Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. Современные боевые искусства
Попытаемся классифицировать боевые искусства, которые перешагнули через национальные границы и популярны не в одной, а в нескольких странах. Вьетнамские боевые искусства (во) стали известны в мире сначала благодаря французским колонизаторам, а затем вследствие нескольких волн эмиграции из объятого войной и, позже, коммунистического Вьетнама. В 1973 году была образована Французская федерация Вьетводао-Вовинам, на базе которой в 1980 году возникла соответствующая международная федерация. Ее основателями были в основном старые вьетнамские мастера-эмигранты. В 1987 году образовалась Международная федерация Во-Вьетнам, соперничающая со своей предшественницей по политическим мотивам и отрицающая всякое сотрудничество с коммунистическими властями Вьетнама. Для стран Юго-Восточной и Южной Азии характерны боевые системы, использующие широкий арсенал техники ног. Наибольшую международную известность приобрели таиландский бокс муай-тай, развивающийся в рамках ряда профессиональных лиг, и индонезийский пенчак-силат. Сегодня они имеют чисто спортивные функции, хотя их техника достаточно опасна и жестока, что чревато серьезными травмами для занимающихся.
В какой-то степени таиландскую и индонезийскую системы боя напоминает французский бокс сават, но распространен он главным образом в Европе и Северной Африке. В Международную федерацию французского бокса — сават (IFFBS) входят в основном страны из этих регионов. Но чемпионаты мира и Европы последних лет показывают, что доминируют на этих турнирах спортсмены Франции и России. Если муай-тай и сават развиваются параллельными путями, то кикбоксинг являет собой систему единоборств, объединяющую восточную и западную традиции: удары руками и ногами включают в себя технику английского и французского бокса, а также американского фулл-контакт каратэ. Из восточных единоборств в кикбоксинг пришли удары ногами, броски и подсечки. Показателем степени овладения базовой техникой являются формальные упражнения, схожие по форме с ката в каратэ или таолу в ушу. Координирует движение кикбоксеров во всем мире WAKO — Всемирная ассоциация кикбоксерских организаций. Именно сочетание восточных и западных методик подготовки может сделать кикбоксинг наиболее перспективной системой единоборств. Для этого необходимо воспринять все лучшее из методической, технической и духовно-философской систем подготовок, существующих в различных системах единоборств. У истоков и кикбоксинга, и американского фулл-контакт каратэ стояла созданная менеджером из Нью-Йорка А. Бэнксом Международная федерация профессионального каратэ, организовавшая первый чемпионат мира среди лучших мастеров, на котором все поединки проходили в полный контакт. Этот турнир проходил в сентябре 1974 года в Лос-Анджелесе и победителями в четырех весовых категориях стали мексиканец И. Дуэнас и американцы Дж. Луис, Дж. Смит и Б. Уоллес. Хотя само название " кикбоксинг" появилось еще в начале 70-х годов, оно тогда не означало самостоятельный вид спорта — под этим названием подразумевалась одна из разновидностей контактного каратэ. Первые общеевропейские турниры по каратэ всех стилей проходили в 1974 и 1975 годах в Западном Берлине, в них принимали участие не только европейские, но и американские профессионалы. Проведение поединков по правилам полного контакта резко повысило интерес европейцев к новому для них виду жесткого единоборства. В рамках турниров проводились матчевые межконтинентальные встречи Европа-США В 1976 году в Париже прошел первый турнир Европа-Северная Америка с участием лучших мастеров — чемпионов мира среди профессионалов Б. Уоллеса и Дж. Смита (США), таких европейских знаменитостей как Д. Валера (Франция) и Я. Калленбах (Нидерланды). Победу одержала американская команда. В феврале 1977 года была основана WAKO (Всемирная организация каратэ всех стилей), в рамках которой были проведены первый чемпионат Европы (1977) и первый чемпионат мира (1978) по фулл-контакту. Впоследствии стали проводиться и чемпионаты с ограничением контакта, то есть по семи-контакту. В Европе в конце 70-х — начале 80-х годов доминировали спортсмены ФРГ, а в мире — представители США. К началу 80-х годов стало очевидно, что в поединках по фулл-контакту техника классического английского бокса и французского бокса превалирует над техникой рук каратэ. Это стало причиной переименования WAKO во Всемирную организацию любительского кикбоксинга (аббревиатура не изменилась) и конституирования кикбоксинга как самостоятельного вида спорта. Первый чемпионат Европы по кикбоксингу состоялся в 1984 году в Граце (Австрия). Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что из огромного числа единоборств явно выделяется направление, берущее начало от китайских боевых искусств (ушу), отличительной чертой которых является наличие в практике двух дисциплин: спортивный поединок с реальным противником, в значительной мере ограниченный рамками правил, и комплексы всех боевых приемов, свойственных данной школе единоборств, и имитирующих бой с воображаемыми противниками.
Таким образом, данное направление можно именовать как спортивно-боевые единоборства.
Заключение по разделу 1 Формирование системы боевых искусств Восточной и Юго-Восточной Азии на протяжении веков происходило в изоляции от культурных традиций Европы и Ближнего Востока, что способствовало образованию самобытной и высокоразвитой физической культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и других стран этой части света. Как часть мировой культуры, боевые искусства Востока в основу своей деятельности ставили физическое воспитание, что подтверждается высочайшим авторитетом учителей школ боевых искусств в обществе, а также ориентацией восточной физической культуры на боевые искусства, отличающиеся высокой координационной сложностью, принципами и методами, лежащими в их основе. В отличие от греко-латинской культуры, разделявшей дух и материю, следствием чего явилась большая ориентация европейской, североамериканской физической культуры на телесное развитие индивида и состязательную практику. На протяжении последних трех десятилетий наблюдается широкое распространение боевых искусств Дальнего Востока на территории России, что можно охарактеризовать как социальный феномен спонтанного и несанкционированного проникновения азиатской физической культуры в практику отечественного физического воспитания. Спонтанность и хаотичность данного процесса характерна не только для России, но и для такой страны, например, как США. Однако, в США распространение азиатских боевых искусств началось по крайней мере на два десятилетия раньше, то есть непосредственно после окончания второй мировой войны. Кроме того, американцы имели возможность ознакомления с практикой восточных единоборств непосредственно через высококвалифицированных инструкторов, прибывших из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Каналы проникновения аналогичных знаний и умений в Россию имели значительно более низкий качественный уровень, так как политика запретительства, сменившаяся затем индиферентно-настороженным отношением к развитию восточных единоборств в нашей стране могла привести и приводила репродуктантов на путь дремучих заблуждений и вымыслов. Такое положение дел привело отечественных специалистов по аналогам боевых искусств Востока (которых, кстати, до середины 90-х годов никто не готовил) в своих концептуальных методологических и идеологических подходах к диаметрально противоположным позициям от ретрансляции на российскую почву закрытых объединений адептов восточных единоборств по типу даосских сект до организаций азиатских боевых искусств, построенных по образу и подобию отечественных секций бокса или борьбы. Очевидно, что для соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимной стимуляции пересекающихся культурных структур необходимы целенаправленные усилия практиков и ученых. Исходная методологическая позиция об объективности взаимообогащения национальных систем физического воспитания и необходимости осуществления этапных научных обобщений в интересах получения привилегированного знания определила частную методологию проведенного нами научного исследования. Как свидетельствуют вышеприведенные сведения и данные наших исследований, развитие и функционирование системы боевых искусст Востока в России происходило, главным образом, естественным путем и в достаточной мере хаотично, так как практически отсутствовала весьма важная группа системонаполняющих факторов - система подготовки научно-педагогических кадров и как следствие система эффективного контроля за деятельностью субъектов и объектов СБЕ, что является не только нежелательным, но и в значительной степени вредным, в связи с тем, что недостаток квалифицированных педагогов-воспитателей может способствовать подготовке в организациях боевых искусств элементов социально опасных для общества. Тем не менее, одним из основоопределяющих событий ХХ-го столетия является взамопрникновение и взаимообогащение культурных традиций европоцентризма, берущих свое начало из Дренвней Греции, и традиций Восточной и Юго-Восточной Азии, берущих свое начало из древних Индии и Китая. В сфере физической культуры проявление данного феномена выразилось в появлении во второй половине двадцатого столетия нового вида единоборств -спортивно-боевых, спортивная составляющая которых обусловлена современным спортивным и Олимпийским движениями, а боевая - боевыми искусствами Дальнего Востока. Известно также, что коренным отличием восточных боевых искусств является их философско-религиозная и психологическая базы, в основе которых лежат конфуцианстово, даосизм и буддизм, которые будут являться объектами изучения следующего раздела наастоящей публикации. Очевидно, что Россия, являющаяся многонациональной державой, имеет свои религиозные традиции, сложившиеся, главным образом на основе православия -греческой ветви христианства. Официально признанными конфессиями являются также иудаизм, ислам и буддизм. Очевидно также, что являясь страной христианского мира, Россия должна следовать Закону, изложенному Иисусом Христом в нагорной проповеди и опрающемся на ветхозаветный закон (тора). Вот основные заповеди Закона Божия, считающиеся общечеловеческими: не убий, не прелюбодействуй, клятвы, закон возмездия, любовь к врагам, о милостыне, о молитве, о прощении грехов ближним, о светлом и помраченном глазе, невозможности служить двум господам, о пище, об одежде, о надежде на Бога и искании царства Божия, о суде, о ложных пророках и пр. Ознакомившись в следующей главе с основными положениями философско-религиозных школ Дальнего Востока, мы поймем, что в них гораздо больше принципов, способствующих взаимообогащению культур, чем наоборот. В этом, кстати, заключены важнейщие общекультурные гуманистические и образовательные функции физической культуры и спортивно-боевых единоборств в частности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы