Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жанровые признаки демонологических рассказов
Народные демонологические рассказы — это суеверные повествования, связанные с персонажами из разряда низшей ми-фол огиии. Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: " В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке! " [90]
В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками — словом, непосредственно заимствованным из речи крестьян Белозерского края Новгородской губ. В качестве термина его предложили братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Они писали, что в народе это слово обычно прилагают " к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуве-рицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной,
нечистой силы[91]. Впоследствии Э. В. Померанцева, уточняя термин " быличка", разделила демонологические рассказы на две группы: былички и бывалыцины. Быличка — это меморат (воспоминание), бывалыцина — фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца).
Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица. Это дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантастическими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертвецах). По нашим наблюдениям, в бывальщинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным. Спасение приходит неожиданно, вследствие жеста (крестного знамения) или слова (упоминания Бога, например: " О Господи! " ). Вместе с тем быличка и бывальщина имеют много общего. Они с большой полнотой и цельностью сохраняют древние языческие представления восточных славян.
Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывалыци-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую " нечистую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чертями.
Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в " нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, беспросветной ночью, в тумане, при свете месяца... Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных местах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюдных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мельниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.
Встреча с демоном всегда неожиданна. И столь же неожиданно он исчезает из глаз. Как правило, сюжет строится на стремлении демонического существа причинить человеку вред: леший сбивает с пути, домовой пугает стуком или прикосновением, водяной топит, русалка щекочет до смерти. Вместе с тем некоторые демоны могут быть нейтральными к человеку и даже помогают ему: например, домовой ухаживает за скотиной; леший качает колыбель забытого в поле ребенка. Промежуточное положение между миром демонов и миром людей занимают колдуны, ведьмы, знахари — люди, умеющие по собственной воле вступать в контакт с нечистой силой (нередко эти свойства приписывались также и мельнику).
Поражает уже сам внешний вид фантастического персонажа. Это оборотень, способный принимать разные формы и любые размеры (то выше леса, то ниже травы). Демоническое существо может предстать в облике человека, однако обычно это человек с какими-то аномальными признаками: с рогами, хвостом, шерстью; вместо ног — с конечностями животного; или по внешнему виду он в точности похож на кого-то уже умершего из людей..Леший часто является стариком со взлохмаченными волосами и длинной седой бородой; он может быть также с рогами и козлиными ногами. Водяной — огромный голый старик с большим животом, зелеными волосами и бородой из водорослей. Демон может иметь или принимать зооморфный облик: ласки, кошки, свиньи, барана. Наконец, это существо может иметь вид неодушевленных предметов и природных явлений: огненный (водяной, пыльный) столб, вихрь, копна сена, клубок, колесо. Потустороннюю природу мифологического образа выдает его поведение: сиплый и громкий голос, леденящий душу смех, а также шум, грохот, треск, гул, вой, стремительное вращение, падение или движение — и т. п. С отдельными персонажами связывался якобы присущий им " образ жизни". Например, домовой по ночам ухаживает за лошадьми, расчесывает им хвосты и гривы; по другим представлениям, домовой — маленький старичок, мирно ковыряющий за печкой свой лапоть. Черти пируют вокруг костров, играют в карты, устраивают свадьбы. Русалки танцуют и поют, раскачиваются на березе, греются в бледных лучах месяца, расчесывают свои длинные волосы.
Тематическая классификация быличек и бывалыцин
Согласно известным в науке классификациям, можно выделить следующие тематические группы народных демонологических рассказов: о духах природы; о домашних духах; о черте, змее, проклятых; о колдунах и вампирах; о кладах; о предзнаменованиях;
о неопознанных летающих объектах (НЛО). Не исключена возможность выделения и других групп, поскольку быличка продолжает продуктивно функционировать (например, в современной детской мифологии).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
Тексты. Народные русские легенды, собранные А. Н. Афанасьевым. — М., 1859 < на обложке: 1860Х (См. также: Казань, 1914; М., 1916; Новосибирск, 1990). Прозаические жанры русского фольклора. Сказки, предания, легенды, былинки, сказы, устные рассказы: Хрестоматия / Сост. В. Н. Морохин. - М., 1977. - С. 156-294. Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) / Изд. под-гот. Н. А. Криничная. — Л., 1978. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьева; коммент., науч. аппарат В. П. Зиновьева и др. — Новосибирск, 1987. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи Л. Е. Элиа-сова. — 2-е изд. — Улан-Удэ, 1989. Легенды. Предания. Бывалыцины / Сост., подгот. текста, вступ. ст. Н. А. Криничной. - М., 1989. Криничная Н. А. Предания Русского Севера. — СПб., 1991. Былички и бывалыцины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов. — Пермь, 1991. Петр I. Предания, легенды, сказки и анекдоты: Сб. / Сост. И. Рай-кова. — М., 1993. Мифология Пинежья / Вступ. ст., подгот. текстов, коммент. А. А. Ивановой. — Карпогоры, 1995. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост., коммент. О. А. Черепановой. — СПб., 1996.
Исследования. Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды // Журнал Министерства народного просвещения. — 1875. — № 4, 5; 1876. - № 2, 3; 1877. - № 2, 5. Азбелев С. И. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) // Славянский фольклор и историческая действительность. — М.; Л., 1965. — С. 5-25. Азбелев С. Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд //Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. — Т. 10. - М.; Л., 1966. - С. 176-195. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIXBB. - М., 1967.
Соколова В. К. Русские исторические предания. — М., 1970. Савушкина Н. И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский фольклор: Русская народная проза. — Т. 13. — Л., 1972. — С. 58-76. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М., 1975. Померанцева Э. В. Русская устная проза / Сост. В. Г. Смолицкий. — М., 1985. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. — Л., 1987. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. — Л., 1988. Разумова И. А. Сказка и быличка. (Мифологический персонаж в системе жанра). — Петрозаводск, 1993.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте общие признаки произведений несказочной прозы. 2. Как соотносятся историческая достоверность и художественный вымысел в преданиях? 3. Раскройте содержание социально-утопических легенд.
ЗАДАНИЕ Приведите примеры использования сюжетов и образов народной демонологии в русской романтической литературе (у В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова или других писателей).
БЫЛИНЫ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы