Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимодействие реализма и романтизма в рассказах М. Горького 1890-х годов



 

Центральное положение Горького в реализме начала ХХ века. Многогранность и внутренняя целостность творческой индивидуальности Горького. Романтически-возвышенная и героико-революционная тенденция в его творчестве. Отрицание обывательского страха перед жизнью и потребительского отношения к ней. Проблема «ницшеанства» раннего Горького, новый тип романтического героя. Романтическая поэтика и влияние на нее реалистических традиций (новое понимание идеала, действительности, их соотношения). Особенности реалистических рассказов Горького 1890-х годов, новое в решении проблемы героя и среды, острый драматизм сюжета и принципы композиции, жанровое своеобразие, роль образа героя-рассказчика. Взаимопроникновение двух тенденций (романтической и реалистической) в творчестве 1890-х годов – свидетельство поисков нового принципа художественного отражения действительности. Роман «Фома Гордеев» – завершающее произведение первого периода творчества Горького.

Литература

Основная:

1. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. № 10.

2. Певцова Р. Т. Романтизм молодого Горького // Литература в школе. 1985. № 3.

3. Сапир А. М., Лейдерман Н. Л. Целостный анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (Урок по опережающим заданиям) // Филологический класс. 2000. № 5.

Дополнительная:

4. Щедрова Л. Читая Горького сегодня // Литература в школе. 1999. № 6.

Доступность литературы:

№ 1–4 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 7

Горький – создатель социально-философской драмы

 

Отличие социально-философской драмы М. Горького от социально-бытовой драмы
А. Островского и лирико-психологической драмы А. Чехова.

Трансформация семейно-бытовой драмы в социально-философскую («Мещане»).

Пьеса «На дне». Дискуссия о пьесе в отечественном литературоведении. Сюжет как воплощение авторской концепции. Проявление философичности в поэтике пьес Горького.

Литература

Основная:

1.Бялик Б. М. Горький – драматург. М., 1977. Гл. 1, 2, 3, заключение.

2. Ханов В. А. Драма М. Горького «На дне»: истоки проблемы. Пути // Литература в школе. 1996. № 4.

Дополнительная:

3.Гачев Г. Д. Логика вещей и человек. М., 1992.

4. Удодов А. Б. Пьеса М. Горького «На дне»: художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.

Доступность литературы:

№ 1–4 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 8

Поиски нового героя в произведениях М. Горького 1900-х годов

 

Дискуссия о романе «Мать» в современном литературоведении. Реалистическое и романтическое в принципах и приемах художественного воплощения действительности. Новое в решении проблемы положительного героя. Формы выявления авторской позиции (в сюжете, композиции, портрете, пейзаже, речевой организации повествования). «Богостроительство» и повесть «Исповедь». Логика поисков Матвея. Взаимодействие реализма и романтизма в структуре повести.

Проблема народного характера в цикле «По Руси». Своеобразие романтизма в «Сказках об Италии».

Литература

Основная:

1. Вайман С. Под руинами соцреализма. Человек и идея в повести М. Горького «Мать» // Литературное обозрение. 1991. № 12.

2. Лейдерман Н Л., Сапир А. М. Горький в школе: новое прочтение. М., 2005.

3. Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989. № 4.

4. Сухих И. Между Марксом и Богоматерью // Звезда. 1998. № 10.

Дополнительная:

5.Басинский П. Логика гуманизма. Об истоках трагедии М. Горького // Вопросы литературы. 1991. № 2.

6. В. И. Ленин о А. М. Горьком // Ленин о литературе и искусстве. М., 1957.

7. Воровский В. В. О М. Горьком. М. Горький. Еще о Горьком. Две матери // В. В. Воровский. Литературно-критические статьи. М., 1956.

Доступность литературы

№ 1–7 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 9

Эстетические основы символизма

 

Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы течения и понятие образа-символа. Способы символизации. Структура художественного мира и трактовка отношений личности и среды. Эволюция русского символизма.

Литература

Основная:

1.Барковская Н. В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург, 1999. С. 22–36.

2. Лотман Ю. Символ в системе культуры // Уч. зап. Тартуского ун-та. 1987. В. 754.

3. Минц З. Г. Блок и русский символизм // Ал. Блок: Новые материалы и исследования. М., 1980. Кн. 1.

4. Ханзен-Леве А. Русский символизм. СПб., 1999. С. 12–18.

Дополнительная:

5.Пайман А. История русского символизма. М., 1998.

Доступность литературы

№ 1 – в библиотеке Гуманитарного университета;

№ 2–5 – в Областной библиотеке им. Белинского.

Тема 10

Философские идеи в творчестве Д. Мережковского

 

Жизненный путь, общественная и религиозная позиция. Идея синтеза «двух бездн», духа и плоти, культуры и религии, интеллигенции и народа. Трактат «Грядущий Хам». Мережковский – литературный критик и поэт. Генерализующая поэтика и метаисторизм в первой трилогии Мережковского «Христос и Антихрист».

Литература

Основная

1. Колобаева Л. А. Мережковский – романист // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1991. Т. 50. № 5.

2. Ильин И. Творчество Мережковского // Москва. 1990. № 8.

Дополнительная

3.Дефье О. В. Д. Мережковский: преодоление декаданса. М., 1999. С. 8–40.

Доступность литературы

№ 1, 2, 3 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 11

«Монументальный» символизм В. Брюсова

 

Место Брюсова в истории символизма. Характер поэтического видения (конструктивность, рационалистичность в соединении с импрессионизмом и иррационализмом). Своеобразие лирического героя. Урбанистическая тема в поэзии Брюсова. Особенности образности и ритмики. Историческое и мистическое в романе «Огненный ангел».

Литература

Основная:

1. Гиндин С. И. В. Брюсов // Русская литература рубежа веков (1890-е–начало 1920-х годов). М., 2001. С. 3–60.

Дополнительная:

2.Жирмунский В. В. Брюсов и наследие Пушкина // Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

3. Ильев С. П. Роман или «правдивая повесть»? // Брюсов В. Я. Огненный ангел. М., 1993.

4. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч. / Под ред. Л. Г. Максидовой. М., 2000. Ч. 1. С. 37–68.

5.Максимов Д.Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969. Гл. 1.

Доступность литературы

№ 2 – в библиотеке Гуманитарного университета;

№ 1, 3, 4, 5 – в областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 12

Солнечная мифология К. Д. Бальмонта

 

Психологический облик К. Д. Бальмонта (поэт-актер). Пантеизм мироощущения и мифологизация стихий. Пафос Солнца («Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»). Импрессионизм поэтики, философия мига. Напевность ритмико-интонационной организации («Я вольный ветер» и др.).

Литература

Основная:

1.Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала ХХ века. М., 1976. С. 179–254.

Дополнительная:

2.Беренштейн Е. П. «…Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи К. Бальмонта // Литература в школе. 1994. № 3.

3. Пименова О. В. Поэт с утренней душой // Литература в школе. 1998. № 1.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 13

«Творимая легенда» в творчестве Ф. Сологуба

 

Основные мотивы лирики Сологуба: проклятие жизни и воспевание смерти; фантастический гротеск и мечта о земле Ойле; депрессивная риторика и утонченность мелодии. Принцип мистической иронии. Роман «Мелкий бес» – «новая страница в русской прозе» (Е. Замятин). Реалистическое и мифологическое в романе, особенности субъектной организации.

Литература

Основная:

1.Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996. С. 129–152.

Дополнительная:

2.Ерофеев В. На грани разрыва // Вопросы литературы. 1994. № 4.

3. Ильев С. П. Русский символистский роман. Киев, 1991. С. 35–50.

4. Павлова М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007.

Доступность литературы:

№ 1 – на веб-сайте www.s_age.ru;

№ 2–4 – в Областной библиотеке им. Белинского.

Тема 14

Психологический символизм И. Анненского

 

Эстетическое бунтарство, субъективность идеала-мечты как общие черты «старших» символистов. Нетождественность деклараций и художественной практики.

Основные черты Анненского – человека. Характер лирического героя: черты «лишнего человека», мотив совести и сострадания («В дороге», «Старые эстонки»). Тревожная атмосфера и задушевность интонации («Трилистник одиночества», «Трилистник обреченности»). «Психологический» символизм и особенности поэтического мира (импрессионизм пейзажа, микроурбанизм, сцепление вещи и лирического переживания – «Стальная цикада»). Психологический подтекст, особенности ритма и интонации (прозаизация поэтического языка, роль пауз, установка на беседность).

Литература

Основная:

1.Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. Гл.: Вещный мир.

Дополнительная:

2.Алпатьева Т. А. Пушкинский миф «Царского Села» в лирике Анненского // Литература в школе. 1999. № 2.

3.Козубовская Г. П. Лирический мир И. Анненского // Русская литература. 1995. № 2.

4. Федоров А. И. Анненский. М., 1984.

5. Тименчик Р. О составе сборника И. Анненского «Кипарисовый ларец» // Вопросы литературы. 1978. № 8.

6. Тростников М. В. Сквозные образы лирики Анненского // Известия АН СССР. Серия: Лит. и яз. 1991. Т. 50. № 4.

7. Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века. СПб., 1996.

Доступность литературы:

№ 1–7 – в Областной библиотеке им. Белинского.

 

Тема 15


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь