Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эстетика и менталитет ХХ века. Периодизация истории литературы ХХ века.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Эстетика и менталитет ХХ века. Периодизация истории литературы ХХ века. Для описания нового социального порядка придумано немало терминов — информационное общество, общество услуг, общество знаний. Ощущение выхода за пределы прежних форм развития побудило многих исследователей вводить термины с добавлением приставки пост («после»). Так, некоторые авторы говорят о постмодернистском обществе. Однако наиболее употребительным стал термин, впервые, предложенный американцем Дэниэлом Бэллом и французом Аленом Турэном, — постиндустриальное общество. Большой вклад в исследование явления постмодернизма внесли такие ученые как Ж. Ф.Лиотар, Э.Гидденс, Н.Элиаса, У. Бек, Г.Свэнсон. Отличительными чертами постиндустриального общества являются массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Развитие новейших электронных технологий оказало на жизнь общества и отдельного человека такое влияние, что уже невозможно абстрагироваться от них при рассмотрении любой области реальности конца ХХ века. 1-ая пол. 20 века изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая назыв. «авангардизм». Но самым ярким направляеним становится Реализм. Формами реализма, в 20 в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Появляется массовая литература. Она не является искусством, это популярная коммерческая литература, которая приносит моментальный доход. Основыне темы – тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравстенности и политики, проблемы духовного и этического. Понятие «декаданс» (фр. decadence - упадок) утвердилось в 80-х годах во Франции. Декаданс трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением, скорее это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад ценности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. Наряду с ним часто употребляется собирательное понятие «модернизм» (новое искусство), объединившее различные проявления нереалистической литературы до 1920 года. Модернизм развивается под знаком изменчивости, подвижности. Другая его черта - декларируемая или осуществлённая в самой художественной практике элитарность модернизма. Традиционно родоначальником модернизма считают французского поэта середины XIX века Ш. Бодлера (антиэстетизм - «оправдание» торжества зла). Затем возникает течение эстетизм (абсолютизация красоты), которое наиболее ярко сказалось на творчестве О. Уайльда. Однако самым влиятельным и долговременным вариантом модернизма стал символизм, возникший во Франции и ставший со временем общеевропейским явлением. Символизм опирается на представление о соотношении символа, т.е. знака и объекта, который скрывается за символом. Ярким его представителями были А. Рембо, П. Верлен, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Очень близок к символизму импрессионизм - искусство впечатления, который своей задачей ставил фиксировать и выражать первичные эмоции и впечатления. Основная черта - фрагментарность. Натурализм возник в 60 - 70-х годах и окончательно оформился в 80-е годы. В его основе лежала позитивистская биологизация человека, отождествление его с животным («человек-зверь» в романах Э. Золя). Правдивость натуралисты отождествляли с обыденностью, приземлённостью, отбрасывая всё героическое и возвышенное. Как реакция на натурализм возникает неоромантизм, отвергающий прозаизм существования обывателя. Неоромантики (Р. Стивенсон) искали героическую личность и в прошлом, и в настоящем, тяготели к нестандартно мыслящему герою. Авангардизм - собирательное название целого ряда модификаций нереалистической литературы 1910 - 1950-х годов. Характерным признаком авангардизма является декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такого рода тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир. Дадаизм - характерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Название его происходит от французского слова dada - так называют лошадку начинающие говорить французские малыши. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей - взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар). Весьма показательно то крыло нереалистической литературы 1910 - 1920-х годов, которое называют романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии). В романах потока сознания объективная реальность оттесняется и, пожалуй, даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира. Экзистенциализмом называют литературное течение 1930 - 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). По мнению французских экзистенциалистов, существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет. Существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу. 1920-е годы вошли в литературу вместе с образом «потерянного поколения». Эти слова приписываются писательнице Г. Стайн и адресованы молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны и не сумевшим после неё «войти в колею» нормальной жизни. «Потерянный» человек постоянно находится в состоянии «военных» действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого - война и бюрократия. В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода: Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.
Историко-культурная и литературная ситуация в 1910-е-1940-ые гг. Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связывают с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда. • политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями, • отрицание литературных традиций, • интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу, • слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей, • стремление к жанру эссе. В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода: 2) после 1945г. !!! война, революции и всё такое. Литература «потерянного поколения». Писатели, их книги, герои, основа тематики и проблематики, содержательные аспекты концепта «потерянности». «ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (англ. lost generation), определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920-е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим опытом 1-й мировой войны. Выражение приписывается Г. Стайн; использовано Э. Хемингуэем в эпиграфе к роману «И восходит солнце» (1926). Тема «потерянного поколения» проникнута пафосом стоического пессимизма у Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона. Маленькая женщина «Так крепко, как рука держит камень. А держит она его крепко лишь для того, чтобы швырнуть его как можно дальше. Но дорога приведет и в ту даль» Франц Кафка Тема взаимоотношения мужчины и женщины, любви, брака, дружбы всегда являлась основой лучших произведений искусства, самых жарких дискуссий и никогда не потеряет актуальность. Казалось бы, что нет ни одного человека на земле в прошлом или в настоящем, и даже в будущем, кто бы был идеально, до последнего атома, похож на другого. Но при этой всей непохожести желание быть любимым у всех одинаковое, будь ты осужденный обществом или восхваленный миллионами идеал. А может ни в этом суть? Может люди сами хотят пронести через всю жизнь каждый свой, не развязанный «узелок» спрятанный глубоко, под множеством сменяемых масок? И может быть никто не хочет знать правду о любви мужчины, или о дружбе женщины? Возможно, только иллюзии заставляют людей искать смысл жизни, потому как истинная трактовка вселенной давно определена наукой. Но исторически так сложилось, что в каждом временном пространстве культура отношений мужчины и женщины постоянно видоизменялась. Поклонения жрицам любви, охота на ведьм, или же равные Адамы и Евы вот, что оставила нам история для размышления. Но вернемся к началу двадцатого века в маленький уездный городок дождливой осенней Европы. Вернемся в невысокий дом на два этажа где все комнаты глубокие и длинные, в которых всегда мало солнечного света от плотно заросшего вьющегося плюща на окнах. Простая городская жизнь без особых прикрас и достатка, вечность неменяющегося быта и скука незагруженного ума. За окнами иногда слышен цокот лошадиных подков об брусчатку и выкрики разносчиков газет и хлеба. Так чем же может привлечь внимание такой антураж, чем нас могут заинтересовать серые будни героев новеллы «Маленькая женщина» Франца Кафки? Да все тем же поиском иллюзорной истины. Ведь все предельно просто: есть Он и Она, и есть знак вопроса. А мы как сторонние наблюдатели становимся свидетелями и судьями, примеряем их образы на себя или на свое окружение и создаем свой жизненный театр, проникая в чужие роли. Гуманистический характер творчества А. де Сента-Экзюпери. Тема ответственности в произведениях писателя («Планета людей», «Маленький принц»). Начало XX в., как известно, прошло под знаком социальных катаклизмов, поставивших человечество перед необходимостью решения ряда философско-нравственных важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Осмысливая функции и роль человека в мире, они считали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, чтобы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистенциалистского течения – Ж.-П. Сартра и А. Камю. Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сент-Экзюпери. В отличие от большинства писателей-современников он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобщенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее. Размышляя о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сент-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях. Сознавая трагическую заданность человеческого существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое дело». А. де Сент-Экзюпери считал, что только активная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми ценностями, главная из которых – духовность. Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери приобретает понятие межличностных связей и действия. Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Ценность человеческой личности проявляется, по мнению автора, в рамках коллективного сотворчества в достижении общей цели. В третьей книге «Планета людей» (1939) Сент-Экзюпери уходит от проявляемых им ранее индивидуалистических концепций «сверхчеловека». В этом произведении окончательно формируются его гуманистические принципы. Человек для него по-прежнему ценен как homo sapiens, но в это понятие теперь вкладывается еще однозначный, общественно-содержательный смысл. Здесь человек, скорее всего, просто труженик, честный, волевой, который своим повседневным трудом вносит вклад в дело прогресса. В «Планете людей» автором практически формулируется понятие человеческого сообщества. Мысль об ответственности, которая должна быть присуща каждому, не оставляет Сент-Экзюпери. Подобные тенденции были выражением духа эпохи. Они родились из ощущения перекоса в развитии цивилизации. Жизнь каждого человека, по мнению Сент-Экзюпери, должна быть осмыслена, личность должна иметь духовный рост и благородную цель, а это возможно только в рамках сообщества, а не в одиночку. Во многих произведениях Сент-Экзюпери уделял особое внимание созданию концепции образа человека. Он считал, что главное в ней – это духовность. Он называл душу человека храмом, который нужно в себе постепенно создавать. Таким образом, храмом, по мнению Сент-Экзюпери можно также считать и внутренний мир человека, который является суммой приобретаемых им духовных качеств. Такой храм каждому человеку необходимо возвести, укреплять и защищать. Маленький принц (1943) замечательный, честный, светлый мальчик. Его основной закон: ты всегда отвечаешь за тех, кого приручил. Каждое утро он, как добрый и заботливый хозяин, наводит порядок на своей планете, выкорчевывает маленькие баобабы, чтобы зло не уничтожило его планету, чтобы зло не победило добро. Особенно меня взволновали размышления писателя о дружбе. Дружить - это всегда ощущать голос сердца, приносить радость другому человеку, оберегать его, доверять ему.
Эстетика и менталитет ХХ века. Периодизация истории литературы ХХ века. Для описания нового социального порядка придумано немало терминов — информационное общество, общество услуг, общество знаний. Ощущение выхода за пределы прежних форм развития побудило многих исследователей вводить термины с добавлением приставки пост («после»). Так, некоторые авторы говорят о постмодернистском обществе. Однако наиболее употребительным стал термин, впервые, предложенный американцем Дэниэлом Бэллом и французом Аленом Турэном, — постиндустриальное общество. Большой вклад в исследование явления постмодернизма внесли такие ученые как Ж. Ф.Лиотар, Э.Гидденс, Н.Элиаса, У. Бек, Г.Свэнсон. Отличительными чертами постиндустриального общества являются массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Развитие новейших электронных технологий оказало на жизнь общества и отдельного человека такое влияние, что уже невозможно абстрагироваться от них при рассмотрении любой области реальности конца ХХ века. 1-ая пол. 20 века изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая назыв. «авангардизм». Но самым ярким направляеним становится Реализм. Формами реализма, в 20 в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Появляется массовая литература. Она не является искусством, это популярная коммерческая литература, которая приносит моментальный доход. Основыне темы – тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравстенности и политики, проблемы духовного и этического. Понятие «декаданс» (фр. decadence - упадок) утвердилось в 80-х годах во Франции. Декаданс трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением, скорее это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад ценности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. Наряду с ним часто употребляется собирательное понятие «модернизм» (новое искусство), объединившее различные проявления нереалистической литературы до 1920 года. Модернизм развивается под знаком изменчивости, подвижности. Другая его черта - декларируемая или осуществлённая в самой художественной практике элитарность модернизма. Традиционно родоначальником модернизма считают французского поэта середины XIX века Ш. Бодлера (антиэстетизм - «оправдание» торжества зла). Затем возникает течение эстетизм (абсолютизация красоты), которое наиболее ярко сказалось на творчестве О. Уайльда. Однако самым влиятельным и долговременным вариантом модернизма стал символизм, возникший во Франции и ставший со временем общеевропейским явлением. Символизм опирается на представление о соотношении символа, т.е. знака и объекта, который скрывается за символом. Ярким его представителями были А. Рембо, П. Верлен, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Очень близок к символизму импрессионизм - искусство впечатления, который своей задачей ставил фиксировать и выражать первичные эмоции и впечатления. Основная черта - фрагментарность. Натурализм возник в 60 - 70-х годах и окончательно оформился в 80-е годы. В его основе лежала позитивистская биологизация человека, отождествление его с животным («человек-зверь» в романах Э. Золя). Правдивость натуралисты отождествляли с обыденностью, приземлённостью, отбрасывая всё героическое и возвышенное. Как реакция на натурализм возникает неоромантизм, отвергающий прозаизм существования обывателя. Неоромантики (Р. Стивенсон) искали героическую личность и в прошлом, и в настоящем, тяготели к нестандартно мыслящему герою. Авангардизм - собирательное название целого ряда модификаций нереалистической литературы 1910 - 1950-х годов. Характерным признаком авангардизма является декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такого рода тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир. Дадаизм - характерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Название его происходит от французского слова dada - так называют лошадку начинающие говорить французские малыши. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей - взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар). Весьма показательно то крыло нереалистической литературы 1910 - 1920-х годов, которое называют романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии). В романах потока сознания объективная реальность оттесняется и, пожалуй, даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира. Экзистенциализмом называют литературное течение 1930 - 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). По мнению французских экзистенциалистов, существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет. Существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу. 1920-е годы вошли в литературу вместе с образом «потерянного поколения». Эти слова приписываются писательнице Г. Стайн и адресованы молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны и не сумевшим после неё «войти в колею» нормальной жизни. «Потерянный» человек постоянно находится в состоянии «военных» действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого - война и бюрократия. В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода: Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1298; Нарушение авторского права страницы