Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности постановки народных драм
Народные драмы исполняли преимущественно в Святки, а в некоторых районах и на масленицу. Разыгрывались они в солдатских и фабричных казармах, в рабочих читальнях, в трактирах, на рыбацких тонях, в остроге, в учебных заведениях, в деревенских избах. Собиратель фольклора Н. Е. Ончуков писал в начале XX в., что в деревнях доморощенные " артисты" ходили по домам местных чиновников, к попу, к богатым крестьянам и играли комедии[220].
Группа артистов из народа (ее иногда называли " шайкой" ), подготовив постановку, отправлялась играть. Все участвовавшие в представлении входили в определенную заранее избу с пением какой-либо песни, затем спрашивали разрешения играть: " Не угодно ли вам, хозяин, представленье посмотреть? " Хозяин обыкновенно отвечал: " Милости просим! "; " Добро пожаловать! " Все участники представления выходили на середину избы и образовывали круг, в середине которого становились друг против друга Атаман и Эсаул (см. в Хрестоматии драму " Лодка" ).
В других случаях изба, в которой будут играть, заранее не определялась. " Артисты" подходили к дому, где происходила, например, вечеринка, отворяли дверь, входили в избу и освобождали место для игры. Так, например, подготавливалось место для представления сатирической пьесы " Барин" [221]. После представления играющие уходили на другую вечеринку. За вечер они обходили три или четыре избы[222]. Подобное " усердие" объясняется тем, что за игру ожидалось вознаграждение.
Иногда представление так же, как после исполнения колядок, оканчивалось просьбой о вознаграждении. В " Царе Максимилиане": Скороход (обходит зрителей с шапкой, приговаривая): — Представление кончено, господа, Пожалуйте за погляденье денежки сюда! [223]
В другом варианте той же драмы Скороход-маршал выходил на середину и обращался к зрителям. Скороход: — Вот, почтеннейшая фу блика < публика>, Занавеска закрывается, И приставленье все кончается, А актерам с вас на чай полагается[224].
При постановке драм не было занавеса, декораций и кулис, поэтому персонажи нарочито называли место действия, описывали его. Роль и функцию декораций частично восполняли реквизит и бутафория, а также движения " артистов". В " Лодке", например, участники представления овалом садились на пол, изображая лодку; они раскачивались взад и вперед и хлопали руками, чем создавали иллюзию гребли и плеска воды, и т. д.
Реквизит обычно был скуп, однако играющие старались его так подобрать, чтобы он характеризовал положение, род занятий персонажей. Например, при постановке " Царя Максимилиана" посреди комнаты для царя ставили разукрашенное кресло-трон. Для него же изготавливали оклеенные золотой и серебряной бумагой корону, скипетр и державу. Для Адольфа готовили кандалы. Для Кузнеца припасали молот. Соответственно роли подбиралось и оружие: для Исполинского рыцаря — пика и шашка; для Аники-воина — пика, сабля и медный щит; для рыцаря Брамбеуса — сабля и копье и т. д.
Большое значение придавалось одежде действующих лиц, так как по ней зрители могли определять, кто есть кто. Так, в описании одного из вариантов " Царя Максимилиана" говорилось, что главный герой — в форме " древних царей", в военной шапке, в камзоле, генеральских штанах и высоких сапогах со шпорами. Скороход-маршал — в военном сюртуке с погонами, в высокой шапке с пером. Кузнец же — в рубахе и лаптях, без шапки, на нем фартук. Старик-гробокопатель — в кафтане и лаптях, в мужицкой шапке. Старуха — в пестрядинном сарафане и во всем старушечьем крестьянском уборе, на голове кичка.
В " Лодке" Атаман — в красной рубахе, черной поддевке и черной шляпе, поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой; Разбойники — в красных рубахах, в меховых шапках со значками из разноцветной бумаги; Богатый помещик — в туфлях, пиджаке или халате, на голове котелок.
В сатирической драме " Мнимый барин" главный герой — в военной форме с погонами, в белой соломенной шляпе, с тростью и зонтиком; Трактирщик — в рубашке навыпуск, в жилетке, на груди зеленый фартук, на голове картуз; Лакей — во фраке или сюртуке, в фуражке, перчатках; Староста — старик в сермяге, черной шляпе котлом, лаптях, за плечами у него сумка.
Важное значение имело и самопредставление героя. Выработалась даже своеобразная формула представления: герой выходит, здоровается со зрителями и сообщает, кто он такой, а иногда и зачем прибыл.
Так, Скороход говорит: — Здравствуйте, почтеннейши господа! Вот и я прибыл к вам сюда. За кого вы меня признаете? За русского или за прусского? Я не есть русский и не есть прусский, Я есть природный скороход-фельдмаршал Грозного царя Максемъяна [225].
Царь Максемьян не только представляется, но и говорит о цели своего прибытия:
— Здравствуйте, все почтеннейшие господа, вот я и прибыл сюда. За кого вы меня почитаете: за царя ли прусского или за короля французского? Не есь я царь прусской, не есь я король французской, Есь я сам грозный Максемьян, царь римский. Наместник египетский и индийский. Владетель персидский. Пришел я сюда не пир пировать. Не мир мировать, Пришел сюда побиться, порубиться. На острых мечах в чистом поле тешиться; Судить и казнить непокорного И непослушного сына Адольфу [226].
Доктор, представляясь, подробно говорит, как он " лечит" людей: — Здравствуйте, почтеннейшие господа, Вот и я к вам прибыл сюда. За кого вы меня признаете? За русского или за прусского? Я не есть русский, я не есть прусский, Я есть главный доктор Фома, У меня есть лекарство, пластырь и сулема; Я искус(т)но лечу, Из мертвых кровь мечу. Ко мне приводят здоровых, А от меня уводят слабых; Ко мне приводят на ногах, А от меня увозят на дровнях. Я зубы дергаю, глаза ковыряю. На тот свет отправляю. Нет ли здесь кого полечить, поправить; Живого к смерти представить [227].
Поскольку в народном театре не было кулис и участники представления все время находились перед зрителями, а иногда и среди зрителей, они стояли кругом, полукругом или углом. В связи с этим выработался определенный тип игры, жеста, манеры декламации. Например, Скороход при обращении к царю сильно топал ногой и вынимал саблю. Н. Н. Белецкая писала: " Выйдя в круг и повернувшись лицом к публике (независимо от того, к кому он обращается в данный момент), герой- топает ногой, одновременно выкидывает вверх правую руку с шашкой и начинает монолог..." [228]. Однообразно изображались поединки, обращения к атаману или царю и т. д. Все действующие лица говорили громко, даже кричали, четко выговаривая слова.
Особенностью фольклорного театра является несоблюдение единства места и времени действия, что вызвано условиями игры (отсутствием кулис, занавеса). Так, например, в " Царе Максимилиане" почти все действие происходило перед троном царя: диалог царя с его сыном Адольфом, казнь последнего, рыцарские поединки, разговоры с Гробокопателем и проч.
***
В романе " Записки из Мертвого дома" Ф. М. Достоевский подробно рассказал о том, как заключенные готовились к представлению двух пьес: распределяли роли, подбирали реквизит, одежду, репетировали — и как потом играли. Пьесы назывались
" Филатка и Мирошка соперники" и " Кедрил-обжора" (глава " Представление" )[229]. Интересны рассуждения писателя о народном театре вообще, о его специфике.
Достоевский писал: " У нас в отдаленных городах и губерниях действительно есть такие театральные пьесы, которые, казалось бы, никому не известны, может быть, нигде никогда не напечатаны, но которые сами собой откуда-то явились и составляют необходимую принадлежность всякого народного театра в известной полосе России. Кстати: я сказал " народного театра". Очень бы и очень хорошо было, если б кто из наших изыскателей занялся новыми и более тщательными, чем доселе, исследованиями о народном театре, который есть, существует и даже, может быть, не совсем ничтожный. Я верить не хочу, чтобы все, что я потом видел у нас, в нашем острожном театре, было выдумано нашими же арестантами. Тут необходима преемственность предания, раз установленные приемы и понятия, переходящие из рода в род и по старой памяти. Искать их надо у солдат, у фабричных, в фабричных городах и даже по некоторым незнакомым бедным городкам у мещан. Сохранились тоже они по деревням и по губернским городам между дворнями больших помещичьих домов. Я даже думаю, что многие старинные пьесы расплодились в списках по России не иначе, как через помещицкую дворню. У прежних старинных помещиков и московских бар бывали собственные театры, составленные из крепостных артистов. И вот в этих-то театрах и получилось начало нашего народного драматического искусства, которого признаки несомненны" [230].
В XIX в. фольклорный театр и народные драмы почти не привлекали внимания собирателей, поэтому наблюдения Достоевского, сделанные им на каторге, представляют особый интерес.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
Тексты. Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский. — СПб., 1900. Северные народные драмы. Сборник Н. Е. Ончукова. — СПб., 1911. Русская народная драма XVII—XX вв.: Тексты пьес и описания представлений / Ред., вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова. — М., 1953.
Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и ком-мент. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. — М., 1988. Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. — М., 1991.
Исследования. Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. — Л.; М., 1925. (2-е изд., расширенное: М., 1980). Русские народные гулянья: По рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева / Запись и обраб. Е. Кузнецова. — Л.; М., 1948. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. — М 1959. Богатырев П. Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. — С. 450-496. Крупянская В. Ю. Народная драма " Лодка" (генезис и литературная история) // Славянский фольклор. — М., 1972. — С. 258-302. Савушкина Н. И. Русский народный театр. — М., 1976. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра: Учеб. пособие. — Л. 1977. Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII — начала XX века: Учеб. пособие. — Л., 1980. Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр: Учеб. пособие. — Л., 1983. Иванов Е. П. Меткое московское слово. — 2-е изд. — М., 1986. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. — Л., 1988. Савушкина Н. И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. — М., 1988.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Охарактеризуйте виды народного кукольного театра. 2. Расскажите о содержании народной драмы " Царь Максимилиан". Что было причиной ее популярности?
ЗАДАНИЕ Вычлените песни, исполнявшиеся в драме " Лодка" (см. Хрестоматию).Что вы можете сказать об этих песнях?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы