Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лингвистическая утопия В. Хлебникова



 

«Высокое безумие» (В. Лавров) поэта-романтика. Идея преображения мира через познание тайн числа и слова. Космизм натурфилософской поэзии Хлебникова, метаморфозы живой и неживой природы, прошлого и будущего. Попытка создания единого общеславянского «заумного» языка, корнесловие, семантизация звука.

Литература

Основная:

1.Григорьев В. П. Велимир Хлебников // Новое литературное обозрение. № 34.

Дополнительная:

2.Марков В. О Хлебникове // Марков В. О свободе в поэзии. СПб., 1994.

3.Дуганов Р. Поэт, история, природа // Вопросы литературы. 1985. № 10.

4. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля В. Хлебникова. М., 1983.

5. Степанов Н. Л. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975.

Доступность литературы:

№ 1–5 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 25

Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского

 

Маяковский и футуризм, становление мировоззрения и творческой индивидуальности. Образ буржуазного города («Ночь», «Утро»), приемы гротеска, деформации. Романтическая позиция лирического героя, противопоставленность богатой творческой личности обывателям и мещанам («А вы могли бы? », «Нате»). Гиперболический образ лирического героя («Я», «Себе, любимому…»), трагедия одиночества («Дешевая распродажа»). Сатирические гимны. Поэма «Облако в штанах» – синтез идейно-эстетических исканий Маяковского предоктябрьских лет. Лирический герой и буржуазный мир. Лирический герой и народная масса. Своеобразие поэмы «Человек», неразрешимость конфликта Человека и Повелителя Всего, роль травестирования библейского сюжета.

Литература

Основная:

1.Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика ХХ века. Екатеринбург, 1996. С. 7–66.

2. Петросов К. Земля и небо в поэме Маяковского «Человек» // Вопросы литературы. 1987. № 8. С. 54–57.

Дополнительная:

3.Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. М., 1990. (Одна из глав по выбору студента).

4. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2006.

5. Мелик-Нубаров С. О. «Я знаю слов набат…»: творчество Маяковского: Пособие для учителя. М., 1980. С. 20–56.

6. Сарычев В. А. Маяковский: нравственные искания. Воронеж, 1984. С. 43–78.

7. Шенгели Г. Маяковский во весь рост // Вопросы литературы. 1990. № 11–12.

Доступность литературы:

№ 1–7 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

IV. Программа практических занятий

 

Тема 1

Особенности критического реализма в 1890-е годы

(на анализе повести А. Куприна «Молох»)

Задание

Опираясь на указанную критическую литературу и тщательно исследуя текст повести Куприна «Молох», определите особенности критического реализма в 1890-е годы.

Вопросы

1. Охарактеризовать художественные обстоятельства в повести. Какие новые исторические явления и процессы ввел Куприн в художественные обстоятельства «Молоха»? Как автор их эстетически оценивает (проанализируйте, например, заводские пейзажи – гл. 1, 5, 8)?

2. Какие новые исторические силы вошли в систему образов повести?

• дайте анализ характера Квашнина, соотнесите с ранее известными вам образами поработителей и накопителей. Способы типизации и эстетической оценки характера Квашнина в повести (гл. 6, 9, 10);

• как изображена в повести «народная масса»? В чем проявилась проницательность, а в чем – ограниченность взгляда Куприна на народ? (гл. 5, 7 11).

3. Образ Боброва. Соотнесите с ранее известными вам типами «лишних людей» и «униженных и оскорбленных». Что нового открыл писатель в характере интеллигента 1890-х годов? Как определил логику характера?

4. Охарактеризуйте конфликт и сюжет повести: соотнесите линии «Бобров – Зиненки – Квашнин» и «рабочий люд – хозяева». В чем сказалось новаторство и в чем проявилась непоследовательность Куприна?

5. Сделайте выводы об основных чертах критического реализма в повести «Молох» (по следующим аспектам: принципы познания, на что нацелено познание; какова связь между характерами и обстоятельствами; каковы способы художественного обобщения; каковы формы отображения).

Литература

Основная:

1.Волков А. Творчество А. И. Куприна. 2-е изд. М., 1982. С. 39–58.

Дополнительная:

2.Афанасьев В. А. И. Куприн. М., 1960. С. 24–35.

3. Крутикова Л. В. А. И. Куприн. Л., 1971. С. 16–27.

Доступность литературы

№ 1, 2, 3 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 2

Своеобразие лирической прозы И. Бунина («Антоновские яблоки»)

Задание

Повторить понятия «лирический герой», «лирический сюжет», «лирическая проза». Сделать выписки из указанной литературы, характеризующие стиль писателя.

Вопросы

1. Выделите основные темы, которые переплетаются в рассказе. Проследите за логикой их развития: какая тема является ключевой? Докажите.

2. Найдите эмоциональную доминанту в каждой из главок. Как происходит углубление семантики образа-лейтмотива «антоновских яблок»? Определите этапы в движении лирического сюжета и логику ассоциативных сцеплений.

3. Проанализируйте образ лирического повествователя:

• как достигается его «центральность» по сравнению с другими персонажами?

• какова степень его «внешней» (социально-бытовой) и «внутренней» (психологической) раскрытости? Каково содержание его сознания (созерцания, воспоминания)? Почему так важна тема памяти?

• охарактеризуйте тип субъектной организации в каждой из главок. Как достигается философская обобщенность индивидуально-неповторимого характера и переживания лирического субъекта?

4. Поэтика пейзажа как одного из носителей лирического переживания и формы «овнешнения» философской концепции:

• приемы создания импрессионистического «эффекта присутствия» и стереоскопической объемности, пластичности пейзажа. Какова их эстетическая содержательность?

• как происходит взаимопроникновение сиюминутного и вечного, материального и духовного, земного и космического в картинах природы?

• способы выражения обреченности всего живого, неумолимого движения времени.

5. Сделайте вывод об общей идейно-эстетической концепции рассказа «Антоновские яблоки». Как соотносится временное (историческое) и вневременное (природное) в бунинском мировосприятии?

Литература

Основная:

1. Келдыш В. А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975. С. 114–128.

Дополнительная:

2.Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969. С. 67–72.

3. Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Очерк творчества. М., 1967. С. 33–42, 51–58.

4. Михайлов О. Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976.
С. 35–40.

5. Твардовский А. О Бунине / Твардовский А. О литературе. М., 1973.

6. Мальцев Ю. Иван Бунин. М., 1994. Гл. 4.

Доступность литературы:

№1–6 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 3

«Трилогия Вочеловечения» А. Блока

Задание

Подготовить самостоятельный анализ трех стихотворений Блока (по одному из каждого периода творчества).

Вопросы

1. Поэтический идеал в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»:

• структура центрального образа-символа: принцип точечного соответствия», полигенетичность образа Прекрасной Дамы (сообщение);

• своеобразие поэтического мира (сквозные мотивы пути, тайны, ожидания; бинарность пространства, цветовая символика; статичность и вневременность);

• ритмико-мелодическая организация, выражающая пафос любви-преклонения («Вступление», «Бегут неверные дневные тени», «Вхожу я в темные храмы», «Сумерки, сумерки вешние», «Ветер принес издалека», «Предчувствую тебя»).

2. Мир стихий в циклах «Город», «Снежная маска»:

• целостный анализ стихотворения «Незнакомка» (см. пособие И. Крука, с. 103–110);

• стихотворение «Настигнутый метелью»: изменения в характерах и ролях героев; мотив забвения, полета, очарованности; динамизм художественного пространства и времени; цветовая символика; прихотливый ритм и музыкальная «вязь» в стихотворении.

3. Образ России в лирике Блока 1906–1916 годов:

• связь и различие между новым и прежним идеалом;

• миф о России (сообщение);

• центральные образы-символы, характер поэтического мира, ритмико-интонационные особенности («Россия», «На железной дороге», «Осенний день»).

4. Идея долга и служения в цикле «Ямбы» (сообщение):

• образ «страшного мира» в цикле;

• позиция лирического героя;

• народ – хранитель «Духа музыки»; структура художественного пространства;

• содержательность образа грядущего («О, я хочу безумно жить! », «Я ухо приложил к земле», «Тропами тайными, ночными», «Да, так велит мне вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «В огне и холоде тревог»).

Литература

Основная:

1. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Л., 1973. Гл. 12.

Дополнительная:

2. Гуковский Г. А. К вопросу о творческом методе Блока // Лит. наследство. Т. 92. Кн. 1: А. Блок. Новые материалы и исследования. М., 1980.

3. Долгополов Л. К. Александр Блок. Л., 1978.

4. Исупов Г. К. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С. 65–97.

5. Колобаева Л.А. Встреча времен (художественное время в цикле «Родина» Блока // Филологические науки. 1975. № 4.

6. Крук И. Т. Поэзия А. Блока. М., 1970.

7. Минц З. Г. Поэзия Александра Блока. СПб., 1999. С. 401–415.

8. Скатов Н. Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // Русская литература. 1970. № 3.

Доступность литературы:

№ 1–8 – в Областной библиотеке им. Белинского.

Тема 4


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь