Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Общая характеристика искусства Возрождения. Периодизация.



I. Общая характеристика искусства Возрождения. Периодизация.

Возрожде́ ние, или Ренесса́ нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Периодизация:

Проторенессанс: начало 13- начало 14 веков - дученто

Возврат к средневековью: 2 половина 14 века – до 15 века - треченто

Раннее возрожд.: 15 век 80-90 гг - кватроченто

Высокое возрождение: 90 гг 15в – 30 гг 16 в. -кватроченто

Позднее возрождение: 30-е гг 16 века и до 17 – чинквеченто

 

дученто-13в, треченто-14в, кватроченто-15в, чинквеченто-16в.-периоды существующие раздельно, лишь частично совпадающие с общепринятой периодизацией.

 

Проторенессанс.

-Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения.

-В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.

-В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

-Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отл. от иск. Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

-Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах.

Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11-13 вв. Тоскании, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими члененими стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю.

Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: (Рим); Джотто (Флоренция).

 

 

1.Николо Пизано. Кафедра пизанского баптистерия, скульптурные произведения Н. Пизано,

 

Никколо Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284) - основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано. Родился на юге, в Апулии, но, работал в Пизе-поэтому фамилия Пизано.

шестиугольная мраморная кафедра для баптистерия в Пизе (1260).

-Самая ранняя из ныне известных работ

- Кафедра опирается на полуциркульные арки, поддерживаемые высокими колоннами. В ее рельефах с изображениями евангельских сцен нашли отражение классицизирующие тенденции, получившие распространение в школах Южной Италии.

-распятие, рождество, поклонение волхвов.

- Пизанская школа ещё тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы.

-В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона.

-Реформы Н. Пизано: Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии

 

2. Арнольфо ди Камбио. Скульптуры для фонтана в Перудже, архитектурные проекты.

Арно́ льфо ди Ка́ мбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок.1245 — до 1310, Флоренция) — итальянский скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса. Выполнил гробницу кардинала де Брей (1228), построил церковь Сан-Доменико в Орвието (1282), церковь Санта-Кроче (строительство было начато в конце XIII в.).

— фонтан Маджоре на площади в Перудже (1278),

-работа совместно с отцом и сыном Пизано

-украшенн статуями и рельефами. Из этого фонтана запрещалось поить животных и брать воду в грязную посуду.

-Фигуры, выполненные для фонтана, сохранились во фрагментах.

 

3. Пьетро Каваллини. Росписи церкви Сайта Чечилия ин Трастевере в Риме.

 

Пьетро Каваллини (1259—1344) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса.

-Жил и работал в Риме. Заложил основы нового направления в живописи.

-Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, присущих итальянской живописи XIII в., придавая изображениям объёмную пластичность.

 

-Автор мозаик (церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г.)

и фресок (церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, ок.1293 г.).

-страшный суд. фрагменты.

 

-Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто, и других молодых художников Италии.

-За благочестивую жизнь его считали святым.

 

4.Джотто. Цикл росписей капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе. «Мадонна во Славе» - алтарная композиция для церкви Оньисанти. Новаторство Джотто.

 

Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1337), флорентийский художник, живописец и архитектор.

-новации Джотто – объёмность предметов, реального и измеримого пространства, в котором они помещаются, естественные качества поверхности вещей. Джотто - первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции.

Его влияние простирается на целые века. Творчество Джотто заложило основу искусства Ренессанса.

 

- «Мадонна во Славе» - алтарная композиция для церкви Оньисанти.

 

росписей капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе.

- сцены из жизни Христа

- поцелуй иуды

- введение во храм

- благовещение

- оплакивание

- ангелы - возвращение иакима к пастухам

 

В конце 1310-х годов Джотто расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, но сохранились лишь фрески небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320-25), принадлежавших семьям самых могущественных банкиров тогдашней Европы — Барди и Перуцци.

 

- алтарная арка

- страшный суд

- настоятель подносит макет капеллы

- благовещение

-Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто, возрожденные в конце пятидесятых — первой половине шестидесятых годов.

 

-Органически связанные с архитектурой капелл, фрески отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.

-Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего и четко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятся более многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто.

-В многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов, появляются сложные пространственные и оптические эффекты.

 

 

Леон Биттиста Альберти.

— итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре.

 

 

-Палаццо Ручелаи во Флоренции,

архит: Бернардо Росселино по заказу флорентийца и мецената эпохи Возрождения Джованни Ручеллаи (не путать с поэтом Джованни Ручеллаи).

Фасад здания считается одним из первых образцов светской архитектуры эпохи Возрождения, c пилястрами и антаблементом в качестве основных элементов композиции.

-Рустированные стены производят впечатление мощи, особенно более крупный руст на стене первого этажа, на котором располагался цейхгауз.

-декорирован пилястрами одного из трёх классических ордеров: на первом этаже — тосканский, на втором Альберти поместил вместо ионического ордера пилястры с оригинальной капителью, разработанной им самим, а третий этаж украшает коринфский ордер в несколько упрощённом варианте. Окна на втором и третьем этажах сдвоены под арками.

 

 

-церковь Сан-Франческо в Римини,

 

была построена в середине XV века по приказу одного из правителей Римини из династии Малатеста - Сиджизмондо.

Это сооружение чаще называют – храм Малатесты. Архитектор Леон Баттиста Альберти задумал построить храм в виде величественного купольного мавзолея, но осуществить задуманное он не успел – храм остался недостроенным: не был завершен главный фасад, отсутствует купол и церковная атрибутика.

-Интерьер храма украшает работа Джотто " Распятие", скульптуры Агостино ди Дуччо и фреска Пьеро дела Франчески, на которой изображен сам Малатеста, преклоняющий колени перед своим небесным покровителем – св. Сигизмундом.

 

-церковь Сант-Андреа в Мантуе.

Важнейшей постройкой Альберти в Северной Италии явилась мантуанская церковь Сант-Андреа, в которой зодчий попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием. Несмотря на то что церковь строилась после кончины Альберти (ее проект был создан в 1470 г.), в ней в большей мере, чем во многих других его постройках, сохранился первоначальный авторский замысел.

-Ее величественный, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров — большого и малого — подводят вплотную к архитектуре Высокого Возрождения.

 

 

4. Новые типы построек (в т.ч. общественного назначения). Теория искусства: открытие линейной (прямой) перспективы в творчестве Брунеллески. Трактат Альберти «Десять книг о зодчестве».

 

Скульптура.

-попытки переосмыслить творческое наследие античности

-в средневековье скульптура сосуществовала вместе с архитектурой и была рассчитана на одну точку зрения. теперь скульптура стала обзорной.

 

1. Донателло.

-сын ремесленника, нет спец. образовн., начал работать при строительстве собора Санта марие Дель Фьоре. дружит с Брунеллески.

– первый скульптор эпохи Возрождения, отошедший от средневековых традиций.

-положил начало скульптурному портрету, показу индивидуальности человека,

-обратился к античным идеалам, решил проблему устойчивой постановки фигуры,

-возродил изображение обнаженного тела в скульптуре,

-создал первый светский памятник, новый тип надгробия,

-начал исп. в пр. линейную перспективу.

 

-Статуя св. Георгия,

-(1415–1417, Национальный музей, Флоренция),

-св. георгий - покровитель цеха оружейников. для церкви Ор Сан Микеле,

- образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя, идеал сильной личности.

-Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.

-После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.

 

-рельеф «Благовещение» (алтарь Кавальканти),

-алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом «Благовещение» для церкви Санта Кроче.

-придал античное богатство пластики рельефу из серого камня

-убедительность за счёт напряжённого диалога

-рельеф обрамлён орнаментом с позолотой и 6 фигурок Путти

 

-статуя Давида,

ок. 1430–1433, Национальный музей, Флоренция) создана Донателло под влиянием античных образцов.

-Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Перед нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа.

-Статуя Давида, созданная как на вершие фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, поэтому была рассчитана на одну точку зрения.

-В 1495 скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, в 1777 передали в Галерею Уффици, а оттуда в Национальный музей.

 

-конный памятник Гаттамелате в Падуе и другие произведения скульптора.

бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как " пятнистая кошка" ),

расположен на площади перед Собором св. Антония.

-памятник на площади — первый светский монумент в искусстве нового времени.

- Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер, — все это обращение к античной традиции.

-портретные черты, но это человек эпохи

 

 

2, Андреа Вероккио.

 

- 1435, Флоренция — 1488, Венеция)

-один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

 

-Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссером придворных празднеств.

 

-Статуя Давида, На лице бронзового Давида своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

 

-конный монумент Каллеони в Венеции и другие произведения.

-создавал совместно с Леонардо

 

 

3. Творчество Лоренцо Гиберти,

(Ghiberti, Lorenzo) (1378-1455) — крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры.

Он учился у своего отчима Бартолуччо Гиберти, золотых дел мастера, в юности занимался ювелирным искусством, живописью.

-1401 конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. 1290-1349), и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей.

-победили на равных Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377-1446).

Оба автора показали себя новаторами в скульптуре: большое внимание они уделили изображению обнаженного тела, передаче движения, использовали мотивы античной классики. Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно.

-Рельефы Гиберти спокойнее, он уделяет внимание нюансам моделировки, отделки деталей, объединяет фигуры с окружением. Его рельефы обладают единством всех элементов композиции, правдивостью деталей, техническим совершенством.

-Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.

-Десять больших квадратных рельефов-

- 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных - Евангелисты, Учителя церкви. Между полями рельефов проложены декоративные гирлянды, на пересечении которых в высоком рельефе даны головы: портреты учеников Гиберти, его близких, среди которых и его автопортрет.

-В рельефах прослеживаются черты готики: удлиненность фигур, условный изгиб, текучая плавность складок одежд. Но эти черты сочетаются с поисками нового пространственного решения, живостью повествования. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию глубины, пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину. Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей.

 

-Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423-1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, некогда принадлежавшую императору Нерону, изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431-1447).

Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Ор Сан Микеле, они размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), Св. Матфея (1421), Св. Стефана (1425-1426).Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, он написал " Комментарии" (1447-1448) — первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы.

 

 

Якопо дела Кверча.

-старше по возрасту Донателло и Гиберти

-неправильные пропорции человеческого тела и сухость контуров его работ ещё говорят о близости скульптора к XIII веку.(готике). в поздних работах уже полноценное возрождение.

-участвовал в конкурсе на двери флорентийского баптистерия

 

- Гробница Иларии дель Карретто в соборе Сан Мартино в Лукке. Мрамор. 1406 г.

близко не к итальянским, а к североевропейским готическим надгробиям с фигурой усопшего, лежащей на саркофаге. (складки одежды, фигура)

-Но скульптурная часть носит уже во многом ренессансный характер. Это относится к фигурам маленьких ангелов с гирляндами, напоминающих по своему облику и но пластике античных амуров и гениев.

- Якопо делла Кверча. Захария в храме. Рельеф купели баптистерия в Сиене. Бронза. 1417-1428 гг.

В 1408—1419 гг. Кверча работал в Сиене над монументальным городским фонтаном «Фонте Гайа» («Источник радости»), для которого он выполнил ряд рельефов и статуи добродетелей. Это замечательное произведение дошло до нас в сильно разрушенном состоянии. Наряду с другими скульпторами он участвовал в создании рельефных изображений для купели сиенского баптистерия.

 

 

-Главной работой Кверча были рельефы для портала колоссальной церкви Сан Петронио в Болонье.

-традиция украшать порталы-из готики, но Кверча решил её совсем по другому.

-Вместо готических форм Кверча создал обрамление входа в храм из своеобразных пилястр, которые состоят из расположенных друг над другом рельефов в классических прямоугольных обрамлениях. Рельефы эти выполнены из темно-серого необычайно твердого истрийского камня, благодаря цвету и фактуре которого они кажутся словно отлитыми из металла. Эта их особенность необычайно органически сочетается с героической мощью образов Кверча.

Живопись.

-эволюция живописи 15 века близка к эволюции скульптуры

-нет крупного автора, но основоположником явл. Мазаччо.

 

Мазаччо.

— знаменитый итальянский живописец. Представитель флорентийской школы.

-умер в27 лет. дал ориентиры на основные проблемы в живописи, которые позже начали разрабатывать его ученики.

-ранние работы ещо сохр. влияние готики, т.к. учился Мазаччо ещё при готических мастерах.

 

 

-Росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции.

-(автопортрет)

 

Главной монументальной работой Мазаччо явились его фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.

-возможно не все фрески Мазаччо, часть из них Мазолино.

-фрески убедительны, в них намечены черты реализма на будукщее

-Мазаччо сделал следующий после Джотто решающий шаг в создании собирательного образа человека, освободившегося отныне от религиозно-этической подосновы и проникнутого новым, подлинно светским мироощущением. В такой же мере Мазаччо продвинулся вперед в показе окружающей человека среды.

-задачиа передать человека на плоскости, в реальном окружении и трёхмерном пространстве. по-новому использовал светотень, вводит в композиции пейзаж

-(изгнание из рая)

В «Изгнании из рая», написанном на выступающей пилястре, Мазаччо передает в движении обнаженные фигуры Адама и Евы. Сильно освещая их с одной стороны, подчеркивая этим объемность их трактовки, он располагает их в разных планах, отчего создается впечатление пространственности. Преследуемые грозным жестом ангела с красными крыльями, Адам и Ева в страхе и смятении покидают рай. Подобной трактовки религиозной темы итальянская живопись до тех пор не знала.

-(чудо со статиром)

На фоне широкого обобщенно трактованного пейзажа развертывается действие другой знаменитой фрески Мазаччо — «Чудо со статиром».

Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. В центре большой ярко освещенной группы апостолов-—широкоплечих, массивных фигур простых и мужественных людей из народа — стоит Христос в розовом хитоне и синем плаще. Спокойным и величественным жестом руки он умиротворяет спор, возникший между апостолом Петром и сборщиком городской подати, который изображен спиной к зрителю в живой и естественной позе, отчего его диалог со св. Петром — разгневанным могучим старцем — приобретает жизненную убедительность. В глубине слева, у озера, изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески.

Мягкость и живописность светотеневых переходов, простые и безыскусственные красочные соотношения служат в первую очередь усилению пластической выразительности образов. Готическая отвлеченность, свойственная многим итальянским мастерам конца 14 — начала 15 в., была наконец преодолена в этих композициях. В ряде других росписей той же капеллы Мазаччо изображает различные Эпизоды из жизни апостола Петра, превращая евангельские легенды в живые выразительные повествования, вводя в них реальные человеческие типы и архитектуру своего времени.

 

-«Троица» церкви Сайта Мария Новелла и (Флоренция) и другие работы.

-знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения, известная своим новаторством в вопросе передачи перспективы, интегрирования изображенной архитектуры в настоящую и изображения донаторов по масштабу сопоставимыми со святыми.

-На фреске изображена Голгофа — распятый Христос, поддерживаемый Богом-Отцом. В ногах у Распятия — саркофаг со скелетом Адама,

- По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн,

-чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета — одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга. Предположительное имя донатора — Лоренцо Ленци.

 

 

Пьеро делла Франческа.

-ок. 1420—1492 гг., итальянский художник и теоретик

-родился в небольшом селении в Умбрии, сформировался под влиянием флорентийской школы живописи, учился у неизвестных мастеров, а так же у Доменико Венициано

-Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», и «Книжица о пяти правильных телах»-издания дали ему больший авторитет в среди современников.

-Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

 

 

-Ранние произведения художника;

- «Крещение Христа»,

 

-«Воскресение Христа» и другие.

 

 

 

- Росписи алтарной капеллы церкви Сан-Франческо в Ареццо,

- «Победа Константина над Максенцием». Фрагмент. Фреска из цикла «История животворящего креста»

- «История царицы Савской»

 

- изображают легенду об обретении Креста Господня, 1452—1465 гг.

-Пьерро дела Франческо продолжает работу над фрескаями по заказу купцов Баччи после смерти мастера Биччи де Лоренцо.

-При первом взгляде живопись выглядит плоскостной, но затем становится понятна её объемно-пространственная основа. Сочетание объёмности и в то же время плоскостности в изображении — одна из удивительных особенностей искусства Пьеро делла Франческа, который, строго соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Да же здания на фресках располагаются не под углом, а в фас. Художник часто ставил в профиль фигуры, приближая их к переднему плану, предпочитал закруглённые силуэты и чёткие, лёгкие, плавные линии

-в отличие от вресок средневековья, которые требовали постепенного обхода помещения для их последовательного рассматривания,

фрески пьеро дела Францеско, с симметричным построением повествования предусматривает единовременное обозрение ансамбля

- «Сон Константина» является одним из первых ноктюрнов, одной из первых попыток в живописи кватроченто передать искусственное освещение.

-портреты герцогов Урбинских.

-синтез флорентийской и североитальянской традиции портретного искусства середины XV века, обогащенный творческим использованием колористических достижений нидерландской живописи

-жанр придворного портрета получает яркую гуманистическую интерпретацию. идея антропоцентрической гармонии, человек царит над окружающим пространством: государь над своими землями, а homo sapiens — над природой.

-объединение в диптих п.ф. взял из нидерландской живописи(расположение портретов донаторов на створках алтаря). Пьеро также был знаком обычай расписывать оборот портрета, но до него сюжеты таких росписей ограничивались орнаментально-геральдическими мотивами и эмблемами.

-Соединение профильного портрета с аллегорией и латинской надписью — прямой аналог медальерного искусства

-Человек господствует над природой, портретные образы полностью освобождены от религиозного духа, который присутствует во всех донаторских портретах Пьеро

-Головы возвышаются над линией горизонта, и такое сочетание вроде бы противоречит всей природе профильного портрета, который всегда тяготел к плоскости. Этому во многом способствует новая техника масляной живописи, воспринятая из Нидерландов. Пьеро заменяет декоративный цветной фон пейзажным и таким образом завоевывает «третье измерение», не прибегая к каким-то композиционным ухищрениям.

-Пейзаж полон подробностей-это местность, видная из окон урбинского дворца. пейзажи на обеих сторонах картин, составленные вместе, образуют единую панораму

 

-На оборотной стороне диптиха изображены триумфы Федериго и Баттисты. Этот древнеримский обычай стал весьма популярным в Ренессанс, такие театрализованные представления сопровождали всевозможные празднества.

 

 

- Трактат о перспективе.

 

 

Андреа Мантенья.

-итальянский художник, представитель падуанской школы живописи.

-В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса писал в жёсткой и резкой манере.

-род. в семье дровосека, был усыновлён художником Скварчоне, у кот. учился живописи. в 17 лет добился независимости и начал работать как самостоятельный художник. испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло. женился на дочери художника Якопо Беллини. затем стал придворным художником у герцогов Гонзага.

 

-Один из крупнейших гуманистов Италии, Мантенья был знатоком и собирателем произведений античной культуры. Благодаря в том числе и глубокому пониманию античности, Мантенья стал радикальным новатором живописи.

 

 

-Росписи палаццо Дукале в Мантуе,

распиана в 1465—1474 годах по заказу маркиза Лудовико III Гонзага

-одна из парадных покоев замка. До того как её расписал Мантенья комната служила спальней.

 

-На северной стене написана Придворная сцена, изображающая заказчика (в неофициальном наряде) и его жену Барбару Брандербургскую. Секретарь подносит Людовику Гонзага свиток с письмом, в котором указано, что его старший сын избран кардиналом.

 

 

- На западной стене находится Сцена встречи. Лодовико Гонзага написан в официальном наряде, встречающим своего сына кардинала Франческо Гонзага

 

-Южная и восточная стена, а также пролет с окном на северной стене показаны полностью «прикрытыми» иллюзорными кожаными занавесами, которые имитировали настоящие шторы из кордовской кожи, когда-то украшавшие эти стены и окна. В люнетах над занавесами (украшенными зелеными гирляндами с плодами и эмблемами Гонзага) видно голубое небо.

 

 

 

-Потолочный плафон визуальными средствами сделан так, что создается впечатление, будто «аркады» колонного зала несут нервюрный свод, поднимающийся вверх и завершающийся куполом. Комната кажется высокой, хотя в реальности её высота не превышает 7 метров. Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном, их фон имитирует золотую мозаику. В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него «свет» будто бросает блики и тени на фигуры у балюстрады окна и «рельефы» свода.

- автопортрет в декоре

 

 

-картина «Мертвый Христос» и другие произведения художника.

-перспектива используется как средство духовного выражения

-Никто до Мантеньи не показывал Христа в таком необычном ракурсе

-ступни мертвого явно уменьшены, а голова, по сравнению с ними, увеличена. Если бы Мантенья передал реальное зрительное соотношение между ступнями ног и головой, то основное место в картине заняли бы ступни ног, что мешало бы восприятию главного художественного центра - головы Христа.

 

Сандро Боттичелли.

— живописец тосканской школы.

-Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.

-Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами.

 

 

-Картины «Весна»

-украшала приемную Лоренцо Медичи.

-ярко иллюстрирует иконографию Возрождения и отражает философию неоплатонизма.

-некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 5087; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.21 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь