Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поэзия А. Блока как «Трилогия Вочеловечения»



 

Общая характеристика «эстетической утопии» младосимволистов.

Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока в отечественном литературоведении. Основные этапы «Трилогии Вочеловечения»: от «мгновения слишком яркого света» («Стихи о Прекрасной Даме») – через «необходимый болотистый лес» («Балаганчик», «Город», «Снежная маска») – к «рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» (циклы «Родина», «Ямбы»). Эволюция эстетического идеала и поэтики (изменения лирического героя, поэтического мира, центральных символов, ритма и интонации). «Трилогия Вочеловечения» как лирический роман. Проблематика и жанр поэмы «Соловьиный сад».

Литература

Основная:

1. Колобаева Л. А. Встреча времен (художественное время в цикле «Родина» Блока) // Филол. науки. 1975. № 4.

2. Минц З. Г. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной Даме» Блока // Уч. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1985. С. 680; или: Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. Кн. 1. С. 401–414.

3.Скатов Н. Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // Русская литература. 1970. № 3.

Дополнительная

4. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Л., 1973.

5. Долгополов Л. К. Александр Блок. Л., 1978.

6. Исупов Г. К. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С. 65–97.

7. Крук И. Т. Поэзия А. Блока. М., 1970.

8. Минц З. Г. Лирика Блока. Тарту, 1975.

9. Орлов В. История одной любви // Орлов В. Пути и судьбы. Л., 1971.

10. Орлов В. И. Гамаюн. Жизнь А. Блока. М., 1980.

Доступность литературы

№ 1–10 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 16

Художественные искания и философия «теургии» Андрея Белого

 

Кружок «Аргонавты» и идея теургии. Эстетизация реальности в книге «Золото в лазури». Проблематика и художественное своеобразие «Симфоний».

Тема Родины в книге «Пепел». Основной пафос, «некрасовские» интонации, появление сказа (голосов из народа).

Осмысление судеб России в романах «Серебряный голубь» и «Петербург». Способы и приемы символизации, своеобразие поэтики (сказ, ритмизованная проза, лейтмотивность
и т. д.).

Своеобразие жанра символистского романа.

Литература

Основная:

1. История русской литературы: в 4 т. / Под ред. К. Д. Муратовой. Л., 1983. Т. 4. С. 549–573.

2.Колобаева Л. А. Человек и его мир в художественной системе А. Белого // Филологические науки. 1980. № 5.

3. Юрьева З. О. Андрей Белый: преображение жизни и теургия // Русская литература. 1992. № 1.

Дополнительная:

4. Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1989.

5.Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996. С. 205–224.

6. Долгополов Л. К. На рубеже веков. Л., 1985. С. 150–239.

7. Лавров А. Андрей Белый в 1900-е годы. М., 1995.

8. Лавров А. Мифотворчество «аргонавтов» // Миф – фольклор – литература. Л., 1978.

9. Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1990.

10. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург» // Вопросы литературы. 1987. № 10.

11. Спивак М.Л. Андрей Белый – мистик и советский писатель. М., 2006.

Доступность литературы:

№ 1–11 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 17

«Кларизм» в поэзии М. Кузмина

 

Своеобразие личности М. Кузмина. Статья «О прекрасной ясности». Сквозные образы легкости, яркости, полета, «дух мелочей» в поэзии Кузмина. Артистизм поэтической манеры, стилизация и игра голосами культур. «Герметизм» позднего творчества Кузмина (поэма «Форель разбивает лед»).

Литература

Основная:

1. Лавров А., Тименчик Р. «Милые старые миры и грядущий век»: Штрихи к портрету М. Кузмина // Кузмин М. Избранные произведения. Л., 1990.

2. Невзглядова Е. Дух мелочей, прелестных и воздушных. (О лирике М. Кузмина) // Аврора. 1988. № 1.

3. Тимофеев А. Из плена забвения // Нева. 1988. № 1.

Дополнительная:

4.Богомолов Н. А., Малмстад Дж. Э. Михаил Кузмин. М., 1995.

5. Михаил Кузмин и русская культура ХХ века. Л., 1990.

6. Библиография по творчеству М. Кузмина // Новое литературное обозрение. 1993. №3.

Доступность литературы:

№ 1–6 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 18

Эстетические принципы акмеизма

 

История возникновения акмеизма. Акмеизм и символизм. Манифесты акмеистов: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма». Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, язык как средство («камень») и цель культуры. Память – важнейшее нравственное начало, противостояние хаосу и забвению. Приемы «семантической поэтики».

Литература

Основная:

1. Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Мемуары. М., 1997.

2.Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 106–120, 129–133.

Дополнительная:

3.Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000. С. 9–21, 40–44, 51–60.

Доступность литературы:

№ 1, 3 – в Областной библиотеке им. Белинского;

№ 2 – в библиотеке Гуманитарного университета.

 

Тема 19

Эволюция лирического героя в поэзии Н. Гумилева

 

Романтическое мироощущение и трагическая судьба Н. Гумилева.

Раннее творчество Н. Гумилева: герой-маска, «адамизм», экзотика дальних странствий, тяготение к жанру баллады, энергичность ритма и звукописи. Поэма «Капитаны».

Разлад мечты и действительности («Жираф», «Творчество»). Своеобразие трактовки темы любви. «Колчан» – война как один из ликов Апокалипсиса, пробуждающий Дух в человеке.

Книга «Костер»: поиск гармонии с миром и неизбежность отчуждения. Философское содержание книги «Огненный столп»: путь к своему «я» («Душа и тело»), эстетическая саморефлексия («Слово», «Шестое чувство»). Идея прапамяти и новая, сюрреалистическая поэтика в стихотворении «Заблудившийся трамвай».

Литература

Основная:

1.Ахматова А. Самый непрочитанный поэт // Новый мир. 1990. № 5.

2. Павловский А. Николай Гумилев // Вопросы литературы. 1986. № 10.

3.Панкеев И. Николай Гумилев // Литература в школе. 1990. № 5.

4. Чупринин С. Судьба и стихи Н. Гумилева // Октябрь. 1989. № 3.

Дополнительная:

5. Н. С. Гумилев: Pro et contra: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 1995.

6.Давидсон А. Муза странствий Н. Гумилева. М., 1992.

Доступность литературы:

№ 1–6 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 20

«Величавая простота» в ранней лирике А. Ахматовой

 

Место поэзии А. Ахматовой в Серебряном веке. «Земное» чувство любви как основа мироощущения в реалистической поэзии Ахматовой. Конкретность облика лирической героини, точность психологической детали, создающая впечатление камерности, интимности. Глубина и драматизм переживаний, сдержанность в выражении чувства, интерес к окружающему миру – источники «величавой простоты» лирики Ахматовой. Неразрывность личной судьбы с судьбой народа как основа масштабности образа лирической героини второй половины 1910-х годов. Особенности поэтики и ритмико-интонационной организации. Тема 1913 года в «Поэме без героя». Своеобразие поэмы (в сопоставлении с поэмой М. Кузмина «Форель разбивает лед»).

Литература

Основная:

1. Бродский И. Скорбная муза // Юность. 1989. № 6.

2. Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика ХХ века. Екатеринбург, 1996. С. 183–204.

3. Эйхенбаум Е. Анна Ахматова // Эйхенбаум Е. О поэзии. Л., 1969. С. 86–147.

Дополнительная:

4.Виленкин В. Я. В сто первом зеркале: об А. Ахматовой. М., 1990.

5. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1973.

6. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

7. Павловский А. Анна Ахматова. Л., 1966.

8. Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. М., 1991.

9. Цивьян Т. Дидона, Федра, Кассандра – зеркала Ахматовой // Литературное обозрение. 1989. № 5.

Доступность литературы:

№ 1–9 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 21

Лирический характер в творчестве М. Цветаевой

 

Жизненный и творческий путь: «от поэтики быта к поэтике слова» (М. Гаспаров). Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом («голос правды небесной против правды земной»).

Богатство ритмических ходов, открытая пафосность интонации, паронимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова в поисках глубинной семантики.

Литература

Основная:

1.Бродский И. О Марине Цветаевой // Новый мир. 1991. № 2.

2. Гаспаров М. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Избранные статьи. М., 1995.

Дополнительная:

3.Коркина Е. Б. Поэтический мир Марины Цветаевой // Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л., 1990.

4. Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.

5. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910–1922). М., 1986.

Доступность литературы:

№ 1–5 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 22

Эстетическая программа футуризма

 

Авангард и авангардизм. Внутренняя неоднородность русского футуризма. Место в истории поэзии. Культ «самовитого слова»; эстетическое бунтарство, тенденция к экспрессионизму и примитивизму. Теория «заумного языка» А. Крученых.

Литература

Основная:

1.Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 1999. С. 38–75.

2. Русский футуризм: Антология / В. Терехина, А. Зименков. М., 1999.

Дополнительная:

3.Крусанов А. Русский авангард. СПб., 1996.

4. Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм // Вопросы литературы. 1992. III.

Доступность литературы

№ 1–4 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 23

Эго-футуризм И. Северянина

 

Мажорность тона, эстетический эпатаж, гедонизм, сверхизобилие экзотизмов и неологизмов, экстравагантность как установка на отклонение от канона. Игра с формой, певучесть ритма, новизна рифм. Китч и лирическая ирония, лицо и маска. Творчество Северянина в эмиграции. Цикл «Медальоны» – поэтический памятник культуре Серебряного века; диалогичность лирического слова.

Литература

Основная:

1.Кошелев В. Поэт с утренней душой // Северянин И. Стихотворения. М., 1988.

2. Урбан А. «Добрый ироник» // Звезда. 1987. № 5.

Дополнительная:

3. Барковская Н. В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург, 1999. С. 117–123.

Доступность литературы:

№ 1, 2 – в Областной библиотеке им. Белинского;

№ 3 – в библиотеке университета.

 

Тема 24


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь