии - 10 против 5 при 1 воздержавшемся - высказались за учреждения в Городце отдела Румянцевского музея. Однако член ГУАК и новый директор Народного дома В. Г. Оранжереев, названный в протоколе «представителем райкома», заявил, что райком против устройства в Городце отдела Московского Румянцевского музея, коллекции Прянишникова и Овчинникова должны быть присоединены к Городецкому Дому-музею, и об этом он вместе с Отделом народного образования будет ходатайствовать в Москву.

Идея создания отделения Румянцевского музея, вынашиваемая ГУАК, не нашла поддержки и в вышестоящих государственных учреждениях. 12 февраля 1920 года в Городецкую ученую архивную комиссию из Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения было послано письмо в котором сообщалось. «В ответ на Ваше отношение 25 января 1920 г.... Открытие в селе Городце отделения Румянцевского музея в данный момент Отдел считает недопустимым».

На следующий день после дискуссии в ГУАК 19 февраля состоялось заседание коллегии Городецкого отдела народного образования: «Повестка дня. 1) Об оставлении в Городце коллекций Прянишникова и Овчинникова. Постановлено срочно послать телеграмму в Москву следующего содержания: Гор. От. Нар. Обр. просит Отдел по делам Музея по охране памятников старины включить существующий в Городце Дом-музей в общий список Музеев, выделить его в самостоятельную единицу - Городецкий Музей и коллекции Прянишникова и Овчинникова передать в этот музей...».

Далее в тексте протокола идут очень важные слова, которые говорят нам о том, что уже в самом начале истории музея его организаторы правильно оценили выдающееся культурно-историческое значение Городца и ту важную роль, которую призван сыграть вновь устраиваемый краеведческий музей: «...таковой уже имеет редкостные экспонаты, сам Городец в целом уже есть музей. Кроме того, постановлено, срочно послать делегата для объяснений. Назначен т. Сатунина».

Значительная часть бывших коллекций городецких купцов была все-таки отправлена в Москву. Однако очевидно, что борьба за их оставление на своей родине ускорила решение вопроса о создании самостоятельного Городецкого краеведческого музея и его переезде из стен Народного дома в особняк Облаевых на Ленинской улице. В феврале 1920 года музей уже занимал второй этаж этого здания, а на первом разместилась библиотека-читальня.

Следующий период в истории музея, с 1920 по 1925 год, связан с именем Ивана Гавриловича Блинова. Он начал работать в музее с марта 1920 года, долгое время, совмещая в одном лице должности заведующего и научного сотрудника. Как и его предшественник, Блинов был яркой, незаурядной личностью. Выходец из простых крестьян-старообрядцев, не имевший даже школьного образования, он благодаря огромному природному таланту и любви к истории стал очень известным переписчиком и иллюстратором рукописных книг. Одни из первых своих работ он выполнял Г. М. Прянишникову и П. А Овчинникову. Расцвет творчества И. Г. Блинова пришёлся на 1910-е годы, когда он по заказу столичных музеев и крупных коллекционеров он работал в Москве, Петербурге, Харькове В марте 1919 года он стал членом Ученой коллегии Российского Исторического музея.

После революции И. Г Блинов возвращается в Городец «В 1919-1920 гг. Иван Гаврилович Блинов помогает хранителю рукописей Румянцевского музея Г. П. Георгиевскому приобрести и перевезти в Москву коллекции рукописных книг Г. М. Прянишникова и П. А Овчинникова Об этих событиях свидетельствует сохранившийся мандат: «Государственным Румянцевским Музеем командируется сотрудник Музея тов. Блинов в г. Городец Нижегородской губернии для сопровождения транспорта рукописей Румянцевского Музея, направляемых в Москву в книгохранилище Музея Румянцевский Музей просит все Советские учреждения и лиц, от коих будет зависеть, оказать тов. Блинову свое содействие».[26]

Будучи не только выдающимся художником, но и большим знатоком русской старины, Иван Гаврилович Блинов внёс большой вклад в дело становления Городецкого музея. Сегодня в фондах музея хранятся не только его фотографии, документы, но и живописные работы, а также рукописные иллюстрированные книги, выполненные им по заказу П. А Овчинникова. Все они являются экспонатами, имеющими всероссийское значение.

Городецкий музей возник в Городце вскоре после революции - в один из самых сложных периодов в истории нашей страны. Несмотря на трудное и сложное время, он стал центром культурной жизни города. Сотрудникам удалось заложить прочный фундамент музейной работы.[27] История создания Городецкого музея убеждает, что его первые шаги были сделаны благодаря настоящим любителям истории и подлинным патриотам.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь